"Создание изделия из текстильного материала"

"Каково волокно- таково и полотно" Уже понятно по пословице о чем пойдёт речь на уроке. Познакомить учащихся с волокнами, тканями, профессией ткачиха поможет этот урок

Содержимое разработки

Технологическая карта урока технологии

Предмет: Технология

Учитель: Авдиенко Г.Г.

Класс: 5

Учебник (УМК): Синица Н.В., Симоненко В.Д. «Технологии ведения дома»

Тема урока: «Создание изделий из текстильного материала. Происхождение волокон».

Цель урока : создать условия для достижения учащимися следующих прогнозируемых результатов

Личностные-уметь определять мотивы и смысл деятельности. Уметь принимать научную точку зрения. Умение осознавать значимость национальной культуры. Умение ответственно подходить к результатам деятельности. Умение ориентироваться в мире профессий. Осознание красоты значимости правил безопасности.

Метопредметные- Умение осознавать уровень своих знаний и не знаний. Умение исследовать проблемы и решать их. Выбор наиболее оптимальных средств и способов решения задачи

Регулятивные: - Умение работать по плану. Умение контролировать, корректировать свою деятельность. Умение анализировать, оценивать, доводить начатое до конца.

Коммуникативные:-взаимодействие с другими, вступать в диалог, умение общаться, учитывать разные мнения, отстаивать собственное мнение.

Предметные:- умение классифицировать волокна, находить и представлять информацию о производстве нитей и тканей, умение составлять технологическую карту.

Тип урока: проблемно-поисковый

Методическое оснащение урока:

Материально-техническая база:

1. кабинет технологии;

2. компьютер;

3. мультимедийный проектор;

4. экран;

5. коллекция волокон, тканей;

6. прялка;

Дидактическое обеспечение:

  1. учебник: А.Т.Тищенко, Н.В.Синица «Технология ведения дома» 5 класс Москва: «Вента-Граф,

2. рабочая тетрадь

3. дополнительная литература (словари, справочники): мультимедийное приложение к разделу




Этап урока

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1. Мотивация самоопределения к деятельности.



Создать условия для вовлечения учащихся на личностно значимом уровне.






- приветствует учащихся;

- организует проверку явки учащихся и заполняет классный журнал;

- проверяет готовность учащихся к уроку.

Я рада нашей новой встрече,
Мне с вами интересно, друзья!
Интересные ваши ответы
С удовольствием слушаю я.
Мы сегодня будем наблюдать,
Выводы делать и рассуждать.
А чтобы урок пошел каждому впрок,
Активно в работу включайся, дружок!

Приветствуют учителя.

Воспринимают на слух, визуально контролируют готовность к уроку.





Личностные: самоорганизация.

Регулятивные: способность регулировать свои действия, прогнозировать деятельность на уроке; саморегуляция.



2.Актуализация знаний, фиксирование затруднений.


Подвести к осознанию своего знания и незнания необходимого для освоения нового материала.


Я смотрю у вас сегодня очень хорошее настроение. Предлагаю послушать русскую народную песню очень внимательно. Вам по окончанию предстоит ответить на мои вопросы. Звучит песня «Пряха»

- Как вы думаете о ком песня?

- Это женщина или мужчина?

- Какой её социальный статус?

- В чём смысл деятельности пряхи?

- Какие два процесса совершает пряха?

- Какие инструменты или оборудование при этом она использует?

- Кто мне скажет, как называется этот предмет? (демонстрируется прялка)

-Какое действие совершает пряха?

- Что такое прядение? Откройте словари или интернет и найдите значение этого слова.

- Но чтобы получить ткань, нужны волокна. А что такое волокно? Найдите определение в словаре.

-Как вы думаете, какая тема у нас урока?

Называется тема урока.




Учащиеся отвечают на поставленные вопросы, высказывают свои предположения.



- О пряхе.

- Девушка.



-Прядёт, сучит.

-Прялка, веретено


-Прялка

- Прядение

- Находят определение. Получение ткани










Учащиеся предлагают варианты ответа:

- Происхождение волокон.

- Что такое волокно, и какие они бывают

-Какие бывают ткани

Согласовывают тему урока.

Познавательные: умение анализировать, строить речевые высказывания..

Коммуникативные: умение вести учебное сотрудничество на уроке с учителем, одноклассниками.

3.Постановка учебной задачи.










Подвести учащихся к собственному затруднению и пути их преодоления.

Вовлекает в диалог.

Я предлагаю эпиграфом нашего урока взять русскую пословицу, которую нам подарили предки: «Каково волокно - таково и полотно»

-Как вы понимаете эту пословицу?

- В чём замечательность этой пословицы?

- С какими затруднениями вы столкнулись?

- Как их можно разрешить?

Чему мы должны научиться на уроке?

Подвести учащихся к согласованию темы и цели урока. Обсудить с учащимися этапы планирования своей деятельности по разрешению проблемы

- Какие у вас будут предложения по изучению этой темы?

Выявляют и обосновывают свои затруднения, определяют цель своей деятельности. Предлагают план реализации проблемы.


Регулятивные:

умение определять цель занятия, составлять план и последовательность действий.

Личностные: проявление интереса и активности в выборе решения; установление личностного смысла знания.

Познавательные: умение анализировать, выделять и формулировать задачу; умение осознанно строить речевое высказывание.

Коммуникативные: умение вести учебное сотрудничество на уроке с учителем, одноклассниками.

4.«Открытие нового знания»

























5.Первичное закрепление материала.








Вовлечение учащихся к самостоятельную исследовательскую деятельность по овладению нового опыта.



















Выявить первоначальный уровень освоения нового материала



Знакомство с историей, видами ткацких станков, показом видео фильма ткачества и презентации классификации текстильных волокон. Окраска и отделка тканей. Итог просмотра: ответить на вопросы-

-Откуда произошло слово «станок»;

-для чего было веретено;

-на что похож хлопок;

Как определить лицевую и изнаночную стороны ткани? По каким признакам? Самостоятельная работа с учебником.

1 самостоятельная работа. Выполнение лабораторной работы №6 стр. 88 «Определение направлений долевой нити в ткани» Провести данную работу по группам и сделать выводы.

Лабораторную работу №7 страница 88 в учебнике «определение лицевой и изнаночной сторон в ткани», используя нашу коллекцию «Волокна» и сравнить между собой ткани хлопка и льна. Заполнить таблицу.

-- Какими видами волокон человечество пользуется издавна?

- Какими волокнами человечество пользуется сегодня?

- Из предложенных вам экспонатов растительного мира выберите те, которые являются источником волокон;

- Из предложенных тканей выберите те, которые можно соотнести к волокнам растительного происхождения.

- В чём особенности долевой и уточной нити?

- Зачем эти знания нам необходимы?

-самостоятельное осмысление темы нового задания и основных вопросов, подлежащих к усвоению,

-организует рабочее место;

-Работают с учебником, анализируют информацию в учебнике, на слайдах презентации. Рассматривают образцы нитей, ткани. Делятся впечатлениями.

- дают правильные ответы от группы.















Высказывают свои аргументированные ответы.




Познавательные: умеют выявлять особенности ткани в процессе её рассмотрения, формулировать выводы

Коммуникативные: обмениваются мнениями, умеют слушать учителя, строить речевые высказывания, задают вопросы, проводить рефлексию результатов деятельности;

Регулятивные: умеют принимать и сохранять задачу урока, ориентируются в учебнике; умеют контролировать и оценивать свои действия при сотрудничестве с учителем и одноклассниками, преобразовывать практическую задачу в познавательную;

Личностные: проявляют интерес к учебному материалу, уважительно относятся к чужому труду, контролируют друг друга.



Коммуникативные: умение работать в группе при выполнении задания, умение вести сотрудничество с учителем, познавательный анализ, проводить рефлексию результатов деятельности;

Личностные: самоопределение, умение провести самоанализ выполненной работы, смыслообразование, развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности.


6. Физкультминутка

Снятие физического и

умственного напряжения.


 Нам радостно, нам весело! 
Смеемся мы с утра. 
Но вот пришло мгновенье, 
Серьезным быть пора. 
Глазки прикрыли, ручки сложили, 
Головки опустили, ротик закрыли. 
И затихли на минутку, 
Чтоб не слышать даже шутку, 
Чтоб не видеть никого,
А себя лишь одного! 

Выполняют упражнения.

личностные – положительно относятся к занятиям двигательной деятельностью.


7.Самостоятельная работа в группах.




Выявить насколько обучающие могут применить знания на практике.


Проблемное изложение новых знаний. (10 мин)

-демонстрация полотняного переплетения на слайде, на образце из бумаги;

-черчение на доске схемы полотняного переплетения;

-объяснение раппорта переплетений.

-демонстрация саржевого переплетения вместе с учителем.

-выполнить макет полотняного переплетения с помощью цветной бумаги по технологической карте. У кого получится быстро, самостоятельно выполнит атласное, очень сложное переплетение.

- Практическая работа: «Выполнение полотняного переплетения» (цветная бумага). Слайд на ПК. Технологические карты. (20 мин)

-вспомните правила работы с ножницами.


-самостоятельное выполнение практической работы;

-самостоятельная организация рабочего места;

-соблюдение правил техники безопасности при работе с ножницами;

-проведение самоконтроля, самооценку своей деятельности.

Предметные: обобщение полученных на уроке сведений, оценивание результатов работы.

Личностные: сориентированы на уважительное отношение к труду, к труду одноклассников;

Регулятивные: оценивают свою работу, умеют адекватно воспринимать информацию учителя и одноклассника, содержащую оценочный характер отзыва о проделанной работе.

Коммуникативные: умеют излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.


7. Рефлексия.

(2-3 минуты).




Подвести учащихся к самооценеванию, степени своего продвижения

Выставление оценок, их аргументация. д\з на дом.

-предлагает продемонстрировать сложное атласное переплетение

-Какие задания понравились больше всего?

-Что приобрёл?

-Что удивило?

-Какие достижения у тебя были на этом уроке?


Уборка рабочих мест. Умение провести самооценку и организовать взаимооценку.


Коммуникативные: обмениваются мнениями, умеют слушать учителя, строить речевые высказывания, задают вопросы, проводить рефлексию результатов деятельности.















Сохранить у себя:
"Создание изделия из текстильного материала"

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки