Сказание о Золотом человеке

Данный конспект соотвествует теме урока, на уроке присуствуют разнообразные формы и методы работы.

Содержимое разработки

Этапы

Содержание

Ответы

Орг. момент









Сообщение

темы урока.


































































Словарная работа




















Чтение текста









Анализ








Физминутка




































































Итог урока:



Д/з


Нужно нам спокойно встать,

Чтобы время не терять.

Нас не будет ждать звонок-

Начинать пора урок!


Здравствуйте, ребята, сегодня урок чтения проведу у вас я, а зовут меня Вера Алексеевна


Сегодня мы с вами познакомимся еще с одним жанром устного народного творчества – сказание. Также познакомимся с казахской легендой, которая называется « Сказание о Золотом человеке»

Но сначала повторим то, что вы изучали на прошлом уроке.

-Что такое устное народное творчество.


- С какими жанрами устного народного творчества вы познакомились?( былина , героический эпос, былинный сказ, легенда)

- Героический эпос – это…( произведение устного народного творчества патриотического содержания.

- Былина – это…( произведение УНТ, героическая песнь- повествование о подвигах русских богатырей за родную землю)

- Былинный сказ- это…

- Что такое легенда?( поэтический рассказ об историческом событии, дополненный авторским воображением, вымыслом.)


- Молодцы, мы с вами повторили жанры устного народного творчества.

И сегодня мы познакомимся еще с одним жанром устного народного творчества- сказание.

Сказание – это народный поэтический рассказ с историческим содержанием.

Как, я уже сказала сегодня мы познакомимся с казахской легендой , которая называется «Сказание о Золотом человеке».

«Золотой человек»( каз. Алтын Адам) – условное название археологической находки, сделанной в 1969 году в 50 километрах от Алматы в результате раскопок кургана Иссык на берегу реки Иссык, достигавшего высоты 6 метров, а в диаметре – 60 метров.

Представляет собой останки сакского воина в золотой одежде .В боковой погребальной камере обнаружили более четырех тысяч украшений, выполненных из листового золота, некогда нашитых на одежду, обувь и головной убор, а также золотые перстни, статуэтки, бронзовое и золотое оружие, различные сосуды.


Сокровища кургана Иссык , в том числе точная копия «Золотого человека», экспонировались в казахском музее археологии, находящиеся а Алмате, а теперь в Государственном музее золота и драгоценных металлов Республики Казахстан Астане.

« Золотой человек» на крылатом барсе стал одним из национальных символов Казахстана. Копии сакского воина установлены во многих городах Казахстана, одна из них венчает монумент Независимости на главной площади Алматы.

Прежде чем приступить к чтению, давайте определим значение слов , которые могут быть вам непонятны.

Саки- название племени.

Бурдюк- мешок из шкуры животных.

Бий – судья.

Айдар- длинная прядка золотистых волос на темечке.

Байга- один из древнейших и популярнейших видов конных скачек.

Искусный – умелый.

Кюй- музыкальное произведение.

Курай- разновидность тростника.

Трель- переливчатый, дрожащий звук.

Сарбаз- воин.

Кольчуга- старинные доспехи в виде рубашки из металлических колец.

Коварство- злонамеренность.

Человечность- гуманность, отзывчивость.

Курган- холм, в частности могильный холм у древних народов.

Доспех- воинское снаряжение.

Чтение текста учителем.

-Понравилась ли вам легенда?

Чем понравилась?

Кто из героев легенды вам больше всего запомнился и почему?

А теперь читаем легенду по цепочке, по абзацу по частям.

Чтение 1 части легенды.

Беседа по вопросам:

- Как называлось племя , жившее на землях Жетысу у подножья Алатау? ( саки)

- Кто был вождем племени?( батыр Каскалдак)

- Найдите в тексте и зачитайте эпизод рождения десятого сына Каскалдака.

- Чем увлекался Суней?

- Как можно озаглавить 1 часть?

Батыр Каскалдак и племя саков.


Чтение 2 части легенды.

Беседа по вопросам:

- Почему Каскалдак и десять его сыновей выступили в поход?

- Найдите в тексте и прочитайте, во что был одет Суней.

- Как Сунею удавалось побеждать врагов?

- Как можно озаглавить 2 часть?

Сильный и храбрый Суней.


Чтение 3 части легенды.

Беседа по вопросам:

- Кто стал вождем саков после смерти Каскалдака?

- Какую хитрость придумали вражеские племена , чтобы победить саков и что из этого вышло?

- Как погиб бытыр Суней?

- Как можно озаглавить 3 часть?

Смерть Сунея.


Чтение 4 части легенды:

- Как поступили с девушкой , убившей Сунея?

- Как вы понимаете слова аксакала: «Того, кто ударил тебя камнем, одари хлебом»?

- Что спасло курган от грабителей?( стал неприметны)

- Как можно озаглавить 4 часть?

Золотой человек

Как вы думаете , чему учит нас эта легенда?

Нужно ли читать легенды сегодня и зачем?

Молодцы, ребята, мы прочитали легенду, ответили на вопросы, а сейчас я предлагаю вам поработать в группах.

Групповая работа по карточкам.

Вам нужно объяснить смысл пословиц и выбрать ту, которая подходит к нашей легенде, и доказать это.

1 группа

  1. Добра желаешь, добро и делай.

  2. Добра не смыслишь, так худа не делай.

  3. Не красна книга письмом, а красна умом.

2 группа

  1. В своем болоте и лягушка поет, а на чужбине и соловей молчит.

  2. Родина краще солнца, дороже золота.

  3. Для родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

3 группа

  1. Если народ един- он непобедим.

  2. Добро тогда будет добро, когда люди похвалят.

  3. С книгой поведешься – ума наберешься.

4 группа

  1. Доброе богатство лучше богатства.

  2. Каждому свой край сладок.

  3. Книги читать – не в ладушки играть.

5 группа

  1. Не всякий , кто читает, в чтении силу знает.

  2. Кто за родину дерется, тому сила двойная дается.

  3. Доброе слово человеку – что дождь в засуху.

6 группа

  1. Доброму гостю хозяин рад.

  2. Книга книгой, да и своим умом двигай.

  3. Родина краше солнца, дороже золота.

Молодцы, ребята, вы сумели правильно объяснить смысл пословиц , подберите те, которые подходят к содержанию произведения.


С какой легендой мы познакомились сегодня на уроке?

Что такое сказание?

Домашнее задание: пересказ , нарисовать иллюстрацию к легенде.






















Это произведение, создано народом , передается из уст в уста, из поколения в поколения.



Изложение былины в прозе













































































Саки


Каскалдак







Напали враги


Всегда разгадывал коварство врагов




Суней

Его отравили









Люди хотели жестоко наказать девушку



Тема: «Сказание о Золотом человеке»

Класс:2

Цели:

Образовательные:

- познакомить с произведением «Сказание о Золотом человеке»

- закрепить умение читать выразительно

Развивающие:

- развивать навыки чтения произведения вслух.

- развивать навыки умения быстро и четко отвечать на вопросы, анализировать художественное произведение.

Воспитывающие:

- воспитывать нравственные качества, этические чувства

- воспитывать умение слушать своих товарищей

- прививать любовь к литературе.



























Министерство образования и науки Республики Казахстан

Восточно-Казахстанский гуманитарный колледж.







Конспект урока

На тему: «Сказание о Золотом человеке»

4 класс






Сохранить у себя:
Сказание о Золотом человеке

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки