Сочинение-рассуждение. 9.3. Написание сочинения-рассуждения по тексту Крапивина.

подготовка к ОГЭ, написание сочинения-рассуждения(9.3), работа с текстом, подбор аргументов, комментарий понятия, для эмоциональной подготовке просмотр видео "Спешите делать добрые дела"

Содержимое разработки

Урок русского языка в 9 классе №50

Тип урока: урок «открытия новых знаний»

Тема урока: Сочинение-рассуждение по тексту В.Крапивина.

Цели урока: создание сочинения-рассуждения по предложенному тексту.

Планируемые результаты:

Предметные: работа с текстом, создание текста- рассуждения согласно требованиям ОГЭ

Метапредметные: развитие навыков работы с текстом, написания сочинения-рассуждения.

Личностные: создание условий для воспитания доброго отношения между людьми.

Оборудование: текст В.Крапивина

Структура урока

1.Этап мотивации. Критерии оценивания.

2.Этап актуализации.

-просмотр видео «Спешите делать добрые дела»

3.Этапы выявления места и причины затруднения.

-О чем этот видеоролик?

4.Этап целеполагания.

-Какова цель нашего урока?

5.Этап открытия новых знаний.

-Вспомните структуру сочинения-рассуждения.

6.Этап первичного закрепления.

-прочтите текст В.Крапивина

*определите тему и основную мысль текста.

7.Этап включения в систему знаний.

А)Как можно дать определение слову «доброта»(это качество, способность)

*качество КАКОЕ? Душевное, положительное, важное

Способность КАКАЯ? Помогать людям

Б)синоним: добродушие, душевность, отзывчивость, участливость

-антонимы: злоба, бесчеловечность

В)определение:

Доброта - это стремление помочь людям, причем не требуя за это благодарности. Это свойство души, позволяющее не оставаться равнодушным к бедам других, оказываться рядом тогда, когда это так необходимо человеку.

Доброта — это положительное качество человека, проявляющееся в его благих намерениях и поступках по отношению к другим людям. Однако стоит понимать, что такие поступки должны делаться от чистого сердца, то есть безо всякой выгоды и корысти.

Доброта во все времена считалась одним из основных качеств человека, которые высоко ценятся до сих пор. Ведь когда мы совершаем благие поступки, не требуя ничего взамен, становимся счастливее и сильнее.

Добро — это ценные поступки нравственной направленности, которые связаны с действиями человека по отношению к другим людям или иным существам.

Доброта — это постоянное качество человека, которое предполагает бескорыстную помощь. Человек, обладающий добротой, всегда наполнен желанием нести пользу для окружающих, не требуя ничего взамен.

Добродетель – это способность каждого человека, делать добрые дела или совершать хорошие поступки, По сути, добродетель — это наше стремление к добру и совершению добрых дел.

ДОБРОТА - это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.

Доброта делает человека обаятельным, красивым. Человек, в душе у которого доброта, приятно выглядит, у него выражение радости и покоя на лице и милая улыбка на губах.

2.Какой пример возьмем из текста, чтобы подкрепить данное определение? Какой мостик перекинем ? (таблица)

Пр-ние 62«отгрохаем», 79-82

А) Мальчики заскучали в начале повествования, и само собой появилось желание кому-то помочь. Было решено пойти к Бабушке Наташе, которая единственная из всего села нуждалась в помощи. Хотя она казалась мальчикам злой, но желание сделать доброе дело было непреодолимо. Как же изменилась старушка, когда мальчики для её сарая «отгрохали» дверь! Теперь она стала приветливой - такова сила доброты.

Б) В подтверждение своих слов приведу пример из текста В.П. Крапивина. Писатель рассказывает нам историю о ребятах, которые однажды почувствовали, что хотят сделать «что-то важное, полезное». Тогда они и решили помочь одинокой бабке Наташе. Несмотря на то что у ребят со старушкой были плохие отношения, она часто ругала их, они все же решились пойти к ней, чтобы сделать что-то полезное. Они сделали для нее новую дверь совершенно бескорыстно и заметили, как из злобной бабки она превратилась в иного человека: «вся ее суровость растаяла, как эскимо на солнцепеке». Этот пример показывает нам, что доброта играет важную роль в жизни человечества, а добрые поступки способны объединять людей, делать их ближе.

В) В рассказе, который я прочел, ребята сделали доброе дело бабке Наташе, хотя знали, что она сердитая и относится к молодежи неласково. Ребята смастерили старушке новую дверь для сарая. Они вложили в работу много старания и душевного тепла. Поэтому бабка Наташа изменила отношение к ним. Автор говорит, что она "сияла" от радости.

Г) Например, В.П. Крапивин в приведенном тексте описал ситуацию, когда дети, движимые добрым порывом, пошли помогать суровому и нелюдимому человеку. Сначала они колебались, ведь бабка Наташа «ребят просто видеть не может» (предложение 17). Однако стремление к полезному и благородному дело пересилило страх. Герои смогли убедить старушку в честности своих намерений, хотя сначала она выражала подозрение: «Еще стянете что-нибудь из сарая-то» (предложение 64). Однако когда нежданные гости починили дверь в сарае, «вся ее суровость растаяла, как эскимо на солнцепеке». Из этого примера следует, что фраза «быть добрым» означает готовность помочь человеку, несмотря на преграды и его предвзятое отношение.

Д) В предложенном для анализа тексте Владислава Крапивина ребята, которые в летнее время остались дома и никуда не поехали, не знали чем себя занять. Тут у одного из мальчишек и зародилась идея сделать что-то хорошее, кому-нибудь помочь. Дети решили пойти к бабке Наташе, женщине одинокой, но не очень приветливой. Поначалу она не хотела принимать помощь, думала, что её обманут или своруют что-нибудь (предложение 64). Но после того как неожиданно пришедшие маленькие помощники сделали для сарая новую дверь и вдобавок покрасили её, да так, что она «полыхала оранжевым пламенем. Сияла на солнце» (предложение 79, 80) все сомнения и суровость бабушки вмиг исчезли. Теперь она была веселой и приветливой.



3.» аргумент Какие произведения возьмем?

Распутин «Уроки французского», А Платонов «Юшка», А.Пушкин «Дубровский» (кузнец Архип спас кошку с горящей крыши), доктор Лиза.

А) Добрым человеком является и герой одноименного рассказа А. Платонова Юшка. Его поступки – это и есть ответ на вопрос «Что значит быть добрым человеком?». Всю жизнь он бескорыстно помогает девочке-сироте, не рассказывая об этом никому, несмотря на то что над ним издеваются окружающие. Он ущемляет себя в еде, не покупает одежды, выглядит нелепо, но все равно продолжает идти путем добра. Он даже не обижается на тех, кто его бьет, жалеет каждый сорванный цветок. На мой взгляд, доброта Юшки проявляется во всем его существе: и на словах, и в его поступках.


Добрым человеком является и герой одноименного рассказа А. Платонова Юшка. Его поступки – это и есть ответ на вопрос «Что значит быть добрым человеком?». Всю жизнь он бескорыстно помогает девочке-сироте, не рассказывая об этом никому, несмотря на то что над ним издеваются окружающие. Он ущемляет себя в еде, не покупает одежды, выглядит нелепо, но все равно продолжает идти путем добра. Он даже не обижается на тех, кто его бьет, жалеет каждый сорванный цветок. На мой взгляд, доброта Юшки проявляется во всем его существе: и на словах, и в его поступках.


Б) Добрым быть нелегко. Надо идти навстречу другому человеку, а он, может быть, не хочет быть дружелюбным. Надо не просто на словах хорошо относиться к окружающим, но и помогать им при необходимости. Но все же примеров настоящей доброты очень много. Мне вспоминается доктор Лиза. Она помогала детям во всем мире и спасла много жизней.

В) Не менее интересен пример из романа А.С. Пушкина «Дубровский». Кузнец Архип, видя кошку, ставшую заложницей пламени, охватившего усадьбу, полез спасать ее, хотя сам же поджег барский дом и запер двери, чтобы продажные чиновники сгорели заживо. Это герой считал справедливым возмездием, но погубить невиновное существо он не мог, поэтому спас его, рискуя собой. Архип обгорел и пострадал, но вытащил кошку. Его доброта проявляется в самопожертвовании ради благого дела.

Г) Самый настоящий пример доброты и неравнодушия показала главная героиня рассказа Валентина Распутина «Уроки французского». Лидия Михайловна, зная, что её ученик часто недоедал, решила незаметно помогать ему. Сначала звала к себе домой на дополнительные уроки по французскому и одновременно пыталась накормить мальчика, говоря, что ей не хочется есть одной; присылала посылки, но гордый Володя не хотел принимать помощи. Учительница знала, что Володя играл на деньги, чтобы иметь возможность покупать себе еду и начала играть с ним сама. Просто так мальчик не взял бы у неё денег. В конце концов, об этом её поступке узнал директор школы, и Лидия Михайловна была уволена. Но ее доброта и внимание навсегда останутся в памяти ребёнка.

4.Вывод:

А) Таким образом, можно сделать вывод: доброта – это очень важное качество, которому нужно обязательно учиться. Без доброты невозможно полноценное сосуществование людей. Быть добрым – значит искренне желать добра окружающим и помогать им, если они в этом нуждаются.

Б) В любое время нужно сохранять искренность, проявлять чуткость и сострадание по отношению к людям, ведь без взаимной доброты мы друг другу ничем не поможем, будем одиноки и беспомощны. Чем больше добрых людей в обществе, тем оно добрее, и в такой социальной среде легче жить, ощущая доброжелательность окружающих.

В) В качестве вывода хотелось бы сказать, что важно данное качество прививать с детства, развивать его в себе. Делайте добро, и оно к вам вернётся!

Г) Таким образом, фраза «быть добрым» означает решимость следовать за благим намерением даже туда, где вовсе не ждут, даже туда, что опасно находиться.

Д) Доброта - важнейшее качество человека. Оно помогает нам жить в мире и приносит радость и удовлетворение.

8.Этап подведения итогов урока.

Доброта-это проявление искренних, добрых чувств по отношению к кому или чему-либо. Доброта делает нас отзывчивыми и терпимыми,  способными дарить окружающим заботу и любовь. Помните, если человек ожидает благодарности за свою доброту, это не может считаться истинной добротой. Добрые дела сами по себе должны доставлять вам удовольствие, и при этом, давая что-то другим или помогая им, вы не должны ожидать награды. Такова настоящая доброта.



9.Этап рефлексии и оценивания.

-работа с черновиком сочинения.

10.Этап ознакомления с домашним заданием.

Стр.123, выучить определение БСП, стр.125-127, прочитать теория.

















Вступление.

Доброта - это стремление помочь людям, причем не требуя за это благодарности. Это свойство души, позволяющее не оставаться равнодушным к бедам других, оказываться рядом тогда, когда это так необходимо человеку.

Доброта — это положительное качество человека, проявляющееся в его благих намерениях и поступках по отношению к другим людям. Однако стоит понимать, что такие поступки должны делаться от чистого сердца, то есть безо всякой выгоды и корысти.

Доброта во все времена считалась одним из основных качеств человека, которые высоко ценятся до сих пор. Ведь когда мы совершаем благие поступки, не требуя ничего взамен, становимся счастливее и сильнее.

Добро — это ценные поступки нравственной направленности, которые связаны с действиями человека по отношению к другим людям или иным существам.

Доброта — это постоянное качество человека, которое предполагает бескорыстную помощь. Человек, обладающий добротой, всегда наполнен желанием нести пользу для окружающих, не требуя ничего взамен.

Добродетель – это способность каждого человека, делать добрые дела или совершать хорошие поступки, По сути, добродетель — это наше стремление к добру и совершению добрых дел.

ДОБРОТА - это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.

Доброта делает человека обаятельным, красивым. Человек, в душе у которого доброта, приятно выглядит, у него выражение радости и покоя на лице и милая улыбка на губах.





4.Вывод:

А) Таким образом, можно сделать вывод: доброта – это очень важное качество, которому нужно обязательно учиться. Без доброты невозможно полноценное сосуществование людей. Быть добрым – значит искренне желать добра окружающим и помогать им, если они в этом нуждаются.

Б) В любое время нужно сохранять искренность, проявлять чуткость и сострадание по отношению к людям, ведь без взаимной доброты мы друг другу ничем не поможем, будем одиноки и беспомощны. Чем больше добрых людей в обществе, тем оно добрее, и в такой социальной среде легче жить, ощущая доброжелательность окружающих.

В) В качестве вывода хотелось бы сказать, что важно данное качество прививать с детства, развивать его в себе. Делайте добро, и оно к вам вернётся!

Г) Таким образом, фраза «быть добрым» означает решимость следовать за благим намерением даже туда, где вовсе не ждут, даже туда, что опасно находиться.

Д) Доброта - важнейшее качество человека. Оно помогает нам жить в мире и приносит радость и удовлетворение.







1 аргумент


А) Мальчики заскучали в начале повествования, и само собой появилось желание кому-то помочь. Было решено пойти к Бабушке Наташе, которая единственная из всего села нуждалась в помощи. Хотя она казалась мальчикам злой, но желание сделать доброе дело было непреодолимо. Как же изменилась старушка, когда мальчики для её сарая «отгрохали» дверь! Теперь она стала приветливой - такова сила доброты.


Б) В подтверждение своих слов приведу пример из текста В.П. Крапивина. Писатель рассказывает нам историю о ребятах, которые однажды почувствовали, что хотят сделать «что-то важное, полезное». Тогда они и решили помочь одинокой бабке Наташе. Несмотря на то что у ребят со старушкой были плохие отношения, она часто ругала их, они все же решились пойти к ней, чтобы сделать что-то полезное. Они сделали для нее новую дверь совершенно бескорыстно и заметили, как из злобной бабки она превратилась в иного человека: «вся ее суровость растаяла, как эскимо на солнцепеке». Этот пример показывает нам, что доброта играет важную роль в жизни человечества, а добрые поступки способны объединять людей, делать их ближе.

В) В рассказе, который я прочел, ребята сделали доброе дело бабке Наташе, хотя знали, что она сердитая и относится к молодежи неласково. Ребята смастерили старушке новую дверь для сарая. Они вложили в работу много старания и душевного тепла. Поэтому бабка Наташа изменила отношение к ним. Автор говорит, что она "сияла" от радости.

Г) Например, В.П. Крапивин в приведенном тексте описал ситуацию, когда дети, движимые добрым порывом, пошли помогать суровому и нелюдимому человеку. Сначала они колебались, ведь бабка Наташа «ребят просто видеть не может» (предложение 17). Однако стремление к полезному и благородному дело пересилило страх. Герои смогли убедить старушку в честности своих намерений, хотя сначала она выражала подозрение: «Еще стянете что-нибудь из сарая-то» (предложение 64). Однако когда нежданные гости починили дверь в сарае, «вся ее суровость растаяла, как эскимо на солнцепеке». Из этого примера следует, что фраза «быть добрым» означает готовность помочь человеку, несмотря на преграды и его предвзятое отношение.

Д) В предложенном для анализа тексте Владислава Крапивина ребята, которые в летнее время остались дома и никуда не поехали, не знали чем себя занять. Тут у одного из мальчишек и зародилась идея сделать что-то хорошее, кому-нибудь помочь. Дети решили пойти к бабке Наташе, женщине одинокой, но не очень приветливой. Поначалу она не хотела принимать помощь, думала, что её обманут или своруют что-нибудь (предложение 64). Но после того как неожиданно пришедшие маленькие помощники сделали для сарая новую дверь и вдобавок покрасили её, да так, что она «полыхала оранжевым пламенем. Сияла на солнце» (предложение 79, 80) все сомнения и суровость бабушки вмиг исчезли. Теперь она была веселой и приветливой.

















2 аргумент

А) Добрым человеком является и герой одноименного рассказа А. Платонова Юшка. Его поступки – это и есть ответ на вопрос «Что значит быть добрым человеком?». Всю жизнь он бескорыстно помогает девочке-сироте, не рассказывая об этом никому, несмотря на то что над ним издеваются окружающие. Он ущемляет себя в еде, не покупает одежды, выглядит нелепо, но все равно продолжает идти путем добра. Он даже не обижается на тех, кто его бьет, жалеет каждый сорванный цветок. На мой взгляд, доброта Юшки проявляется во всем его существе: и на словах, и в его поступках.


Добрым человеком является и герой одноименного рассказа А. Платонова Юшка. Его поступки – это и есть ответ на вопрос «Что значит быть добрым человеком?». Всю жизнь он бескорыстно помогает девочке-сироте, не рассказывая об этом никому, несмотря на то что над ним издеваются окружающие. Он ущемляет себя в еде, не покупает одежды, выглядит нелепо, но все равно продолжает идти путем добра. Он даже не обижается на тех, кто его бьет, жалеет каждый сорванный цветок. На мой взгляд, доброта Юшки проявляется во всем его существе: и на словах, и в его поступках.


Б) Добрым быть нелегко. Надо идти навстречу другому человеку, а он, может быть, не хочет быть дружелюбным. Надо не просто на словах хорошо относиться к окружающим, но и помогать им при необходимости. Но все же примеров настоящей доброты очень много. Мне вспоминается доктор Лиза. Она помогала детям во всем мире и спасла много жизней.

В) Не менее интересен пример из романа А.С. Пушкина «Дубровский». Кузнец Архип, видя кошку, ставшую заложницей пламени, охватившего усадьбу, полез спасать ее, хотя сам же поджег барский дом и запер двери, чтобы продажные чиновники сгорели заживо. Это герой считал справедливым возмездием, но погубить невиновное существо он не мог, поэтому спас его, рискуя собой. Архип обгорел и пострадал, но вытащил кошку. Его доброта проявляется в самопожертвовании ради благого дела.

Г) Самый настоящий пример доброты и неравнодушия показала главная героиня рассказа Валентина Распутина «Уроки французского». Лидия Михайловна, зная, что её ученик часто недоедал, решила незаметно помогать ему. Сначала звала к себе домой на дополнительные уроки по французскому и одновременно пыталась накормить мальчика, говоря, что ей не хочется есть одной; присылала посылки, но гордый Володя не хотел принимать помощи. Учительница знала, что Володя играл на деньги, чтобы иметь возможность покупать себе еду, и начала играть с ним сама. Просто так мальчик не взял бы у неё денег. В конце концов, об этом её поступке узнал директор школы, и Лидия Михайловна была уволена. Но ее доброта и внимание навсегда останутся в памяти ребёнка.

6


Сохранить у себя:
Сочинение-рассуждение. 9.3. Написание сочинения-рассуждения по тексту Крапивина.

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки