ГБОУ Учалинская коррекционная школа-интернат для обучающихся с ОВЗ
Специфика коррекционной работы с детьми ОВЗ
Учалы, 2019
Организация коррекционной работы
- Цель коррекционной работы – развитие психофизических структур, которые помогают ребенку стать полноправным субъектом социальных отношений
Формы коррекционно-развивающей работы:
- Индивидуальные занятия
- Занятия в подгруппе
- Занятия в малой группе, группе
Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ОВЗ
Социально-педагогическое сопровождение
Сопровождение специалиста (дефектолог)
Ребенок с ОВЗ
Психологическое сопровождение
Логопедическое сопровождение
3
Модули коррекционной работы
- Диагностический
- выявление особых образовательных потребностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья при освоении основной образовательной программы основного общего образования;
- проведение комплексной социально-психолого-педагогической диагностики нарушений в психическом и (или) физическом развитии обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
- определение уровня актуального и зоны ближайшего развития обучающегося с ограниченными возможностями здоровья, выявление его резервных возможностей;
- изучение развития эмоционально-волевой, познавательной, речевой сфер и личностных особенностей обучающихся;
- изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребёнка;
- диагностика адаптивных возможностей и уровня социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья;
- системный разносторонний контроль за уровнем и динамикой развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья (мониторинг динамики развития, успешности освоения образовательных программ основного общего образования ).
Модули коррекционной работы
- Коррекционно-развивающий
- реализация комплексного индивидуально ориентированного социально-психолого-педагогического сопровождения в условиях образовательного процесса обучающихся с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей психофизического развития;
- выбор оптимальных для развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья коррекционных программ/методик, методов и приемов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями;
- организация и проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения;
- коррекция и развитие высших психических функций, эмоционально-волевой, познавательной и речевой сфер;
- развитие универсальных учебных действий в соответствии с требованиями основного общего образования;
- формирование способов регуляции поведения и эмоциональных состояний;
- развитие форм и навыков личностного общения в группе сверстников, коммуникативной компетенции;
- развитие компетенций, необходимых для продолжения образования и профессионального самоопределения;
- формирование навыков получения и использования информации (на основе ИКТ), способствующих повышению социальных компетенций и адаптации в реальных жизненных условиях;
- социальная защита ребенка в случаях неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.
Модули коррекционно-развивающей работы
- Консультативный
- выработка обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, единых для всех участников образовательного процесса;
- консультирование специалистами педагогов по вопросам выбора индивидуально ориентированных методов и приемов работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья;
- консультативная помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приемов коррекционного обучения ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Модули коррекционной работы
- Информационно-просветительский
- информационная поддержка образовательной деятельности обучающихся с особыми образовательными потребностями, их родителей (законных представителей), педагогических работников;
- различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные стенды, печатные материалы, информация на официальном сайте образовательного учреждения), направленные на разъяснение участникам образовательного процесса – обучающимся, их родителям, педагогическим работникам – вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями;
- проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных категорий детей с ограниченными возможностями.
Механизмы коррекционной работы
Социальное партнерство, в т.ч. Сетевое взаимодействие
Обучение в классе
Обучение с использованием надомной (индивидуальной) формой обучения
Коррекционная составляющая урочной, внеурочной и внешкольной деятельности
Взаимодействие специалистов образовательного учреждения (создание ПМПк)
Механизмы коррекционной работы
- Взаимодействие специалистов образовательного учреждения (создание ПМПк).
- ПМПк является одной из форм взаимодействия специалистов образовательного учреждения, объединяющихся для психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии и/или состояниями декомпенсации.
- На заседании ПМПк ведущий специалист, а также все специалисты, участвовавшие в обследовании и/или коррекционной работе с ребенком, представляют заключения на ребенка и рекомендации. Коллегиальное заключение ПМПк содержит обобщенную характеристику структуры психофизического развития ребенка (без указания диагноза) и программу специальной (коррекционной) помощи, обобщающую рекомендации специалистов; подписывается председателем и всеми членами ПМПк.
Письмо Министерства образования Российской федерации о психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения от 27.03.2000 №27/901-6
Механизмы коррекционной работы
- Социальное партнерство в школе
- Социальное партнёрство сегодня – неотъемлемая часть работы нашей школы. Современное социальное партнёрство помогает решать образовательные и воспитательные задачи и поэтому выстраивается в соответствии с целями и задачами.
- Социальное партнерство должно быть осознанное, добровольное, взаимовыгодное, целенаправленное.
- Сетевое взаимодействие – это система связей, позволяющих разрабатывать, апробировать и предлагать профессиональному педагогическому сообществу инновационные модели содержания образования и управления системой образования; это способ деятельности по совместному использованию ресурсов.
Механизмы коррекционной работы
- Обучение в классе
- Обучение с использованием надомной (индивидуальной) формой обучения.
- Коррекционная составляющая урочной, внеурочной и внешкольной деятельности.
ГБОУ Учалинская коррекционная школа-интернат для обучающихся с ОВЗ
Спасибо за внимание
Учалы 2019