Уральский радиотехнический |
колледж им. А.С. Попова |
Социальный педагог В.Н. Норкина |
Социальная адаптация детей-сирот в условиях образовательного учреждения
Социальная адаптация — процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды; вид взаимодействия личности с социальной средой. Адаптация происходит на трех уровнях: физиологическом, психологическом и социальном.
Сложившаяся социально-экономическая и политическая ситуация в России приводит к росту числа детей-сирот и детей, остающихся без попечения родителей. В современных условиях распространенными явлениями стали нищета, асоциальное поведение родителей, жестокое обращение с детьми.
Дети-сироты – особые дети. Причины их личностного своеобразия и особенностей взаимодействия с миром и другими людьми кроются в прошлом опыте. Ребенок-сирота – это ребенок, переживший утрату, разлуку, разрыв отношений в младенчестве или, в детском или подростковом возрасте. Скорее всего, ранний опыт такого ребенка наполнен травматическими переживаниями [8].
Дети, оставшиеся без попечения родителей, – лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с ограничением или лишением их родительских прав, признанием родителей безвестно отсутствующими, объявлением их умершими, признанием недееспособными (ограниченно недееспособными), отбыванием родителями наказания в местах лишения свободы, уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе взять своих детей из воспитательных или лечебных учреждений, а также в иных случаях отсутствия родительского попечения.
Социальная адаптация – сложный процесс, осуществляемый в различных сферах жизнедеятельности человека. Адаптация направлена на сохранение сбалансированной деятельности системы органов и психологической организации индивида при изменившихся условиях жизни.
Процесс социальной адаптации детей-сирот в образовательном учреждении непосредственно связан с социальными изменениями в современном обществе различных аспектов жизнедеятельности, требующих определенных модификаций, приспособление личности или социальной группы, попавшей в трудную ситуацию в реальной среде к этой среде.
В Словаре по социальной педагогике социальная адаптация – это «активное приспособление человека к условиям социальной среды путем усвоения норм, ценностей, стилей поведения, принятых в обществе» [5, с.12].
Основной целью социальной адаптации - является определение путей и средств адаптации детей-сирот к новой для них среде. Процесс социальной адаптации детей-сирот в достаточной мере еще не исследован, поэтому данная проблема является на текущий момент актуальной [6, с.351].
По мнению А.В. Мудрика, адаптация представляет собой устойчивую модель поведения в определенных условиях и ситуациях.
С позиции М.А. Галагузовой, социальная адаптация детей - сирот есть процесс активного приспособления его к условиям социальной среды; вид взаимодействия ребенка с социальной средой [9].
Процесс социальной адаптации детей-сирот рассматривался рядом ученых (А. В. Петровским, Л. Ф. Спириной, Л. М. Поповой, В. Л. Фифиловой и др.) в контексте профессионально-педагогической адаптации детей-сирот в образовательных учреждениях. Механизмы и адаптационный потенциал детей-сирот изучаются в работах В. Г. Бочаровой, Г. Н. Филонова, Л. Е. Никитиной. Осложнениями процесса социальной адаптации занимались исследователи Т. Ю. Коровина, М. И. Рожков и т.д. [1, с 139].
Результаты социальной адаптации носят различные формы (от позитивных до негативных) для статусного и индивидуального состояния личности. Так, конкретными формами процесса социальной адаптации, его конечными результатами являются: снижение (или повышение) социального, должностного и профессионального статусов личности (или группы); социальная мобильность (разной направленности); определенное морально- и социально-психологическое состояние (от полного комфорта до полного дискомфорта).
Главными компонентами социальной адаптации являются новая социальная среда, новый коллектив, система учебных отношений и новая социальная роль, которая оказывает положительное или отрицательное влияние на процесс приспособления детей-сирот [2, с 219-232].
Содержанием социальной адаптации и, вместе с тем, показателем ее успешности является усвоение ребенком норм, правил. Содержание процесса социальной адаптации включает следующие компоненты:
– принятие норм, ценностей и установок новой социальной среды(группы, коллектива, социальной организации, территориальной или национальной общности);
– приспособление к новым формам социального взаимодействия (формальным и неформальные связям, семейным, производственным отношениям и т.д.); [3, с 53-55].
– освоение новых форм деятельности (профессиональной и иной).
Социальная адаптация протекает под влиянием внушения и осознания личностью необходимости (или потребности) в принятии новых ценностных установок и поведения. Показателем успешной социальной адаптации является высокий социальный статус личности в данной среде, ее психологическая удовлетворенность этой средой. Показателем низкой социальной адаптации являются вынужденные перемещения человека в разные социальные среды, их частая смена (миграция, разводы в семьях и т.д.).
Одним из распространенных видов социальной адаптации является профессиональная адаптация. В любом случае итогом социальной адаптации выступает принятие адаптирующимся индивидом (или социальной группой) определенной социальной роли.
Сложность механизма социальной адаптации связана с взаимодействием двух систем – личности индивида и социальной среды. Эффективность и конечный результат адаптации определяются объективными показателями достижений индивида и субъективной удовлетворенности им своими достижениями в условиях данной социальной среды.
У особых детей из числа детей-сирот развития затруднено взаимодействие с социальной средой, снижена способность адекватного реагирования на происходящее изменения. Они испытывают значительные трудности в достижении своих целей в рамках существующих норм, что может вызвать неадекватную реакцию и привести к отклонениям в поведении.
Основной задачей специалистов – психологов и педагогов, работающих с детьми-сиротами, является помощь в изменении форм общения со сверстниками и взрослыми [7, с. 351].
В Семейном Кодексе Российской Федерации есть целый раздел, посвященный воспитанию детей, оставшихся без попечения родителей, но нет ни слова о том, как сохранить и укрепить родительское попечение ребенка [4, с. 246].
Поэтому сегодня необходимо пересмотреть формы социальной работы с детьми – сиротами, касающиеся вопроса социальной адаптации детей-сирот в структуре государственных институтов, образовательных учреждениях и механизмов защиты их прав в обществе.
Начать социальную работу по социальной адаптации детей сирот в образовательном учреждении следует с четкой организации информационного обеспечения и на основе имеющейся информации предлагать формы социальной работы с детьми - сиротами для решения их проблем в образовательных учреждениях.
Список использованной литературы
Голохова Е. И. Структура групповой деятельности: социально-психологический анализ / Е. И. Голохова. - Киев: Наукова думка, 2009. - 139 с.
Золотова О. И. Некоторые аспекты социально-психологической адаптации личности / Психологические механизмы регуляции социального поведения / О. И. Золотова, Н. К. Кряжева. - М.: Наука, 2011. - С. 219-232.
Коняева Л. В. Психологические аспекты учебной и профессиональной адаптации студентов-медиков / Актуальные проблемы в области психологии: сб. тез. межвуз. науч. конф. / Л. В. Коняева. - Ярославль, ЯГПУ, 1997. - С. 53-54.
Налчаджян А. А. Социально-психологическая адаптация личности (формы, механизмы, стратегии) / А. А. Налчаджян. - Ереван: АГПИ, 1988. - 246 с.
Никитина Л. Содержание работы социального педагога в образовательном учреждении // Воспитание школьников. – 2001. – № 1. – 12 с.
Осенников В. Я. Социально-педагогическая адаптация подростков в условиях оздоровительного образовательного учреждения: автореф. дис. ... канд. пед. наук / В. Я. Осенников. - Челябинск: ЧГПУ, 1999. - 19 с.
Парыгин Б. Д. Основы социально-психологической теории / Б. Д. Парыгин. - М.: Мысль, 1971. - 351 с.
Трудные судьбы подростков – кто виноват? – М.,2001.
Социальная педагогика /Под ред. М.А. Галагузовой. – М.: ВЛАДОС, 2000.
2