«Система работы учителя русского языка по подготовке к ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку»

ЭФФЕКТИВНЫЕ СПОСОБЫ И МЕТОДЫ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ К ОГЭ И ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ. НАПРАВЛЕНИЯ В РАБОТЕ

Содержимое разработки

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №4

г. Белая Калитва Ростовской области







Методическая разработка


«Система работы

учителя русского языка по подготовке

к ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку»











Разработку подготовила:

учитель русского языка

и литературы

Теплова Мария Николаевна















2019г.

г. Белая Калитва.

Как известно, русский язык является одной из основных дисциплин для обучающихся в средних общеобразовательных организациях Российской Федерации. С момента введения новой формы экзамена по русскому языку подготовка учащихся к ОГЭ и ЕГЭ стала одной из самых актуальных проблем.

Итоговая аттестация – первая по-настоящему серьезная проверка эффективности учебной деятельности ученика под руководством учителя. Подготовка к итоговой аттестации – это всегда ответственный процесс. И от того, насколько грамотно он будет построен, зависит результат.

Жизнь давно доказала, что успешность человека определяется не объектом знаний, а умением его применять.

Главная задача учителя - сделать так, чтобы ученики умели, хотели и могли самостоятельно добывать знания.

В настоящее время педагогическое сообщество накопило определенный опыт проведения ГИА и подготовки к ней.

У  каждого  учителя  постепенно  формируется  свой  стиль  подготовки к экзамену. 

            Все мы, осуществляя педагогическую деятельность, ориентируемся на  многоуровневую оценку качества образования:

  • оценка обучающимися (степень удовлетворенности семьи)

  •  оценка государством (итоги государственной итоговой аттестации, аккредитация, лицензионный контроль)

  •  самооценка школы (внутренний мониторинг качества образования)

  •  оценка работодателем (уровень признания и конкурентоспособности на рынке труда).

            Все мы стремимся на выходе  получить  результат, который соответствует требованиям на всех уровнях,  демонстрирует эффективность нашей образовательной  модели.

   Невозможно добиться поставленной цели  без выстроенной   системы работы  по предмету в целом и  к  итоговой государственной аттестации в частности.

   Без сомнения, у каждого педагога есть свои пути, позволяющие совершать со-восхождение с обучающимися по образовательной лестнице. Я убеждена, что подготовка к итоговой аттестации – процесс длительный. Начинать работу нужно не с 9 класса, а с 5-го.

Первостепенной задачей учителя остаётся обучение грамотности. Работу по развитию орфографической и пунктуационной зоркости учащихся следует вести в системе со всеми остальными видами работ, необходимыми для успешной сдачи экзамена.

На первом этапе провожу диагностику остаточных знаний за курс начальной школы. Но одной диагностикой не обойтись. Следует выявить психические процессы обучающихся, влияющие на усвоение получаемых знаний: внимание, память, мышление, темперамент. А потом уже, исходя из этих данных, строить индивидуальную и групповую работу.

В своей педагогической практике я использую парную работу, так как пара – это идеальная форма для сотрудничества и взаимопомощи. В паре ребята могут друг друга проверить, закрепить новый материал, повторить пройденное. Какие же формы обучения я считаю наиболее эффективными?

1.«Взаимопроверка правила» (ученик рассказывает соседу правило, приводит примеры), затем меняются ролями, оценивают друг друга. Преподаватель может спросить любую пару. Оценки можно фиксировать в специальных «Зачётных книжках», которые дети изготовляют сами. Такая форма работы особенно нравится ученикам 5-6 классов.

2.  «Диалог у доски». Ученики задают вопросы по изученному материалу отвечающему у доски.

3.  Работа «Хочу спросить» полезна при проверке домашнего задания. Один спрашивает, другой отвечает. Вопросы могут быть самыми разными: найти в домашнем упражнении слова на безударную гласную в корне, найти грамматическую основу предложения, определить тему и основную мысль.

4. «Карточка для соседа». Ученик готовит карточку со словами, в которых пропущены буквы-орфограммы, или записывает предложения с пропущенными знаками препинания для пунктуационного анализа. Такой вид работы можно использовать после изучения большой темы или раздела на уроках- зачётах. На карточках ребята могут записать не только практические задания по изученной теме, но и теоретические вопросы.

5. Тестовая работа с последующей взаимопроверкой, а также работа с тренажёром, он-лайн тестирование.

6. На дополнительных занятиях использую парную работу по выполнению заданий КИМов из сборников по подготовке к ОГЭ с последующим анализом и выставлением баллов.

Для закрепления орфографических навыков эффективна графическая работа – выделение орфограмм. Эту работу провожу на материале различных упражнений, индивидуальных карточек. Ученики запоминают условия выбора орфограммы, а потом и правописание этих слов. Такие упражнения развивают внимание, память, орфографическую зоркость. Эффективна также работа с перфокартами.

Следующий этап – научить находить и объяснять орфограммы в тексте, где нет пропущенных букв. С этой целью регулярно провожу «Объяснительные диктанты». Так идет работа по орфографии от слова (с пропущенными буквами на изучаемую орфограмму) к тексту (на все изученные орфограммы).

Следует отметить, что такая методика работы увлекает детей, работают они с желанием: становятся то исследователями, то открывателями, то учителями. При этом есть еще одно условие: обязательное проговаривание правила, подчеркивание буквы-орфограммы. Аналогично работаем и при анализе предложений. Постепенно работа в таком формате становится привычной практически для всех.

Обогащение словарного запаса - один из важных аспектов развития речи школьников. Бедность активного словарного запаса у детей, неумение отбирать из своего словаря и правильно употреблять в речи слова, наиболее уместные и точные для данного высказывания - одна из причин многочисленных и разнообразных речевых ошибок. Вот почему необходимо развивать у школьников внимание к слову, расширять и обогащать их активный словарный запас.

Работа по определению лексического значения слова, знакомство с нормами лексической сочетаемости, принципами синонимической замены очень важна сегодня, когда дети меньше читают, а Интернетом пользуются как средством для сетевых игр или для общения на принятом в сети сленге. Недаром подобные задания включены в ОГЭ.

Регулярное проведение словарной работы даёт свои результаты, учит детей быть внимательными к слову. Для этого вида работы используем словарик, который создали сами дети.

Учащиеся должны овладеть и другим важным умением: связно и адекватно выражать свои мысли, строить коммуникативно-целесообразные высказывания в устной и письменной форме, что необходимо при написании сжатого изложения.

Новый учебник по русскому языку для 5 класса (авторы: Т.А.Ладыженская,М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова и др.), переработанный в соответствии с ФГОС ООО, реализует идею интегрированного обучения языку и речи, предполагающего формирование лингвистической и коммуникативной компетенций. Учебник содержит хороший материал по подготовке учеников к сжатому изложению. Так, на материале упр. 127(1 части) дети учатся сжато, в 3-5 предложениях излагать содержание текста. При этом ребята знакомятся с памяткой «Как готовится к сжатому изложению» (в «Приложении»). В учебнике содержится большой объем сведений культурологического характера, на основе таких текстов ученики не только расширяют свой кругозор, но и развивают речь, учатся передавать полученную информацию в сжатом виде.

В программе 6 класса также предусмотрены уроки развития речи по обучению сжатому изложению, например, на материале текста о Владимире Ивановиче Дале.

В 7 классе учащиеся пишут сжатое изложение с описанием состояния природы на материале текста «Обыкновенная земля» К.Г.Паустовского. Работа проводится после изучения темы «Категория состояния как часть речи». В 8 и 9 классах работу по подготовке к написанию сжатого изложения провожу систематически. Сначала знакомлю школьников со способами и приёмами сжатия текста на основе презентации Г.Т. Егораевой, затем пишем обучающие изложения.

С пятого класса с целью формирования ключевых компетенций использую пособие А. Б. Малюшкина «Комплексный анализ текста». Работа с данным пособием в системе дает положительные результаты: у учащихся вырабатываются навыки определения стиля и типа речи, выделения микротем текста, навыки всех видов разбора.

На уроках русского языка и литературы провожу работу по опознаванию и употреблению в речи художественно-выразительных средств языка, без чего невозможно в полной мере содержательно анализировать текст. Обучать опознаванию средств выразительности речи и их функциям в тексте необходимо не только при подготовке к ОГЭ, но ещё и в расчёте на перспективу сдачи ЕГЭ в 11 классе.

Например, при изучении темы «Прямое и переносное значение слов» в 5 классе школьники знакомятся с понятиями метафора, олицетворение, а при изучении темы «Второстепенные члены предложения. Определение» знакомлю учащихся с таким художественно-выразительным средством речи, как эпитет.

Создавая тексты изложений, сочинений, ребята также учатся использовать в своей речи художественно-выразительные средства языка.

Чтобы эффективнее шел процесс подготовки к экзамену, следует продумать систему повторения изученного материала. Начиная с 5 класса, каждый мой ученик заводит тетрадь для опорных конспектов, в которую до 9 класса включительно собирает с помощью учителя весь теоретический материал, необходимый для сдачи ОГЭ и ЕГЭ в виде схем, таблиц, алгоритмов, моделей, блоков, правил. На этой стадии подготовки к экзамену я использую методику структурирования учебного материала. Она ориентирована на укрупнение дидактической единицы учебной информации, сведения ее к единым логическим и дидактическим основаниям. В результате логической обработки материала и установления последовательности его изучения создаются благоприятные условия для формирования у учащихся обобщенных знаний, позволяющих успешно готовиться к выполнению тестовой части ОГЭ и первой части в системе подготовки к ЕГЭ.

Необходимо совершенствовать формы промежуточного контроля по русскому языку с учетом новой формы государственной итоговой аттестации. Для формирования языковой и лингвистической компетенции широко использую такой вид контроля как тестирование.

Практика показала, что тестирование - одна из излюбленных форм работы ребят. Тестовые формы контроля ввожу с 5-го класса. Кстати, не все дети умеют решать тесты, нужно помочь им овладеть техникой работы с тестами, постепенно готовя к формату ОГЭ и ЕГЭ. Регулярно проводимое тематическое тестирование позволяет быстро установить обратную связь, определить пробелы в подготовке учащихся по каждой теме курса и оперативно реагировать на них. Как итоговый и промежуточный контроль тестирование обеспечивает такие качества результатов проверки, как надежность и объективность. Использую материалы, аналогичные материалам ОГЭ и ЕГЭ, составленные в соответствии с Программой общеобразовательных учреждений по русскому языку и учитывающие возрастные особенности учащихся. Использование КИМов позволяет начать системную подготовку к ОГЭ и ЕГЭ уже с 5 класса.

        На уроках в 5-11классах использую технологию развития критического мышления через чтение и письмо (приёмы "Инсёт-1", "Инсёт-2",  "Кластер",  "Сбор ассоциаций", "Фишбоун" и др. ) проблемное обучение,  модульную технологию,  кейсовую технологию при обучении написанию сочинений, применяю технологию интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей, т.е. оформление учебного материала в виде опорных схем-конспектов, поблочная компоновка материала (например, правописание Н-НН; не с разными частями речи; стили речи и т.д.),  технологию сотрудничества (обмен мнениями, примерами,  составление комментариев к сочинениям,  корректировка сочинений  и др.).

Из своего опыта я могу выделить следующие направления работы предметной подготовки учащихся к ОГЭ и ЕГЭ:

- психологический настрой  учащихся;

- организация информационной работы по подготовке к ОГЭ и ЕГЭ;

- создание методической базы и банка тестовых заданий; 

- ресурсы ИКТ  (цифровые  образовательные  ресурсы,  а  также  Интернет - ресурсы);

- работа   с   текстом;  

- дополнительные занятия в системе подготовки к ОГЭ и ЕГЭ;

- диагностика уровня подготовки учащихся; 

- индивидуальные  папки учащихся 9-11-ых классов.

Мы, учителя – практики, понимаем, что проблема формирования у детей орфографической грамотности – одна из главных в методике преподавания русского языка в школе. 

Каждому известно, что для этого необходимо развивать, закреплять орфографическую память, зоркость и слух. Но как добиться того, чтобы учащийся мог не только видеть ошибки и работать над ними, но до письма смог различить в потоке речи отдельные орфограммы и быстро выбрать правильное написание. Ведь нам хорошо знакома ситуация, когда заучивание учащимися орфографических правил не обеспечивает эффективности их применения на практике. Поэтому и усиливается поиск действенных методов повышения грамотности учащихся.


Психологический настрой учащихся

«Экзамены грядут, и протестует душа….»
В каждой семье, где есть школьник-выпускник, начинаются переживания. Слово «экзамен» переводится с латинского как «испытание». И действительно для многих это очень серьезное испытание».

ОГЭ и ЕГЭ являются не только проверкой знаний, но и своеобразным испытанием социальной и психологической готовности школьников к постоянно меняющимся условиям современной жизни. В этой связи психологическая устойчивость выпускников является одной из основных характеристик, способствующих успешной аттестации. Считаю очень важным условием успешной подготовки к экзамену, а затем и сдачи его, наличие положительного контакта учитель-ученик, отсутствие нервозности, создание благоприятной атмосферы. Я стараюсь внушить детям уверенность в том, что им по силам успешно сдать экзамен. «Начните действовать с того, что необходимо, затем сделайте то, что возможно, и неожиданно вы сможете сделать невозможное». Эти слова я как учитель, много лет готовящий выпускников к аттестации в разной форме, считаю призывом действовать, учитывая многие аспекты: уровень подготовленности класса, мотивацию учащихся, информированность родителей.

В подготовке детей к экзаменам огромную роль играют родители. Семейная атмосфера выпускника является главным фактором успешной адаптации к подготовке и сдаче экзамена. В этой ситуации родителям, прежде всего, должно быть присуще умение владеть собой, быть ответственными, сильными, активными и в то же время тонкими и чуткими, понимать эмоциональное состояние своего ребенка, помочь ему освободиться от негативных эмоций. Родители должны помочь выпускнику в развитии позитивного представления о себе путем внимательного отношения и поощрения его деятельности, создавая благоприятную атмосферу доброжелательности.

Недостаток положительного стимулирования и преобладания отрицательной оценки со стороны родителей в процессе подготовки выпускника к экзамену вызывает чувство внутренней незащищенности, неуверенности в себе, тревожности и страха перед предстоящими испытаниями.

В ходе беседы с родителями даю им рекомендации и памятки по подготовке учащихся к ГИА, а именно способы психологически настроиться на успешную сдачу экзаменов.

Памятка родителям выпускника.

Подбадривайте детей, хвалите их за то, что они делают хорошо. Повышайте их уверенность в себе, так как чем больше ребенок боится неудачи, тем более вероятность допущения ошибок.

  • Не повышайте тревожность ребенка накануне экзаменов — это может отрицательно сказаться на результате экзамена. Ребенку всегда передается волнение родителей, и если взрослые в ответственный момент могут справиться со своими эмоциями, то ребенок, в силу возрастных особенностей может эмоционально «сорваться».

  • Наблюдайте за самочувствием ребенка. Никто, кроме Вас, не сможет вовремя заметить и предотвратить ухудшение состояние ребенка, связанное с переутомлением, стрессом. Первый шаг на пути избавления вашего ребенка от стресса состоит в том, чтобы научиться распознавать определенные признаки, сообщающие о том, что он испытывает стресс.

  • Контролируйте режим подготовки ребенка, не допускайте перегрузок, объясните ему, что он обязательно должен чередовать занятия с отдыхом. Оптимальный режим занятий — 40 минут, 10 минут перерыв. В перерыве лучше заняться не умственной, а физической деятельностью: помыть посуду, громко спеть свою любимую песню, потанцевать, слепить из газеты свое настроение, порисовать. В зависимости от того, кто Ваш ребенок — «жаворонок» или «сова», пусть занимается преимущественно утром или вечером. Днем можно (и нужно) заниматься и «совам», и «жаворонкам».


Сама же я советую детям во время экзамена обратить внимание на следующее:

  • пробежать глазами весь тест, чтобы увидеть, какого типа задания в нем содержатся, это поможет настроиться на работу;

  • внимательно прочитать вопрос до конца и понять его смысл (характерная ошибка во время тестирования — не дочитав до конца, по первым словам учащиеся уже предполагают ответ и торопятся его вписать);

  • если не знаешь ответа на вопрос или не уверен, пропусти его и отметь, чтобы потом к нему вернуться;

  • если не смог в течение отведенного времени ответить на вопрос, есть смысл положиться на свою интуицию и указать наиболее вероятный вариант ответа.


Организация информационной работы по подготовке к ОГЭ и ЕГЭ


Важным условием формирования психологической устойчивости обучающихся является организация информационной работы по подготовке к ГИА.

В течение учебного года с девятиклассниками и одиннадцатиклассниками и их родителями проводится изучение нормативно - правовых документов по итоговой аттестации.

В ходе подготовки к ГИА необходима тесная связь с родителями. Подготавливая обучающихся к экзаменам, неоднократно проводим родительские собрания, в том числе и совместно с учащимися, с приглашением администрации, учителей-предметников. На этих собраниях информируем родителей о структуре и содержании контрольно-измерительных материалов, о процедуре проведения экзамена, о критериях оценивания, о ходе подготовки и уровне готовности каждого выпускника. Также для родителей проводится анализ пробного ОГЭ, ЕГЭ. Родители должны быть в курсе состояния уровня подготовки их детей к итоговой аттестации.

Целесообразно знакомить выпускников с критериями оценивания ГИА. Знание данных критериев позволяет избежать ошибок в построении текста изложения и сочинения, выделении микротем, помогает ученику объективно оценивать собственную работу.

В процессе подготовки предлагаю учащимся проанализировать готовые варианты экзаменационных работ. В ходе такой работы возникает понимание того, как правильно писать, на что нужно обратить внимание. И уже при написании собственной работы ученик ориентируется на те требования, которые к нему предъявляются. Данный аналитический подход будет полезен как ученику, так и учителю.


Создание методической базы и банка тестовых заданий

В начале учебного года по мере выхода издания текущего года приобретаем силами родителей учебно-методические пособия ФИПИ и пособия, авторами которых являются разработчики контрольно-измерительных материалов. Учебные пособия содержат варианты экзаменационных работ для подготовки к итоговой аттестации по русскому языку в новой форме в 9 - 11 классах, утверждённых ФИПИ и Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки РФ. Пособия позволяют эффективно организовать как фронтальную работу в классе, так и самостоятельную - дома, осуществлять дифференцированный и индивидуальный подходы. Чаще всего в своей работе я использую методические пособия под редакцией И.В. Цыбулько, Г.Т. Егораевой,   Н.А., Сениной.

Накоплен банк тестовых заданий. В своей работе я применяю различные виды тестов: с выбором ответа и без выбора ответа, с развёрнутым ответом, на соответствие, на заполнение пропусков, на установление истинности или ложности, на понимание текста. Это позволяет школьникам быстро ориентироваться на выпускных экзаменах.


Цифровые образовательные ресурсы

В своей работе активно использую ИКТ технологии (цифровые образовательные ресурсы, а также Интернет-ресурсы), которые очень эффективно  помогают в подготовке  к экзамену моим ученикам. Применяю специально разработанные интерактивные тренажеры. Они позволяют осуществлять контроль выполнения задания без вмешательства преподавателя.

Применение новых информационных технологий позволяет разнообразить и комбинировать средства педагогического воздействия на учащихся, усилить мотивацию обучения и улучшить усвоение нового материала, дает возможность качественно изменить самоконтроль и контроль над результатами обучения.

Не имея технической возможности проводить в рамках урока тренировочные и диагностические работы в режиме on-line, предлагаю старшеклассникам выполнить их в домашних условиях. Опыт показывает, что наиболее заинтересованные в результатах итоговой аттестации учащиеся активно выполняют работы в режиме on-line и обращаются за консультацией по поводу трудностей или ошибок.

Я рекомендую учащимся и их родителям прежде всего официальные сайты ГИА-9, ФИПИ, «По уши в ГИА(ОГЭ) и ЕГЭ».

Не первый год работаю с такими площадками, как «ЯКласс», «Экзамер».

«ЯКласс» — образовательный онлайн-ресурс, начавший работу в 2013 году. Технология сайта позволяет проводить электронные тестирования и генерировать задания, уникальные для каждого ученика.

«Экзамер» – уникальный сервис, позволяющий осуществить качественную самостоятельную подготовку для сдачи Единого государственного экзамена. Рабочие программы сервиса ежегодно актуализируются под все нововведения, что позволят подготовиться именно к тем типам заданий, которые будут представлены на ЕГЭ в текущем учебном году. Платформа автоматическим создает для каждого пользователя индивидуальный план подготовки, необходимо только указать, какое количество баллов по определенному предмету необходимо, и программа по составленному плану будет «натаскивать» ученика на достижение этого показателя. При выполнении заданий сервис указывает на допущенные ошибки и конкретизирует те области знаний, где необходимо получить более глубокие познания. Теоретический материал в совокупности с массой практических заданий позволяет подготовиться для эффективной сдачи ЕГЭ абсолютно каждому.

При подготовке к сочинению рекомендую учащимся сайт «Могу писать». «Могу писать» - это не просто сайт по русскому языку, а целая интерактивная среда обучения, окунувшись в которую, любой сможет стать более грамотным, чем был до этого. Для повышения грамотности письма и речи здесь есть различные сервисы, как платные, так и бесплатные. Например, один из бесплатных сервисов – онлайн-тренажёр для запоминания слов с трудным правописанием.

Предложенная система позволяет каждому учащемуся выполнять задания в необходимом для него количестве и в доступном для него темпе.


Работа с текстом.

Первым заданием ОГЭ по русскому языку является написание сжатого изложения. Обучение написанию сжатого изложения начинаю с 5 класса. Сначала учимся выделять в тексте микротемы. Второй этап – отработка навыков сокращения текста тремя способами. Работаем с каждым абзацем. Ребята предлагают свой вариант сокращения, выбираем, обосновывая, самый оптимальный вариант. Подсчитываем количество слов. Такие уроки провожу с 5 по 9 классы. С 8 класса начинаем более детально работать над изложением с использованием аудизаписи. К концу 8 класса сильные ребята уже хорошо выполняют данный вид работы. В 9 классе отрабатываем это умение.

Более сложной задачей, чем обучение работе с тестом, является формирование комплекса умений на основе работы с готовым текстом и создание собственного текста. Этому способствует использование метода межпредметной интеграции. На уроках литературы предлагаю такие формы деятельности, как конспектирование, реферирование, составление планов и отзывов. Результаты показывают, что учащиеся, систематически выполняющие данные виды работ, успешнее овладевают речевыми навыками.

Кроме того, при работе с художественным текстом на уроке литературы предлагаю уже с 5 класса задания по формулировке темы и проблемы текста, авторской позиции, подбору аргументов к той или иной проблеме. Уже с 7-8 класса собираем базу аргументов по разным проблемам.

Особую тревогу у учащихся вызывает написание сочинения. Работу над сочинением  начинаю с ознакомления с критериями оценивания, затем обучаю правилам построения текста сочинения.
      Считаю необходимым внушить ученикам, что стройная композиция – это уже большой процент успеха. Для учеников готовлю памятки в помощь, где пошагово, с примерами рассказываю, как создавать сочинение на основе текста, даю под запись языковые, речевые стандарты,  используемые при рецензировании.                   
      А потом начинается работа – трудная, кропотливая. Учимся вчитываться в текст, определять тему, проблемы, писать комментарии к проблеме, формулировать позицию автора, свою позицию, аргументировать мнение, подводить итог. 
     Предлагаю в помощь учащимся тексты-образцы. На уроке, в то время, когда ребята самостоятельно пишут сочинение по предложенному тексту, я тоже выполняла аналогичную работу, а затем после того, как ребята зачитывали работы, предлагала свой вариант. Считаю, что такая работа дает положительный результат. Большим подспорьем является практическая работа по проверке и оцениванию учащимися чужих сочинений-рассуждений. Каждый ребенок, имея перед собой критерии оценивания сочинения, проверяет и выставляет баллы за работу другого ученика.
     Для работы с текстами привлекаются материалы Интернет, проводится анализ сочинений с точки зрения структуры, умения осветить проблему, изложить позицию автора, показать свое отношение к освещаемой проблеме.  И результат не заставил себя ждать: несмотря на повышенный уровень сложности задания, все одиннадцатиклассники  научились писать сочинение.
     Следующий этап - репетиционный - пробный школьный экзамен в формате ОГЭ и ЕГЭ, проводимый в строгом соответствии с требованиями, предъявляемыми к проведению экзамена. И последний этап – аналитический. На данном этапе происходит анализ результатов ЕГЭ, выявление недочетов.
По результатам экзамена я индивидуально работала с каждым учеником: объясняла по баллам, почему получил столько по каждому критерию, и как надо было написать, выполняли работу над ошибками. Считаю эту работу очень важной для конечного результата.



Дополнительные занятия в системе подготовки к ГИА.

Важным элементом подготовки к ОГЭ и ЕГЭ является обучение заполнению бланков. Учащиеся даже к концу учебного года допускают ошибки при их заполнении, кто от волнения, кто по невнимательности. Поэтому работа в этом направлении ведётся с отдельными учащимися на индивидуально-групповых занятиях.


Диагностика уровня подготовки учащихся


Немаловажным моментом является создание реальных условий проведения ОГЭ и ЕГЭ. Совместно с администрацией в школе проводятся пробные экзамены. Опыт свидетельствует, что такая организация деятельности позволяет выпускникам регулировать темп своей работы над тестом, снижает уровень тревожности перед итоговой аттестацией, вселяет веру в свои силы, позволяет адаптироваться в условиях ОГЭ или ЕГЭ.

Большое внимание уделяю диагностическим работам, которые соотнесены по формату и содержанию с контрольно-измерительными материалами ОГЭ и ЕГЭ. На первых уроках провожу диагностическую работу, составленную по принципу ОГЭ и ЕГЭ. Данная контрольная работа позволяет учащимся увидеть пробелы в своих знаниях, уровень своих возможностей, спланировать самостоятельную работу; мне же, как учителю, выявить не только уровень базовых знаний, но и то, какие вопросы и задания вызывают затруднения, требуют более глубокого повторения. К тому же данная диагностическая работа помогает мне при планировании индивидуальной, групповой и коллективной работы на дополнительных занятиях и при планировании непосредственно уроков русского языка.

В  11 классе провожу 2 пробные экзаменационные работы в форме и по материалам ЕГЭ.  В конце 10 класса  обучающиеся  проходят промежуточную аттестацию  также  в форме и по материалам ЕГЭ (с сочинением).  Только перевод баллов в отметку несколько изменён.

Даётся полный анализ работ с выстраиванием рейтинга учащихся, определением процента  ошибок  в разных заданиях,  типа ошибок как в целом по классу, так и по каждому ученику в сравнении с результатами предыдущей работы.  Данные размещаются в классном уголке, выхожу на родительские собрания, комментирую результаты. Обязательно проводим работу над ошибками как в рамках урока, так и во внеурочное время (групповые и индивидуальные консультации по определенному графику). Это помогает выявить пробелы в знаниях учащихся и скорректировать дальнейшую работу, так как посредством индивидуальных консультаций ученику легче выявить причину своей ошибки. Особое внимание уделяю перспективным ученикам, которые могут сдать ОГЭ и ЕГЭ на высокий балл. Для них провожу в системе индивидуальные консультации,  в том числе с использованием Интернет (электронная почта, скайп).

          Таким образом, система составления заданий, отслеживание результатов их выполнения, использование обратной связи для коррекции позволяет мне вывести учащихся на более высокий уровень овладения предметным содержанием и способами деятельности, проектировать индивидуальные образовательные траектории. И, конечно, создаёт условия для успешной сдачи  ОГЭ и ЕГЭ.

Индивидуальные папки учащихся

В 9, 10 и 11 классах мои ученики ведут папки для подготовки к ГИА. В них постепенно накапливается весь материал, необходимый для успешной сдачи ЕГЭ и ОГЭ. Материал структурирован в соответствии с заданиями. Важно, чтобы учитель контролировал систематическое использование данных папок учащимися.

Итак, основные этапы моей работы по подготовке к ОГЭ и ЕГЭ:

- обобщение, систематизация учебного материала; углубление полученных ранее знаний;

- отработка практического материала при помощи тестовой методики (диагностирующие, обучающие, контролирующие тесты);

- формирование умения выполнять задание 26 (сочинение), как наиболее сложную для большинства учащихся;

- постоянный мониторинг обученности русскому языку.

Системный подход при подготовке обязательно принесёт свои результаты. Но при этом нужно помнить, что результатов можно добиться только в тесном сотрудничестве учитель – ученик при поддержке и содействии родителей.

Считаю очень важным, чтобы дети усвоили одну простую истину: подготовка к ОГЭ и ЕГЭ – это тяжелый труд, результат будет прямо пропорционален времени, потраченному на активную подготовку к экзамену. Истина эта кажется банальной. Но для успешной подготовки к ОГЭ и ЕГЭ учащиеся должны очень хорошо понять всю сложность и важность подготовки к этому экзамену. 
      Мне удалось остановиться  на основных моментах своей работы, а результаты говорят, что она эффективна. В прошлом году мои выпускники сдала ЕГЭ с максимальным баллом – 94, а средний балл составил 70. На мой взгляд, составляющие успеха моих учеников – это,  прежде всего, целеустремленность, упорный труд и вера в себя, в свои силы.  Хочется верить в то, что выпускники на экзамене улучшат свой результат и оправдают наши надежды.      Дорогие коллеги,  я искренне желаю вам оптимизма, неиссякаемой энергии, уважения и поддержки коллег,  успешного воплощения самых смелых творческих замыслов.



           

         

             



Сохранить у себя:
«Система работы учителя русского языка по подготовке к ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку»

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки