"Словообразование имён прилагательных"

Цель: освоение правила словообразования имен прилагательных.

Задачи: 1) дать знания о словообразовании имен прилагательных с помощью приставок и суффиксов;

2) развить умения применять знания на практике;

3) развивать мышление, логику, умение анализировать и делать общие выводы; 4) формировать умения частично – поисковой деятельности, самостоятельности; 5) воспитывать чувства товарищества, взаимовыручки, любви к русскому языку.

Содержимое разработки

Тема. Словообразование имён прилагательных.(3класс)

Цель: освоение правила словообразования имен прилагательных.

Задачи: 1) дать знания о словообразовании имен прилагательных с помощью приставок и суффиксов;

2) развить умения применять знания на практике;

3) развивать мышление, логику, умение анализировать и делать общие выводы; 4) формировать умения частично – поисковой деятельности, самостоятельности; 5) воспитывать чувства товарищества, взаимовыручки, любви к русскому языку.

Оборудование: презентация, карточки с заданиями.

Ход урока:

I.Организационный момент.

– Начинаем наш урок.

Он пойдет ребятам впрок.



Вежливые, старательные,

Скромные и внимательные,

Добрые, умные, справедливые,

И веселые, и счастливые.

- Сегодня я хотела бы так назвать вас, моих учеников, и видеть вас всегда такими.

- Словами какой части речи я воспользовалась, называя, какие вы?

(Прилагательными.)

- Какую роль они играют в нашей речи?

(Они уточняют, украшают нашу речь, делают её образной , выразительной, яркой.)

-Итак, мы продолжаем знакомиться с именами прилагательными.

II. Актуализация знаний . Постановка проблемы. Слайд 1

- Посмотрите на доску. Что написано? (Части слова – морфемы)

за- в- -оньк- -еньк- -оват-

об- на- -н- - чик-

- Как называются эти части слова? (Приставки, суффиксы)

- В русском языке существуют только эти морфемы, или есть другие? (Есть другие)

- Как вы думаете, почему здесь написаны только приставки и суффиксы? (Только приставки и суффиксы участвуют в словообразовании)

- А какую часть речи мы сейчас изучаем? (Имя прилагательное)

- Как вы думаете, над чем мы будем работать сегодня на уроке? (Над образованием прилагательных)

- Итак, тема нашего урока “Словообразование имен прилагательных ”. Слайд 2

-Как образуются имена прилагательные?

От каких основ и с помо­щью чего? Слайд 3

- Можете ли вы прямо сейчас ответить на этот вопрос и объяснить? Почему?

(Нет. Мы не знаем правила.)

III.Поиск решения учебной проблемы.

а) Работа в парах и мини-группах. (работа по карточкам)

- Сейчас вы должны будете провести небольшую исследовательскую работу: опираясь на данные вам материалы, понаблюдать за составом имен прилагательных и выяснить, как они образованы.

- Каждый ряд – творческая лаборатория, где будете трудиться вы -исследователи-лингвисты.



1 ряд грязь + н = грязный

конь + н = конный

ум + н = ?



2 ряд на +стена + н = настенный

под + вода + н = подводный

на + стол + н = ?



3 ряд длина + н = длинный

луна + н = ?

сон + н = ?

- Запишите слова вместо вопросительного знака в тетрадь. Разберите их по составу. Сделайте вывод.

-Чья творческая лаборатория работает успешнее?

- Кто уже готов дать ответ: как образуются имена прилагательные? От каких основ и с помощью чего? (1 чел. от каждого ряда у доски)

Проверка.(объясняет ученик от каждой лаборатории, дети за каждым пишут слово себе в тетрадь)

- Как образовались прилагательные в 1 лаборатории? (От основ имен существительных с помощью суффиксов)

  • Как образовались прилагательные во 2 лаборатории? ( От основ имен существительных с помощью суффиксов и приставок.)

- Как образовались прилагательные в 3 лаборатории? От основ

имен существительных с помощью суффиксов)

- Почему эти слова пишутся с удвоенной буквой н ? (Корень оканчивается на н (луна), и добавляется суффикс -н-.) Слайд 4

  • Где написана удвоенная согласная в этих словах? (На стыке корня и суффикса.)

- Приведите примеры других слов. (Пустынный, коронный, блинный...)


- Только ли от основ имен существительных могут образовываться прилагательные? Как вы думаете? Слайд 4

б) работа по учебнику упр.339 (фронтальная работа)

- Откроем учебники. С.85

  • Прочитайте исходное слово. (Новый.)

  • Определите часть речи. Прочитайте образованное от него слово.

Как получили слово новенький? (Это прилагательное образовалось от основы прилагательного новый с помощью суффикса -еньк-.)? Слайд 5

  • Какое значение вносит в слово новенький суффикс -еньк-? (уменьши­тельно-ласкательное).

Расскажите об образовании следующего слова. (хорошенький, умненький )-устно

1 чел.у доски беленький

бледненький (запись в тетрадь, разбор по составу)

- Как образовалось прилагательное красноватый? ? Слайд 5

(Это прилагательное образовалось от основы прилагательного красный с помощью суффикса –оват -.)? Объясните значение этого слова.( В некоторой, в определенной степени красный )

  • Расскажите об образовании следующего слова. (сероватый)

  • Объясните значение этого слова.( В некоторой, в определенной степени серый )

- Какое прилагательное образуем от основы имени прилагательного коричневый? Слайд 6(запись в тетрадь и разбор по составу коричневатый)

- Объясните значение этого слова.

  • Поставьте ударение. Можно ли проверить написание безударной гласной о?

(Это словарное слово)

- А помочь нам может этимологический словарь.

КОРИЧНЕВЫЙ. Искон. Суф. производное от коричный, суф. образования от корица (см.). Коричневый буквально — «цвета коры коричного дерева», КОРИЦА. Искон. В соврем. значении — из корица "корка", суф. производного от кора. Слово коричневый встречается в письменных источниках с конца XVII века. Первоначально это слово использовалось только для названия цвета тканей. Образовано оно от слова "корица", а то, в свою очередь, является уменьшительной формой от слова "кора".

- Какое прилагательное образуем от основы имени прилагательного голубой?

Слайд 7(запись в тетрадь и разбор по составу голубоватый)

-Поставьте ударение. Можно ли проверить написание безударной гласной о? (Словарное слово)

По мнению одних исследователей, русское слово «голубой» происходит от слова «голубь» (по одной версии — по цвету отлива шейных перьев птицы; хотя скорее всего речь идёт о цвете головного оперения птицы.) (ср.: лат. columbus — «голубь»);

Также существует мнение, что слово «голубой» является родственным слову «глубокий», так как прозрачная вода при её глубине имеет синеватый оттенок, а прозрачный воздух атмосферы создаёт голубой цвет неба.

(Затем ученики записывают и разбирают слово по составу)

- Так как же еще образуются имена прилагательные? (От основ имен прилагательных при помощи суффиксов – оват-, - еват

Если б всё на свете было одинакового цвета,

Вас бы это рассердило или радовало это?

Видеть мир привыкли люди

Белым, жёлтым, синим, красным.

Пусть же всё на свете будет удивительным и разным!

- Какие цвета помогают нам соблюдать правила дорожного движения?

Физминутка Слайд 8

Три цвета есть у светофора,

Они известны для шофера!

Красный цвет –

Проезда нет!

Желтый –

Будь готов к пути!

А зеленый цвет –

Кати!

( красный –молчим, жёлтый – хлопаем в ладоши, зелёный – идём)

V. Первичное закрепление. Самостоятельная работа.

- Продолжаем трудиться.

1)Упр. 340 Осложненное списывание. (раздать карточки) Слайд 9

Алгоритм выполнения:

1. Чтение прилагательного. Объяснение правописания пропущенных букв.

2. Определение числа и рода прилагательного по окончанию.

3.Разбор прилагательного по составу.

Образец записи: цветной (ед.ч.,м.р.)



Слайд 10

1 ряд 2 ряд 3 ряд

з лёнен кий в сёлая см шная

п левые л сное цв тную

краснен кое грубоватый карман ые

- Давайте проверим, что у вас получилось. Самопроверка по эталону. Слайд 11,12,13.

- Кто выполнил без ошибок? Поставьте себе оценку «5».

- Кто допустил 1 ошибку? Поставьте себе оценку «4».

- Молодцы. Хорошо потрудились. Отдохнём.

( Звучит релаксационная музыка, выполнятся упражнения для предупреждения зрительного утомления.)

Руки на пояс. Повернуть голову направо, посмотреть на локоть правой руки. Повернуть голову налево, посмотреть на локоть левой руки. Вернуться в исходное положение. (Повтор 5 – 6 раз).

Поднять глаза кверху, сделать ими круговые движения по часовой стрелке, затем сделать глазами круговые движения против часовой стрелки. (Повтор 5 – 6 раз).

Руки вытянуть вперед, посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх, сделать вдох, следить глазами за руками, не поднимая головы, руки опустить, сделать выдох. (Повтор 4 – 5 раза).

2. Игра-эстафета.
Каждая команда-ряд получает карточку, на которой написаны имена

существительные (по числу игроков):

честь – удача -

ужас – окно-

грусть - простор -

картон - мир -

скука - друг –


Каждый игрок образует от основы существительного однокоренное прилагательное с помощью суффикса -н- и записывает его справа, после чего передает карточку следующему игроку. Побеждает та коман­да, которая быстрее и правильнее выполнит задания.

- Проверка. Слайд 14



VI. Итог урока.

- Так как же образуются имена прилагательные?

- Почему в слове длина пишется 1 буква н, а в слове длинный 2 буквы н?

VII.Рефлексия. Оценки. Слайд 15

Оцените свои успехи на уроке:



Урок прошёл удачно: я активно участвовал в работе класса, с заданиями справлялся успешно. Я очень доволен собой!


Сегодня на уроке не все задания оказались такими уж лёгкими. Мне было трудно, но я справился. Я вполне доволен собой!


Задания на уроке оказались слишком трудными. Мне нужна помощь!



- Оценки сегодня получили_______

- Спасибо всем! Молодцы!



VIII. Д/З. (На выбор) упр.7 стр.89 или подобрать и записать по

4 прилаг., образованных разными способами. Разобрать их по составу.











Сохранить у себя:
"Словообразование имён прилагательных"

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки