Математика является одной из самых значимых дисциплин, без неё невозможно обойтись в принципе. Как сделать предмет интересным к изучению? Как обеспечить успешность ребёнка? Дети любят те уроки, на которых им интересно, на которых они не утомляются. Урок математики с яркой сюжетной линией как нельзя лучше подходит для этой цели. Интерес и природное детское любопытство вызывает активную познавательную деятельность и ведёт к успешности ученика.
Что же такое сюжетный урок. Это - масштабный урок с познавательной точки зрения, потому что он интегрирован, в структуре такого урока используются межпредметные связи. Как построить такой урок? Есть много способов. Можно взять за основу дату календаря. Каждый день года насыщен историческими событиями, памятными датами, праздниками. Главное, из всего этого событийного многообразия выбрать то, что интересно детям. Например, 18 ноября- День рождения Деда Мороза. Почему бы урок математики 18 ноября не посвятить Деду Морозу и подобрать соответствующие задания? (Поверьте, подготовка к уроку будет интересна в первую очередь самому учителю.) Детям можно предложить математическую задачу, решив которую, они смогут узнать возраст Деда Мороза; или определить количество ткани, которое нужно для пошива костюма Снегурочки; узнать в каком году главный герой Нового года поселился в Великом Устюге и т.д. А 23 ноября родился писатель Николай Носов. И конечно Незнайка и его друзья-коротышки из Солнечного города в этот день станут почётными «гостями» урока! Все задания можно связать с героями произведений Носова.
Кроме дат календаря, за основу тематики урока можно взять события, происходящие в школе (например, юбилей школы), в районе или городе (спортивное мероприятие, выставка, приезд известной личности), в стране (Олимпиада). Так, например в 2023 году в Новосибирске будет открыт новый Ледовый Дворец Спорта. Для нашего города это - знаковое событие. Новосибирск- город спортивный. Хоккей- один из самых зрелищных видов спорта, «поболеть» за команду приходят и стар, и млад. В связи с этим, урок математики по теме «Умножение на 1000, 10000..» (4 класс, программа «Начальная школа 21 века») проходил под девизом «Хоккей = Новосибирск = Математика». Во время урока, выполняя специальные задания, дети узнали размеры катка ЛДС Сибирь, с помощью знаний масштаба научились изображать каток, вычислили рост вратаря ХК Сибирь и массу костюма Снеговика- талисмана команды. Кроме того, познакомились с макетом нового ледового дворца спорта, где будут проходить соревнования сезона 2022/23 года. Такой сюжетный урок интересен, задания вызывают высокую активность, дети не переутомляются. Более того, неоценим достигнутый воспитательный эффект: повышение интереса к своему родному городу.
Проведение урока математики с сюжетной линией требует от учителя особой подготовки. Нужно тщательно продумывать все этапы, которые должны быть связаны и с математической темой, и с темой событийного характера. Даже свой внешний вид можно «подогнать» под тематический урок. Так, например урок математики, приуроченный к хоккею, я вела в атрибутике ХК Сибирь, а во время урока по теме «Умножение числа 8» (2017/2018 уч.год, 2 класс) – надевала кимоно, потому что урок был посвящен Олимпиаде в Корейском Пхёнчхане.
Уроки математики прекрасно интегрируются с любым предметом: литературой, окружающим миром, изобразительным искусством, технологией. Принято считать, что «математика- царица наук», а значит «далека от народа». Младшему школьнику важно понять, что математика вокруг нас, её можно увидеть, можно даже потрогать руками! Так, урок математики по теме «Деление с остатком» (3 класс) был представлен в виде работы ателье. На примере «пришивания» пуговиц и карманов к моделям сарафанов, дети пришли к выводу, что 9 пуговиц ПОРОВНУ на два сарафана не пришить. Поровну можно только по 4 и 1 пуговица ОСТАНЕТСЯ. Таким образом, во время практической деятельности дети познакомились с приёмом деления с остатком.
Сюжетные уроки математики неизбежно расширяет изучаемый материал, но такой объём не вызывает переутомления, деятельность детей на уроке переключается с одного вида на другой. Такие уроки необычайно расширяют возможности изучения математики, интересны, эмоционально насыщены, предполагают практическое применение знаний. Но от учителя требуется дополнительная подготовка, большая эрудиция, высокий профессионализм. Однако проведение такого урока - это всегда праздник как для ученика, так и для учителя.
Список литературы
1. Саидова Н. Р. Проблемы преподавания математики в начальных классах и некоторые способы их решения // Молодой ученый. — 2018. — №16. — С. 315-317.