Современный урок: проблемы и перспективы

Доклад на тему "Современный урок: проблемы и перспективы".

Содержимое разработки

Гарифуллин А.Н., учитель информатики образовательного учереждения:

ГУ «Гастелловская средняя школа»



Современный урок: проблемы и перспективы


«Урок – это зеркало общей и

педагогической культуры учителя,

мерило его интеллектуального богатства,

показатель его кругозора, эрудиции»

В.А. Сухомлинский


Урок остается главной формой обучения в современной школе. Современный урок в условиях обновленной системе среднего образования РК – это особый урок. Чтобы составить краткосрочный план урока, нужно обратиться к шаблону краткосрочного планирования, в котором прописываются цели, виды деятельности, использование дифференциации, виды оценивания, межпредметные связи, а также рефлексия учителя и итоговое оценивание преподавания и обучения на данном уроке. При планировании урока учитель обращается к среднесрочному планированию. В соответствии с основными идеями Программы, урок сроится, исходя не из темы урока, а на основе целей обучения и ожидаемых результатов. Урок, ориентированный на обучение должен планироваться на основе ясных и оправданных целей. Учителю необходимо определить, каковы цели этого урока. Они могут быть идентичны целям обучения (ЦО) или могут быть адаптированы для данного урока в случае долгосрочного характера ЦО (если для достижения ЦО требуется несколько уроков).

Например: по информатике

Что такое урок? В педагогической науке преобладающим является мнение, согласно которому урок- это систематически применяемая для решения задач обучения, воспитания и развития учащихся форма организации деятельности постоянного состава учителей и учащихся в определенный отрезок времени.

Урок – это форма организации обучения с группой учащихся одного возраста, постоянного состава, занятие по твердому расписанию и с единой для всех программой обучения. Основными структурными элементами обучения как системы, по мнению ученых, являются: «цели, принципы, содержание, методы, организационные формы, результаты». Сущность и назначение урока в процессе обучения как целостной динамической системы сводится таким образом к коллективно-индивидуальному взаимодействию учителя и обучающихся, в результате которого происходит усвоение обучающимися знаний, умений и навыков, развитие их способностей, опыта деятельности, общения и отношений, а так же совершенствование педагогического мастерства учителя. Тем самым урок, с одной стороны, выступает как форма движения обучения в целом, с другой, - как форма организации обучения, предопределяемая основными требованиями к организационному построению урока учителем, вытекающими из закономерностей и принципов обучения.

Урок был, есть и в обозримом будущем останется основой формой организации обучения и воспитания обучающихся.

Мы понимаем, что инновации в образовании предъявляют повышенные требования к личности и компетентности педагога: не зря говорится, что признаком времени является повышенная профессиональная мобильность, и учителя готовы меняться, и они меняются, совершенствуются, оттачивают своё мастерство. Но урок состоит из множества слагаемых, и одно из них- личность ученика.

Какой должна быть структура современного урока? Мы понимаем, что ответ на этот вопрос зависит от содержания учебного материала, цели, типа урока, особенностей возраста и классного коллектива. Урок пройдет практически идеально, если суметь учесть закономерности обучения, условия работы в данном классе и удачно реализовать педагогический замысел. Следовательно, не структура урока, взятая сама по себе, вырванная из контекста педагогического творчества, оказывает влияние на эффективность обучения.

Сложно представить современный урок без применения информационных и коммуникационных технологий, которые позволяют не только разнообразить формы и средства обучения, но и повысить творческую активность обучающихся, ведь ИКТ – это их язык! Компьютер отлично помогает сопровождать устную подачу материала, наглядно представлять то, что объяснить сложно, небанально организовать контроль знаний. Основная образовательная ценность информационных технологии в том, что они позволяют создать более яркую интерактивную среду обучения с неограниченными возможностями и для учителя, и для школьника. Но здесь есть и проблема: при отсутствии компьютера и интернета, наступает необходимость вдумчиво анализировать и мыслить, а это многим школьникам не по силу.

Информационные компьютерные технологии могут быть использованы на любом этапе урока:

  1. Для обозначения темы урока.

  2. В начале урока с помощью вопросов по изучаемой теме, создавая проблемную ситуацию.

  3. Как сопровождение объяснения преподавателя (презентации, формулы, схемы, рисунки, видеофрагменты и т.д.).

  4. Для контроля знаний.



Достоинства компьютерных технологий заключаются в следующем:

  • Использование данной технологии на уроке позволяет усилить мотивацию учения благодаря новизне работы с компьютером, которая способствует повышению интереса к предмету, помогает в комплексе воздействовать на органы чувств. Благодаря использованию компьютера интерес школьника поддерживается эмоциями, отражающими его собственную активность, рождающими желание самостоятельно узнать что-то новое. Эмоциональный компонент мотивации- это мощный импульс для развития познавательной активности любого обучающегося.

  • Использование информационных технологий помогает расширять возможности предъявления учебной информации. Предъявляемая информация постоянно обогащается благодаря развитию интерактивных компьютерных систем: использование видеофрагментов, создания различных средств наглядности, оживления мультипликацией необходимого материала. Применение ИКТ позволяет использовать научно-познавательный текст, рисунки, схемы, таблицы, возможность создания музыкального фона;

  • Использование данных технологий предполагает учёт индивидуальных особенностей. Каждый ребенок работает с оптимальной для него нагрузкой.



Современный урок в преподавании информатики не вызывает особых проблем, а выступает некой перспективой. Ведь в основном все информационно-коммуникационные технологии используются в данном предмете.

Учащиеся на основе новых форм преподавания могу узнать тему урока, а из темы и понять цели урока (к примеру: картинка «4 фото 1 слово»).



Перспектива предмета информатики выступает как начало открытия мира новых технологий. Так как информатика тесно взаимодействует с предметами физика и математика, идет развитие математической грамотности. Но и для поиска необходимой информации учащийся должен учится анализировать предлагаемый материал, где эти навыки он берет из изучения языковых предметов.

А так же при постоянном взаимодействии с компьютером, у ученика вырабатывается внимание к выполняемой работе. Ведь под современным уроком, где идет формативное оценивание, каждый ученик хочет получить поощрение в виде жетона или же небольшой похвалы со стороны учителя.



В заключении хочу сказать: школа в целом и урок в частности играют ведущую роль в развитии и формировании личности. И каким бы мы ни представляли современный урок, он все равно должен соответствовать дидактическим требованиям и максимально учитывать возрастные особенности обучающихся. Урок требует постоянного совершенствования – от педагога в первую очередь.









Сохранить у себя:
Современный урок: проблемы и перспективы

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки