"Сочинение-описание фотографии".

Технологическая карта урока развития речи. Практический материал для подготовки итогового собеседования в 9 классе. Для проведения урока взяты фотографии из нашей школьной жизни и носят краеведческий характер.

Содержимое разработки

Технологическая карта урока

Предмет: русский язык

Класс: 8

Тема: Сочинение-описание фотографии

Тип урока: урок развития речи

УМК: «Русский язык». Учебник для 8 класса. Авторы: Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А., Дейкина А.Д., Александрова О.М. и др.. М.: Просвещение.



Цель урока:


Образовательные: формирование умения составлять текст-описание по фотографии;

Развивающие: развитие навыков устной и письменной речи;

Воспитательные: воспитание интереса к предмету и к тексту описательного характера.



Планируемый результат обучения (в том числе и формирование УУД):


Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать о структуре текста типа описание по фотографии; уметь правильно строить текст; использовать языковые средства, соответствующие его типу и стилю; писать сочинение на предложенную тему.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): способность осознания целей учебной деятельности, умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения.

Личностные:  стремление к речевому самосовершенствованию.




Урок разработала: Груздева Татьяна Григорьевна, учитель 1 категории МКОУ «Николо-Поломская СОШ», педагогический стаж 20 лет.

Для проведения урока взяты фотографии из нашей школьной жизни и краеведческого характера.





Ход занятия.

Этап урока

время

Виды работы, формы, методы, приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Планируемые результаты

1. Мотивация к учебной деятельности

2 мин

Фронтальная

Приветствует учеников. Проверяет готовность учащихся к уроку, настраивает класс на продуктивную деятельность; создает эмоциональный настрой на работу на уроке.


Приветствуют

учителя, друг друга и выполняют

самооценку готовности

к уроку.

Записывают число в тетрадях.

Р: планируют необходимые действия и операции

К: Планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

П: понимают поставленную задачу

Л: управление своим настроением, умение выражать эмоции.

2.Актуализация знаний и пробное учебное действие


5 мин

Фронтальная

Парная работа

Групповая

Письменная работа

Устные ответы

Кластер

Прежде чем приступить к работе, давайте вспомним типы речи.

- Предлагаю вам выполнить в группах следующее задание: прочитайте тексты и определите типы речи.

Приложение №1.

Дано начало трёх текстов. К какому типу речи можно отнести каждый из них, судя по началу. Докажите.

1. У меня есть старший брат. Зовут его Толя. У него густые золотисто-оранжевые волосы, жёсткие, как щётка, и вьющиеся; большие голубые глаза, курносый нос, пухлые губы и алые щёки…

2.Вышли мы с братом однажды погулять. Вдруг навстречу мне школьные друзья. Они позвали меня кататься на лыжах. Я согласился…

3.У меня есть младший брат. Я к нему очень привязан. И вот почему

- Вспомните характеристику текста-описания и составьте кластер по данному вопросу. Работаем в парах.

Слушает ответы учащихся.


Описание – словесное изображение какого-либо предмета, явления или действия через представление его характерных признаков.

Цель описания - наглядно нарисовать словесную картину, чтобы читающий зримо представил себе предмет изображения.

Описание отличается от других типов текста тем, что оно даёт представление о каком-либо явлении, предмете, лице, состоянии, действии перечислением их признаков и свойств.

Схема построения описания

Представление предмета/явления/события – признак 1-признак 2 - признак 3…- мои впечатления от изображенного.

Отвечают на вопросы.

Получают раздаточный материал, работают в группах.

Составляют в тетрадях кластер «Текст-описание» (парная работа), дают монологический ответ по записям в тетради.

П: выполняют учебно-познавательные действия; осуществляют анализ, синтез, сравнения, классификации

К: слуша­ют, отве­чают на вопросы, работают в парах, формулируют собственные мысли, высказывают и обо­сновывают свою точку зрения

Л: имеют мотивацию к учебной деятельности

Р: принимают и сохраняют учебную задачу

3.Постановка учебных задач


3 мин

Фронтальная

Индивидуальная

- Посмотрите, что у меня в руках?

(показывает школьную фотографию)


Приложение №2.


- Как вы думаете, что мы будем сегодня описывать? (фотографию)

- Скажите, достаточно ли той информации, которую мы повторили в начале урока для того, чтобы описать фотографию? (нет).

- О чём вам ещё нужно знать? (Как описать фотографию).

- Верно. Это и будет тема нашего урока. Запишем ее в тетради: «Описание фотографии».

- Скажите, а для чего нам нужно изучить эту тему? (Это задание устной части ОГЭ и при его выполнении можно допустить ошибки).

- Что нам необходимо ещё узнать, чтобы описать фотографию? (Алгоритм и умение его применять).

- Следовательно, какова цель нашего урока? (изучить алгоритм описания фотографии).


Отвечают на во­просы.

Формируют цели и задачи урока.

Записывают тему урока: «Описание фотографии».


Л: осознают свои возможности в учении

Р: планируют необходи­мые действия

К: строят небольшие монологические высказывания

4.Открытие нового знания



3 мин

Устные ответы

Фронтальная работа

Парная работа

- Описывать можно место, предметы (вещи, животных, людей), состояние (природы, человека). Поэтому среди описаний выделяют описание места, состояния, описание предмета.

- Сегодня мы будем описывать фотографии праздников нашей любимой школы.

- Кто будет изображен на этих фотографиях? (люди и события).

- Как вы думаете, какова будет главная задача фотографа? Каков его замысел?

- Рассмотрим план описания фотографии, на которой изображены люди.


Приложение №3.

Рассмотрите фотографию (люди, события)

  • Что вы видите на фотографии? Какое явление, событие изображено на снимке?

  • Почему, на ваш взгляд, фотограф запечатлел именно этот момент/событие?

  • Кто (что) выделено на снимке особо (цветом или композиционно)?

  • Опишите изображенное на фотографии:

а) главного героя/героев;

б) его / их занятия;

в) выражение лица (глаза, улыбка, взгляд);

г) поза, жесты, статика или динамика движения;

д) взаимоотношения, настроение.

5. Опишите предметы на переднем плане, на заднем плане, в центре, слева, справа.

6. Что использует фотограф для воплощения своего замысла (крупный план, композицию, детали, цвет, свет)?

6. Что больше всего привлекает в фотографии?

7. Какие чувства, мысли, переживания вызывает фотография?


Слушают учителя.

Отвечают на вопросы.

Знакомятся с планом описания (парная работа).

П: слушают, читают, извлекают нужную информацию

К: строят небольшие монологические высказывания

Р: контролируют учебные действия

5.Первичное закрепление с комментированием


10 мин

Групповая работа

Устные ответы

Самооценка

Организация учебной деятельности, консультация по мере необходимости, контроль выполнения задания; организация индивидуальной, групповой и коллективной форм работы.


- Сейчас мы разделимся на три группы. Каждая из вас получит свою фотографию школьного праздника. Изучите и опишите фотографию, используя алгоритм описания, и представьте свою работу в устной форме.


Приложение №4.

Три фотографии школьных праздников.

Изучают фотографию, работают по вопросам.

Представляют итоги работы в группе, формируют собственные мысли. Оценивают одноклассников.


П: выпол­няют учебно-познавательные действия в материали­зованной и умственной форме

К: осу­ществляют совместную деятельность в парах с учётом конкретных учебно-познавательных задач


Р: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причи­ны и пути преодоления.

К: фор­мулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

6.Физкультминутка


2 мин

Фронтальная

Выводит на экран проектора гимнастику для глаз.

Учащиеся выполняют физкультминутку.

Л: установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке.

7.Включение изученного в систему знаний


15 мин

Творческая работа

Парная работа

Групповая работа

Самоанализ

Мотивация и координация деятельности учащихся, контроль выполнения задания


1.Напишите сочинение-описание запечатленной фотографом картины, используя конструкции-помощники (клише). Озаглавьте текст. (Работа с черновиком).


Приложение №5.

Конструкции-помощники для описания фотографии (клише).

Вступление

  • На этом снимке изображен…

  • Этот снимок - жанровая зарисовка, передающая сцену из…

  • На данной фотографии фотограф запечатлел…

  • На фотографии мы видим…

  • Если внимательно посмотреть на фотографию, то …

  • Фотограф изобразил кульминационный момент события…

Основная часть

  • Цель фотографа –

  • Фотограф создан настоящую картину(чего?)…

  • Фотограф запечатлел один из моментов…

  • Всё внимание фотографа сосредоточено на …

  • Фотограф поместил в центр снимка…

  • Прямо перед нами изображены…

  • На переднем плане привлекает внимание…

  • Задний план снимка занимает…

  • Слева/справа от… виднеется…

  • Внимание зрителя привлекает центральная фигура…

Заключение

  • Фотография отражает авторское отношение к …

  • Картина, запечатленная на фотографии, несет в себе определенное настроение…

  • Завершая описание, хочется отметить…

  • Фотография произвела на меня ….впечатление.

  • Фотография заставила задуматься о…


2.Чтение вслух сочинений от каждой группы и анализ сочинений.









