Тема: «Уроки и заветы «Повести о Петре и Февронии Муромских ».
Эпиграфы:
Свет дневной есть слово книжное,
Его же лишився, безумный,
аки во тьме ходит и погибнет навек.
«Пчела»
Спасает нас не то,
что мы получили урок,
а уменье им воспользоваться
Афоризм
Слово учителя:
Вот и подошёл к концу учебный год. Можно подводить итоги. Предлагаю вспомнить произведение древнерусской литературы «Повесть о Петре и Февронии Муромских», поговорить о тайнах и загадках текста, об уроках повести. Обращаю ваше внимание на эпиграфы к уроку, внимательно прочитайте их. Как вы понимаете их смысл?
Примерные ответы обучающихся:
- Первый эпиграф о значении слова книжного, о том, как важно читать и понимать смысл произведения. Второй эпиграф говорит об уроках произведения, чтобы умело ими пользоваться.
2. Беседа на повторение изученного материала:
Какой была древнерусская литература?
(Варианты ответов: Древнерусская литература носила учительный характер)
Чему она учила?
(Она учила, как надо жить, к чему человек должен стремиться, во что верить, как совершенствовать себя)
Как называется то, что передаётся другим?
(Завет, поучение, учение)
Какие Поучения вам известны?
(Поучение Владимира Мономаха, Ярослава Мудрого, старцев – отшельников).
3.Подготовка к нравственно – духовному восприятию повести
Чему мы можем поучиться у героев?
(Мы можем поучиться мужеству, героизму у Петра; мудрости и смирению у Февронии, у обоих героев – силе духа, душевной стойкости, верности, любви к ближнему)
Какие уроки, нравственные заветы мы можем взять из «Повести…»?
(Заветы или уроки: любовь к Богу, вера и верность, смирение)
4. Работа по корнесловно - смысловому толкованию слов.
В ходе нашей беседы мы назвали много важных понятий. Попробуем дать толкование им. Воспользуйтесь карточками, которые лежат у вас на столах.
(Обучающиеся зачитывают карточки, выбирают наиболее понравившиеся толкования).
5.Ранжирование понятий (составление цепочки ключевых слов по степени значимости):
- Попробуйте составить цепочку понятий по степени значимости:
БОГ - ЗАВЕТ - ВЕРА – ДУХ - ВЕРНОСТЬ – ЛЮБОВЬ – КРОТОСТЬ - СТОЙКОСТЬ - МУЖЕСТВО - ГЕРОИЗМ – МУДРОСТЬ – СМИРЕНИЕ – БЛИЖНИЙ (варианты допускаются)
6. Рефлексия.
Творческая работа: продолжи предложение: «Чему можно научиться у героев «Повести…» ? или « Какие нравственные заветы передаёт нам «Повесть…»?
Вариант работы учащихся:
«Недавно я прочёл « Повесть о Петре и Февронии Муромских». Я был поражён. Пётр и Феврония очень сильны духом. Они были вместе в самые трудные моменты их жизни. Пётр силён, вынослив, верен своим обещаниям. Феврония умна, хитра, талантлива. Настоящая рукодельница. Именно она излечила Петра от его жуткой болезни. Петр и Феврония олицетворяют идеал семьи, верности и любви. Их примеру стараются следовать большинство молодых семей нашей страны». (Малышев Александр, 7 б класс)
6.Заключительное слово:
Минуло много лет с момента создания «Повести о Петре и Февронии Муромских» - настоящей жемчужины древнерусской литературы, которая не только является неотъемлемой частью русской истории, но и вписана в контекст мировой художественной литературы. Мне очень бы хотелось, чтобы вы не забывали уроки и заветы произведения. В качестве подарка я дарю вам презентацию моей ученицы «Тайны и загадки Повести о Петре и Февронии Муромских».