
Содержание и методика логопедического обследования и коррекционной работы при моторной алалии

Моторной алалией называется системное недоразвитие экспрессивной речи, вызванное органическим поражением высших уровней (языкового и гностико-праксического) речевой функциональной системы.

Речевая симптоматика
Нарушения смысловой стороны речи.
Нарушение произносительной стороны речи .

Содержание и методика логопедического обследования детей с нарушениями речевого развития

При установлении диагноза и определение прогноза обращают внимание на следующие показатели.
Он будет лучше, если:
- неязыковые расстройства выражены не грубо;
- микросоциальная среда благоприятна;
- есть потребность в речи;
- элементарно развиты синтагматические отношения в синтаксисе;
- имеются предикативные слова;
- медико-педагогическое воздействие осуществляется на ранних этапах его жизни.

Дифференциальная диагностика алалии и других форм нарушений
Отличие моторной (экспрессивной) алалии от:
- задержки речевого развития;
- фонематической дислалии;
- дизартрии;
- ринолалии;
- нарушения развития речи, обусловленного умственной отсталостью.

Содержание и методы коррекционной работы при моторной алалии

Первый этап
1. Практическое выделение из потока речи слов и предложений. 2. Практическое выделение глаголов из предложений.
3. Фиксация слогового, звукового и артикуляционного состава слов. Формирование слогового восприятия и воспроизведения речи.
4. Развитие направленности внимания на фонологический состав слов на материале слов-паронимов, омонимов,
коррелирующих словоформ.

Второй этап
1. Выделение синтаксических морфем и формирование грамматической системы словоизменения.
2. Формирование навыка практического вычленения падежных окончаний.
3. Формирование навыка практического вычленения родовых окончаний.
4. Конструирование простого предложения.

Третий этап
Формирование навыка осознанного вычленения фонем и артикулем и на этой основе — расширение активного словаря и закрепление морфологических обобщений.
Выработка сознательных дифференцированных движений губ и языка.

Третий этап
ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА СЛОГОВОГО АНАЛИЗА СЛОВА И ЗАКРЕПЛЕНИЕ НА ЭТОЙ ОСНОВЕ МОРФОЛОГИЧЕСКИХ ГРАММАТИЧЕСКИХ СТЕРЕОТИПОВ, РАЗВИТИЕ АКТИВНОГО СЛОВАРЯ
(упражнения, направленные на развитие слогового восприятия и воспроизведения речи
«Добавление последнего слога в слово»)

Третий этап
ФОРМИРОВАНИЕ АНАЛИЗА СЛОВЕСНОГО СОСТАВА ПРЕДЛОЖЕНИЯ И ЗАКРЕПЛЕНИЕ НА ЭТОЙ ОСНОВЕ ФРАЗОВОГО СТЕРЕОТИПА

Четвёртый этап
На четвертом этапе проводится закрепление представлений о фонематической, слоговой и морфологической структуре слов и грамматических стереотипах в процессе чтения.
Весь лексический и грамматический материал, проработанный на уроках развития речи и произношения, повторяется в процессе чтения.
Чтение слогов, слов и предложений сопровождается анализом фонетического, лексического и грамматического материала с опорой на графическое изображение.

Построенная таким образом система коррекционного воздействия с использованием на каждом этапе одних и тех же языковых и речевых единиц, но с постепенным усложнением оперирования ими, обеспечивает усвоение языковых закономерностей и дает толчок для самостоятельного развития речи при языковых формах алалии и позволяет закрепить двигательные стереотипы при апраксических расстройствах.