"Современные инновационные технологии в образовании"

Применение такой инновационной технологии, как информационно – аналитическая методика управления качеством обучения позволяет объективно, беспристрастно проследить развитие во времени каждого ребенка в отдельности, класса, параллели, школы в целом. При некоторой модификации может стать незаменимым средством при подготовке классно – обобщающего контроля, изучении состояния преподавания любого предмета учебного плана, изучения системы работы отдельно взятого педагога.

Содержимое разработки

Выступление на тему "Современные инновационные технологии в образовании"

Начнем наш анализ с фиксации ряда своеобразных мифов «инновационности» или просто недоразумений. Первое недоразумение — что инновация и новшество (новация) — это одно и то же; второе — что инновационная деятельность и производство, создание новшеств (новаций) — также одно и то же, тогда — это ТРИЗ (теория рационализации и изобретений). Третье недоразумение связано с языковым натурализмом: так как инновация — это отглагольное существительное, то она должна быть монопредметной.



На самом деле инновация (ин-нове) появляется в латинском языке где-то в середине XVII века и означает вхождение нового в некоторую сферу, вживление в нее и порождение целого ряда изменений в этой сфере. А значит, инновация — это, с одной стороны, процесс вновления, реализации, внедрения, а с другой — это деятельность по вращиванию новации в определенную социальную практику, а вовсе — не предмет.



Инновационная деятельность в своей наиболее полной развертке предполагает систему взаимосвязанных видов работ, совокупность которых обеспечивает появление действительных инноваций. А именно:



● научно-исследовательская деятельность, направленная на получение нового знания о том, как нечто может быть («открытие»), и о том, как нечто можно сделать («изобретение»);



● проектная деятельность, направленная на разработку особого, инструментально-технологического знания о том, как на основе научного знания в заданных условиях необходимо действовать, чтобы получилось то, что может или должно быть («инновационный проект»);



● образовательная деятельность, направленная на профессиональное развитие субъектов определенной практики, на формирование у каждого личного знания (опыта) о том, что и как они должны делать, чтобы инновационный проект воплотился в практике («реализация»).



Что же такое сегодня «инновационное образование»? — Это такое образование, которое способно к саморазвитию и которое создает условия для полноценного развития всех своих участников; отсюда главный тезис; инновационное образование — это развивающее и развивающееся образование.



Что же такое «инновационная образовательная технология»? Это комплекс из трех взаимосвязанных составляющих:



Современное содержание, которое передается обучающимся, предполагает не столько освоение предметных знаний, сколько развитие компетенций, адекватных современной бизнес-практике. Это содержание должно быть хорошо структурированным и представленным в виде мультимедийных учебных материалов, которые передаются с помощью современных средств коммуникации.



Современные методы обучения — активные методы формирования компетенций, основанные на взаимодействии обучающихся и их вовлечении в учебный процесс, а не только на пассивном восприятии материала.



Современная инфраструктура обучения, которая включает информационную, технологическую, организационную и коммуникационную составляющие, позволяющие эффективно использовать преимущества дистанционных форм обучения.



В настоящий момент в школьном образовании применяют самые различные педагогические инновации. Это зависит, прежде всего, от традиций и статусности учреждения. Тем не менее, можно выделить следующие наиболее характерные инновационные технологии.



1. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в предметном обучении Внедрение ИКТ в содержание образовательного процесса подразумевает интеграцию различных предметных областей с информатикой, что ведет к информатизации сознания учащихся и пониманию ими процессов информатизации в современном обществе (в его профессиональном аспекте). Существенное значение имеет осознание складывающейся тенденции процесса информатизации школы: от освоения школьниками начальных сведений об информатике к использованию компьютерных программных средств при изучении общеобразовательных предметов, а затем к насыщению элементами информатики структуры и содержания образования, осуществления коренной перестройки всего учебно-воспитательного процесса на базе применения информационных технологий. В результате в школьной методической системе появляются новые информационные технологии, а выпускники школ имеют подготовку к освоению новых информационных технологий в будущей трудовой деятельности. Данное направление реализуется посредством включения в учебный план новых предметов, направленных на изучение информатики и ИКТ. Опыт применения показал: а)информационная среда школы открытого типа, включающая различные формы дистанционного образования, существенно повышает мотивацию учеников к изучению предметных дисциплин, особенно с использованием метода проектов; б) информатизация обучения привлекательна для ученика в том, что снимается психологическое напряжение школьного общения путем перехода от субъективных отношений "учитель-ученик” к наиболее объективным отношениям "ученик-компьютер-учитель”, повышается эффективность ученического труда, увеличивается доля творческих работ, расширяется возможность в получении дополнительного образования по предмету в стенах школы, а в будущем осознается целенаправленный выбор вуза, престижной работы;



в) информатизация преподавания привлекательна для учителя тем, что позволяет повысить производительность его труда, повышает общую информационную культуру учителя.



В настоящее время можно вполне определенно говорить о нескольких типах проектирования.



Прежде всего, это психолого-педагогическое проектирование развивающих образовательных процессов в рамках определенного возрастного интервала, создающих условия становления человека подлинным субъектом собственной жизни и деятельности: в частности, обучения - как освоения общих способов деятельности; формирования — как освоения совершенных форм культуры; воспитания — как освоение норм общежития в разных видах общности людей.



Далее — это социально-педагогическое проектирование образовательных институтов и развивающих образовательных сред, адекватных определенным видам образовательных процессов; а главное — адекватных традициям, укладу и перспективам развития конкретного региона России.



И, наконец, собственно педагогическое проектирование — как построение развивающей образовательной практики, образовательных программ и технологий, способов и средств педагогической деятельности.



Именно здесь возникает особая задача проектно-исследовательской деятельности по обеспечению перехода от традиционного образования (традиционной школы, традиционных систем управления, традиционного обучения и воспитания) к образованию инновационному, реализующему общий принцип развития человека.



Так, в психологии развития необходимо специальное проектирование возрастных нормативов (как определенного комплекса индивидуальных способностей ребенка в конкретном возрастном интервале) и критериев развития на разных этапах онтогенеза .



В педагогике развития — это проектирование развивающих образовательных программ, адекватных возрастным нормам, переведенных на язык образовательных технологий, т. е. через ЧТО? и КАК? это развитие будет осуществляться.



В образовательной практике — это проектирование детско-взрослых общностей в их культурно-деятельностной определенности, т. е. проектирование такого образовательного пространства, где данное развитие может быть осуществлено.



Иными словами, проектирование системы развивающего и развивающегося образования возможно, если одновременно осуществляются: психологическое исследование возрастно-нормативных моделей развития личности, педагогическое конструирование образовательных программ и технологий реализации этих моделей, соорганизация всех участников образовательного процесса, проектирование условий достижения новых целей образования и средств решения задач развития.



Примеров проектной работы, которая ведется в современном отечественном образовании, можно насчитывать, наверное, уже сотнями. Обозначим лишь несколько типов такой работы:



● на уровне отдельного педагога — это проектирование образовательных программ, включающих в себя учебную, воспитательную, педагогическую подпрограммы;



● на уровне руководителя образовательной структуры - это проектирование типа образования, обеспеченного системой конкретных образовательных программ;



● на уровне управления в образовании — это проектирование программ развития образовательных структур разного типа, набор которых адекватен наличному контингенту детей, учащихся, студентов;



● на уровне политики в образовании — это проектирование образовательной системы как социокультурной инфраструктуры конкретного региона или страны в целом.



2. Личностно – ориентированные технологии в преподавании предмета



Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей школьной образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов. Личность ребенка в этой технологии не только субъект, но и субъект приоритетный; она является целью образовательной системы, а не средством достижения какой-либо отвлеченной цели. Проявляется в освоении учащимися индивидуальных образовательных программ в соответствии с их возможностями и потребностями.



3. Информационно - аналитическое обеспечение учебного процесса и управление



качеством образования школьника



Применение такой инновационной технологии, как информационно – аналитическая методика управления качеством обучения позволяет объективно, беспристрастно проследить развитие во времени каждого ребенка в отдельности, класса, параллели, школы в целом. При некоторой модификации может стать незаменимым средством при подготовке классно – обобщающего контроля, изучении состояния преподавания любого предмета учебного плана, изучения системы работы отдельно взятого педагога.



4. Мониторинг интеллектуального развития



Анализ и диагностика качества обучения каждого учащегося при помощи тестирования и построения графиков динамики успеваемости.



5. Воспитательные технологии как ведущий механизм формирования современного ученика



Является неотъемлемым фактором в современных условиях обучения. Реализуется в виде вовлечения учащихся в дополнительные формы развития личности: участие в культурно-массовых мероприятиях по национальным традициям, театре, центрах детского творчества и др.



6. Дидактические технологии как условие развития учебного процесса ОУ



Здесь могут реализовываться как уже известные и зарекомендовавшие себя приемы, так и новые. Это - самостоятельная работа с помощью учебной книги, игра, оформление и защита проектов, обучение с помощью аудиовизуальных технических средств, система «консультант», групповые, дифференцированные способы обучения - система «малых групп» и др. Обычно в практике применяются различные комбинации этих приемов.



7. Психолого-педагогическое сопровождение внедрения инновационных технологий



в учебно-воспитательный процесс школы



Предполагается научно-педагогическое обоснование использования тех или иных инноваций. Их анализ на методических советах, семинарах, консультации с ведущими специалистами в этой области.



Таким образом, опыт современной российской школы располагает широчайшим арсеналом применения педагогических инноваций в процессе обучения. Эффективность их применения зависит от сложившихся традиций в общеобразовательном учреждении, способности педагогического коллектива воспринимать эти инновации, материально-технической базы учреждения.



Новые образовательные стандарты вводят новое направление оценочной деятельности – оценку личных достижений. Это связано с реализацией гуманистической парадигмы образования и личностно-ориентированного подхода к обучению. Для общества становится важным объективировать личные достижения каждого субъекта образовательного процесса: ученика, учителя, семьи. Введение оценки личных достижений обеспечивает развитие следующих компонентов личности: мотивации саморазвития, формирования позитивных ориентиров в структуре Я-концепции, развитие самооценки, волевой регуляции, ответственности.



Поэтому в стандартах в итоговую оценку ученика включается и накопленная оценка, характеризующая динамику индивидуальных образовательных достижений на протяжении всех лет обучения в школе.



В качестве оптимального способа организации накопительной системы оценки выступает портфолио. Это способ фиксирования, накопления и оценки работ, результатов учащегося, свидетельствующих о его усилиях, прогрессе и достижениях в различных областях за определенный период времени. Иными словами – это форма фиксации самовыражения и самореализации. Портфолио обеспечивает перенос «педагогического ударения» с оценки на самооценку, с того, что человек не знает и не умеет на то, что он знает и умеет. Значимой характеристикой портфолио является его интегративность, включающая количественную и качественную оценки, предполагающая сотрудничество ученика, педагогов и родителей в ходе его создания, и непрерывность пополнения оценки.



Технология портфолио реализует следующие функции в образовательном процессе:



● диагностическую (фиксируются изменения и рост (динамика) показателей за определенный период времени);



● целеполагания (поддерживает образовательные цели, сформулированные стандартом);



● мотивационную (поощряет учащихся, педагогов и родителей к взаимодействию и достижению положительных результатов);



● содержательную (максимально раскрывает весь спектр достижений и выполняемых работ);



● развивающую (обеспечивает непрерывность процесса развития, обучения и воспитания от класса к классу);



● рейтинговую ( показывает диапазон и уровень навыков и умений);



следует все же добавить:



● обучающую (создает условия для формирования основ квалиметрической компетентности);



● корректирующую (стимулирует развитие в условно задаваемых стандартом и обществом рамках).



Для учащегося портфолио – это организатор его учебной деятельности, для учителя – средство обратной связи и инструмент оценочной деятельности.



В данном контексте учеником следует считать любого обучающегося, а учителем – руководителя процесса обучения.



Известны несколько типов портфолио. Наиболее популярны следующие:



● портфолио достижений



● портфолио – отчет



● портфолио – самооценка



● портфолио – планирование моей работы



(любой из них имеет все характеристики, но при планировании рекомендуется выбирать одну, ведущую)



Выбор типа портфолио зависит от цели его создания.



Отличительной особенностью портфолио является его личностно-ориентированный характер:



● ученик вместе с учителем определяет или уточняет цель создания портфолио;



● ученик собирает материал;



● в основе оценивания результатов лежит самооценка и взаимооценка



Важной характеристикой технологии портфолио является ее рефлексивность. Рефлексия является основным механизмом и способом самоаттестации и самоотчета. Рефлексия – процесс познания на основе самонаблюдения своего внутреннего мира. /Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – Л. – 1969г./ «психологическое зеркало самого себя».



Кроме общеучебных умений собирать и анализировать информацию, структурировать и представлять ее, портфолио позволяет выйти на развитие интеллектуальных умений более высокого порядка – умения метакогнитивные.



Ученик должен научиться:



● отбирать и оценивать информацию



● точно определять цели, которые он хотел бы достичь



● планировать свою деятельность



● давать оценки и самооценки



● отслеживать собственные ошибки и исправлять их



В данном контексте мы рассматриваем портфолио как один из приемов, наиболее соответствующих задачам технологии развития критического мышления. Именно он сочетает возможности важнейшей стратегии технологии развития критического мышления и современного метода оценки и дает возможность диагностировать сформированность основных целей – способности к самообразованию.



Самым лучшим способом познакомиться с технологией портфолио является его практическое воплощение.



Принципиальное различие необходимо провести между понятиями «новация» и «инновация». Основанием такого различения должны служить конкретные формы, содержание и масштаб преобразовательной деятельности. Так, если деятельность кратковременна, не носит целостного и системного характера, ставит своей задачей обновление (изменение) лишь отдельных элементов некоей системы, то мы имеем дело с новацией. Если деятельность осуществляется на основе некоторого концептуального подхода, и ее следствием становятся развитие данной системы или ее принципиальное преобразование — мы имеем дело с инновацией. Можно ввести ряд и более конкретных критериев различения этих двух понятий.



Дополнительные различия в понятийном аппарате инновационной деятельности возможно осуществить, если выстроить схему полного цикла возникновения и реализации любой инновации в той или иной общественной практике:



● источник инноваций (наука, политика, производство, экономика и др.);



● инновационное предложение (новация, изобретение, открытие, рационализация);



● деятельность (технология) по реализации новации (обучение, внедрение, трансляция);



● инновационный процесс (формы и способы укоренения новации в практике);



● новый тип или новая форма общественной практики.



Приведем лишь один пример разворачивания полного цикла инновационных преобразований — из истории отечественного образования:



● источник инновации — уровень развития педагогической и возрастной психологии в СССР в 50-х годах;



● инновационное предложение — научный коллектив Эльконина-Давыдова доказывает возможность формирования основ теоретического мышления у младших школьников;



● технология осуществления — разрабатываются принципиально новые учебные программы по основным предметам в начальной школе;



● инновационный процесс — открытие лабораторий и экспериментальных школ в разных регионах страны по формированию учебной деятельности в младшем школьном возрасте;



● новая форма практики — «система развивающего обучения» как новый тип образовательной практики.



В заключение спросим себя — есть ли у российского образования перспективы перехода в режим инновационного развития и саморазвития? И если есть, то при каких условиях это оказывается возможным? Отметим три типа таких условий в трех сферах обеспечения инновационного образования.



В науке эти перспективы связаны с более масштабными, чем сегодня, основаниями реализации главных направлений проектно-исследовательской деятельности; прежде всего — это гуманитарно-антропологические основания становления и развития человека в пространстве образования. Только в этом случае возможны осмысленные методология проектирования и исследования инновационного образования; общая теория развития индивидуальной субъектности и детско-взрослых общностей в образовательных процессах; технология реализации и экспертизы разномасштабных инновационных образовательных проектов.



В системе профессионального образования и профессионального развития:



● это последовательное введение в содержание образование культуры проектирования инновационных образовательных практик;



● это формирование психологической грамотности, шире — психологической культуры педагогического труда;



● это освоение норм и культуры управления развитием образования, деятельностью профессиональных педагогических коллективов.



В области образовательной политики:



● это ответственная государственная и общественная поддержка научных проектов и программ, связанных с проектированием инновационного развивающего и развивающегося образования в России.



Классификация инновационной технологии ПОРТФОЛИО



1. По отношению к структурным элементам образовательных систем



● в контроле, в оценке результатов



2. По отношению к личностному становлению субъектов образования



● в области развития определенных способностей учеников и педагогов,



● в сфере развития их знаний, умений, навыков, способов деятельности, компетентностей



3.По области педагогического применения



● в учебном процессе



4. По типам взаимодействия участников педагогического процесса



● в коллективном обучении (личностно-ориентированно)



- в индивидуальной, фронтальной, групповой форме



● в семейном обучении



5. По функциональным возможностям



● нововведения-продукты (педагогические средства, проекты, технологии и т.п.)



6. По способам осуществления



● систематические



7. По масштабности распространения



● на международном уровне



● в школе



● на федеральном уровне



8. Выделение признака масштабности (объема) нововведения



● системные,охватывающие всю школу или весь вуз как образовательную систему



9. По социально-педагогической значимости



● в образовательных учреждениях любого типа



10. По признаку инновационного потенциала



● комбинаторные



● нововведения



11. По отношению к своему предшественнику



● замещающим



● открывающим



Инновационный потенциал образовательного учреждения



определяется при анализе образовательного учреждения по следующим позициям:



Направленность инновации на изменение образовательных потребностей, адресуемых образовательному учреждению, социального заказа



● Направлена на изменение целей, содержания, технологии организации, подходов к оценке образовательных результатов учащихся



● Интеграция преподавания, учения и оценивания; объединение количественной и качественной оценки способностей учащегося посредством анализа разнообразных продуктов учебно-познавательной деятельности



● Решение важных педагогических задач:



- создать эмоционально-комфортную образовательную среду



- поддерживать высокую учебную мотивацию школьников



- поощрять их активность и самостоятельность



- расширять возможности обучения и самообучения



- развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности учащихся



- формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность



- развивать коммуникативные умения и навыки



- информировать учащихся и их родителей о различных вариантах выбора образовательного маршрута



Ориентация инновации на решение проблем образовательного учреждения



● Изменение способа обучения, поиск новых форм организации процесса обучения, изменение требований к результативности, а в целом – к качеству образования



● Форма непрерывной оценки в процессе непрерывного образования



● Портфолио учителя – как альтернативная форма оценки его профессионализма и результативности работы при проведении экспертизы на соответствие заявленной квалификационной категории



● Активное вовлечение родителей в процесс обучения и учения ребенка (более адекватная оценка как сильных, так и слабых сторон своего ребенка и более активное сотрудничество со школой)



Ресурсные возможности образовательного учреждения



● Систематическая работа по повышению квалификации учителей



● Опыт создания электронного портфолио



● Сетевое компьютерное оснащение кабинетов (3 компьютерных класса, персональные компьютеры в кабинетах преподавателей-предметников, административная сеть)



● Методическое обеспечение курса



- рабочая папка



- официальные бланки портфолио (приложение к аттестату 9 класса)



-рейтинг выпускника основной школы (Положение об индивидуальной накопительной оценке (портфолио))



- диагностические материалы



- таблицы и схемы для ведения «Рабочей папки»



- памятки и инструкции для учащихся



- методические рекомендации по ведению портфолио



- примерные варианты занятий с учащимися



Взаимосвязь инновации с достижениями и конкурентными преимуществами образовательного учреждения за период, предшествовавший нынешнему инновационному циклу развития



● Перспективная форма представления индивидуальной направленности учебных достижений конкретного ученика, отвечающая задачам предпрофильной подготовки и в дальнейшем – профильного обучения



● Построение образовательного рейтинга выпускников 9-ых классов



● Оптимизация механизмов формирования 10-х профильных классов



оценка инновационной обстановки в образовательном учреждении, инновационного потенциала коллектива, потенциальных точек роста



● ОУ давно занимается поиском способов аутентичного (индивидуализированного) оценивания, ориентированного не только на процесс оценивания, но и на самооценивание



(применяется в практико-ориентированном образовании и предусматривает оценивание сформированности умений и навыков учащихся в условиях помещения их в ситуацию, максимально приближенную к реальной жизни)



● Накоплено много методических находок, уже разработаны педагогические технологии, позволяющие избавиться от навязчивых ярлыков типа «слабый троечник» или «крепкий хорошист»



первичный прогноз восприятия возможных новшеств в сообществе образовательного учреждения, возможного сопротивления изменениям



● Внедрение требует и от учителя и от ученика новых организационных и познавательных умений



● Проблема учебного времени: требует больше времени для реализации, чем традиционная система оценки



● Реальная оценка возможностей и готовности учащихся, педагогов, родителей в предоставлении материалов для фиксации динамики его индивидуального прогресса



- перенос педагогического акцента с оценки на самооценку



- у учащихся слабо развита мотивация достижений, имеются трудности в вопросах целеполагания, самостоятельного планирования и организации собственной учебной деятельности, умения систематизировать и анализировать собственный собранный материал и опыт



- неподготовленность родителей к осознанию важности и значимости портфолио как документа, подтверждающего уровень имеющихся знаний учащихся и сделать правильный выбор дальнейшего профиля обучения

Сохранить у себя:
"Современные инновационные технологии в образовании"

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки