Технологическая карта урока
Предмет: русский язык
Класс: 8
Тема: Сочинение-описание фотографии
Тип урока: урок развития речи
УМК: «Русский язык». Учебник для 8 класса. Авторы: Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А., Дейкина А.Д., Александрова О.М. и др.. М.: Просвещение.
Цель урока:
Образовательные: формирование умения составлять текст-описание по фотографии;
Развивающие: развитие навыков устной и письменной речи;
Воспитательные: воспитание интереса к предмету и к тексту описательного характера.
Планируемый результат обучения (в том числе и формирование УУД):
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать о структуре текста типа описание по фотографии; уметь правильно строить текст; использовать языковые средства, соответствующие его типу и стилю; писать сочинение на предложенную тему.
Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): способность осознания целей учебной деятельности, умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения.
Личностные: стремление к речевому самосовершенствованию.
Урок разработала: Груздева Татьяна Григорьевна, учитель 1 категории МКОУ «Николо-Поломская СОШ», педагогический стаж 20 лет.
Для проведения урока взяты фотографии из нашей школьной жизни и краеведческого характера.
Ход занятия.
Этап урока | время | Виды работы, формы, методы, приемы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Планируемые результаты | |||
1. Мотивация к учебной деятельности | 2 мин | Фронтальная | Приветствует учеников. Проверяет готовность учащихся к уроку, настраивает класс на продуктивную деятельность; создает эмоциональный настрой на работу на уроке.
| Приветствуют учителя, друг друга и выполняют самооценку готовности к уроку. Записывают число в тетрадях. | Р: планируют необходимые действия и операции К: Планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками П: понимают поставленную задачу Л: управление своим настроением, умение выражать эмоции. | |||
2.Актуализация знаний и пробное учебное действие
| 5 мин | Фронтальная Парная работа Групповая Письменная работа Устные ответы Кластер | Прежде чем приступить к работе, давайте вспомним типы речи. - Предлагаю вам выполнить в группах следующее задание: прочитайте тексты и определите типы речи. Приложение №1. Дано начало трёх текстов. К какому типу речи можно отнести каждый из них, судя по началу. Докажите. 2.Вышли мы с братом однажды погулять. Вдруг навстречу мне школьные друзья. Они позвали меня кататься на лыжах. Я согласился… 3.У меня есть младший брат. Я к нему очень привязан. И вот почему… - Вспомните характеристику текста-описания и составьте кластер по данному вопросу. Работаем в парах. Слушает ответы учащихся.
Описание – словесное изображение какого-либо предмета, явления или действия через представление его характерных признаков. Цель описания - наглядно нарисовать словесную картину, чтобы читающий зримо представил себе предмет изображения. Описание отличается от других типов текста тем, что оно даёт представление о каком-либо явлении, предмете, лице, состоянии, действии перечислением их признаков и свойств. Схема построения описания Представление предмета/явления/события – признак 1-признак 2 - признак 3…- мои впечатления от изображенного. | Отвечают на вопросы. Получают раздаточный материал, работают в группах. Составляют в тетрадях кластер «Текст-описание» (парная работа), дают монологический ответ по записям в тетради. | П: выполняют учебно-познавательные действия; осуществляют анализ, синтез, сравнения, классификации К: слушают, отвечают на вопросы, работают в парах, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения Л: имеют мотивацию к учебной деятельности Р: принимают и сохраняют учебную задачу | |||
3.Постановка учебных задач
| 3 мин | Фронтальная Индивидуальная | - Посмотрите, что у меня в руках? (показывает школьную фотографию)
Приложение №2. - Как вы думаете, что мы будем сегодня описывать? (фотографию) - Скажите, достаточно ли той информации, которую мы повторили в начале урока для того, чтобы описать фотографию? (нет). - О чём вам ещё нужно знать? (Как описать фотографию). - Верно. Это и будет тема нашего урока. Запишем ее в тетради: «Описание фотографии». - Скажите, а для чего нам нужно изучить эту тему? (Это задание устной части ОГЭ и при его выполнении можно допустить ошибки). - Что нам необходимо ещё узнать, чтобы описать фотографию? (Алгоритм и умение его применять). - Следовательно, какова цель нашего урока? (изучить алгоритм описания фотографии).
| Отвечают на вопросы. Формируют цели и задачи урока. Записывают тему урока: «Описание фотографии».
| Л: осознают свои возможности в учении Р: планируют необходимые действия К: строят небольшие монологические высказывания | |||
4.Открытие нового знания
| 3 мин | Устные ответы Фронтальная работа Парная работа | - Описывать можно место, предметы (вещи, животных, людей), состояние (природы, человека). Поэтому среди описаний выделяют описание места, состояния, описание предмета. - Сегодня мы будем описывать фотографии праздников нашей любимой школы. - Кто будет изображен на этих фотографиях? (люди и события). - Как вы думаете, какова будет главная задача фотографа? Каков его замысел? - Рассмотрим план описания фотографии, на которой изображены люди. Приложение №3. Рассмотрите фотографию (люди, события)
а) главного героя/героев; б) его / их занятия; в) выражение лица (глаза, улыбка, взгляд); г) поза, жесты, статика или динамика движения; д) взаимоотношения, настроение. 5. Опишите предметы на переднем плане, на заднем плане, в центре, слева, справа. 6. Что использует фотограф для воплощения своего замысла (крупный план, композицию, детали, цвет, свет)? 6. Что больше всего привлекает в фотографии? 7. Какие чувства, мысли, переживания вызывает фотография?
| Слушают учителя. Отвечают на вопросы. Знакомятся с планом описания (парная работа). | П: слушают, читают, извлекают нужную информацию К: строят небольшие монологические высказывания Р: контролируют учебные действия | |||
5.Первичное закрепление с комментированием
| 10 мин | Групповая работа Устные ответы Самооценка | Организация учебной деятельности, консультация по мере необходимости, контроль выполнения задания; организация индивидуальной, групповой и коллективной форм работы. - Сейчас мы разделимся на три группы. Каждая из вас получит свою фотографию школьного праздника. Изучите и опишите фотографию, используя алгоритм описания, и представьте свою работу в устной форме.
Приложение №4. Три фотографии школьных праздников. | Изучают фотографию, работают по вопросам. Представляют итоги работы в группе, формируют собственные мысли. Оценивают одноклассников.
| П: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме К: осуществляют совместную деятельность в парах с учётом конкретных учебно-познавательных задач
Р: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления. К: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. | |||
6.Физкультминутка
| 2 мин | Фронтальная | Выводит на экран проектора гимнастику для глаз. | Учащиеся выполняют физкультминутку. | Л: установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке. | |||
7.Включение изученного в систему знаний
| 15 мин | Творческая работа Парная работа Групповая работа Самоанализ | Мотивация и координация деятельности учащихся, контроль выполнения задания
1.Напишите сочинение-описание запечатленной фотографом картины, используя конструкции-помощники (клише). Озаглавьте текст. (Работа с черновиком).
Приложение №5. Конструкции-помощники для описания фотографии (клише). Вступление
Основная часть
Заключение
2.Чтение вслух сочинений от каждой группы и анализ сочинений.
|
Учащиеся выполняют задания, используя Приложение №3.
Выбирают в группе лучшие работы и представляют их перед классом.
Слушают и оценивают одноклассников. | Л: понимают, в чем значение знаний для человека. П: приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности Р: оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки. К: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. | |||
8.Рефлексия учебной деятельности на уроке
| 5 мин | Индивидуальная Групповая Беседа по вопросам | - Наш урок подходит к концу, давайте подведем итог. Вспомните, какую цель мы поставили в начале урока. - Достигли ли мы этой цели? - Какие трудности у вас появились в процессе работы? - Как вы их преодолевали? - Дайте оценку своей работе, для этого заполните таблицу. Приложение №6. Лист самооценки.
| | Р: оценивают свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата. К: строят небольшие монологические высказывания. Л: адекватное понимание причин успеха (неуспеха)
| |||
9.Домашнее задание | 1 мин | | Проговаривает домашнее задание. - У вас у каждого есть фотографии семейных праздников, опишите письменно любую. - В качестве другой работы я вам могу предложить готовые фотографии праздников нашего поселка. Приложение №6. Фотографии праздников Парфеньевского края. | Выбирают любой вид работы и записывают домашнее задание в дневник. |
|
Приложение №1.
Дано начало трёх текстов. К какому типу речи можно отнести каждый из них, судя по началу. Докажите.
1. У меня есть старший брат. Зовут его Толя. У него густые золотисто-оранжевые волосы, жёсткие, как щётка, и вьющиеся; большие голубые глаза, курносый нос, пухлые губы и алые щёки…
2.Вышли мы с братом однажды погулять. Вдруг навстречу мне школьные друзья. Они позвали меня кататься на лыжах. Я согласился…
3.У меня есть младший брат. Я к нему очень привязан. И вот почему…
Приложение №2.
Приложение №3.
Рассмотрите фотографию (люди, события)
Что вы видите на фотографии? Какое явление, событие изображено на снимке?
Почему, на ваш взгляд, фотограф запечатлел именно этот момент/событие?
Кто (что) выделено на снимке особо (цветом или композиционно)?
Опишите изображенное на фотографии:
а) главного героя/героев;
б) его / их занятия;
в) выражение лица (глаза, улыбка, взгляд);
г) поза, жесты, статика или динамика движения;
д) взаимоотношения, настроение.
5. Опишите предметы на переднем плане, на заднем плане, в центре, слева, справа.
6. Что использует фотограф для воплощения своего замысла (крупный план, композицию, детали, цвет, свет)?
6. Что больше всего привлекает в фотографии?
7. Какие чувства, мысли, переживания вызывает фотография?
Приложение №4.
Приложение №5.
Конструкции-помощники для описания фотографии (клише).
Вступление
На этом снимке изображен…
Этот снимок - жанровая зарисовка, передающая сцену из…
На данной фотографии фотограф запечатлел…
На фотографии мы видим…
Если внимательно посмотреть на фотографию, то …
Фотограф изобразил кульминационный момент события…
Основная часть
Цель фотографа –
Фотограф создан настоящую картину(чего?)…
Фотограф запечатлел один из моментов…
Всё внимание фотографа сосредоточено на …
Фотограф поместил в центр снимка…
Прямо перед нами изображены…
На переднем плане привлекает внимание…
Задний план снимка занимает…
Слева/справа от… виднеется…
Внимание зрителя привлекает центральная фигура…
Заключение
Фотография отражает авторское отношение к …
Картина, запечатленная на фотографии, несет в себе определенное настроение…
Завершая описание, хочется отметить…
Фотография произвела на меня ….впечатление.
Фотография заставила задуматься о…
Приложение №6.
Лист самооценки.
1. Сегодня на уроке я научился (ась) 2. На уроке я работал(а) 3. Своей работой на уроке я 4. Мое настроение 5. Материал урока был для меня | ………… активно / пассивно / с интересом доволен / не доволен стало лучше / стало хуже понятен / не понятен |
Приложение №6.
Домашнее задание: опишите праздник нашего поселка.