Технологическая карта урока (примерная)
Учебный предмет:
Предметная область:
Класс:
Автор УМК:
Тема урока:
Тип урока: определяется, исходя из целей и задач проводимого урока; могут быть: урок изучения нового материала, урок закрепления изучаемого материала, урок повторения пройденного материала, урок обобщения и систематизации новых знаний, комбинированный урок, и др.
Цель урока: это заранее предусмотренный результат, который должен быть достигнут в конце урока.
Планируемые результаты: указываются все планируемые результаты (предметные, личностные, метапредметные: регулятивные, познавательные, коммуникативные), которые учитель планирует формировать на данном уроке.
Средства обучения: здесь перечисляется оборудование и приборы для демонстраций, практических работ (линейки, весы, гербарии и пр.). Сюда же включается список технических средств обучения (ТСО), которые планируется использовать на уроке (компьютер, проектор, диапроектор, кодоскоп, видеомагнитофон, телекамеру и т.д.). Разрешается включать в этот раздел дидактический материал и наглядные пособия (карточки, тесты, плакаты, диафильмы, таблицы, аудиокассеты, видеофильмы и др.).
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Планируемые результаты |
I. Самоопределение к деятельности. (Организационный момент) | Включение в деловой ритм | Настраиваются на работу, проверяют готовность к уроку
| Р.- планировать собственную деятельность, проявлять самостоятельность и инициативу; К.- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; Л.- самоопределение |
II. Актуализация опорных знаний, фиксация затруднений в деятельности
| Организует деятельность обучающихся по актуализации знаний, необходимых для открытия нового знания, включает в предметно-практическую деятельность задания, вызывающие затруднения с целью самостоятельной постановки детьми учебной задачи | Выполняют задания учителя, высказывают свою точку зрения | П.- умение строить сообщения в устной форме; К.- умение строить понятные высказывания, способность учитывать существование у людей различных точек зрения; Р.- умение принимать и сохранять учебную задачу; Л.- принятие и освоение социальной роли обучающегося |
III. Создание проблемной ситуации | Организует проблемную ситуацию, помогает сформулировать проблемные вопросы | Обсуждают проблемную ситуацию, формулируют собственные затруднения и устанавливают их причины через описание недостающих знаний, высказывают предположения, формулируют проблемные вопросы | П.- умение анализировать, выделять существенные и несущественные признаки, умение выявлять проблему; Р.- умение принимать и сохранять учебную задачу; К.- умение формулировать собственное мнение, учитывать разные мнения; Л.- развитие мотивов учебной деятельности |
IV.Определение темы, целей и учебных задач | Помогает обучающимся сформулировать тему, цели и задачи урока, побуждает обучающихся к самостоятельному формулированию учебной задачи планировать действия, прогнозировать результаты.
| С помощью учителя или самостоятельно формулируют тему, цели и задачи урока, планируют действия, прогнозируют результаты в сотрудничестве с учителем. | П.- умение обобщать, строить рассуждения; Р.- умение преобразовывать практическую задачу в познавательную, планировать свои действия, осуществлять прогнозирование в сотрудничестве с учителем; К.- умение определять цели и способы собственной деятельности под руководством учителя; Л.- развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения |
V.Построение проекта выхода из проблемной ситуации | Организует деятельность обучающихся по определению способов решения учебной задачи: определению способа получения недостающих знаний и перечня тех источников, из которых они могут быть получены | Ищут способы решения учебной задачи: выдвигают гипотезы для проверки, составляют план достижения цели (алгоритм, модель и т.д.) и определяют средства (предлагают источники получения недостающих знаний) | П. - моделирование, логические - решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; Р.- планирование, прогнозирование; К. – инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации; Л. - устойчивый и широкий интереса к познанию, способам решения познавательных задач
|
VI. Практическая деятельность обучающихся. Открытие новых знаний и способов деятельности | Организует самостоятельную деятельность обучающихся по приобретению необходимых знаний соответственно разработанному плану их получения: - по извлечению готовых знаний из объяснения, беседы учителя; - по самостоятельному открытию знаний путем поисковой (исследовательской) деятельности; - по поиску и систематизации знаний из литературных и иных источников; - по общению обучающихся друг с другом с целью обмена информацией и получению таким образом совокупности всех необходимых знаний. Оказывает помощь при выполнении практических заданий | Включаются в самостоятельную деятельность по получению новых знаний и открытия новых способов деятельности: - по их получению в готовом виде путем слушания, обсуждения и т.д.; - по их самостоятельному открытию путем поисковой (исследовательской) деятельности в паре, группе или индивидуально; - по извлечению знаний из различных источников информации; - из общения обучающихся друг с другом. | П.- умение осуществлять поиск и выделять необходимую информацию для выполнения учебных заданий, анализировать, сравнивать, классифицировать, использовать знаково-символические средства для решения задач, умение владеть рядом общих приемов решения задач; Р.- умение принимать и сохранять учебную задачу, осуществлять пошаговый контроль, умение под руководством учителя начинать и выполнять действия и заканчивать его в требуемый временной момент, тормозить реакции, не имеющие отношение к цели; К.- уметь учитывать разное мнение и стремления к координации различных позиций в сотрудничестве под руководством учителя. Л.- формирование уважительного отношения к иному мнению, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. |
VII. Первичное закрепление | Создает условия для самостоятельной деятельности обучающихся по закреплению и развитию полученных знаний, применению новых способов деятельности. Оказывает востребованную ими помощь, побуждает к полному и качественному освоению знаний и способов деятельности | Решают типовые задания с проговариванием алгоритма. Осуществляют самостоятельную деятельность по закреплению знаний, выявлению и исправлению ошибок, отработке знаний и способов деятельности | П. - общеучебные –умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия; Р. - контроль, оценка, коррекция; К. - управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра; Л. - ориентация на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи |
VIII. Самостоятельная работа | Организует деятельность обучающихся по применению новых знаний и способов деятельности и проверке качества их усвоения. Побуждает обучающихся к выявлению и исправлению ошибок, поиску и устранению их причин, оказанию взаимопомощи одноклассникам | Осуществляют самостоятельную деятельность по применению новых знаний и способов деятельности. Проверяют качество собственных знаний и умений и знаний и умений своих одноклассников | П. - осуществлять выбор рациональных способов действий на основе анализа конкретных условий; Р.- контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; К. - корректно формулировать и обосновывать свою точку зрения, строить понятные для окружающих высказывания, осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь; Л. – самоопределение, ориентация на понимание предложений и оценок учителя и одноклассников |
IX. Итог урока. Рефлексия деятельности | Осуществляет контроль, коррекцию деятельности обучающихся, помогает подвести итоги урока, организует деятельность по самооценке выполненной работы
| Самостоятельно формулируют затруднения, в сотрудничестве с учителем осуществляют коррекцию, подводят итоги на основе поставленных целей и задач, дают оценку деятельности по ее результатам (самооценка, оценка результатов деятельности пары, группы). | П.- умение обобщать, строить рассуждения под руководством учителя; Р.- умение в сотрудничестве с учителем осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату действия, оценивать правильность выполнения действия на уровне соответствия результата заданным требованиям, вносить необходимые коррективы в действия после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, умение оценивать результаты своей работы; К.- умение строить понятные высказывания. Л.- формирование уважительного отношения к иному мнению. |
X. Домашнее задание | Предлагает на выбор задания разного уровня сложности, а также творческие задания | Осуществляют выбор задания по интересам, выполняют задания | П.- умение осуществлять поиск необходимой информации при помощи интернета и литературы, умение планировать, выполнять, оформлять, представлять учебный проект в разных формах; Р.- целеполагание, планирование, контроль, волевая саморегуляция; Л.- формирование мотивации к творческому труду, работе на результат. |