Учащиеся выполняют задания, используя Приложение №3.


Выбирают в группе лучшие работы и представляют их перед классом.


Слушают и оценивают одноклассников.

Л: понимают, в чем значение знаний для человека.

П: приоб­ретают умения использо­вать полученные знания и умения в практической деятельности

Р: оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки.

К: фор­мулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

8.Рефлексия учебной деятельности на уроке


5 мин

Индивидуальная

Групповая

Беседа по вопросам

- Наш урок подходит к концу, давайте подведем итог. Вспомните, какую цель мы поставили в начале урока.

- Достигли ли мы этой цели?

- Какие трудности у вас появились в процессе работы?

- Как вы их преодолевали?

- Дайте оценку своей работе, для этого заполните таблицу.


Приложение №6.

Лист самооценки.

1. Сегодня на уроке я научился (ась)

2. На уроке я работал(а)


3. Своей работой на уроке я


4. Мое настроение


5. Материал урока был для меня

…………



активно / пассивно / с интересом

доволен / не доволен



стало лучше / стало хуже


понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен



Р:  оценивают свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата.

К: строят небольшие монологические высказывания.


Л: адекватное понимание причин успеха (неуспеха)


9.Домашнее задание


1 мин


Проговаривает домашнее задание.


- У вас у каждого есть фотографии семейных праздников, опишите письменно любую.

- В качестве другой работы я вам могу предложить готовые фотографии праздников нашего поселка.


Приложение №6.

Фотографии праздников Парфеньевского края.

Выбирают любой вид работы и записывают домашнее задание в дневник.




Приложение №1.


Дано начало трёх текстов. К какому типу речи можно отнести каждый из них, судя по началу. Докажите.

1. У меня есть старший брат. Зовут его Толя. У него густые золотисто-оранжевые волосы, жёсткие, как щётка, и вьющиеся; большие голубые глаза, курносый нос, пухлые губы и алые щёки…

2.Вышли мы с братом однажды погулять. Вдруг навстречу мне школьные друзья. Они позвали меня кататься на лыжах. Я согласился…

3.У меня есть младший брат. Я к нему очень привязан. И вот почему



Приложение №2.





Приложение №3.

Рассмотрите фотографию (люди, события)

  • Что вы видите на фотографии? Какое явление, событие изображено на снимке?

  • Почему, на ваш взгляд, фотограф запечатлел именно этот момент/событие?

  • Кто (что) выделено на снимке особо (цветом или композиционно)?

  • Опишите изображенное на фотографии:

а) главного героя/героев;

б) его / их занятия;

в) выражение лица (глаза, улыбка, взгляд);

г) поза, жесты, статика или динамика движения;

д) взаимоотношения, настроение.

5. Опишите предметы на переднем плане, на заднем плане, в центре, слева, справа.

6. Что использует фотограф для воплощения своего замысла (крупный план, композицию, детали, цвет, свет)?

6. Что больше всего привлекает в фотографии?

7. Какие чувства, мысли, переживания вызывает фотография?



















Приложение №4.

Приложение №5.

Конструкции-помощники для описания фотографии (клише).

Вступление

  • На этом снимке изображен…

  • Этот снимок - жанровая зарисовка, передающая сцену из…

  • На данной фотографии фотограф запечатлел…

  • На фотографии мы видим…

  • Если внимательно посмотреть на фотографию, то …

  • Фотограф изобразил кульминационный момент события…

Основная часть

  • Цель фотографа –

  • Фотограф создан настоящую картину(чего?)…

  • Фотограф запечатлел один из моментов…

  • Всё внимание фотографа сосредоточено на …

  • Фотограф поместил в центр снимка…

  • Прямо перед нами изображены…

  • На переднем плане привлекает внимание…

  • Задний план снимка занимает…

  • Слева/справа от… виднеется…

  • Внимание зрителя привлекает центральная фигура…

Заключение

  • Фотография отражает авторское отношение к …

  • Картина, запечатленная на фотографии, несет в себе определенное настроение…

  • Завершая описание, хочется отметить…

  • Фотография произвела на меня ….впечатление.

  • Фотография заставила задуматься о…











Приложение №6.

Лист самооценки.



1. Сегодня на уроке я научился (ась)



2. На уроке я работал(а)


3. Своей работой на уроке я




4. Мое настроение


5. Материал урока был для меня



…………



активно / пассивно / с интересом



доволен / не доволен



стало лучше / стало хуже


понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен





















Приложение №6.

Домашнее задание: опишите праздник нашего поселка.



Сохранить у себя:
"Сочинение-описание фотографии".

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки