Тема. Словообразование имён прилагательных.(3класс)
Цель: освоение правила словообразования имен прилагательных.
Задачи: 1) дать знания о словообразовании имен прилагательных с помощью приставок и суффиксов;
2) развить умения применять знания на практике;
3) развивать мышление, логику, умение анализировать и делать общие выводы; 4) формировать умения частично – поисковой деятельности, самостоятельности; 5) воспитывать чувства товарищества, взаимовыручки, любви к русскому языку.
Оборудование: презентация, карточки с заданиями.
Ход урока:
I.Организационный момент.
– Начинаем наш урок.
Он пойдет ребятам впрок.
Вежливые, старательные,
Скромные и внимательные,
Добрые, умные, справедливые,
И веселые, и счастливые.
- Сегодня я хотела бы так назвать вас, моих учеников, и видеть вас всегда такими.
- Словами какой части речи я воспользовалась, называя, какие вы?
(Прилагательными.)
- Какую роль они играют в нашей речи?
(Они уточняют, украшают нашу речь, делают её образной , выразительной, яркой.)
-Итак, мы продолжаем знакомиться с именами прилагательными.
II. Актуализация знаний . Постановка проблемы. Слайд 1
- Посмотрите на доску. Что написано? (Части слова – морфемы)
за- в- -оньк- -еньк- -оват-
об- на- -н- - чик-
- Как называются эти части слова? (Приставки, суффиксы)
- В русском языке существуют только эти морфемы, или есть другие? (Есть другие)
- Как вы думаете, почему здесь написаны только приставки и суффиксы? (Только приставки и суффиксы участвуют в словообразовании)
- А какую часть речи мы сейчас изучаем? (Имя прилагательное)
- Как вы думаете, над чем мы будем работать сегодня на уроке? (Над образованием прилагательных)
- Итак, тема нашего урока “Словообразование имен прилагательных ”. Слайд 2
-Как образуются имена прилагательные?
От каких основ и с помощью чего? Слайд 3
- Можете ли вы прямо сейчас ответить на этот вопрос и объяснить? Почему?
(Нет. Мы не знаем правила.)
III.Поиск решения учебной проблемы.
а) Работа в парах и мини-группах. (работа по карточкам)
- Сейчас вы должны будете провести небольшую исследовательскую работу: опираясь на данные вам материалы, понаблюдать за составом имен прилагательных и выяснить, как они образованы.
- Каждый ряд – творческая лаборатория, где будете трудиться вы -исследователи-лингвисты.
1 ряд грязь + н = грязный
конь + н = конный
ум + н = ?
2 ряд на +стена + н = настенный
под + вода + н = подводный
на + стол + н = ?
3 ряд длина + н = длинный
луна + н = ?
сон + н = ?
- Запишите слова вместо вопросительного знака в тетрадь. Разберите их по составу. Сделайте вывод.
-Чья творческая лаборатория работает успешнее?
- Кто уже готов дать ответ: как образуются имена прилагательные? От каких основ и с помощью чего? (1 чел. от каждого ряда у доски)
Проверка.(объясняет ученик от каждой лаборатории, дети за каждым пишут слово себе в тетрадь)
- Как образовались прилагательные в 1 лаборатории? (От основ имен существительных с помощью суффиксов)
Как образовались прилагательные во 2 лаборатории? ( От основ имен существительных с помощью суффиксов и приставок.)
- Как образовались прилагательные в 3 лаборатории? От основ
имен существительных с помощью суффиксов)
- Почему эти слова пишутся с удвоенной буквой н ? (Корень оканчивается на н (луна), и добавляется суффикс -н-.) Слайд 4
Где написана удвоенная согласная в этих словах? (На стыке корня и суффикса.)
- Приведите примеры других слов. (Пустынный, коронный, блинный...)
- Только ли от основ имен существительных могут образовываться прилагательные? Как вы думаете? Слайд 4
б) работа по учебнику упр.339 (фронтальная работа)
- Откроем учебники. С.85
Прочитайте исходное слово. (Новый.)
Определите часть речи. Прочитайте образованное от него слово.
Как получили слово новенький? (Это прилагательное образовалось от основы прилагательного новый с помощью суффикса -еньк-.)? Слайд 5
Какое значение вносит в слово новенький суффикс -еньк-? (уменьшительно-ласкательное).
Расскажите об образовании следующего слова. (хорошенький, умненький )-устно
1 чел.у доски беленький
бледненький (запись в тетрадь, разбор по составу)
- Как образовалось прилагательное красноватый? ? Слайд 5
(Это прилагательное образовалось от основы прилагательного красный с помощью суффикса –оват -.)? Объясните значение этого слова.( В некоторой, в определенной степени красный )
Расскажите об образовании следующего слова. (сероватый)
Объясните значение этого слова.( В некоторой, в определенной степени серый )
- Какое прилагательное образуем от основы имени прилагательного коричневый? Слайд 6(запись в тетрадь и разбор по составу коричневатый)
- Объясните значение этого слова.
Поставьте ударение. Можно ли проверить написание безударной гласной о?
(Это словарное слово)
- А помочь нам может этимологический словарь.
КОРИЧНЕВЫЙ. Искон. Суф. производное от коричный, суф. образования от корица (см.). Коричневый буквально — «цвета коры коричного дерева», КОРИЦА. Искон. В соврем. значении — из корица "корка", суф. производного от кора. Слово коричневый встречается в письменных источниках с конца XVII века. Первоначально это слово использовалось только для названия цвета тканей. Образовано оно от слова "корица", а то, в свою очередь, является уменьшительной формой от слова "кора".
- Какое прилагательное образуем от основы имени прилагательного голубой?
Слайд 7(запись в тетрадь и разбор по составу голубоватый)
-Поставьте ударение. Можно ли проверить написание безударной гласной о? (Словарное слово)
По мнению одних исследователей, русское слово «голубой» происходит от слова «голубь» (по одной версии — по цвету отлива шейных перьев птицы; хотя скорее всего речь идёт о цвете головного оперения птицы.) (ср.: лат. columbus — «голубь»);
Также существует мнение, что слово «голубой» является родственным слову «глубокий», так как прозрачная вода при её глубине имеет синеватый оттенок, а прозрачный воздух атмосферы создаёт голубой цвет неба.
(Затем ученики записывают и разбирают слово по составу)
- Так как же еще образуются имена прилагательные? (От основ имен прилагательных при помощи суффиксов – оват-, - еват
Если б всё на свете было одинакового цвета,
Вас бы это рассердило или радовало это?
Видеть мир привыкли люди
Белым, жёлтым, синим, красным.
Пусть же всё на свете будет удивительным и разным!
- Какие цвета помогают нам соблюдать правила дорожного движения?
Физминутка Слайд 8
Три цвета есть у светофора,
Они известны для шофера!
Красный цвет –
Проезда нет!
Желтый –
Будь готов к пути!
А зеленый цвет –
Кати!
( красный –молчим, жёлтый – хлопаем в ладоши, зелёный – идём)
V. Первичное закрепление. Самостоятельная работа.
- Продолжаем трудиться.
1)Упр. 340 Осложненное списывание. (раздать карточки) Слайд 9
Алгоритм выполнения:
1. Чтение прилагательного. Объяснение правописания пропущенных букв.
2. Определение числа и рода прилагательного по окончанию.
3.Разбор прилагательного по составу.
Образец записи: цветной (ед.ч.,м.р.)
Слайд 10
1 ряд 2 ряд 3 ряд
з лёнен кий в сёлая см шная
п левые л сное цв тную
краснен кое грубоватый карман ые
- Давайте проверим, что у вас получилось. Самопроверка по эталону. Слайд 11,12,13.
- Кто выполнил без ошибок? Поставьте себе оценку «5».
- Кто допустил 1 ошибку? Поставьте себе оценку «4».
- Молодцы. Хорошо потрудились. Отдохнём.
( Звучит релаксационная музыка, выполнятся упражнения для предупреждения зрительного утомления.)
Руки на пояс. Повернуть голову направо, посмотреть на локоть правой руки. Повернуть голову налево, посмотреть на локоть левой руки. Вернуться в исходное положение. (Повтор 5 – 6 раз).
Поднять глаза кверху, сделать ими круговые движения по часовой стрелке, затем сделать глазами круговые движения против часовой стрелки. (Повтор 5 – 6 раз).
Руки вытянуть вперед, посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх, сделать вдох, следить глазами за руками, не поднимая головы, руки опустить, сделать выдох. (Повтор 4 – 5 раза).
2. Игра-эстафета.
Каждая команда-ряд получает карточку, на которой написаны имена
существительные (по числу игроков):
честь – удача -
ужас – окно-
грусть - простор -
картон - мир -
скука - друг –
Каждый игрок образует от основы существительного однокоренное прилагательное с помощью суффикса -н- и записывает его справа, после чего передает карточку следующему игроку. Побеждает та команда, которая быстрее и правильнее выполнит задания.
- Проверка. Слайд 14
VI. Итог урока.
- Так как же образуются имена прилагательные?
- Почему в слове длина пишется 1 буква н, а в слове длинный 2 буквы н?
VII.Рефлексия. Оценки. Слайд 15
Оцените свои успехи на уроке:
|
Урок прошёл удачно: я активно участвовал в работе класса, с заданиями справлялся успешно. Я очень доволен собой!
|
Сегодня на уроке не все задания оказались такими уж лёгкими. Мне было трудно, но я справился. Я вполне доволен собой!
|
Задания на уроке оказались слишком трудными. Мне нужна помощь!
- Оценки сегодня получили_______
- Спасибо всем! Молодцы!
VIII. Д/З. (На выбор) упр.7 стр.89 или подобрать и записать по
4 прилаг., образованных разными способами. Разобрать их по составу.