Слово учителя к уроку "Повесть о Петре и Февронии Муромских"

Слово учителя помогает настроить учащихся на тему урока, ввести их в разговор, повторить изученный материал.

Содержимое разработки

Тема: «Уроки и заветы «Повести о Петре и Февронии Муромских ».

Эпиграфы:


Свет дневной есть слово книжное,

Его же лишився, безумный,

аки во тьме ходит и погибнет навек.

«Пчела»

Спасает нас не то,

что мы получили урок,

а уменье им воспользоваться

Афоризм

Слово учителя:

Вот и подошёл к концу учебный год. Можно подводить итоги. Предлагаю вспомнить произведение древнерусской литературы «Повесть о Петре и Февронии Муромских», поговорить о тайнах и загадках текста, об уроках повести. Обращаю ваше внимание на эпиграфы к уроку, внимательно прочитайте их. Как вы понимаете их смысл?

Примерные ответы обучающихся:

- Первый эпиграф о значении слова книжного, о том, как важно читать и понимать смысл произведения. Второй эпиграф говорит об уроках произведения, чтобы умело ими пользоваться.

2. Беседа на повторение изученного материала:

  • Какой была древнерусская литература?

(Варианты ответов: Древнерусская литература носила учительный характер)

  • Чему она учила?

(Она учила, как надо жить, к чему человек должен стремиться, во что верить, как совершенствовать себя)

  • Как называется то, что передаётся другим?

(Завет, поучение, учение)

  • Какие Поучения вам известны?

(Поучение Владимира Мономаха, Ярослава Мудрого, старцев – отшельников).

3.Подготовка к нравственно – духовному восприятию повести

  • Чему мы можем поучиться у героев?

(Мы можем поучиться мужеству, героизму у Петра; мудрости и смирению у Февронии, у обоих героев – силе духа, душевной стойкости, верности, любви к ближнему)

  • Какие уроки, нравственные заветы мы можем взять из «Повести…»?

(Заветы или уроки: любовь к Богу, вера и верность, смирение)

4. Работа по корнесловно - смысловому толкованию слов.

В ходе нашей беседы мы назвали много важных понятий. Попробуем дать толкование им. Воспользуйтесь карточками, которые лежат у вас на столах.

(Обучающиеся зачитывают карточки, выбирают наиболее понравившиеся толкования).

5.Ранжирование понятий (составление цепочки ключевых слов по степени значимости):

- Попробуйте составить цепочку понятий по степени значимости:

БОГ - ЗАВЕТ - ВЕРА – ДУХ - ВЕРНОСТЬ – ЛЮБОВЬ – КРОТОСТЬ - СТОЙКОСТЬ - МУЖЕСТВО - ГЕРОИЗМ – МУДРОСТЬ – СМИРЕНИЕ – БЛИЖНИЙ (варианты допускаются)

6. Рефлексия.

Творческая работа: продолжи предложение: «Чему можно научиться у героев «Повести…» ? или « Какие нравственные заветы передаёт нам «Повесть…»?

Вариант работы учащихся:

«Недавно я прочёл « Повесть о Петре и Февронии Муромских». Я был поражён. Пётр и Феврония очень сильны духом. Они были вместе в самые трудные моменты их жизни. Пётр силён, вынослив, верен своим обещаниям. Феврония умна, хитра, талантлива. Настоящая рукодельница. Именно она излечила Петра от его жуткой болезни. Петр и Феврония олицетворяют идеал семьи, верности и любви. Их примеру стараются следовать большинство молодых семей нашей страны». (Малышев Александр, 7 б класс)

6.Заключительное слово:

Минуло много лет с момента создания «Повести о Петре и Февронии Муромских» - настоящей жемчужины древнерусской литературы, которая не только является неотъемлемой частью русской истории, но и вписана в контекст мировой художественной литературы. Мне очень бы хотелось, чтобы вы не забывали уроки и заветы произведения. В качестве подарка я дарю вам презентацию моей ученицы «Тайны и загадки Повести о Петре и Февронии Муромских».


Сохранить у себя:
Слово учителя к уроку "Повесть о Петре и Февронии Муромских"

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки