
Система работы учителя
по подготовке учащихся к ГИА по Информатике
Ржевский Дмитрий Владимирович,
учитель информатики и ИКТ МОУ сош №3 г. Зеленокумска

Основные направления работы
- Изучение нормативной документации. Анализ документов, определяющих структуру и содержание контрольных измерительных материалов ГИА
- Анализ результатов ГИА по информатике и ИКТ прошлого года ( с целью выявления проблемных заданий и характерных ошибок)
- Планирование работы по подготовке учащихся к ГИА
- Разработка эффективных методов и приемов подготовки учащихся к сдаче ГИА
- Организация системы бланкового и онлайн-тестирования по информатике и ИКТ
- Индивидуальная работа с учащимися, сдающими экзамен по информатике и ИКТ
- Организация дистанционной поддержки учащихся

Используемые ресурсы
- Открытый банк заданий ЕГЭ по информатике и ИКТ ФИПИ
- http:// kpolyakov.spb.ru сайт Полякова К.Ю.
- Сайт Решу ЕГЭ и ОГЭ
- Материалы прошлых лет
Тестирующая система MyTestPro


Обобщенный план работы
- Входное тестирование – сентябрь.
- После прохождения темы – промежуточное тестирование (весь период)
- После прохождения нескольких тем – тестирование по этим темам и темам, что были пройдены раньше (повторение, весь период)
- Диагностические работы (минимум 4 раза за весь период)
- Постоянное самостоятельное выполнение тестов (онлайн-тестирования)
Обобщенный план варианта КИМ по информатике и ИКТ для выпускников 9 классов
№
Тема
Часть 1.
Уровень сложности
1
Количественные параметры Информационных объектов
2
Б
Значение логического выражения
3
Б
Формальные описания реальных объектов и процессов
4
5
Б
Файловая система организации данных
Формульная зависимость в графическом виде
Б
6
П
Алгоритм для конкретного исполнителя
7
П
Кодирование и декодирование информации
8
Линейный алгоритм, записанный на алгоритмическом языке
Б
9
10
Б
Простейший циклический алгоритм
11
Циклический алгоритм обработки массива
Б
12
П
Анализ информации, представленной в виде схем
Б
Осуществление поиска в готовой базе данных
13
Б
Дискретная форма представления информации
14
Б
Простой линейный алгоритм
15
16
П
Скорость передачи информации
17
Алгоритм обрабатывающий цепочки символов или списки
П
Информационно-коммуникационные технологии
18
П
Часть 2
Б
Осуществление поиска информации в Интернете
19
П
Обработка большого массива данных
20(а)
В
Короткий алгоритм в среде формального исполнителя
20(б)
В
Короткий алгоритм на языке программирования
В

Задание №1 (базовый уровень)
Количественные параметры информационных объектов
Реферат, набранный на компьютере, содержит 24 страницы, на каждой странице 72 строки, в каждой строке 48 символов. Для кодирования символов используется кодировка КОИ-8, при которой каждый символ кодируется одним байтом. Определите информационный объём реферата.
1) 18 байт 2) 81 байт 3) 18 Кбайт 4) 81 Кбайт
Дано:
Дано:
N=24*72*48 символов
N=24*72*48 символов
Решение:
Решение:
I-?
I-?
=8*3*8*9*16*3 символов
=8*3*8*9*16*3 символов
K= 8 бит
K= 8 бит
Ответ: 4

Задание №2 (базовый уровень)
Значение логического выражения
Введем понятия математической логики и будет обозначать
не - это отрицание (черта сверху),
и - логическое умножение ( * ),
или - логическое сложение ( + ),
высказывание истинно - ничего не меняем,
высказывание ложно - делаем отрицание ко всему выражению .
Знак при отрицании меняется на противоположный (включая =)
Законы Моргана
1. Для какого из приведённых значений числа X истинно высказывание:
(X НЕ (X
1) 4 2) 5 3) 6 4) 7
Ответ: 3).
2. Для какого из приведённых значений числа X ложно высказывание:
НЕ (X ИЛИ (X
1) 7 2) 6 3) 5 4) 4
Ответ: 3).

Задание №3 (базовый уровень)
Формальные описания реальных объектов и процессов
Между населёнными пунктами A, B, C, D построены дороги, протяжённость которых (в километрах) приведена в таблице.
Определите длину кратчайшего пути между пунктами A и D (при условии, что передвигаться можно только по построенным дорогам).
1) 7 2) 8 3) 9 4) 11
А
8
3
С
В
3
4
3
E
D
F
2
1
11
3
F
D
D
3
9
8
D
Ответ: 2
12

Задание №4 (базовый уровень)
Файловая система организации данных
В некотором каталоге хранился файл Ландыш.dос . В этом каталоге создали подкаталог Май и файл Ландыш.dос переместили в созданный подкаталог. Полное имя файла стало
D:\2013\Весна\Май\Ландыш.dос
Укажите полное имя этого файла до перемещения.
1) D:\2013\Май\Ландыш.doc
2) D:\2013\Весна\Май\Ландыш.doc
3) D:\2013\Весна\Ландыш.doc
4) D:\2013\Ландыш.doc
Полное имя файла до перемещения было D:\2013\Весна\Ландыш.doc
Правильный ответ указан под номером 3.

Задание №5 (повышенный уровень)
Формульная зависимость в графическом виде
Дан фрагмент электронной таблицы:
Какая из формул, приведённых ниже, может быть записана в ячейке D2, чтобы построенная после выполнения вычислений диаграмма по значениям диапазона ячеек A2:D2 соответствовала рисунку?
1) =А1-1
2) =С1+В1
3) =С1+1
4) =С1/3
A
1
B
2
2
=D1/B1
C
4
=D1-B1
6
D
=А1+2
8
1
A
2
2
B
C
4
2
D
6
4
4
8
2
Ответ: 4

Задание №6 (базовый уровень)
Алгоритм для конкретного исполнителя

Задание №7 (базовый уровень)
Кодирование и декодирование информации
От разведчика была получена следующая шифрованная радиограмма, переданная с использованием азбуки Морзе
• – – • • • – • • – – • • – • – –
При передаче радиограммы было потеряно разбиение на буквы, но известно, что в радиограмме использовались только следующие буквы:
Определите текст радиограммы. В ответе укажите, сколько букв было в исходной радиограмме.
А
• –
Д
Л
– • •
Т
• – • •
–
Ж
• • • –
Ж
А
T
• – – • • • – • • – – • • – • – –
А
Д
Л
T
Д
T
А
T
Ответ: 8

Задание №8 (базовый уровень)
Линейный алгоритм, записанный на алгоритмическом языке
В программе «:=» обозначает оператор присваивания, знаки «+», «-», «*» и «/» — соответственно операции сложения, вычитания, умножения и деления. Правила выполнения операций и порядок действий соответствуют правилам арифметики. Определите значение переменной b после выполнения алгоритма:
а := 7
b := 4
а := 2*а + 3*b
b := a/2*b
В ответе укажите одно целое число — значение переменной b.
а = 7
b = 4
а = 2*7 + 3*4=14+12=26
b := 26/2*4=13*4=52

Задание №9 (базовый уровень)
Простейший циклический алгоритм
Определите, что будет напечатано в результате работы следующей программы.
Паскаль
Var s, k: integer;
Begin
s := 2;
for k := 1 to 5 do
s := s*2;
write (s);
End.
K=1; S=2*2=4;
K=2; S=4*2=8;
K=3; S=8*2=16;
K=4; S=16*2=32;
K=5; S=32*2=64;
Ответ: 64
![Задание №10 (повышенный уровень) Циклический алгоритм обработки массива В таблице Dat хранятся данные измерений среднесуточной температуры за 10 дней в градусах (Dat[1] — данные за первый день, Dat[2] — за второй и т. д.). Определите, какое число будет напечатано в результате работы следующей программы. Var k, m: integer; Dat: array[1...10] of integer; Begin Dat[1]:= 2; Dat[2]:= 5; Dat[3]:= 7; Dat[4]:= 5; Dat[5]:= 4; Dat[6]:= 2; Dat[7]:= 0; Dat[8]:= 3; Dat[9]:= 4; Dat[10]:= 5; m := 10; for k :=1 to 10 do if Dat [ k] begin m := Dat[k] end; writeln(m); End.](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2019/05/06/i_5cd00f09cca4c/img_phpDJWp7m_15.jpg)
Задание №10 (повышенный уровень)
Циклический алгоритм обработки массива
В таблице Dat хранятся данные измерений среднесуточной температуры за 10 дней в градусах (Dat[1] — данные за первый день, Dat[2] — за второй и т. д.). Определите, какое число будет напечатано в результате работы следующей программы.
Var k, m: integer;
Dat: array[1...10] of integer;
Begin
Dat[1]:= 2; Dat[2]:= 5;
Dat[3]:= 7; Dat[4]:= 5;
Dat[5]:= 4; Dat[6]:= 2;
Dat[7]:= 0; Dat[8]:= 3;
Dat[9]:= 4; Dat[10]:= 5;
m := 10;
for k :=1 to 10 do
if Dat [ k]
begin
m := Dat[k]
end;
writeln(m);
End.

Задание №11 (базовый уровень)
Анализ информации, представленной в виде схем
На рисунке — схема дорог, связывающих города A, B, C, D, E, F, G. По каждой дороге можно двигаться только в одном направлении, указанном стрелкой. Сколько существует различных путей из города А в город G?
1
3
0
2
11
3
8

Задание №12 (базовый уровень)
Анализ информации, представленной в виде схем
Ниже в табличной форме представлен фрагмент базы данных «Отправление поездов дальнего следования»
Пункт назначения
Категория поезда
Адлер
фирменный
Время в пути
Адлер
Адлер
Вокзал
29:46
скорый +
фирменный
Казанский
Адлер
38:35
Если ИЛИ
Курский
Если И
25:30
скорый +
Алма-Ата
Казанский
скорый +
Амстердам
39:13
+
Курский
102:22
Анапа
скорый +
пассажирский
Павелецкий
Архангельск
36:40
+
Белорусский
Архангельск
35:37
скорый +
+
Белорусский
пассажирский
20:46
+
Архангельск
скорый +
Ярославский +
46:30
Астана
скорый +
Ярославский +
21:25
Астрахань
+
+
скорый +
Белорусский
58:00
+
Казанский
+
27:56
+
Павелецкий
+
Сколько записей в данном фрагменте удовлетворяют условию
(Категория поезда = «скорый») ИЛИ (Вокзал = «Ярославский» )?
В ответе укажите одно число — искомое количество
Ответ 9 (или); 1 (И).

Задание №13 (базовый уровень)
Дискретная форма представления информации
1. Переведите число 97 из десятичной системы счисления в двоичную систему счисления. Сколько единиц содержит полученное число? В ответе укажите одно число — количество
97/2=48 – 1
48/2=24 – 0
24/2=12 – 0
12/2=6 – 0
6/2=3 – 0
3/2=1 – 1
Ответ: 3
2. Переведите число 1101011 из двоичной системы счисления в десятичную систему счисления. В ответе напишите полученное число.
1101011 2 = 1 · 2 6 + 1 · 2 5 + 1 · 2 3 + 1 · 2 1 + 1 · 2 0 =
64 + 32 + 8 + 2 + 1 = 107.

Задание №14 (базовый уровень)
Простой линейный алгоритм
У исполнителя Умножатель две команды, которым присвоены номера:
1. умножь на 2
2. прибавь 3
Первая из них умножает число на 2, вторая — прибавляет к числу 3. Составьте алгоритм получения из числа 4 числа 62 , содержащий не более 5 команд. В ответе запишите только номера команд.
Если таких алгоритмов более одного, то запишите любой из них.
*2
+3
*2
64
4
*2
+3
8
32
*2
7
+3
16
35
10
+3
*2
*2
11
38
19
+3
+3
14
+3
+3
15
*2
32
14
*2
28
+3
28
+3
+3
17
31
31
*2
*2
Ответ: 21121
62
62

Задание №15 (базовый уровень)
Скорость передачи информации
Файл размером 64 Кбайт передаётся через некоторое соединение со скоростью 1024 бит в секунду. Определите размер файла (в Кбайт), который можно передать за то же время через другое соединение со скоростью 256 бит в секунду. В ответе укажите одно число — размер файла в Кбайт. Единицы измерения писать не нужно.
Дано:
Дано:
=64 Кбайт
Решение:
Решение:
=
=1024 бит/с
=? Кбайт
=256 бит/с
Ответ: 16
Задание №16 (повышенный уровень)
Алгоритм обрабатывающий цепочки символов или списки
Некоторый алгоритм из одной цепочки символов получает новую цепочку следующим образом. Сначала длина исходной цепочки символов; если она нечётна , то удаляется средний символ цепочки, а если чётна, то в конец цепочки добавляется символ У. В полученной цепочке символов каждая буква заменяется буквой, следующей за ней в русском алфавите (А — на Б, Б — на В и т. д., а Я — на А). Получившаяся таким образом цепочка является результатом работы алгоритма.
Дана цепочка символов ТОН . Какая цепочка символов получится, если к данной цепочке применить описанный алгоритм дважды (т. е. применить алгоритм к данной цепочке, а затем к результату вновь применить алгоритм)?
Русский алфавит: АБВГДЕЁЖЗИЙКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЪЫЬЭЮЯ.
- Если x-нечетна, то удаляем средний символ, иначе добавляем в конец У.
- Заменить буквы на следующую за ней.
- Повторить 2 раза.
ТОН(3) – нечетна - ТН - УО(2) - четна - УОУ - ФПФ

Задание №17 (повышенный уровень)
Информационно-коммуникационные технологии
Доступ к файлу spis.htm , находящемуся на сервере sch.net , осуществляется по протоколу ftp . Фрагменты адреса файла закодированы буквами от А до Ж. Запишите последовательность этих букв, кодирующую адрес указанного файла в сети Интернет.
A) ://
Б) spis
B) .net
Г) .htm
Д) ftp
Е) sch
Ж)/
Протокол://Сервер/файл
На месте преступления были обнаружены четыре обрывка бумаги. Следствие установило, что на них записаны фрагменты одного IP-адреса. Криминалисты обозначили эти фрагменты буквами А, Б, В и Г:
Восстановите IP-адрес. В ответе укажите последовательность букв, обозначающих фрагменты, в порядке, соответствующем IP-адресу.
2.12
22
А
.30
Б
5.121
В
Г
БАГВ

Задание №18 (повышенный уровень)
Поиск информации в Интернете
Там где больше всего | (или) будет больше всего найдено страниц.
Определяем порядок в порядке возрастания (от малого к большому)
Следовательно ВАБГ

Оформление «Бланка ответов №2»
Инструкция для участников практической части ОГЭ по
информатике и ИКТ
Задание 19
В электронную таблицу занесли данные о калорийности продуктов. Ниже приведены первые пять строк таблицы:
В столбце А записан продукт; в столбце В — содержание в нём жиров; в столбце С — содержание белков; в столбце D — содержание углеводов и в столбце Е — калорийность этого продукта.
Выполните задание.
Откройте файл с данной электронной таблицей (расположение файла Вам сообщат организаторы экзамена). На основании данных, содержащихся в этой таблице, ответьте на два вопроса.
1. Сколько продуктов в таблице содержат меньше 50 г углеводов и меньше 50 г белков? Запишите число этих продуктов в ячейку H2 таблицы.
2. Какова средняя калорийность продуктов с содержанием жиров менее 1 г? Ответ на этот вопрос запишите в ячейку HЗ таблицы с точностью не менее двух знаков после запятой.
1
A
Продукт
B
2
Жиры, г
C
3
Арахис
D
Арахис жареный
45,2
Белки, г
4
Углеводы, г
E
52
26,3
Горох отварной
5
Калорийность, Ккал
26
9,9
Горошек зелёный
0,8
552
13,4
10,5
0,2
626
5
20,4
8,3
130
55
Варианты формулировки задания 20.2
Напишите программу, которая в последовательности натуральных чисел определяет количество чисел, кратных 4. Программа получает на вход натуральные числа, количество введённых чисел неизвестно, последовательность чисел заканчивается числом 0 (0 – признак окончания ввода, не входит в последовательность). Количество чисел не превышает 1000. Введённые числа не превышают 30000. Программа должна вывести одно число – количество чисел, кратных 4.
Напишите программу, которая в последовательности натуральных чисел определяет количество чисел, кратных 4. Программа получает на вход количество чисел в последовательности, а затем сами числа. В последовательности всегда имеется число, кратное 4. Количество чисел не превышает 1000. Введённые числа не превышают 30000. Программа должна вывести одно число – количество чисел, кратных 4.
Напишите программу, которая в последовательности натуральных чисел определяет количество чисел, кратных 4. Программа получает на вход натуральные числа, количество введённых чисел неизвестно, последовательность чисел заканчивается числом 0 (0 – признак окончания ввода, не входит в последовательность). Количество чисел не превышает 1000. Введённые числа не превышают 30000. Программа должна вывести одно число – количество чисел, кратных 4.
Напишите программу, которая в последовательности натуральных чисел определяет количество чисел, кратных 4. Программа получает на вход количество чисел в последовательности, а затем сами числа. В последовательности всегда имеется число, кратное 4. Количество чисел не превышает 1000. Введённые числа не превышают 30000. Программа должна вывести одно число – количество чисел, кратных 4.
Вводим числа в цикле.
Выбор цикла осуществляем в зависимости от условия задачи
Цикл while…
Цикл for …

Типы заданий
- Нахождение количества чисел
- Нахождение суммы (произведения) чисел
- Нахождение среднего арифметического чисел
- Нахождение максимального числа
- Нахождение минимального числа
1. Нахождение количества чисел
- Вводим числа в цикле. Выбор цикла осуществляем в зависимости от условия задачи:
- Цикл for : … Программа получает на вход количество чисел в последовательности, а затем сами числа… Цикл while : …Программа получает на вход натуральные числа, количество введённых чисел неизвестно , последовательность чисел заканчивается числом 0 (0 – признак окончания ввода , не входит в последовательность)…
- Цикл for : … Программа получает на вход количество чисел в последовательности, а затем сами числа…
- Цикл while : …Программа получает на вход натуральные числа, количество введённых чисел неизвестно , последовательность чисел заканчивается числом 0 (0 – признак окончания ввода , не входит в последовательность)…
- При решении задач на нахождение количества чисел используем счетчик . Чаще всего записываем его в виде: k:=k+1.
- Проверку выполнения условия осуществляем сразу после ввода числа с использованием оператора условного перехода if … then… else Кратность какому-либо числу (например, 4) a mod 4 = 0 Четные числа a mod 2 = 0 Нечетные числа a mod 2 0 Оканчивающихся на какую-либо цифру (например, 4)
- Кратность какому-либо числу (например, 4) a mod 4 = 0
- Четные числа a mod 2 = 0
- Нечетные числа a mod 2 0
- Оканчивающихся на какую-либо цифру (например, 4)
a mod 10 = 4
- Вторая цифра справа такая-то (например, 4)
- Вторая цифра справа такая-то (например, 4)
a div 100 mod 10 = 4
- Однозначные натуральные числа (a =0) and (a Двузначные натуральные числа (a 9) and (a Трехзначные натуральные числа (a 99) and (a
- Однозначные натуральные числа (a =0) and (a
- Двузначные натуральные числа (a 9) and (a
- Трехзначные натуральные числа (a 99) and (a
Напишите программу, которая в последовательности натуральных чисел определяет количество чисел, кратных 4. Программа получает на вход количество чисел в последовательности, а затем сами числа. В последовательности всегда имеется число, кратное 4. Количество чисел не превышает 1000. Введённые числа не превышают 30000. Программа должна вывести одно число – количество чисел , кратных 4.
Program z20_2;
var n,i,a,k: integer;
begin
write ('Введите количество чисел');
readln(n);
k := 0;
for i := 1 to n do
begin
write ('Введите число ');
readln(a);
if a mod 4 = 0 then k := k + 1;
end ;
writeln ('Количество чисел, кратных 4 – ', k);
end .
1. Нахождение количества чисел
- Вводим числа в цикле. Выбор цикла осуществляем в зависимости от условия задачи:
- Цикл for : … Программа получает на вход количество чисел в последовательности, а затем сами числа… Цикл while : … Программа получает на вход натуральные числа, количество введённых чисел неизвестно , последовательность чисел заканчивается числом 0 (0 – признак окончания ввода , не входит в последовательность)…
- Цикл for : … Программа получает на вход количество чисел в последовательности, а затем сами числа…
- Цикл while : … Программа получает на вход натуральные числа, количество введённых чисел неизвестно , последовательность чисел заканчивается числом 0 (0 – признак окончания ввода , не входит в последовательность)…
- При решении задач на нахождение количества чисел используем счетчик . Чаще всего записываем его в виде: k:=k+1
- Проверку выполнения условия осуществляем сразу после ввода числа с использованием оператора условного перехода if … then… else Кратность какому-либо числу (например, 4) a mod 4 = 0 Четные числа a mod 2 = 0 Нечетные числа a mod 2 0 Оканчивающихся на какую-либо цифру (например, 4)
- Кратность какому-либо числу (например, 4) a mod 4 = 0
- Четные числа a mod 2 = 0
- Нечетные числа a mod 2 0
- Оканчивающихся на какую-либо цифру (например, 4)
a mod 10 = 4
- Вторая цифра справа такая-то (например, 4)
- Вторая цифра справа такая-то (например, 4)
a div 100 mod 10 = 4
- Однозначные натуральные числа (a =0) and (a Двузначные натуральные числа (a 9) and (a Трехзначные натуральные числа (a 99) and (a
- Однозначные натуральные числа (a =0) and (a
- Двузначные натуральные числа (a 9) and (a
- Трехзначные натуральные числа (a 99) and (a
Напишите программу, которая в последовательности натуральных чисел определяет количество чисел, кратных 4. Программа получает на вход натуральные числа, количество введённых чисел неизвестно, последовательность чисел заканчивается числом 0 (0 – признак окончания ввода, не входит в последовательность). Количество чисел не превышает 1000. Введённые числа не превышают 30000. Программа должна вывести одно число – количество чисел , кратных 4.
Program z20_2;
var a, k: integer;
begin
k:= 0;
write ('Введите число ');
readln (a);
while a0 do
begin
if a mod 4 = 0 then k := k + 1;
write ('Введите число ');
readln (a);
end ;
writeln(k);
end .

Напишите программу, которая в последовательности целых чисел определяет количество чисел, кратных 4 или 9. Программа получает на вход целые числа, количество введённых чисел неизвестно, последовательность чисел заканчивается числом 0 (0 – признак окончания ввода, не входит в последовательность). Количество чисел не превышает 1000. Введённые числа по модулю не превышают 30 000. Программа должна вывести одно число: количество чисел, кратных 4 или 9.
var a, k: integer;
begin
k:= 0;
write ('Введите число ');
readln (a);
while a0 do
begin
if (a mod 4 = 0) or (a mod 9=0) then k := k + 1;
write ('Введите число ');
readln (a);
end ;
writeln(k);
end .
Нахождение суммы (произведения) чисел
- Вводим числа в цикле. Выбор цикла осуществляем в зависимости от условия задачи:
Напишите программу, которая в последовательности натуральных чисел определяет сумму всех чисел, кратных 6 и оканчивающихся на 4. Программа получает на вход количество чисел в последовательности, а затем сами числа. В последовательности всегда имеется число, кратное 6 и оканчивающееся на 4. Количество чисел не превышает 1000. Введённые числа не превышают 30000. Программа должна вывести одно число – сумму чисел, кратных 6 и оканчивающихся на 4.
- Цикл for : … Программа получает на вход количество чисел в последовательности, а затем сами числа … Цикл while : …Программа получает на вход натуральные числа, количество введённых чисел неизвестно , последовательность чисел заканчивается числом 0 (0 – признак окончания ввода , не входит в последовательность)…
- Цикл for : … Программа получает на вход количество чисел в последовательности, а затем сами числа …
- Цикл while : …Программа получает на вход натуральные числа, количество введённых чисел неизвестно , последовательность чисел заканчивается числом 0 (0 – признак окончания ввода , не входит в последовательность)…
- При решении задач на нахождение суммы (произведения) чисел необходимо до цикла: Для суммы: s:=0 Для произведения: p:=1
- Для суммы: s:=0
- Для произведения: p:=1
- В цикле после проверки условия записываем: s:=s+a (p:=p*a)
- Проверку выполнения условия осуществляем сразу после ввода числа с использованием оператора условного перехода if … then… else Кратность какому-либо числу (например, 4) a mod 4 = 0 Четные числа a mod 2 = 0 Нечетные числа a mod 2 0 Оканчивающихся на какую-либо цифру (например, 4)
- Кратность какому-либо числу (например, 4) a mod 4 = 0
- Четные числа a mod 2 = 0
- Нечетные числа a mod 2 0
- Оканчивающихся на какую-либо цифру (например, 4)
a mod 10 = 4
- Вторая цифра справа такая-то (например, 4)
- Вторая цифра справа такая-то (например, 4)
a div 100 mod 10 = 4
- Однозначные натуральные числа (a =0) and (a Двузначные натуральные числа (a 9) and (a Трехзначные натуральные числа (a 99) and (a
- Однозначные натуральные числа (a =0) and (a
- Двузначные натуральные числа (a 9) and (a
- Трехзначные натуральные числа (a 99) and (a
var a, s: integer;
begin
s:= 0;
write ('Введите число ');
readln (a);
while a0 do
begin
if (a mod 6 = 0) and (a mod 10=4) then s:=s+a;
write ('Введите число ');
readln (a);
end ;
writeln(s);
end .
Нахождение суммы (произведения) чисел
- Вводим числа в цикле. Выбор цикла осуществляем в зависимости от условия задачи:
Напишите программу, которая в последовательности натуральных чисел определяет сумму всех чисел, кратных 6 и оканчивающихся на 4. Программа получает на вход натуральные числа, количество введённых чисел неизвестно, последовательность чисел заканчивается числом 0 (0 – признак окончания ввода, не входит в последовательность). Количество чисел не превышает 1000. Введённые числа не превышают 30000. Программа должна вывести одно число: сумму всех чисел, кратных 6 и оканчивающихся на 4.
- Цикл for : … Программа получает на вход количество чисел в последовательности, а затем сами числа… Цикл while : … Программа получает на вход натуральные числа, количество введённых чисел неизвестно , последовательность чисел заканчивается числом 0 (0 – признак окончания ввода , не входит в последовательность)…
- Цикл for : … Программа получает на вход количество чисел в последовательности, а затем сами числа…
- Цикл while : … Программа получает на вход натуральные числа, количество введённых чисел неизвестно , последовательность чисел заканчивается числом 0 (0 – признак окончания ввода , не входит в последовательность)…
- При решении задач на нахождение суммы (произведения) чисел необходимо до цикла: Для суммы: s:=0 Для произведения: p:=1
- Для суммы: s:=0
- Для произведения: p:=1
- В цикле после проверки условия записываем: s:=s+a (p:=p*a)
- Проверку выполнения условия осуществляем сразу после ввода числа с использованием оператора условного перехода if … then… else Кратность какому-либо числу (например, 4) a mod 4 = 0 Четные числа a mod 2 = 0 Нечетные числа a mod 2 0 Оканчивающихся на какую-либо цифру (например, 4)
- Кратность какому-либо числу (например, 4) a mod 4 = 0
- Четные числа a mod 2 = 0
- Нечетные числа a mod 2 0
- Оканчивающихся на какую-либо цифру (например, 4)
a mod 10 = 4
- Вторая цифра справа такая-то (например, 4)
- Вторая цифра справа такая-то (например, 4)
a div 100 mod 10 = 4
- Однозначные натуральные числа (a =0) and (a Двузначные натуральные числа (a 9) and (a Трехзначные натуральные числа (a 99) and (a
- Однозначные натуральные числа (a =0) and (a
- Двузначные натуральные числа (a 9) and (a
- Трехзначные натуральные числа (a 99) and (a
Program z20_2;
var a, s: integer;
begin
s:= 0;
write ('Введите число ');
readln (a);
while a0 do
begin
if ( a mod 6 = 0) and (a mod 10 = 4) then s := s + a;
write ('Введите число ');
readln (a);
end ;
writeln(k);
end .

Задания для тренировки
- Напишите программу, которая в последовательности натуральных чисел вычисляет сумму всех двузначных чисел, кратных 8. Программа получает на вход натуральные числа, количество введённых чисел неизвестно, последовательность чисел заканчивается числом 0 (0 – признак окончания ввода, не входит в последовательность). Количество чисел не превышает 1000. Введённые числа не превышают 30 000. Программа должна вывести одно число: сумму всех двузначных чисел, кратных 8.
var a, s: integer;
begin
s:= 0;
write ('Введите число ');
readln (a);
while a0 do
begin
if (a9) and (aand (a mod 8=0) then s:=s+a;
write ('Введите число ');
readln (a);
end ;
writeln(s);
end .
3. Нахождение среднего арифметического
- Вводим числа в цикле. Выбор цикла осуществляем в зависимости от условия задачи:
Напишите программу, которая в последовательности натуральных чисел определяет среднее арифметическое чисел, кратных 4 или сообщает, что таких чисел нет. Программа получает на вход количество чисел в последовательности, а затем сами числа. Количество чисел не превышает 1000. Введённые числа не превышают 30 000. Программа должна вывести среднее арифметическое чисел, кратных 4, или вывести NO, если таких чисел в последовательности нет.
- Цикл for : … Программа получает на вход количество чисел в последовательности, а затем сами числа… Цикл while : …Программа получает на вход натуральные числа, количество введённых чисел неизвестно , последовательность чисел заканчивается числом 0 (0 – признак окончания ввода , не входит в последовательность)…
- Цикл for : … Программа получает на вход количество чисел в последовательности, а затем сами числа…
- Цикл while : …Программа получает на вход натуральные числа, количество введённых чисел неизвестно , последовательность чисел заканчивается числом 0 (0 – признак окончания ввода , не входит в последовательность)…
- При решении задач на нахождение среднего арифметического чисел используем сумму ( S:=S+a ) и счетчик ( k:=k+1 )
- Проверку выполнения условия осуществляем сразу после ввода числа с использованием оператора условного перехода if … then… else Кратность какому-либо числу (например, 4) a mod 4 = 0 Четные числа a mod 2 = 0 Нечетные числа a mod 2 0 Оканчивающихся на какую-либо цифру (например, 4)
- Кратность какому-либо числу (например, 4) a mod 4 = 0
- Четные числа a mod 2 = 0
- Нечетные числа a mod 2 0
- Оканчивающихся на какую-либо цифру (например, 4)
a mod 10 = 4
- Вторая цифра справа такая-то (например, 4)
- Вторая цифра справа такая-то (например, 4)
a div 100 mod 10 = 4
- Однозначные натуральные числа (a =0) and (a Двузначные натуральные числа (a 9) and (a Трехзначные натуральные числа (a 99) and (a
- Однозначные натуральные числа (a =0) and (a
- Двузначные натуральные числа (a 9) and (a
- Трехзначные натуральные числа (a 99) and (a
var n, i, a, k, s: integer;
sa: real;
begin
write ('Введите количество чисел');
readln(n);
S :=0; k := 0;
for i := 1 to n do
begin
write ('Введите число ');
readln(a);
if a mod 4 = 0 then begin s:=s+a; k := k + 1; end ;
end ;
if k0 then begin sa:=s/k; writeln (sa); end
else writeln ('NO');
end .
- Вводим числа в цикле. Выбор цикла осуществляем в зависимости от условия задачи:
- Цикл for : … Программа получает на вход количество чисел в последовательности, а затем сами числа… Цикл while : … Программа получает на вход натуральные числа, количество введённых чисел неизвестно , последовательность чисел заканчивается числом 0 (0 – признак окончания ввода , не входит в последовательность)…
- Цикл for : … Программа получает на вход количество чисел в последовательности, а затем сами числа…
- Цикл while : … Программа получает на вход натуральные числа, количество введённых чисел неизвестно , последовательность чисел заканчивается числом 0 (0 – признак окончания ввода , не входит в последовательность)…
- При решении задач на нахождение среднего арифметического чисел используем сумму ( S:=S+a ) и счетчик ( k:=k+1 )
- Проверку выполнения условия осуществляем сразу после ввода числа с использованием оператора условного перехода if … then… else Кратность какому-либо числу (например, 4) a mod 4 = 0 Четные числа a mod 2 = 0 Нечетные числа a mod 2 0 Оканчивающихся на какую-либо цифру (например, 4)
- Кратность какому-либо числу (например, 4) a mod 4 = 0
- Четные числа a mod 2 = 0
- Нечетные числа a mod 2 0
- Оканчивающихся на какую-либо цифру (например, 4)
a mod 10 = 4
- Вторая цифра справа такая-то (например, 4)
- Вторая цифра справа такая-то (например, 4)
a div 100 mod 10 = 4
- Однозначные натуральные числа (a =0) and (a Двузначные натуральные числа (a 9) and (a Трехзначные натуральные числа (a 99) and (a
- Однозначные натуральные числа (a =0) and (a
- Двузначные натуральные числа (a 9) and (a
- Трехзначные натуральные числа (a 99) and (a
Напишите программу, которая в последовательности натуральных чисел определяет среднее арифметическое чисел, кратных 4. Программа получает на вход натуральные числа, количество введённых чисел неизвестно, последовательность чисел заканчивается числом 0 (0 – признак окончания ввода, не входит в последовательность). Количество чисел не превышает 1000. Введённые числа не превышают 30000. Программа должна вывести среднее арифметическое чисел, кратных 4, или вывести NO , если таких чисел в последовательности нет.
var a, k, s: integer; sa: real;
begin
s:=0; k:= 0 ;
write (‘введите число’); readln (a);
while a0 do
begin
if a mod 4 = 0 then
begin
s:= s+a; k := k + 1;
end;
write (‘введите число’); readln (a);
end;
if k0 then
begin sa:=s/k; writeln (sa);
end
else writeln (‘NO‘);
end.
4.Нахождение максимального числа
- Вводим числа в цикле. Выбор цикла осуществляем в зависимости от условия задачи:
Напишите программу, которая в последовательности натуральных чисел определяет максимальное число, кратное 4. Программа получает на вход количество чисел в последовательности, а затем сами числа . В последовательности всегда имеется число, кратное 4. Количество чисел не превышает 1000. Введённые числа не превышают 30000. Программа должна вывести одно число – максимальное число, кратное 4.
- Цикл for : … Программа получает на вход количество чисел в последовательности, а затем сами числа… Цикл while : …Программа получает на вход натуральные числа, количество введённых чисел неизвестно , последовательность чисел заканчивается числом 0 (0 – признак окончания ввода , не входит в последовательность)…
- Цикл for : … Программа получает на вход количество чисел в последовательности, а затем сами числа…
- Цикл while : …Программа получает на вход натуральные числа, количество введённых чисел неизвестно , последовательность чисел заканчивается числом 0 (0 – признак окончания ввода , не входит в последовательность)…
- При решении задач на нахождение максимального числа необходимо до цикла мах:=-1
- В цикле после проверки условия записываем: мах:=a
- Проверку выполнения условия осуществляем сразу после ввода числа с использованием оператора условного перехода if … then… else
var n,i,a,max: integer;
begin
readln(n);
max := -1;
for i := 1 to n do
begin
readln(a);
if (a mod 4 = 0) and (a max) then max := a;
end;
writeln(max);
end.
Условие обязательное для всех задач на нахождение максимального a max
Возможные дополнительные условия:
- Кратность какому-либо числу (например, 4) a mod 4 = 0
- Четные числа a mod 2 = 0
- Нечетные числа a mod 2 0
- Оканчивающихся на какую-либо цифру (например, 4) a mod 10 = 4
- Вторая цифра справа такая-то (например, 4) a div 100 mod 10 = 4
- Однозначные натуральные числа (a =0) and (a
- Двузначные натуральные числа (a 9) and (a
- Трехзначные натуральные числа (a 99) and (a
- Вводим числа в цикле. Выбор цикла осуществляем в зависимости от условия задачи:
Напишите программу, которая в последовательности натуральных чисел определяет максимальное число, кратное 4. Программа получает на вход натуральные числа, количество введённых чисел неизвестно, последовательность чисел заканчивается числом 0 (0 – признак окончания ввода, не входит в последовательность). В последовательности всегда имеется число, кратное 4. Количество чисел не превышает 1000. Введённые числа не превышают 30000. Программа должна вывести одно число – максимальное число, кратное 4.
- Цикл for : … Программа получает на вход количество чисел в последовательности, а затем сами числа… Цикл while : …Программа получает на вход натуральные числа, количество введённых чисел неизвестно , последовательность чисел заканчивается числом 0 (0 – признак окончания ввода , не входит в последовательность)…
- Цикл for : … Программа получает на вход количество чисел в последовательности, а затем сами числа…
- Цикл while : …Программа получает на вход натуральные числа, количество введённых чисел неизвестно , последовательность чисел заканчивается числом 0 (0 – признак окончания ввода , не входит в последовательность)…
- При решении задач на нахождение максимального числа необходимо до цикла мах:=-1
- В цикле после проверки условия записываем: мах:=a
- Проверку выполнения условия осуществляем сразу после ввода числа с использованием оператора условного перехода if … then… else
var a, max: integer;
begin
мах:=-1;
write (‘введите число’);
readln (a);
while a0 do
begin
if (a mod 4 = 0) and (a max) then max := a;
write (‘введите число’);
readln (a);
end;
writeln (max);
end.
Условие обязательное для всех задач на нахождение максимального a max
Возможные дополнительные условия:
- Нечетные числа a mod 2 0
- Кратность какому-либо числу (например, 4) a mod 4 = 0
- Четные числа a mod 2 = 0
- Оканчивающихся на какую-либо цифру (например, 4) a mod 10 = 4
- Вторая цифра справа такая-то (например, 4) a div 100 mod 10 = 4
- Однозначные натуральные числа (a =0) and (a
- Двузначные натуральные числа (a 9) and (a
- Трехзначные натуральные числа (a 99) and (a
5. Нахождение минимального числа
- Вводим числа в цикле. Выбор цикла осуществляем в зависимости от условия задачи:
Напишите программу, которая в последовательности натуральных чисел определяет минимальное число, кратное 3. Программа получает на вход количество чисел в последовательности, а затем сами числа. В последовательности всегда имеется число, кратное 3. Количество чисел не превышает 1000. Введённые числа не превышают 30000. Программа должна вывести одно число – минимальное число, кратное 3.
- Цикл for : … Программа получает на вход количество чисел в последовательности, а затем сами числа… Цикл while : …Программа получает на вход натуральные числа, количество введённых чисел неизвестно , последовательность чисел заканчивается числом 0 (0 – признак окончания ввода , не входит в последовательность)…
- Цикл for : … Программа получает на вход количество чисел в последовательности, а затем сами числа…
- Цикл while : …Программа получает на вход натуральные числа, количество введённых чисел неизвестно , последовательность чисел заканчивается числом 0 (0 – признак окончания ввода , не входит в последовательность)…
- Проверку выполнения условия осуществляем сразу после ввода числа с использованием оператора условного перехода if … then… else
- При решении задач на нахождение максимального числа необходимо до цикла min:=30001
- В цикле после проверки условия записываем: min:=a
var n,i,a,min: integer;
begin
readln(n);
min := 30001;
for i := 1 to n do
begin
readln(a);
if (a mod 3 = 0) and (a
end;
writeln(min)
end.
Условие обязательное для всех задач на нахождение максимального a
Возможные дополнительные условия:
- Кратность какому-либо числу (например, 4) a mod 4 = 0
- Четные числа a mod 2 = 0
- Нечетные числа a mod 2 0
- Оканчивающихся на какую-либо цифру (например, 4) a mod 10 = 4
- Вторая цифра справа такая-то (например, 4) a div 100 mod 10 = 4
- Однозначные натуральные числа (a =0) and (a
- Двузначные натуральные числа (a 9) and (a
- Трехзначные натуральные числа (a 99) and (a
- Вводим числа в цикле. Выбор цикла осуществляем в зависимости от условия задачи:
Напишите программу, которая в последовательности натуральных чисел определяет минимальное число, кратное 3. Программа получает на вход натуральные числа, количество введённых чисел неизвестно, последовательность чисел заканчивается числом 0 (0 – признак окончания ввода, не входит в последовательность). В последовательности всегда имеется число, кратное 3. Количество чисел не превышает 1000. Введённые числа не превышают 30000. Программа должна вывести одно число – минимальное число, кратное 3.
- Цикл for : … Программа получает на вход количество чисел в последовательности, а затем сами числа… Цикл while : …Программа получает на вход натуральные числа, количество введённых чисел неизвестно , последовательность чисел заканчивается числом 0 (0 – признак окончания ввода , не входит в последовательность)…
- Цикл for : … Программа получает на вход количество чисел в последовательности, а затем сами числа…
- Цикл while : …Программа получает на вход натуральные числа, количество введённых чисел неизвестно , последовательность чисел заканчивается числом 0 (0 – признак окончания ввода , не входит в последовательность)…
- Проверку выполнения условия осуществляем сразу после ввода числа с использованием оператора условного перехода if … then… else
- При решении задач на нахождение максимального числа необходимо до цикла min:=30001
- В цикле после проверки условия записываем: min:=a
var a, min: integer;
begin
min:=30001;
write (‘введите число’);
readln (a);
while a0 do
begin
if (a mod 3 = 0) and (a
write (‘введите число’);
readln (a);
end;
writeln (min);
end.
Условие обязательное для всех задач на нахождение минимального a
Возможные дополнительные условия:
- Кратность какому-либо числу (например, 4) a mod 4 = 0
- Четные числа a mod 2 = 0
- Нечетные числа a mod 2 0
- Оканчивающихся на какую-либо цифру (например, 4) a mod 10 = 4
- Вторая цифра справа такая-то (например, 4) a div 100 mod 10 = 4
- Однозначные натуральные числа (a =0) and (a
- Двузначные натуральные числа (a 9) and (a
- Трехзначные натуральные числа (a 99) and (a
Информационные ресурсы
- http:// kpolyakov.spb.ru/ сайт Константина Полякова.
- https://inf-oge.sdamgia.ru/test?theme=20 Решу ОГЭ Образовательный портал для подготовки к экзаменам
- 20 вариантов тестов для подготовки к ОГЭ (Д.А. Лебедев)
- Дистанционный курс Н.С. Никифорова для подготовки к ОГЭ по информатике»
- Видеоканал Н.С. Никифорова для подготовки к ОГЭ по информатике.
- Видеоканал А.Ю. Рогова «Подготовка к ОГЭ по информатике».