Технологическая карта урока технологии
Предмет: Технология
Учитель: Авдиенко Г.Г.
Класс: 5
Учебник (УМК): Синица Н.В., Симоненко В.Д. «Технологии ведения дома»
Тема урока: «Создание изделий из текстильного материала. Происхождение волокон».
Цель урока : создать условия для достижения учащимися следующих прогнозируемых результатов
Личностные-уметь определять мотивы и смысл деятельности. Уметь принимать научную точку зрения. Умение осознавать значимость национальной культуры. Умение ответственно подходить к результатам деятельности. Умение ориентироваться в мире профессий. Осознание красоты значимости правил безопасности.
Метопредметные- Умение осознавать уровень своих знаний и не знаний. Умение исследовать проблемы и решать их. Выбор наиболее оптимальных средств и способов решения задачи
Регулятивные: - Умение работать по плану. Умение контролировать, корректировать свою деятельность. Умение анализировать, оценивать, доводить начатое до конца.
Коммуникативные:-взаимодействие с другими, вступать в диалог, умение общаться, учитывать разные мнения, отстаивать собственное мнение.
Предметные:- умение классифицировать волокна, находить и представлять информацию о производстве нитей и тканей, умение составлять технологическую карту.
Тип урока: проблемно-поисковый
Методическое оснащение урока:
Материально-техническая база:
1. кабинет технологии;
2. компьютер;
3. мультимедийный проектор;
4. экран;
5. коллекция волокон, тканей;
6. прялка;
Дидактическое обеспечение:
учебник: А.Т.Тищенко, Н.В.Синица «Технология ведения дома» 5 класс Москва: «Вента-Граф,
2. рабочая тетрадь
3. дополнительная литература (словари, справочники): мультимедийное приложение к разделу
Этап урока | Цель этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД | ||||
1. Мотивация самоопределения к деятельности.
| Создать условия для вовлечения учащихся на личностно значимом уровне.
| - приветствует учащихся; - организует проверку явки учащихся и заполняет классный журнал; - проверяет готовность учащихся к уроку. Я рада нашей новой встрече, | Приветствуют учителя. Воспринимают на слух, визуально контролируют готовность к уроку.
| Личностные: самоорганизация. Регулятивные: способность регулировать свои действия, прогнозировать деятельность на уроке; саморегуляция.
| ||||
2.Актуализация знаний, фиксирование затруднений.
| Подвести к осознанию своего знания и незнания необходимого для освоения нового материала.
| Я смотрю у вас сегодня очень хорошее настроение. Предлагаю послушать русскую народную песню очень внимательно. Вам по окончанию предстоит ответить на мои вопросы. Звучит песня «Пряха» - Как вы думаете о ком песня? - Это женщина или мужчина? - Какой её социальный статус? - В чём смысл деятельности пряхи? - Какие два процесса совершает пряха? - Какие инструменты или оборудование при этом она использует? - Кто мне скажет, как называется этот предмет? (демонстрируется прялка) -Какое действие совершает пряха? - Что такое прядение? Откройте словари или интернет и найдите значение этого слова. - Но чтобы получить ткань, нужны волокна. А что такое волокно? Найдите определение в словаре. -Как вы думаете, какая тема у нас урока? Называется тема урока.
| Учащиеся отвечают на поставленные вопросы, высказывают свои предположения.
- О пряхе. - Девушка.
-Прядёт, сучит. -Прялка, веретено
-Прялка - Прядение - Находят определение. Получение ткани
Учащиеся предлагают варианты ответа: - Происхождение волокон. - Что такое волокно, и какие они бывают -Какие бывают ткани Согласовывают тему урока. | Познавательные: умение анализировать, строить речевые высказывания.. Коммуникативные: умение вести учебное сотрудничество на уроке с учителем, одноклассниками. | ||||
3.Постановка учебной задачи.
| Подвести учащихся к собственному затруднению и пути их преодоления. | Вовлекает в диалог. Я предлагаю эпиграфом нашего урока взять русскую пословицу, которую нам подарили предки: «Каково волокно - таково и полотно» -Как вы понимаете эту пословицу? - В чём замечательность этой пословицы? - С какими затруднениями вы столкнулись? - Как их можно разрешить? Чему мы должны научиться на уроке? Подвести учащихся к согласованию темы и цели урока. Обсудить с учащимися этапы планирования своей деятельности по разрешению проблемы - Какие у вас будут предложения по изучению этой темы? | Выявляют и обосновывают свои затруднения, определяют цель своей деятельности. Предлагают план реализации проблемы.
| Регулятивные: умение определять цель занятия, составлять план и последовательность действий. Личностные: проявление интереса и активности в выборе решения; установление личностного смысла знания. Познавательные: умение анализировать, выделять и формулировать задачу; умение осознанно строить речевое высказывание. Коммуникативные: умение вести учебное сотрудничество на уроке с учителем, одноклассниками. | ||||
4.«Открытие нового знания»
5.Первичное закрепление материала.
| Вовлечение учащихся к самостоятельную исследовательскую деятельность по овладению нового опыта.
Выявить первоначальный уровень освоения нового материала
| Знакомство с историей, видами ткацких станков, показом видео фильма ткачества и презентации классификации текстильных волокон. Окраска и отделка тканей. Итог просмотра: ответить на вопросы- -Откуда произошло слово «станок»; -для чего было веретено; -на что похож хлопок; Как определить лицевую и изнаночную стороны ткани? По каким признакам? Самостоятельная работа с учебником. 1 самостоятельная работа. Выполнение лабораторной работы №6 стр. 88 «Определение направлений долевой нити в ткани» Провести данную работу по группам и сделать выводы. Лабораторную работу №7 страница 88 в учебнике «определение лицевой и изнаночной сторон в ткани», используя нашу коллекцию «Волокна» и сравнить между собой ткани хлопка и льна. Заполнить таблицу. -- Какими видами волокон человечество пользуется издавна? - Какими волокнами человечество пользуется сегодня? - Из предложенных вам экспонатов растительного мира выберите те, которые являются источником волокон; - Из предложенных тканей выберите те, которые можно соотнести к волокнам растительного происхождения. - В чём особенности долевой и уточной нити? - Зачем эти знания нам необходимы? | -самостоятельное осмысление темы нового задания и основных вопросов, подлежащих к усвоению, -организует рабочее место; -Работают с учебником, анализируют информацию в учебнике, на слайдах презентации. Рассматривают образцы нитей, ткани. Делятся впечатлениями. - дают правильные ответы от группы.
Высказывают свои аргументированные ответы.
| Познавательные: умеют выявлять особенности ткани в процессе её рассмотрения, формулировать выводы Коммуникативные: обмениваются мнениями, умеют слушать учителя, строить речевые высказывания, задают вопросы, проводить рефлексию результатов деятельности; Регулятивные: умеют принимать и сохранять задачу урока, ориентируются в учебнике; умеют контролировать и оценивать свои действия при сотрудничестве с учителем и одноклассниками, преобразовывать практическую задачу в познавательную; Личностные: проявляют интерес к учебному материалу, уважительно относятся к чужому труду, контролируют друг друга.
Коммуникативные: умение работать в группе при выполнении задания, умение вести сотрудничество с учителем, познавательный анализ, проводить рефлексию результатов деятельности; Личностные: самоопределение, умение провести самоанализ выполненной работы, смыслообразование, развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности.
| ||||
6. Физкультминутка | Снятие физического и умственного напряжения.
| Нам радостно, нам весело! | Выполняют упражнения. | личностные – положительно относятся к занятиям двигательной деятельностью.
| ||||
7.Самостоятельная работа в группах.
| Выявить насколько обучающие могут применить знания на практике.
| Проблемное изложение новых знаний. (10 мин) -демонстрация полотняного переплетения на слайде, на образце из бумаги; -черчение на доске схемы полотняного переплетения; -объяснение раппорта переплетений. -демонстрация саржевого переплетения вместе с учителем. -выполнить макет полотняного переплетения с помощью цветной бумаги по технологической карте. У кого получится быстро, самостоятельно выполнит атласное, очень сложное переплетение. - Практическая работа: «Выполнение полотняного переплетения» (цветная бумага). Слайд на ПК. Технологические карты. (20 мин) -вспомните правила работы с ножницами.
| -самостоятельное выполнение практической работы; -самостоятельная организация рабочего места; -соблюдение правил техники безопасности при работе с ножницами; -проведение самоконтроля, самооценку своей деятельности. | Предметные: обобщение полученных на уроке сведений, оценивание результатов работы. Личностные: сориентированы на уважительное отношение к труду, к труду одноклассников; Регулятивные: оценивают свою работу, умеют адекватно воспринимать информацию учителя и одноклассника, содержащую оценочный характер отзыва о проделанной работе. Коммуникативные: умеют излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
| ||||
7. Рефлексия. (2-3 минуты).
| Подвести учащихся к самооценеванию, степени своего продвижения | Выставление оценок, их аргументация. д\з на дом. -предлагает продемонстрировать сложное атласное переплетение -Какие задания понравились больше всего? -Что приобрёл? -Что удивило? -Какие достижения у тебя были на этом уроке?
| Уборка рабочих мест. Умение провести самооценку и организовать взаимооценку.
| Коммуникативные: обмениваются мнениями, умеют слушать учителя, строить речевые высказывания, задают вопросы, проводить рефлексию результатов деятельности.
|