Сложноподчиненные предложения. (Обобщение) Урок русского языка в 9 классе

Сложноподчиненные предложения. Солнечный свет доброты.

(Обобщение)

Урок русского языка в 9 классе

Цели урока:

  • Обобщить и систематизировать имеющиеся у детей знания о синтаксисе сложного предложения, формировать навыки построения сложноподчиненных предложений;
  • Прививать уважение к общечеловеческим ценностям и норм поведения, следование правилам речевого этикета;
  • Развитие разговорной речи, творческого воображения, логического мышления, фантазии

Тип: комбинированный

Методы: словесный, частично- поисковый

Оборудование: дополнительные тексты, аудиопритчи, демонстрационный материал, словарь С.Ожегова

Содержимое разработки

Сложноподчиненные предложения. Солнечный свет доброты.

(Обобщение)



Урок русского языка в 9 классе

Цели урока:

  • Обобщить и систематизировать имеющиеся у детей знания о синтаксисе сложного предложения, формировать навыки построения сложноподчиненных предложений;

  • Прививать уважение к общечеловеческим ценностям и норм поведения, следование правилам речевого этикета;

  • Развитие разговорной речи, творческого воображения, логического мышления, фантазии



Тип: комбинированный

Методы: словесный, частично- поисковый

Оборудование: дополнительные тексты, аудиопритчи, демонстрационный материал, словарь С.Ожегова



План занятия:

  1. Психологический настрой

  2. Опрос домашнего задания

  3. Тема урока

  1. Художник- фантазер «Словесный портрет" доброты

  2. Литературная страничка. Притча.

  3. Конструирование предложений

  4. Графический диктант

  5. По страницам народной мудрости «Конструктор»

  6. Тесты

4. Рефлексия

5. Домашнее задание



Ход урока:

1. Психологический настрой

Здравствуйте!-

Что особого тем мы друг другу сказали?

Просто «здравствуйте», больше ведь мы ничего не сказали,

Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?

Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?

Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?

(предлагаю учащимся сказать друг другу добрые слова)

Вывод учителя: добрые слова приятно слушать, однако прежде, чем их услышать, надо научиться говорить эти слова самому.

Друзья мои, внушайте людям веру

И чаще говорите: «Добрый день!»

И следуйте хорошему примеру-

Продляйте добрым словом жизнь людей.



2. Опрос домашнего задания

Класс делим на 2 группы ( «Добрый день», «Благодарность»)



А) Расшифруй кодировку, дай определение данным понятиям



С

С П Б

П

Учащиеся дают определения сложносочиненным предложениям, сложноподчиненным предложениям и бессоюзным

Б) Составление «резюме» СПП. Каждая группа заполняет предоставленные им «резюме»



СПП

Название понятия: СПП

Изучаемый раздел: Синтаксис

Состав: Две и более частей, одна из которых подчиняется другой

Структура: Главное и придаточное предложение

Виды придаточных предложений: СПП с придаточными изъяснительными, СПП с придаточными определительными, СПП с придаточными обстоятельственными

Средства связи: Подчинительные союзы или союзные слова

Место придаточного по отношению к главному: в начале предложения, в конце предложения или в середине.



3. Тема урока

Эпиграф урока: Нет в мире прекраснее чувства, чем ощущение, что сделал людям каплю добра.

Л.Н. Толстой

- согласны ли вы с этим утверждением писателя?

- как вы считаете, какое слово в высказывании, которое я подобрала в качестве эпиграфа к уроку, наиболее полно определяет его особенность? (добро). Ученик зачитывает из словаря С.Ожегова определение слова добро.

1) Художник – фантазер. Чертим быстрый «рисунок» добра (можно кластер: добро – это милость, сострадание, сочувствие, свет души, понимание, любовь и т.п.)

Составляем сложноподчиненные предложения со словами из кластера, записываем их и чертим схему. Каждая группа должна обосноват свой ответ.

2) Литературная страничка. Прослушивание притчи «Добрый царь и крестьянин».

Жил-был царь. Добрый царь, который очень любил своих подданных и был с ними ласков. Кроме того, ему очень хотелось, чтобы их жизнь стала лучше. Он часто размышлял о том, какое бы благодеяние подданным сделать. Но никак не мог придумать такое, чтобы разом осчастливить всех. Поэтому он ничего доброго и не делал – боялся, что кого-то осчастливит, а остальные на него обидятся и назовут злым. Так и умер царь, не придумав, как осчастливить всех. После смерти о нем почти не вспоминали. Ну, жил и жил добрый царь, но ведь никого он своей жизнью не осчастливил…

И жил в том царстве крестьянин – не нищий, да и не богатый, не злой, да и не ангельского характера. Но своим соседям он всегда помогал в меру сил. Чем мог, тем и помогал. Умер этот крестьянин в один день с царем. Соседи его и по сей день добрым словом вспоминают. Оказалось, что за свою жизнь он очень многим помог. Не осчастливил, но помог.

Запишите толкование слов, используя придаточные определительные. (Учащимся раздаются тексты притчи)

Благодеяние – это …. (поступки, которые совершают люди с хорошими намерениями)

Царь – это … (человек, у которого в руках безграничная власть)

Добро – это …(дела или слова, которые поддерживают людей всегда)

3) Конструирование предложений

Продолжите следующие предложения, запишите их, определите вид придаточных





1 группа

Жил-был добрый царь, который ……

Царю очень хотелось, чтобы …..

Он часто размышлял о том,…….

Он боялся делать добрые дела, потому что …..

2 группа

После смерти о нем почти не вспоминали, так как …..

Крестьянин, живший в том же царстве, помогал тем, …….

Соседи его вспоминают и по сей день, потому что ……

Мораль этой притчи в том, что …..



4. Графический диктант

Начертить схему данных предложений

1. В каждом человеке живет маленький, теплый, солнечный зайчик. 2. И если ко всякому живому существу отнестись с добром, то в нем этот солнечный зайчик проснется. 3. Всякий, кто ответит вам добром, почувствует в себе солнышко и жизнь. 4. Ты сразу же не сердись на человека, если тебе вдруг покажется, что человек – злой или делает плохо. 5. Это просто, что солнечный зайчик очень крепко заснул. 6. Постарайся разбудить его, и увидишь все самое хорошее.

1. ____ простое предложение



2. ( ), [то …..] СПП

3. (Всякий ….), [ ] СПП

4. [ ], (если ….), (что ….) СПП

5. [ ], (что …..) СПП

6 [ ], и [ ] ССП



5. «Конструктор» По страницам народной мудрости

Преобразуйте следующие синтаксические конструкции в сложноподчиненные предложения.

- Добро, сделанное втайне, вознаграждается явно (японская)

Если тайно сделаешь добро, то оно вознаграждается явно.

- Для добра величиною с зерно нужен хозяин величиною с папаху (украинская)

Чтобы сделать добро величиною с зерно, нужен хозяин величиною с папаху.

- Добрую славу потеряешь – плохую славу не уничтожишь (монгольская)

Если добрую славу легко потерять, то плохую славу не уничтожишь.

Составляем «словарь доброты»: внимание, забота, человечность, сердечность т.п.

«словарь зла»: хамство, грубость, безразличие, равнодушие, жестокость и т.п.

6. Работа по тестам

1. Определите тип придаточного предложения: В сонном воздухе слышались какие – то звуки, точно кто-то вздыхал и шептался

А. Придаточное предложение сравнительное

В. Придаточное предложение образа действия

С. Придаточное предложение причины

Д. Придаточное предложение условия

Е. Придаточное предложение определительное

2. В сложноподчиненном предложении уступительное предложение присоединяется к главному с помощью союзов и союзных слов:

А. потому что, так как, благодаря тому что

В. хотя, несмотря на то что, пускай, как ни

С. так что

Д. если, как раз

Е. как, чем, будто

3. Определите вид придаточного предложения: Мне не попалось ни одного животного, хотя козьих и оленьих следов попадалось много.

А. Придаточное предложение сравнительное

В. Придаточное предложение места

С. Придаточное предложение причины

Д. Придаточное предложение уступительное

Е. Придаточное предложение цели

4. Определите тип придаточного предложения: Деревня, где скучал Евгений, была прелестный уголок

А. определительное

В. места

С. цели

Д. сравнительное

Е. причины

5. Определите тип придаточного предложения: Чтобы вода не заливала огнь, пришлось подкладывать в костер больше дров

А. причины

В. времени

С. места

Д. условное

Е. цели

6. Определите тип придаточного предложения: Весь день мы простояли на месте, потому что сушили имущество

А. цели

В. места

С. причины

Д. условное

Е. следствия

7. Определите тип придаточного предложения: Решено было идти завтра, если дождь перестанет

А. условное

В. причины

С. образа действия

Д. цели

Е. следствия

8. Определите тип придаточного предложения: Я видел перед собой охотника, который всю жизнь провел в тайге

А. определительное

В. причины

С. цели

Д. места

Е. условное

9. Определите тип придаточного предложения: Трудно было понять, чем это огонь так привлекал лягушку

А. определительное

В. условное

С. изъяснительное

Д. следствия
Е. цели

10. Определите тип придаточного предложения: Чем больше тускнело небо, тем мучительнее становилась жара

А. определительное

В. условное

С. изъяснительное

Д. сравнения
Е. цели

(Ответы:1-А, 2-В, 3-Д, 4- А, 5-Е, 6-С, 7-А, 8-А, 9-С, 10-Д)

4. Рефлексия

- Этот урок помог мне понять …………….

- Я задумался (лась) о ……………..

5. Домашнее задание: написать эссе на тему «Мой путь к доброте», используя СПП с различными видами придаточных







Сохранить у себя:
Сложноподчиненные предложения. (Обобщение) Урок русского языка в 9 классе

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки