Система работы с одарёнными детьми в начальной школе

Данная работа поможет работать с одарёнными детьми. Ещё больше повысить их мотивацию

Содержимое разработки

СИСТЕМА РАБОТЫ С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ

В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»

(из опыта работы)




Работа с одарёнными детьми – одно из приоритетных направлений современного образовательного процесса. Её основная цель – способствовать развитию природного таланта, самореализации и самопознанию способных и одарённых детей.

Мы обучаем и воспитываем одаренного ребенка, не вырывая его из естественной микросреды сверстников, создаем условия для развития и максимальной реализации, как возможностей одаренного ребенка, так и его одноклассников.


На сегодняшний день большинство психологов признают, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности — это всегда результат сложного взаимодействия наследственности и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка. При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности.

По своей природной сути большинство детей талантливы, беда в том, что не все из них об этом знают. Проблема «нераскрытости» детей заключается в том, что воспитание в семье не всегда помогает раскрыться личности ребенка, а система образовательного процесса в школе не позволяет «рассмотреть» особенности каждого ребенка. Учебный процесс в общеобразовательной школе предполагает, что ребенок должен соответствовать стандарту тех требований, которые к нему предъявляются.

В научно-методической литературе отмечается, что ученики отли­чаются друг от друга, прежде всего, способностями к учению. Так кого называют одаренным ребенком.

Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности.

Различают следующие виды одаренности:

- интеллектуальная

- академическая -

творческая одаренность (креативность)

- художественная

- социальная

-психомоторная


Таким образом, многогранность и сложность явления одаренности определяет целесообразность существования разнообразных форм и методов работы с одаренными детьми.

Сущность понятия «детская одаренность» можно выразить формулой:

мотивация + интеллект + креативность = детская одаренность.

В своей работе с одарёнными детьми руководствуюсь следующими принципами педагогической деятельности :

  • Максимально стараюсь разнообразить предоставленные возможностей для развития личности;

  • важную роль уделяю внеурочной деятельности;

  • использую принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

  • стараюсь создать условий для совместной работы учащихся при минимальном участии меня, как учителя;

  • принцип свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг.

- использую в своей работе большое количество творческих заданий;

- уважаю желания ребёнка работать самостоятельно;

- поощряю настойчивости, активности;

— контролирую обязательное участием одаренных и талантливых детей в конкурсах разного уровня;


Первые шаги по выявлению одарённости учеников делаю с  первых дней обучения ребёнка в школе. Изучаю условия и историю развития учащихся в семье, его увлечения, сведения о семье, о раннем развитии ребёнка, его интересы способности,  на основе наблюдения, изучения психологических особенностей речи, памяти, логического мышления –это я делаю на кружке «Умники и умницы» в начале года . Кружок провожу в рамках внеурочной деятельности. Работаю по тетради Холодовой О. «Юным умникам и умницам». Данный курс создает условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребенка к размышлению и поиску.

Использую диагностические процедуры в учебно-воспитательном процессе по работе с одаренными детьми: получение информации об уровне одаренности ребенка:

- методика «палитра интересов»; (автор А.И. Савенков)


В классе есть дети с высокими интеллектуальными способностями с высокими творческими (художественными) способностями, со спортивными способностями дети с высокими лидерскими способностями.

 Одарённых детей зачастую отличает исключительная успешность обучения.

Урок для них особенно интересен, когда имеет место поисковая и исследовательская ситуация, импровизация, консультирование по возникшей проблеме, дифференцированный подход, проблемный диалог, нестандартные задания, задания опережающего характера, разноуровневые задания. Все эти приемы, методы и подходы создают условия для активизации познавательной деятельности учащихся, расширения их знаний по предмету и интерес учащихся к предмету. В целях поддержки интереса к предмету и развития природных задатков учащихся использую творческие задания, занимательные опыты и задачи.

Во- первых, это система развивающих задач-минуток, которые предлагаются  учащимся в качестве разминки в начале урока. На решение таких задач отводится не более 1 минуты и требуется подробное  объяснения хода решения задачи. В случае затруднения даются подсказки, подробно разбираются эти задачи.    

Использую проблемный диалог, основанный на столкновении житейского представления детей и научных фактов.

Весь подбор дидактического материала осуществляю, опираясь на знание индивидуальных предпочтений каждого ученика в работе с этим материалом.

На различных уроках использую дифференцированные задания трех разных уровней сложности. Причем, предлагаю учащимся самим выбрать соответствующий уровень, создавая тем самым положительный настрой на работу, её успешное выполнение.

Своим детям больше даю практических работ, работ со словарями, со справочной литературой.


Для развития их интеллектуально-творческого потенциала активно используются такие образовательные технологии, как проблемное обучение, проектная деятельность.

Важнейшей формой работы с одаренными учащимися в практике моей работы являются конкурсы и викторины, олимпиады, словесные игры, забавы, чемпионаты различного уровня, индивидуальные творческие задания, проекты по различной тематике, кружки по интересам.

Так же дискуссии, консультирование по какой то проблеме. На уроках обязательно работа в парах, в малых группах.



Ежегодно мои учащиеся принимают участие в различных международных олимпиадах : по языкознанию «Русский медвежонок»,» Еж», по математике «Кенгуру»,», по истории «Золотое Руно», конкурс по естествознанию «Человек и природа»,  «Кит», интеллектуальный конкурс « Ступенька»,Международный конкурс по ОБЖ « Муравей», « Вятская шкатулка».Школьный и районный марафон.

К эти конкурсам мы готовимся как в школе так и дома с родителями. Решаем пробные туры, разбораем задания предыдущих олимпиад) ,готовимся по изданию Максимовой «Мастерская учителя».


Особый интерес вызывают у учащихся бесплатные онлайн-олимпиады на интерактивной образовательной платформе «Учи.ру» .

Задания всегда интересные, нестандартные, увлекательные, достаточно доступные.

Для меня и моих детей эта интернет-платформа стала настоящей находкой. Кроме этого учащиеся, учитель и школа получают бесплатные наградные материалы ,начиная с сертификата учащегося ,похвальной грамоты, диплома победителя. Попробовать себя в этих олимпиадах может каждый ученик. Работа учителя и учащихся на базе этой платформы очень простая, дети получают элементарные логины и пароли для входа и могут работать там самостоятельно.

В этом учебном году мои ребята получили похвальные грамоты и дипломы победителей.

Ученики моего класса участвовали во Всероссийской олимпиаде по р.яз и литературе и стали победителями.

Олимпиады в начальный период обучения занимают важное место в развитии детей, особенно одаренных.

Внеклассная работа – ещё одно звено в работе с одарёнными детьми, способствует развитию познавательного интереса и формированию личности учащихся, выявляет индивидуальные особенности каждого ученика, дает возможность проводить работу с максимальной заинтересованностью детей и добиваться творческого удовлетворения у каждого ребенка.

Так учащиеся моего класса являются активными участниками школьных и районных мероприятий.

Одним из необходимых условий в работе с одаренными детьми является принцип, учитывающий специфику интересов, склонностей учащихся. Он реализуется через занятия по собственному выбору ребенка в рамках дополнительного образования.

Сеть дополнительного образования тоже приходит на помощь одаренным детям. Мои ученики посещаю кружки по интересам и талантам. 15 человек из класс учатся в музыкальной школе.

В рамках занятий внеурочной деятельности ребята посещают творческое объединений ПДД. В этом учебном году моим ребятам предоставилась возможность поучаствовать в акции совместно с Оричевским ГИБДД «Внимательный пешеход и водитель». В этой акции участвовали дети с лидерским качествами, которые свободно могут общаться с незнакомыми пешеходами и водителями и давать еще им советы.

Во многом в работе помогают родители. Посещаем не только развлекательные мероприятия, но и познавательные , поучительные, творческие мастер классы.

Ведь развитие одаренного ребенка представляет собой двусторонний процесс: «дом – школа, школа – дом». Особенно важно для становления личности одаренного ребенка, прежде всего повышенное внимание родителей. Родители одаренных детей проявляют особое внимание к школьному обучению своего ребенка, выбирают дополнительную литературу и советуются со мной как подготовиться лучше к какому либо конкурсу или выступлению.




Важным итогом работы с одаренными детьми в моем классе стали итоги учебного года. Успеваемость 100%, качество знаний 88%.

Результаты и успехи детей  не могут не радовать.  Но я не собираюсь  останавливаться на достигнутом.

В моих планах:

  • дальнейшая активизация научно- исследовательской деятельности младших школьников;

  • развитие системы внеурочной деятельности и внеклассной деятельности  учащихся, которая позволит им демонстрировать свои достижения на олимпиадах, конкурсах, смотрах, спортивных соревнованиях различного уровня

  • участие в новых конкурсах

  • - стимулировать и поддерживать одаренных детей;

  • активное привлечение родителей к подержанию активности своих детей в различных начинаниях, развитию способностей и талантов.

       Безусловно, существуют определённые проблемы с одарёнными детьми, которые требуют решения:   это недостаточное количество времени на подготовку учащихся к различным олимпиадам и конкурсам, привлечение более пристального внимания родителей к проблеме развития умственной одарённости детей, недостаточная материально- техническая база.













Методика может использоваться педагогами и родителями. Ориентирована на работу с детьми 6— 10 лет.

Воспользовавшись представленной методикой, можно получить первичную информацию о направленности интересов ребенка. Это, в свою очередь, даст возможность более объективно судить о способностях и о характере одаренности ребенка.

Инструкция для детей. В правом верхнем углу листа ответов запишите свое имя и фамилию. Ответы на вопросы помещайте в клетках, ответ на первый вопрос в клетке под номером 1, ответ на второй вопрос в клетке под номером 2 и так далее. Всего 35 вопросов.

Если то, о чем говорится, вам не нравится, ставьте минус, если нравится — плюс, если очень нравится — два плюса.

Инструкция для родителей. Попробуйте сами ответить на предложенные вопросы. Для этого первую фразу несколько видоизменим: «Нравится ли вашему ребенку?..»

Лист вопросов

Каждый вопрос начинается со слов: «Нравится ли ...»

  • 1. Решать логические задачи и задачи на сообразительность.

  • 2. Читать самостоятельно (слушать, когда тебе читают) сказки, рассказы, повести.

  • 3. Петь, музицировать.

  • 4. Заниматься физкультурой.

  • 5. Играть вместе с другими детьми в различные коллективные игры.

  • 6. Читать (слушать, когда тебе читают) рассказы о природе.

  • 7. Делать что-нибудь на кухне (мыть посуду, помогать готовить пищу).

  • 8. Играть с техническим конструктором.

  • 9. Изучать язык, интересоваться и пользоваться новыми незнакомыми словами.

  • 10. Самостоятельно рисовать.

  • 11. Играть в спортивные, подвижные игры.

  • 12. Руководить играми детей.

  • 13. Ходить в лес, на поле, наблюдать за растениями, животными, насекомыми.

  • 14. Ходить в магазин за продуктами.

  • 15. Читать (когда тебе читают) книги о технике, машинах, космических кораблях и др.

  • 16. Играть в игры с отгадыванием слов (названий городов, животных).

  • 17. Сочинять истории, сказки, рассказы.

  • 18. Соблюдать режим дня, делать зарядку по утрам.

  • 19. Разговаривать с новыми, незнакомыми людьми.

  • 20. Ухаживать за домашним аквариумом, содержать птиц, животных (кошки, собаки и др.).

  • 21. Убирать за собой книги, тетради, игрушки и др.

  • 22. Конструировать, рисовать проекты самолетов, кораблей и др.

  • 23. Знакомиться с историей (посещать исторические музеи).

  • 24. Без просьбы взрослых заниматься различными видами художественного творчества.

  • 25. Читать (слушать, когда тебе читают) книги о спорте, смотреть спортивные телепередачи.

  • 26. Объяснять, что-то другим детям или взрослым людям (убеждать, спорить, доказывать свое мнение).

  • 27. Ухаживать за домашними животными и растениями, помогать им, лечить их и др.

  • 28. Помогать взрослым делать уборку в квартире (вытирать пыль, подметать пол и т.п.).

  • 29. Считать самостоятельно, заниматься математикой в школе.

  • 30. Знакомиться с общественными явлениями и международными событиями.

  • 31. Игры-драматизации, участие в постановке спектаклей.

  • 32. Заниматься спортом в секциях и кружках.

  • 33. Помогать другим людям.

  • 34. Работать в саду, на огороде, выращивать растения.

  • 35. Помогать и самостоятельно шить, вышивать, стирать.

Сохранить у себя:
Система работы с одарёнными детьми в начальной школе

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки