Современные тенденции правописания в начальных классах в свете обновленной программы.

В начальной школе закладываются основы грамотного письма, в первую очередь детей обучают письму. Что входит в это понятие?

Во-первых усвоение всех букв и их начертание, то есть алфавит и каллиграфия.

Во-вторых, обозначение буквами и их сочетаниями всех звуков речи, то есть усвоение графики

В-третьих, усвоение собственно орфографии- правил, их системы, проверки орфограмм с помощью правил.

Орфографическая грамотность- это составная часть общей языковой культуры, залог точности и выражения мысли и взаимопонимания. Культура речи- это «одежда мысли», по которой обычно сразу ( и как правило, безошибочно!) определяют уровень образованности человека. Основы правописания закладываются в начальных классах. Здесь, на самых ранних ступенях обучения, есть своя специфика, которая определяется возрастом детей и почти полным отсутствием у них теоретических знаний по языку.

Содержимое разработки

Современные тенденции правописания в начальных классах в свете обновленной программы.

Учитель начальной школы МШЛ «Байтерек»

Беззубова Елена Владимировна.


В начальной школе закладываются основы грамотного письма, в первую очередь детей обучают письму. Что входит в это понятие?

Во-первых усвоение всех букв и их начертание, то есть алфавит и каллиграфия.

Во-вторых, обозначение буквами и их сочетаниями всех звуков речи, то есть усвоение графики

В-третьих, усвоение собственно орфографии- правил, их системы, проверки орфограмм с помощью правил.

Орфографическая грамотность- это составная часть общей языковой культуры, залог точности и выражения мысли и взаимопонимания. Культура речи- это «одежда мысли», по которой обычно сразу ( и как правило, безошибочно!) определяют уровень образованности человека. Основы правописания закладываются в начальных классах. Здесь, на самых ранних ступенях обучения, есть своя специфика, которая определяется возрастом детей и почти полным отсутствием у них теоретических знаний по языку.

Благодаря достижениям языкознания и психологии в обучении правописанию утвердилось направление, учитывающее в первую очередь языковую природу орфографических единиц, опирающееся на принципы орфографии и на типы орфограмм. В центр обучения правописанию поставлено правило, его применение (алгоритм), то есть решение орфографической ( или грамматико- орфографической) задачи. Такой метод логичен, однако методика обучения правописанию в начальной школе должна опираться не только на правила, но и на саму систему языкового развития: на усвоение звукового строя языка и его графики; на процесс овладения чтением и письмом, восприятия речи на слух (аудирования) и на развитие собственной речи, умение выразить свою мысль; на развитие дикции и орфоэпического навыка; на интонации и выразительное чтение; на понимание состава слова, словообразования, на закономерности функционирования языка, то есть на грамматику.

В начальных классах мы видим три линии овладения правописанием, которые взаимосвязаны между собой.

  • Обучение правописанию на основе правильного соотнесения звука (фонемы) и буквы, с учетом позиции звука и состава слова, на основе развития фонематического(речевого) слуха.

  • Обучение правописанию на основе запоминания буквенного состава слов, их морфемного состава, словообразовательных гнезд, на основе проговаривания и списывания, использование словарей.

  • Обучение правописанию на основе проверки орфограмм с применением правил, то есть путем решения грамматико-орфографических задач.

В решении орфографических задач осуществляется связь всех трех сторон изучаемого языка – его фонетики, графики, словообразования, грамматики, лексики.

Важно, чтобы дети поняли, что правописание слов почти всегда мотивировано. Например, заглавная буква позволяет отличать имена и фамилии от других слов; корень в родственных словах пишем одинаково, чтобы не исказить его значения, чтобы понятнее было родство

Можно предложить детям стать «изобретателями» правил правописания- таких, как заглавная буква в начале предложения (Как будем обозначать начало предложения?), точка в конце предложения, слитное написание приставок и раздельное предлогов (Как будем различать предлог и приставку на письме?) .

Решая орфографическую задачу, школьник должен совершить следующие действия:

Во-первых, увидеть орфограмму в слове, словосочетании, тексте;

Во-вторых, определить ее вид: проверяемая или нет; если да, то к какой орфографической теме относится; вспомнить правило

В-третьих, определить способ решения задачи в зависимости от типа орфограммы, от соответствующего правила; так, безударные гласные проверяются одним способом, слитные и раздельные написания- другим;

В четвертых, определить «шаги», ступени решения и их последовательность, то есть составить алгоритм решения( вспомнить-восстановить);

В пятых написать слово в соответствии с решением задачи и осуществить самопроверку.

Идеи моделирования и алгоритмизации умственной деятельности учащихся все более проникают в школьную практику.

Звуки речи

Создание памяток, заметок, кластеров помогает ориентироваться в нужной последовательности. Вот так примерно может выглядеть кластер на тему «Звуки речи»

гласные



безударные

мягкие

глухие

непарные



парные

звонкие

твердые

согласные

ударные













Составление таблиц, диаграмм, схем помогает ребенку в освоении правил без зубрежки и простого заучивания. Это положительно влияет на его мотивацию в изучении языка.

Сохранить у себя:
Современные тенденции правописания в начальных классах в свете обновленной программы.

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки