Социальный проект "Храм - источник живительной благодати"

В 4 классе изучается новый предмет «Основы православной культуры». Этот предмет заинтересовал детей тем, что не только знакомит с историческим прошлым нашего народа, но и способствует развитию нашего внутреннего духовного мира. Дети узнают, что такое духовный мир человека и культурные традиции народа, что такое православная религия и как вера в Бога может повлиять на поступки человека. Узнают о библейских книгах и заповедях божьих, о совести и раскаянии, о милосердии и сострадании, золотом правиле этики. Но особенно заинтересовала тема, посвященная Православным храмам. Ведь в нашем поселке построен красивый храм, который является его гордостью. О нем захотелось не только узнать больше, но и рассказать другим ребятам, а также понять, как появление в поселке храма повлияло на духовный мир жителей.

Содержимое разработки

Муниципальное бюджетное общеразовательное учреждение

«Новожизненская средняя школа»

Городищенского муниципального района

Волгоградской области

Проект учащихся 4-х классов

в рамках изучения ОРКСЭ

Храмов золотые купола




Номинация: Лучшая методическая разработка в области духовно – нравственного воспитания в начальных классах общеобразовательных учреждений



Учитель начальных классов высшей категории Ляхова Ольга Михайловна, учитель начальных классов первой категории Ритер Вера Павловна





п. Областной с/х опытной станции , 2015 год

Содержание.

  1. Введение……………………………………………………………………………3


  1. Содержательная часть.


  1. Этапы работы над проектом……….…………………………………………4


  1. Результаты социологического опроса «Мы и православный храм»………5


  1. Сбор фактического материала о православных храмах.


а) храм – дом Божий…………………………………………………………..5


б) храмы Волгоградской области……………………………………………..6


в) храм Воскресения Христова в нашем поселке……………………………7


г) звонница …………………………………………………………………….8


д) правила поведения в храме…………………………………………………9



  1. Заключение……………………..………………………………………………….10


  1. Использованная литература………………………………………………………11


  1. Приложения………………………………………………………………………..12



















2

  1. Введение.

В 4 классе мы изучаем новый предмет «Основы православной культуры». Этот предмет заинтересовал нас тем, что не только знакомит с историческим прошлым нашего народа, но и способствует развитию нашего внутреннего духовного мира. Мы узнали, что такое духовный мир человека и культурные традиции народа, что такое православная религия и как вера в Бога может повлиять на поступки человека. Узнали о библейских книгах и заповедях божьих, о совести и раскаянии, о милосердии и сострадании, золотом правиле этики. Но особенно заинтересовала тема, посвященная Православным храмам. Ведь в нашем поселке построен красивый храм, который является его гордостью. О нем захотелось не только узнать больше, но и рассказать другим ребятам, а также понять, как появление в поселке храма повлияло на духовный мир жителей.

Актуальность: Храмы воплощали красоту, могущество и силу государства. Они являлись архитектурным и смысловым центром и города, и села. Это были святыни, в которых наиболее полно воплотились творческие возможности русских зодчих.

Этот дом - не просто дом.Он красивый и с крестом.

Золотые купола. Звонкие колокола.Дин–дин- дон. Бим – бом-бом.

Кто-то с мамой, кто один помолиться в этот дом

Ходит в трепете святом по утрам и вечерам...Это - православный храм!

Был период в истории России, когда православие было под запретом, а православные храмы уничтожались. Сейчас многие из них восстановлены, построены новые.

Гипотеза: Если мы познакомимся с историей возникновения храмов, их назначением и устройством, то сами приобщимся к культурным традициям русского народа, станем духовно богаче. Наш материал заинтересует не только одноклассников, но и учеников других классов, что будет способствовать их духовному развитию.

Цель:приобщение к духовному, эмоциональному опыту русского народа через знакомство с назначением и устройством храмов России.

Задачи:

- узнать из разных источников информации об истории создания православных храмов, их устройстве и назначении;

- познакомиться с храмами Волгоградской области, местным храмом «Воскресения Христова»;

- формирование у молодого поколения позитивного отношения к православной культуре.

Тип проекта: информационный, практико-ориентированный.

Проблемы, которые решает проект:

- сохранить и развить национальную культуру, ее духовные ценности;

- повышение интереса к традициям и обычаям русского народа.

- как появление в поселке храма повлияло на духовный мир жителей.

Продукт проекта: мультимедийная презентация «Храм – источник живительной благодати».

Ресурсное обеспечение: фотоаппарат, компьютер, колонки, экран, проектор.

Планируемые результаты:

Практический - создание презентации о православных храмах.

Методический - информация может быть использована на уроках курса ОРКСЭ и внеклассных мероприятиях.

Образовательный - повышение интереса традициям и обычаям русского народа, желание продолжить работу над проектом.

Развивающий – развитие интеллекта, духовное развитие учащихся.


3

  1. Содержательная часть.

  1. Этапы работы над проектом


  1. Мотивационный этап.

- идея создания, значимость проекта

Вся проектная группа

  1. Этап планирования.

- обсуждение названия проекта, направлений работы, деление на группы, распределение обязанностей.

Вся проектная группа

  1. Информационно-оперативный этап.

- проведение социологического опроса «Мы и православный храм»;


- изучение источников информации по темам:

а) «Истории возникновения храмов»


б) «Храмы Волгоградской области»


в) «Храм Воскресения Христова»


г) «Звонница»


д) «Правила поведения в храме»


- экскурсия в храм «Воскресения Христова», вопросы для интервью;

- интервью родителей;

- обмен информацией в группах;


Козубовский Н., Тяпкина О.



Новикова Ю., Каримова Т, Шепелева К.


Шилов П., Устименко А.


Тяпкина О., Козубовский Н.


Новикова Ю., Шепелева К., Тяпкина О.


Устименко А., Каримова Т.


Шилов П., Устименко А.



Новикова Ю., Шепелева К., Тяпкина О.


- проведение фотосъёмки;


- творческие работы учащихся;


- презентация индивидуальных проектов, оценивание.

Устименко А., Тяпкина О.


Новикова Ю., Устименко А., Тяпкина О.,

Козубовский Н.


Козубовский Н., Шепелева К.


Подготовка презентации проекта:

- загадки, стихи о православных храмах;


- составление текста презентации;


- разработка памятки «Правила поведения в храме»


Устименко А., Тяпкина О.


Новикова Ю., Каримова Т.


Козубовский Н., Шепелева К.


  1. Этап оценивания и рефлексии.

Презентация проекта учащимся начальных классов, оценивание. Отзывы.

Новикова Ю., Козубовский Н., Тяпкина О.


4


  1. Результаты социологического опроса «Мы и православный храм»

Мы провели социологический опрос «Мы и православный храм». Были заданы следующие вопросы учащимся школы:

  1. Что такое Храм?

  2. Зачем люди посещают храмы?

  3. Какие православные Храмы знаете? Как называется наш Храм?

Учащиеся отвечали, что храм - это здание, в котором люди молятся Богу, ставят свечки, в храме происходят обряды венчания, крещения, отпевания, в нем много икон.

На вопрос « Зачем люди посещают храмы?» они отвечали, что в храме человек приближается к Богу, благодарит его или просит о чём-то.

Результаты социологического опроса показали следующее: из 48 опрошенных учащихся лишь 11 человек назвали по одному храму. Ребята не владеют достаточной информацией о храмах нашего города Волгограда, об истории создания храма «Воскресения Христова», построенного в нашем поселке.

  1. Сбор фактического материала о православных храмах.

а) из истории возникновения храмов

Из разных источников информации узнали, что на Руси всегда было много храмов и сейчас православные традиции возрождаются. Восстанавливаются, реставрируются, строятся новые церкви, и вместе с тем врачуются души людей.

Русские люди во все времена старались посвящать Богу самое лучшее, на что они способны. Издавна храмы строили в самых красивых местах, но перед строительством обычно молились, чтобы Господь указал необходимое место. Узнав волю Божию, строители приступали к работе.

Храм на Руси всегда служил самым ярким свидетельством соборности православной культуры. Он в буквальном смысле собирал граждан и, благодаря единому церковному календарю, упорядочивал всю церковно-общественную жизнь. В храмах оглашались царские указы, совершалось избрание митрополитов, помазание царей на царство. В храмах проходили церковные соборы, решения которых во многом определяли развитие отечественной истории и культуры.

Наконец, храм на Руси в течение многих веков являлся и первой школой. Здесь всегда были книги, так как церковное богослужение не совершается без книг. При храме всегда были грамотные люди, которые обучали грамоте и различным церковным искусствам взрослых и детей.

Храмы на Руси всегда были сокровищницей святынь народа. Древняя Русь не знала музеев: все поистине ценное и прекрасное хранилось в храмах или монастырях — многочтимые иконы, останки святых (мощи), старинные рукописи, иногда древние документы и различные реликвии. Таким образом, храм на Руси является главным хранителем православной культуры.

Узнали, каким образом храм отличается от всех остальных зданий. У него есть купол, на котором находится крест. Храм Божий по своему внешнему виду отличается от прочих зданий. Большей частью храм в своем основании устраивается в виде креста. Это означает, что храм посвящен распятому за нас на кресте Господу и что крестом Господь Иисус Христос избавил нас от власти Диавола.

Часто храм устраивается в виде продолговатого корабля, это означает, что Церковь, подобно кораблю, по образу Ноева ковчега, ведет нас по морю жизни к тихой пристани в Царствие Небесном.

Иногда храм устраивается в виде круга, этим напоминается нам вечность Церкви Христовой.

5

Храм может быть устроен и в виде восьмиугольника, как бы звезды, означающей, что Церковь, подобно путеводной звезде, сияет в этом мире.

Здание храма обыкновенно завершается сверху куполом, изображающим собой небо. Купол напоминает пламя свечи, форму луковицы. Заканчивается вверху главой, на которой ставится крест во славу Главы Церкви – Иисуса Христа. Часто на храме строят не одну, а несколько глав.

Две главы означают два естества (Божеское и человеческое) в Иисусе Христе, три главы - три Лица Святой Троицы, пять глав - Иисус Христос и четыре евангелиста, семь глав - семь Таинств и семь Вселенских Соборов, девять глав - девять чинов Ангельских, тринадцать глав – Иисус Христос и двенадцать апостолов. Иногда строят и большее количество глав.

б) храмы Волгоградской области

Взяли интервью у родителей, которые посещали храмы Волгоградской области.

Храм Иоанна Предтечи (Приложение 1)
в Волгограде находится на Центральной набережной. Рядом стоит деревянная часовня иконы Божьей Матери Иверской, построенная в 1996 году. Современное здание начали возводить весной 1998 года в парковой зоне набережной. Место постройки выбрали рядом с местом, где стоял утерянный храм. Разница составила всего 100 метров. В 2000 году он был открыт для православных прихожан.
История храма Иоанна Предтечи начинается с 1664 года, с возведения монастырской церкви. Первоначально она была деревянной, каменное здание было выстроено в 1704 году, оно стало первым каменным церковным зданием города. После Октябрьской революции 1917 года в России началась компания по разделению Церкви и Государства. В результате этой компании повсеместно закрывали церковные помещения для богослужений, а здания и церковное имущество национализировали. Большое количество культовых сооружений просто уничтожили. Так произошло и с храмом Иоанна Предтечи, в 1932 году его взорвали.

Дубовка (Приложение 2)
Свято-Вознесенский Дубовский Женский монастырь  в городе Дубовке Волгоградской области в подчинении Волгоградской епархии. Основан в 1871г. в видеженской общины при посаде Дубовке на правом берегу реки Волги, в 70км от Волгограда.6 июня 1992 года был найден и открыт варварски разграбленный большевиками. Склеп Иоанна Покровского, ныне ковчег с его мощами находится в храме. Красивое место,поистине святое, приближает вас к самым светлым чувствам и помогает оградиться отшумного города.


Серафимович (Приложение 3)
У западной части города Серафимовича, недалеко от Дона, стоит Дона – Усть – Медведицкий Спасо-Преображенский женский монастырь. Момент его возведения - 1652 год и связан с благословлениемСв.патриархаИоакима.  Усть – Медведицкий  монастырь является одним из самых посещаемых исторических мест, расположенных на правобережье Дона. Ежедневно сотни туристов и паломников приезжают в Усть – Медведицкий монастырь: одни помолиться, другие – воочию  увидеть достопримечательности. Среди них будоражащими воображение являются выкопанные в 1874 году подземные ходы общей длиной 150 метров. В одной из части пещер находится главная святыня обители - «монашкин камень». Считается, что, если припасть к этому камню в проникновенной молитве, можно исцелиться от самых разных недугов и болезней.


6

Ольховка (Приложение 4)
Мужской Свято-ТроицкийКаменно-Бродский монастырь  остается одним из красивейших и посещаемых монастырей Нижнего Поволжья. Чудотворный образ Божьей матери «Всех скорбящих радости». И главное - пещеры, которые по святости занимают второе место после Афона. А по количеству легенд, многие из которых получили научное подтверждение, они имеют самый таинственный подземный лабиринт в мире. Даже сами афонцы считают, что пещеры Свято-Троицкий Каменно-Бродский  монастыря  скрывают нечто необычное. За просторными тоннелями, в которых монахи проводили остаток своей жизни, за удивительной подземной часовней открывается провалы,  ведущие в загадочную неизвестность. Эти галереи расходятся  в разные концы света как минимум на 300 километров. Но самое потрясающее, что площадка глубиной пятьдесят метров, до которой добираются туристы, является только первым ярусом  пещер. Подземный лабиринт продолжается и на втором, и…даже на третьем уровне.

 Кременский монастырь (Приложение 5)
В 1693 году в нескольких километрах от станицы Кременской, на берегу Дона возник Свято-Вознесенский Кременской мужской монастырь. Основателем Кременского монастыря стал иеромонах Никанор. Годом позже местное атаманское правление выделяет на строительство Свято-Вознесенского монастыря около 2000 десятин земли. Кременский мужской монастырь считается одним из самых старых монастырей Всевеликого Войска Донского. По одной из легенд, в начале 15 века в одной из пещер, на месте Свято-Вознесенского монастыря, трудились 7 монахов, убитые разбойниками. Другая история гласит, что здесь были убиты семь братьев, промышлявших торговлей на Дону во времена Ермака. После пожертвования Свято-Вознесенскому Кременскому монастырю сруба старой часовни монахи просят у Петра Первого разрешения на ее возведение. На что царь дает свое согласие. Но постройка прожила недолго – вскоре она была разобрана и сожжена, а пепел был рассеян по Дону. В 1712 году игумен Никонор начинает строительство храма во имя вознесения Господня. Строительство было закончено к 1716 году, и храм был освящен.


в) Храм Воскресения Христова в нашем поселке.

Храм Воскресения Христова в поселке есть у нас,

Своей красотою он радует глаз.

Он в память погибших солдат был построен,

Чтоб не был забыт ни один советский воин.

Мы посетили с экскурсией храм Воскресения Христова (Приложение 6), взяли интервью у настоятеля отца Александра. Наш храм был построен в 2005 году. Проектированием храма занимался архитектор Лисин А.В.Архитектурное решение храма выполнено в соответствии с канонами и традициями Русской Православной церкви.

В цокольном помещении расположен нижний храм, названный в честь жен - мироносиц, которые причислены к лику святых. Верхний храм «Воскресения Христова» был освящен в 2006 году на праздник Святой Пасхи. Высота храма вместе с крестом достигает 32,5 м. Он стал украшением и гордостью нашего поселка.

Мы поднимаемся по ступенькам и останавливаемся на площадке, которая называется папертью. Православный храм делится на три части: притвор, сам храм (средняя часть) и алтарь.7

В притворе (Приложение 7) раньше стояли те, кто готовился к крещению и кающиеся, временно отлученные от причастия. Притворы в монастырских храмах часто использовались также в качестве трапезных. В настоящее время притвор сравнительно небольшой. Здесь продаются свечи, можно написать записки о здравии и об упокоении.

Вот мы в самом храме. Вторая самая большая часть - место для прихожан, собравшихся на церковное богослужение. В центре стоит аналой с иконой праздника. Здесь и у других икон мы можем поставить свечи о здравии наших близких и родных (Приложение 8). С левой же стороны стоит панихидный столик – канун, здесь обычно ставятся свечи за упокой, служатся панихиды, т. е. заупокойные богослужения (Приложение 9).

Главнейшая часть храма — это алтарь (Приложение 10), место святое, поэтому в него не позволяется входить непосвященным. Алтарь означает небо, где обитает Бог, а храм — землю.

Самое важное место в алтаре — престол (Приложение 11) - особо освященный четырехугольный стол, украшенный двумя материями: нижней - белою из полотна и верхней - из парчи. Считается, что на престоле невидимо присутствует сам Христос и потому касаться его могут только священники.

Впереди мы увидели целую стену из икон. Она называется иконостас (Приложение 12). Состоит из икон, расположенных рядами в определенном порядке. Число ярусов бывает от трех до пяти.  В середине нижнего яруса находятся царские врата, справа от врат расположены икона Иисуса Христа и икона святого или праздника, которым посвящен храм; слева от врат расположены икона Богородицы и далее любая другая икона. За иконами нижнего ряда с обеих сторон  расположены дьяконские двери. Над царскими вратами помещается икона Тайной Вечери. Второй ярус снизу содержит иконы двунадесятых праздников. Третий ярус содержит иконы деисусного чина. Четвертый - икону Богородицы с Младенцем Христом и  пророков. Верхний, пятый ярус - икону Троицы и иконы  ветхозаветных праведников и праотцов. Завершается иконостас распятием. Наш храм небольшой, поэтому иконостас состоит только из двух ярусов. За иконостасом находится алтарь. Священник обычно молится именно там, и без благословения никто не имеет права туда входить.

г) Звонница

Над входом в храм, а иногда рядом с храмом, строится колокольня, или звонница, т. е. башня, на которой висят колокола(Приложение 13). Раньше колокольным звоном созывали народ на собрание. Колокола звонили во время пожаров, набегов недругов, чтобы собрать всех.Сейчас колокольный звон употребляется для того, чтобы созывать верующих на молитву, к богослужению, и чтобы возвещать о важнейших частях совершаемой в храме службы.

- Звон в один колокол называется «благовест» (благостная, радостная весть о богослужении).

- Звон во все колокола, выражающий христианскую радость по поводу торжественного праздника и т.п., называется «трезвон».

- Звон колоколов по поводу печального события называется «перезвон».

Колокольный звон напоминает нам о вышнем, небесном мире.Колокольный звон благотворно влияет на здоровье. Матушка Нина провела мастер – класс по обучению колокольному звону (Приложение 14). Теперь мы можем порадовать «колокольным» звоном, используя такие музыкальные инструменты, как треугольники.

Мир и покой пусть будет на земле,

Счастье и радость пусть дарит он мне.

Счастье и радость всем людям планеты

Звон колокольный разносит по свету!

8


д) Правила поведения в храме.

Узнали, что существуют особые правила поведения, называющиеся церковный этикет. Эти стихотворения для мальчиков и девочек о том, как правильно вести себя при посещении храма.

Памятка мальчику:

Прежде чем зайти в собор,

Головной сними убор,

Злые мысли отгони:

Не нужны тебе они...

Памятка девочке:

Скромную надень одежду,

В брюках в храм идёт невежда,

Голову платком покрой

И тихонько в храме стой.

Мальчику и девочке:

Никого не осуждай,

Помощь нищему подай,

Поставь свечку и потом

Осени себя крестом.

Богомыслие храни,

Лень подальше прогони,

Душой с Богом примирись,

И со всеми помолись.

Богомольцев не толкай,

К чину в храме привыкай.

Не гляди по сторонам —

Неполезно это нам...

Хоть старушка, хоть девица

Не посматривай на лица,

Глазки в землю опусти,

О грехах своих грусти.

Мы вам скажем от души:

Выходить из храма не спеши,

Стой на службе до конца,

Слушай проповедь отца.

Приложись потом к кресту,

Обещанье дай Христу,

Что исправиться намерен,

Слову своему будь верен.

Даром время не губи,

Службу Божию полюби.

Воскресенья подожди,

На молитву приходи.




9

  1. Заключение.

Продуктом нашего проекта стала мультимедийная презентация «Храм – источник живительной благодати». Нам понравилось работать над проектом: брать интервью, работать с разными источниками информации, проводить социологический опрос, заниматься видеосъемкой, выполнять творческие работы. Работая над проектом, нам захотелось нарисовать Православные храмы, выполнить поделки (Приложение 15). Макетхрама планируем подарить в краеведческий музей при Нижневолжском научно – исследовательском институте сельского хозяйства. Приурочить это событие к празднованию Рождества Христова.

Был оформлен стенд «Храм Воскресения Христова». История создания нашего храма, его устройство вызвали большой интерес среди школьников (Приложение 16).

Из беседы с настоятелем храма «Воскресения Христова» отцом Александром мы узнали, что в нем регулярно проводятся Богослужения, различные требы, возросло число прихожан по сравнению с предыдущими годами: в воскресные дни до 50 человек, а в Великие праздники – до 100 и больше.(Приложение 17) Наш храм стал более известным. К нам приезжают крестить своих детей, венчаться из близлежащих поселков, хуторов, города Волгограда, Москвы, Архангельской области, и даже Чехии и Германии.(Приложение 18)

Мы надеемся, что люди, приходя в храм, научатся добру, милосердию, состраданию, сочувствию, справедливости и чести.И все эти качества нужно беречь в себе. Как огонек от свечи отдавать тепло тому, кто в этом нуждается, душой тянуться к небу, а своими делами помогать ближним. И тогда мы сбережем храм в своей душе и будем созидать всю свою жизнь.

Тихая пристань – Церковь Святая,

Ждет нас, как Отчий дом.

Всех к единению призывая

И к радости в Доме том.

В едином порыве к Богу взывая,

Каемся, просим простить.

Наши молитвы не отвергая,

Милости нам подарить.

Сияй же, наш храм Православный,

Звоном людей призывай.

Духом Святым и Державным

Души людей укрепляй.















10

  1. Использованная литература:


Н.Г.Викулин «Немного о главном» Сборник стихов. Волгоград, «Стиль–сервис», 2006 г.


Символика и устройство православного храма, Москва «Лепта Книга», 2008 г.


Детский православный журнал «Ангелочек» №1 2012 год


Сборник творческих работ детей, занимающихся в воскресной школе Храма «Воскресения Христова», Волгоград, Лицей, 2007 г.


http://festival.1september.ru/articles/632404/


http://www.eroshka.ru/news.php?extend.1333.3








































11

  1. Приложения

Приложение 1.

Храм Иоанна Предтечи.



Приложение 2.

Свято-Вознесенский Дубовский женский монастырь

12

Приложение 3.

Усть – Медведицкий Спасо-Преображенский женский монастырь

У нового храма в Серафимовиче 33 купола



13

Приложение 4.

Мужской Свято-Троицкий Каменно-Бродский монастырь

Приложение 5.

Свято-Вознесенский Кременской мужской монастырь

14

Приложение 6.

Храм Воскресения Христова

Приложение 7.

Притвор храма «Воскресения Христова»

15

Приложение 8.



Верхний храм

16

Приложение 9.

Канун в храме Воскресения Христова

Приложение 10.

Алтарь



17

Приложение 11.

Престол

Приложение 12.

Иконостас

18

Приложение 13.

Звонница

Приложение 14.

Юные звонари

19

Приложение 15.

Ваза «Наш храм»Новикова Юлия «Рождественская радость» Устименко Александр

Храм «Воскресения Христова» Андриечко Константин

20

Приложение 16.

Отзывы учеников.

- Я активная прихожанка храма, прихожу сюда как к себе домой. Я хочу, чтобы в нашей жизни не осталось места для зла, чтобы мои родные были здоровы. Об этом я молюсь.

Ежова Ксения.



- Моя мама работает в нашей церкви. Я посещаю Воскресную школу при храме. Был пономарем на службе, помогал батюшке: ходил со свечей в центральную часть зала, подавал кадило. Люди в храме называют себя братья и сестры.Комиссаров Дмитрий.



- Батюшка нам рассказал, как строили наш храм. Я не только узнала много новых слов, но и увидела в храме иконостас, канун, купель, притвор. А еще я узнала о запретах, которые следует придерживаться.

Новикова Юлия.


Встретили в храме нас очень хорошо. Мы увидели целую стену из икон. Верхний храм такой торжественный и величавый! Отец Александр всех нас благословил, пожелал нам добра.

Каримова Тахмина.



Приложение 17.

Освящение престола верхнего храма

21

Приложение 18.

Крещение



Венчание



22

Сохранить у себя:
Социальный проект "Храм - источник живительной благодати"

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки