Разработка урока по математике 5 класс по теме
«Сложение и вычитание десятичных дробей».
Автор (полностью фамилия, имя, отчество, должность, предмет):
Пешкова Елена Викторовна, учитель математики.
Образовательное учреждение (полное название), регион: МБОУ-лицей «Воскресенская кадетская школа», г. Воскресенска Московской области.
Предмет, класс: математика , 5 класс.
Авторы учебника, учебно-методического комплекса: Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов, А. С. Чесноков, С. И. Шварцбурд.
Тема урока: «Сложение и вычитание десятичных дробей».
6. Тип урока: урок закрепления и формирования новых знаний.
7. Оборудование: компьютер, презентация с помощью прикладной программы PowerPoint.
8. Цели урока:
обучающие – закрепление навыков сложения и вычитания десятичных дробей, продолжить отработку вычислительных навыков с десятичными дробями; расширить кругозор учащихся, повысить информационную культуру учащихся. Развивать познавательную активность, положительную мотивацию к предмету, потребность к самообразованию;
развивающие – развитие умений анализировать, сравнивать, делать выводы, развитие устной, письменной речи.
воспитательные – воспитание таких качеств характера: прилежание, активность, взаимопомощь, самостоятельность.
Структура урока
1. Организационный момент -2 мин
2. Мотивация и целеполагание -3 мин
3.Актуализация знаний обучающихся -10мин
4.Закрепление умений и навыков -10мин
5.Физкультминутка - 2 мин
6. Формирование умений и навыков -15 мин
7.Итоги урока - 3 мин
Ход урока:
I .Организационный момент.( 2 мин.)
Здравствуйте. Присаживайтесь.
II. Мотивация и целеполагание. (3 мин.)
Ребята, сегодня заключительное занятие по теме
« Сложение и вычитание десятичных дробей» (слайд №1). Я очень надеюсь, что вы покажете знания теоретического материала, а так же примените эти знания при решении различных задач. А посвятим мы наш урок звездам и созвездиям. Именно десятичные дроби помогут нам сегодня узнать мифы и легенды о звездном небе.
Эпиграфом к уроку я выбрала слова Ф.Сефа : «Кто ничего не замечает, тот ничего не изучает, кто ничего не изучает, тот вечно хнычет и скучает». Я очень надеюсь, что никто на уроке математики скучать не будет!
На каждой парте лежат различные виды смайликов. Обведите в кружок тот смайлик, который соответствует вашему настроению перед уроком.
Отложите в сторону эту полоску до конца урока.
III.Актуализация знаний учащихся ( мин.):
Приглашаю двух учащихся выполнить задания на доске:
1)Сравните: 3,21 и 3,021; 5,175 и 5,32; 44,6 и 44,600; 0,4 и 0,123; 5,67 и 8,3.
2) Решите уравнение:
х+ 1,2 = 4,5 44,1 – а = 5,02
Фронтальный опрос:
Какие дроби мы сейчас изучаем?
Что мы умеем с ними делать?
Правило сравнения дес. дробей?
Алгоритм сложения и вычитания десятичной дроби?
В это время остальные учащиеся читают десятичные дроби: (слайд №2)
909,7; 0,55; 145,008; 2,7;1,08;0,041;8,0003;14,08;6,075;0,0092
Внимание на доску давайте проверим (побудьте в роли учителем)
1)Сравните: 3,21 и 3,021; 5,175 и 5,32; 44,6 и 44,600; 0,4 и 0,123; 5,67 и 8,3. (слайд №3)
2) Решите уравнение: (слайд №4)
х+ 1,2 = 4,5 44,1 – а = 5,02
IV. Закрепление умений и навыков. ( мин.)
Откройте тетради и запишите число, классная работа.
А посвятим мы наш урок звездам и созвездиям.
Сегодня мы станем немного ближе к звездам. Узнаем мифы и легенды о созвездиях. Знаете ли вы, что такое звезда, созвездие?
Звезда́ - чаще всего звездой называют небесное тело, в котором идут в данный момент термоядерные реакции. Звёзды представляют собой массивные светящиеся газовые (плазменные) шары. (слайд №5)
Созвездия — в современной астрономии участки, на которые разделена небесная сфера для удобства ориентирования на звёздном небе. В древности созвездиями назывались характерные фигуры, образуемые яркими звёздами. (слайд №6)
Выполним первое задание и узнаем название первого созвездия, которое принадлежит к самым большим созвездиям на небесной сфере. Оно находится высоко над горизонтом и лучше всего наблюдается по ночам с августа до октября. Ясной и безлунной ночью в этом созвездии видны около ста звезд, но только пять из них ярче третьей звездной величины.
Расположите десятичные дроби в порядке убывания (на доске):
(слайд №7)
0,9; 0,3691; 0,9704; 8,2501, 8,44
(8,44- п; 0,3691 – с; 0,9 – а; 0,9704 – г; 8,2501 – е.)
8,44; 8,2501; 0,9704, 0,9; 0,3691.
ПЕГАС. (слайд №8)
Крылатый конь Пегас стал символом поэтического творческого вдохновения. Каждую весну и лето на склонах поросшего густыми лесами Геликона, там, где таинственно журчат священные воды Иппокрены, на высоком Парнасе около кристально чистых вод Кастальского ключа бог Аполлон предводительствует танцами девяти муз. Прекрасные и вечно юные музы, дочери Зевса и богини памяти Мнемозины, были постоянными спутницами Аполлона. Он аккомпанировал их песням на своей золотой лире, и от этих песен качались горы. Закачалась и гора Геликон, но бог Посейдон приказал, чтобы она была тотчас же успокоена. И одним ударом копыта Пегас прекратил качание горы Геликон. На том месте, где Пегас ударил копытом, пробился источник Иппокрены (источник коня) - источник муз - вдохновительниц и покровительниц поэзии, искусств и науки. Музы пели и танцевали и на вершине Парнаса, у подножия которого находился волшебный Кастальский ключ. Тому, кто имел счастье пить воду из этого ключа, музы дарили поэтическое вдохновение и творческие силы, не оставлявшие человека в течение всей его жизни. Но добраться до этого источника можно было только с помощью крылатого коня Пегаса. Так, выражение "оседлать Пегаса" стало символом творческих сил и вдохновения.
Звезды этого созвездия когда-то были частью созвездия «Скорпиона». В настоящее время созвездие отделилось и расположилось над горизонтом в самой высокой точке. (слайд №9)
Именно 20 веков назад известная всем точка осеннего равноденствия находилась в этом созвездии. В ясную ночь невооруженным глазом видны в созвездии до 50 мерцающих ярких звезд.
2. Выполните действия:
(47,28 – 34,98) + (55,02 + 34,98) – 50,24.
( 102,3 – с; 90,9 – а; 12,3 – в; 52,06 – ы; 90 – е; 52,16 – к)
ВЕСЫ (слайд №10)
Древнегреческая легенда связывает Весы с Фемидой - справедливой богиней правосудия, Богом всех Богов - Зевсом и их общей дочерью Астреей (Дике). Согласно легенде, дочь любила бродить по Земле и при этом взвешивать с помощью весов поступки каждого человека, как справедливые, так и несправедливые. Олицетворяя символ равенства Добра и Зла, созвездие возвещает о наступлении осеннего равноденствия.
V. Физминутка (1 мин).
(слайд №11)
VI. Формирование умений и навыков. ( мин.)
Это созвездие является зодиакальным. В самой высокой точке над горизонтом его лучше всего наблюдать по ночам в марте и апреле. Ясной и безлунной ночью в созвездии Льва невооруженным глазом можно видеть около 70 звезд, но в основном это слабые звезды. Соединенные мысленно линиями самые яркие звезды образуют характерную геометрическую фигуру созвездия - сильно удлиненный неправильный шестиугольник. В созвездии имеется много интересных двойных звезд, переменных звезд и галактик, но их можно наблюдать только в мощные телескопы.
3. Решим задачу на движение: (слайд №12-16)
Решить задачу на тему «Движение по реке» Необходимо наглядное рассмотрение расстановки векторов скоростей, которое поможет в дальнейшем в изучении задач на движение по физике (опережающее обучение).
Учитель предлагает записать условие и решение задачи на доске.
Задача №1221
| ||||
| Скорость течения | Скорость собственная | Скорость по течению | Скорость против течения |
|
|
|
|
|
Vпо теч. = Vсоб. + Vтеч.
1) 4,7+21,6= 26,3 (км/ч)
Vпротив теч. = Vсоб. - Vтеч.
2) 21,6-4,7= 16,9 (км/ч)
Ответ: 26,3 км/час; 16,9 км/час
Задача №1221(слайд №17) | ||||
| Скорость течения | Скорость собственная | Скорость по течению | Скорость против течения |
|
|
|
|
|
Vсоб. = Vпо теч. - Vтеч.
1) 37,6-3,9= 33,7 (км/ч)
Vпротив теч. = Vсоб. - Vтеч.
2) 33,7-3,9= 29,8 (км/ч)
Ответ: 33,7 км/час; 29,8 км/час
Проверку решения задачи №1220 (стр.193) осуществляем с помощью слайда
Решение задачи №1221 (стр.193)
ЛЕВ. (слайд № 18)
Созвездие Льва известно людям с давних времен. Имя ему дали еще египтяне в далекой древности. Они связывали его не с легендами и не с мифологией, а с повторяющимися сезонными явлениями.
В Древнем Египте, когда по ночам в марте и апреле высоко над горизонтом, почти в самом зените, начинали блестеть звезды созведия Льва, наступал период ужасной жары. Высыхала даже плодородная долина Нила, почва трескалась из-за невыносимого зноя. В это время по ночам слышалось страшное рычание львов, скитавшихся по пустыне в поисках добычи. Никто не смел туда выходить. Пустыня превращалась в царство львов. Так повторялось из года в год, и поэтому древние египтяне назвали ту часть звездного неба, которую они видели в это время, именем Льва. Так на звездном небе появился царь зверей Лев.
Согласно преданиям, под знаком этого созвездия должны были рождаться великие цари. Поэтому самая яркая звезда созвездия Льва и была названа Регул (от латинского rex - царь).
А сейчас проверим как вы усвоили тему »Сложение и вычитание дес. дробей» (слайд №19).
Предлагаю вам выполнить разноуровневую самостоятельную работу
Решив задания вы еще узнаете названия созвездий.
Тетради сдаются на проверку. Домашнее задание:п.32 №1261,№1262,№1263(а,б). (слайд №20).
VII. Итоги урока:
На уроке вы все хорошо работали. Десятичные дроби надо изучать и знать. Как говорил римский оратор и писатель Цицерон: «Без знания дробей никто не может признаться знающим арифметику».
Ответить на вопросы:
Сформулируйте алгоритм сложения и вычитания десятичных дробей?
Как найти скорость по течению и скорость против течения?
Можешь ли ты себя похвалить? За что?
Положите перед собой лист со смайликами. Обведите в квадрат тот смайлик, который соответствует вашему настроению в конце урока. Оставьте этот лист в тетради
Спасибо за урок!
Литература.
Виленкин Н. Я. , Жохов В.И. , Чесноков А.С. , Шварцбурд С.И. "Математика" 5, 6 классы.
Жохов В.И. Методические рекомендации для учителя. Преподавание математики в 5-6 классах.
Жохов В.И., Крайнева Л.Б. Контрольные работы "Математика" 5, 6 классы.
Гусева И.Л., Пушкин С.А., Рыбаков Н.В. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. 5 класс.
Ссылки на сайты:
http://www.gifpark.ru/thing9.htm
http://mobilewallpapers.narod.ru/cartoon/index19.htm
http://www.chitalnya.ru/work/238505/
http://festival.1september.ru/articles/417433/
http://www.woweb.ru/index/0-5?503-2
http://www.nivagold.ru/raznoe/raz/mici4.html
http://city-gif.narod.ru/disney1.htm
http://www.nivagold.ru/raznoe/raz/mici4.html
http://www.it-n.ru/board.aspx?cat_no=225&tmpl=Thread&BoardId=4513&ThreadId=104546&page=1 сайт учителя
http://www.msnburada.com/walt-disney-gifleri
Дополнительные задания:
Восстановите запятые (слайд №24):
7,39+4,48=11,87
4,2+2,06=6,26
18,01-2,9=15,11
5-0,61=4,39
Задание на математическую зоркость. Учащимся предлагается отыскать ошибки, которые допущены при вычислении примеров. Дети сами поясняют почему в данном примере допущена ошибка, какое правило нарушено.
3,26
2,5
3,51
3,26
2, 5
5,31
3,26
2,50
5,76
+2,7
10,4
12,11
2,7
10,4
13,1
Заклинатель придумал несколько примеров, но кое- что забыл поставить. Запишите верно примеры. Дети догадываются, что недостающий элемент-запятая.
32 + 18 = 5
3 + 108 = 408
736 - 336 = 4
63 - 27 = 603
57 - 4 = 17
3)Восстановить цифры
3,*5* 3,755
+*,4*2 Ответ: +0,432
4,187 4,187
**,5*
- 0,**
18,54 Ответ: _ 18 ,58
0,04
18,54
а) (х -18,2) + 3,8 = 15,6; Ответ: х = 30
б) 34,2 – (17,9 – у) = 22; Ответ: у = 5,7
в) с + 16,23 – 15,8 = 7,1. Ответ: с = 6,67
( 0,2 – о; 6,67 – в; 30 – л; 30,1 – а; 5,7 - е ).
Самостоятельная работа:
1) 11,3 + 5,11
2) 0,24 + 0,069
3) 53,2 - 7,09
4) 8 - 5,27
5) Сравнить числа
9,306 и 9,302
Ответы: 1) 16,41
2) 0,309
3) 46,11
4) 2,73
5) 9,302
1)19,8 + 9,15
2) 0,173 + 0,067
3) 78,3 - 5,011
4) 5 - 1,18
5) Сравнить числа
0,579 и 0,507
Ответы:
1) 28,95
2) 0,24
3) 73,289
4)3,8 2
5) 0,507
Для учащихся которые быстро выполнят дополнительная карточка с задачей(на дополнительную оценку)
Собственная скорость лодки 4,5 км / ч, скорость течения
2,5 км / ч. Найдите скорость лодки при движении по течению и против течения.
Решение
1)4,5 + 2,5 = 7(км/ч) скорость по течению
2)4,5 – 2,5 = 2 (км/ч) скорость против течения
Ответ: 7 км/ч, 2 км/ч.