Технологическая карта урока технологии
Тема урока: «Средства труда современного производства. Агрегаты и производственные линии.»
Класс: 7
Цель деятельности учителя | Создать условия для расширения знаний, «открытия» нового знания, для формирования нравственных качеств личности. |
Тип урока | Урок-исследование |
Планируемые образовательные результаты | Предметные: Познакомить учащихся с технологическими машинами; ознакомить учащихся со средствами труда современного производсьва; Метапредметные (УУД): совершенствовать умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности. Личностные: формировать и развивать экологическое мышление, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации; формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям |
Методы и формы обучения | Эвристический метод, индивидуальная, фронтальная работа |
Оборудование | для учителя: проектор, ноутбук, мультимедийная презентация , план-конспект урока, технологическая карта
|
Наглядно-демонстрационный материал | презентации по теме урока, РЭШ: урок 5, 7 класс |
Основные понятия | Технологическая машина |
Организационная структура урока
Этапы урока | Содержание урока | Деятельность учащихся | Промежуточный контроль | ||||||||||||||
1.Организационный момент | Приветствие детей. Получение сведений об отсутствующих. Подготовка к занятию ( учебник, тетрадь, ручка, дневник). |
|
| ||||||||||||||
2.Формулирова ние темы урока
| В 60—80-х годах XVIII века в Англии начался промышленный переворот. Вместо ручного труда появилось машинное производство, вместо ремесленных мастерских и мануфактур — крупные промышленные предприятия: фабрики и заводы. Машины существовали и раньше. Еще в средние века применялись, например, примитивные подъемные механизмы, насосы для откачки воды из шахт, воздуходувные мехи, ветряное и водяное колесо (на мельницах). Но все промышленные изделия изготовлялись руками человека с помощью несложных инструментов. Станки того времени, например прялка, ткацкий станок, лишь частично заменяли работу рук.(демонстрация наглядных пособий) Только в последние десятилетия XVIII века в Англии появились машины, полностью заменившие труд человека в обработке сырья. Такие машины получили названия рабочих. Роль человека, стоявшего у машины, сводилась к наблюдению за ее работой, наладке, регулировке механизма, устранению брака. Создание универсального двигателя — паровой машины Уатта (патент 1784 г.) стало настоящей революцией в промышленности. (демонстрация наглядных пособий) В хлопчатобумажной промышленности переворот начался с изобретением в 1765 году Джеймсом Харгривсом механической прялки. (демонстрация наглядных пособий) Немного позже рабочие машины начали применяться и в тяжелой промышленности при обработке деталей машин. Машины вызвали рост производительности труда, который казался современникам чудом. Промышленный переворот в Англии завершился в середине XIX века. К этому времени машинное производство вытеснило ручной труд из основных отраслей легкой промышленности. В тяжелой промышленности машины стали производить с помощью машин. В XIX веке промышленный переворот происходит во Франции, Германии, России, США и других экономически развитых странах. - Как вы думаете, чем пойдет речь сегодня на уроке? Запишите тему урока: Средства труда современного производства. Агрегаты и производственные линии | Слушают учителя, участвуют в диалоге | Устные ответы | ||||||||||||||
3.Изучение нового материала (20мин) | Технологические машины в машиностроении. Основными средствами труда современного производства являются технологические машины. В машиностроении многие технологические машины предназначены для обработки конструкционных материалов, и прежде всего это станки. Станки могут быть метало- и деревообрабатывающими, камнерезными и т.п. По своему назначению станки разделяются на специальные, универсальные и специализированные: Специальные станки предназначены для обработки деталей определенной формы и для выполнения определенных операций; Универсальные станки предназначены для выполнения разнообразных операций на деталях разной формы, изготовленных из разных материалов; Специализированные станки могут быстро переналаживаться для обработки деталей разной формы. По виду выполняемых операций станки разделяются на токарные, сверлильные, фрезерные и т.п. Для обеспечения высокоточной обработки деталей создаются прецизионные станки. Высокопроизводительными станками являются станки с числовым программным управлением (ЧПУ). При смене заданной программе такие станки могут быть быстро перенастроенные на обработку деталей другой формы и размеров. Металлорежущие станки для выполнения большого числа технологических операций без переустановки обрабатываемых деталей, имеющие автоматическую смену инструмента и оснащенные системами ЧПУ, называются многооперационными. Для ускорения процессов обработки, контроля и сборки создаются автоматические станочные линии. Они включают в себя различные станки, устройства, приспособления, обеспечивающие литье, обработку, контроль формы и размеров, мойку и упаковку, машины, конвейера, манипуляторы (простейшие роботы), обеспечивающие передачу объекта от одной технологической машины к другой. По внешнему виду и устройству современные станки значительно отличаются от станков прежних лет. Примером такого станка является современный 3D-принтер, предназначенный для изготовления трехмерных (объемных) деталей из твердых материалов, не требующих дальнейшей обработки. Технологические машины на производстве тканей и предприятиях общественного питания. На швейных фабриках раскрой ткани производится на специальных раскройных машинах. В них режущим инструментом является нож в виде замкнутой стальной непрерывной ленты. Основным оборудованием текстильных фабрик являются ровничные и прядильные технологические машины и прядильные станки. На предприятиях общественного питания и хлебопекарнях используют машину для нарезания хлеба на ломти, а так же печи, плиты, тестомесы, конвейеры и другие виды технологических машин. Технологические машины в сельском хозяйстве. В сельскохозяйственном производстве средствами труда являются тракторы, комбайны, сеялки, доильные установки и другие виды технологических машин. | Запись в тетрадях, беседа, объяснение непонятого материала вместе с учителем. Отвечают на вопросы учителя, выявляют причинно-следственные связи в учебном материале | Устные ответы | ||||||||||||||
4. Практическая работа (Исследовательская деятельность) (12мин) | Тест по теме «Средства труда современного производства» Установите соответствие между средствами труда и видами производства:
Какие из перечисленных станков и машин являются основным оборудованием ткацких фабрик? Ткацкие станки Ровничные машины Прядильные машины Фуговальные станки Протяжные станки Какой станок не используется для обработки строительного материала? Станок для резания камня Раскройная машина Станок для шлифования камня Установите соответствие между станками и их описанием.
Подберите к изображениям сельскохозяйственной техники правильные подписи.
|
| Оценка практической работы | ||||||||||||||
5.Рефлексия учебной деятельности (3мин) | Самооценка и оценка результатов работы Что нового узнали на уроке? Какие моменты урока были самые трудные? Почему? Какие моменты урока оказались самыми интересными? Какой посильный вклад в решение проблем энергетики вы можете предложить?
| Высказываю Выявляют, осмысливают допущенные ошибки, устанавливают их причины сами и выслушивают оценочные суждения учителя (товарищей) о своей работе. | Отвечают на вопросы | ||||||||||||||
6.Домашнее задание(2мин) | Рассказать об одной из профессий, где используются Средства труда современного производства |
|
|