Совместное с родителями мероприятие по экологии
Цели. Содействовать укреплению семьи, познакомить детей и родителей с лекарственными растениями, правилами сбора, применения и охраны растений; научить различать самые обычные цветущие травы: мята, душица, зверобой, календула, чистотел, одуванчик, цикорий, дp.; учить ценить и беречь красоту природы; развивать речь, логическое мышление, память; закрепить знания правил поведения в природе, ориентирования, используя народную мудрость, учить читать книгу природы, воспитывать в детях наблюдательность, умение сравнивать, делать выводы.
Задачи:
углубить и расширить знания обучающихся о ценности лекарственных растений;
способствовать укреплению семьи;
продолжить формирование бережного отношения и любви к природе;
прививать навыки бережного отношения к здоровью;
продолжить формирование экологической культуры, рационального использования природных ресурсов.
Оборудование. Компьютер, проектор, школьная доска, презентация ”Лекарственные растения”, рисунки детей и фотографии с изображением лекарственных растений; рефераты обучающихся; комнатные растения: алоэ, золотой ус; аптечные упаковки с засушенными лекарственными растениями; табличка“Фитокафе"; гербарий лекарственных растений; раздаточные карточки с заданиями.
Ход занятия
I. Организационный момент
Проверка готовности к занятию; проверка присутствующих.
II. Объявление темы и целей.
Педагог: Готовясь к сегодняшнему занятию, я нашла для него 3 эпиграфа:
1. Они нас любят – они нас лечат
2. От каждой хвори найдется свое растение.
3. ЕСТЬ В ТРАВАХ И ЦВЕТАХ ЦЕЛИТЕЛЬНАЯ СИЛА ДЛЯ ВСЕХ, УМЕЮЩИХ ИХ ТАЙНУ РАЗГАДАТЬ….
Как вы думаете, о чем пойдет речь? (ответы обучающихся). Совместное объявление темы занятия.
Педагог. Я не смогла выделить лучший из эпиграфов. А каково ваше мнение? Поднимите руки, кому больше понравился первый эпиграф. Кому – второй? Кому – третий?
Выбрали лучший эпиграф.
Педагог. Как вы думаете, ребята, о чем мы узнаем и чему научимся? (ответы обучающихся, родители могут помогать). Совместное определение целей и задач.
III. Создание проблемной ситуации.
Прослушивание рассказа.
- Миша с сестрой Леной отправились в поход. Вскоре Лена начала хромать: она натёрла ногу. Миша ушиб колено и рана кровоточила. Дети вернулись назад. Их встретили мама и бабушка. У мамы разболелась голова, а у бабушки подскочило давление. Как же быть?
Мы к этому рассказу в конце занятия еще вернемся…
IV. Актуализация знаний о лекарственных травах.
Варианты ответов детей. – Купить лекарства, вызвать скорую помощь и т. д.
- А как оказать помощь без лекарств?
-Применить лекарственные растения.
-Так о чём же будем говорить сегодня?
- О лекарственных растениях.
- Тема занятия: Лекарственные растения родного края. Мы сегодня научимся узнавать, собирать, применять лекарственные растения.
V. He рви цветов в природе для букетов.
Педагог. Внимание! Экологическая задача. Сколько погибло бы цветущих растений, если бы каждый участник нашей группы сорвал 5 штук? А если бы не 5, а 10 штук? Какой вывод из этот можно сделать?
- А мы что можем сделать? (рассказать, поделиться данной информацией, агитировать людей любоваться цветочным лугом, полем, не рвать цветы.)
Ученые древности насчитывали более 24 целебных свойств обычного чая. А что говорить о целебных качествах травяных сборов! На Руси "лесные" чаи использовали от 100 болезней.
VI. Какое растение что лечит?
(Сопоставление названий растений и заболеваний, от которых они лечат)
Листья и соцветия Мать-и-мачехи применяют при кашле, бронхите, ангине, при ожогах, укусах насекомых, а так же для аппетита.
Корни валерианы от болезней сердца/
Зверобой – улучшает сон и повышает настроение (антидепрессант).
Зелень и корень петрушки – от болезней сердца.
Трава крапивы для блеска волос.
Листья ноготков для улучшения структуры ногтей.
Плоды шиповника от гриппа и простуды.
Корень редьки – от кашля.
Морковь – от болезней глаз.
Свекла – улучшает работу кишечника.
Лук - противомикробное средство, лечит насморк, кашель, помогает при ангине, ОРЗ, улучшает аппетит.
Чеснок – противомикробное средство, при насморке, ангине, кашля, укусах насекомых, диабете.
«Подобное лечиться подобным». Ломкие ногти полезно подержать в отваре из ноготков, а грецкий орех, похожий на головной мозг, улучшает его работу.
VII. Задание “Узнай меня” (Узнавание растений по рисункам и фотографиям)
Цветы ландыша идут на изготовление капель, которые употребляют как средство, успокаивающее сильное сердцебиение. А еще цветы используют для изготовления духов, одеколона и мыла.
Педагог. Обратите внимание, плоды ландыша и все растение ядовиты. При болезнях сердца используют и корень валерианы.
Педагог. Лекарственная ромашка используется при простуде, кашле,
При ангине используется календула. (Показывает образец.)
Педагог. От болезни желудка и для остановки внутренних и наружных кровотечений.
вам поможет тысячелистник. (Показывает образец.)
Педагог. При желудочных заболеваниях, головной боли применяют чай из кипрея. (Показывает образец.)
Вылечить бородавки росянкой. Это лекарственное растение питается мухами и комарами. Из росянки готовят лекарство от бородавок. Бородавки лечит и чистотел.
Мох сфагнум может заменить вату. Для этих же целей используют белую сердцевину камыша.
Свежие листья подорожника прикладывают при ссадинах, ожогах, укусах насекомых.
Желудь. Дуб. Полезно полоскать горло при ангине, заболеваниях десен.
Липа. При простуде.
Мать-и-мачеха. При кашле.
VIII. Как собирать лекарственные растения
Педагог. Собирать лекарственные растения можно только в тех местах, где их много. Часть растений нужно обязательно оставлять в природе.
Растения собирают в сухую погоду, когда уже исчезла роса. Надо следить, чтобы на растениях не было пыли и грязи. Нельзя собирать лекарственные растения вдоль дорог, на улицах городов, в скверах. В этих растениях накапливаются вредные вещества, которые выбрасывают в воздух автомобили.
Цветки собирают в начале цветения; листья - перед цветением или в начале его; корни и корневища - весной и осенью; кору - весной, в начале сокодвижения, когда она хорошо отделяется.
Правила сбора
Что собирать – человек должен уметь различать лекарственные растения и нелекарственные и знать, что у этого растения нужно взять (корень, листья, соцветия и т.д.)
Когда собирать – лекарственные растения собирают тогда, когда в нём максимального содержания фармакологических активных веществ. Нельзя собирать во время дождя и когда роса на траве.
Как собирать – при сборе лекарственных растений каждое растение нужно класть отдельно и обязательно договориться с аптекой или иным лек. учреждениям, где примут у вас собранное (корзинке, мешочки из полотна). Использовать нож.
Где собирать – поляна, луг, болото, лес – места, подходящие для сбора. Нельзя использовать растения близ шоссе, дорог т.к. в них накоплены ядовитые вещества из выхлопных труб машин (цинк, сера, свинец)
Собирая, сохранять – при сборе нужно взять столько, сколько вам надо. Нельзя брать растения, занесены в Красную книгу, и из года в год нельзя на одном и том же месте не проводят сбор лекарственных растений.
Правила сушки лекарственных растений
• Сушить растения надо под навесом, на чердаке, избегая прямого солнечного света, разложив тонким слоем.
• Листья кладут черешками в одну сторону.
• Корневища и корни отмываю: от грязи и разрезают.
• Три-четыре раза вдень растения переворачивают, сухие убирают. Мох сфагнум сушат на крыше навеса, на солнце.
Вопросы детям для закрепления.
- Когда следует собирать лекарственное сырье? (Ответы детей).
- Как нужно вести себя в природе, чтобы не причинять растениям вреда? (Ответы детей).
- Что делается в нашей стране для охраны растений?
Дети: Их охраняют в заповедниках, выращивают в ботанических садах. Собирать эти растения в природе запрещено.
Педагог: Кто внимательно слушал, тому нетрудно к каждому недугу подобрать лекарственное растение. (ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ)
Простуда
Ожоги
Ранки и порезы
Кашель
Головная боль
Аллергия
Желудок
IX. Лекарства в корзинке
Многие овощи и фрукты являются источниками витаминов, микроэлементов, содержат антиоксиданты, повышают иммунитет, могут лечить.
-Какие свойства лука знаете? (лечит насморк, кашель, помогает при ангине, ОРЗ, улучшает аппетит) противомикробное средство.
- Чеснок – хорошее противомикробное средство, при насморке, ангине, кашля, укусах насекомых, диабете.
- Что ваша мама использует, когда вы болеете? (Мама должна подтвердить.)
Петрушка – сердце Редька – кашель
Морковь – глаза Свекла - кишечник
РАБОТА ПО КАРТОЧКАМ /в парах/дети соединяют растение и недуг/
Лук простуда
Лимон расстройство желудка
Капуста насморк
Укроп ожоги
Каждому раздается готовый трафарет корзинки, дети рисуют в корзинке лекарственные растения – овощи и фрукты. Мамы помогают.
/КОРЗИНКА/ лимон, капуста, укроп, петрушка, морковь, редка, свекла…
Проводится конкурс на лучший рисунок. Детям раздаются жетоны (по одному), чтобы они положили их на самый понравившийся рисунок. Мамы голосуют отдельно.
(На свой – нельзя!). Затем определяются победители, набравшие большее количество жетонов.
X. Игра «Целители». (Приготовление фиточая). Составление алгоритма «Приготовь по рецепту». Построй алгоритм из заданных действий.
Фиточаи:
1. Фиточай «От жара»; трава – липа.
2. Фиточай «От кашля» трава - сосновые почки.
3. Фиточай «От волнения» трава – душица.
4. Фиточай «Витаминный»; трава - шиповник
5. Фиточай «От повышенного кровяного давления» - калина
Долей кипяток Отмерь столовую ложку сухого лекарственного сырья Возьми банку с лекарственным сырьём
XI. Рефлексия. Самооценка ответов обучающихся.
Педагог: Что вы нового узнали на занятии? Чего не знали?
Вспомним рассказ из начала занятия:
- Как помочь Мише и Лене, бабушке и маме? Чем их лечить?
- Как правильно собирать растения, не навредив природе?
Педагог: Пора бы человечеству понять,
Богатства у Природы отбирая,
Что Землю нужно тоже охранять:
Она, как – мы, такая же – живая!
XII. Задание для самоанализа:
Напиши, за что природа могла бы сказать тебе спасибо: _____________________
и рассердиться на тебя: ________________________.
Всегда живи в ладу с природой. (Слайд)
В конце занятия дети угощают мам приготовленным заранее педагогом травяным чаем (ромашка, мята, зверобой) с печеньями, приготовленными мамами. Все пьют травяной чай.
Слова педагога в заключение:
Природа – это кладовая лекарств, кладовая здоровья человека. Использовать ее нужно разумно, не принося ущерба или вреда природе
«Мои молодые друзья! Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни.
...Человеку нужна Родина. И охранять природу — значит охранять Родину».
М. Пришвин
Литература
1. 1000 загадок. Популярное пособие для родителей и педагогов / сост. Н. В. Ёлкина, Т. И. Парабарина. – Ярославль: Академия развития, 2008.
2. Дмитриева О. И., Максимова Т. В. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир», 3 класс – М.: Вако, 2007.
3. Касаткина Н.А. Учебно-воспитательные занятия в группе продлённого дня –Волгоград: «Учитель»,2005. Красная книга Чувашской Республики. – Т 1. – Ч., 2001.
4. Лободина Н.В. Экологическое воспитание в начальной школе –Волгоград: «Учитель», 2007.
5. Ужегов Г.Н. Основные лекарственные растения: Краткая энциклопедия народной медицины. – М.: АСТ, 2000.
Применение знаний учащимися. Правила сбора и сушки.
Работа в группах по карточкам. (Слайды)
К. - 1. «Где собирать лекарственные растения? Обозначь знаком «+»правильный ответ.
Собирай лекарственные растения только в тех местах, где их много.
Собирай растения около автомобильных дорог.
К. - 2. «Когда собирать лекарственные растения? Обозначь знаком «+»правильный ответ.
Собирай растения в дождливую погоду.
Собирай растения в сухую погоду.
К. - 3. «Какие лекарственные растения собирать? Обозначь знаком «+»правильный ответ.
Собери травы с пятнами.
Следи, чтобы на растении не было пыли и грязи.
К. - 4. «Как собирать лекарственные растения? Обозначь знаком «+»правильный ответ.
Собирай лекарственные растения все до единого.
Собирай не все лекарственные растения: оставляй для созревания семян для их дальнейшего размножения.
К. – 5. «Как правильно сушить лекарственные растения. Обозначь знаком «+» правильные ответы.
Суши растения на чердаке, часто переворачивай, помещение проветривай.
Избегай прямого попадания солнечного света.
Суши растения в сырой комнате.