Система работы с одаренными детьми в рамках реализации ФГОС НОО

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов.

Содержимое разработки





Система работы с одарёнными детьми в рамках реализации ФГОС НОО


(Выступление на районном методическом объединении учителей начальных классов МР Благоварский район. )





Подготовила учитель начальных классов

МОБУ СОШ с.Языково Гарданова С.З.













Языково – 2018


«К любому ребенку нужно относиться с надеждой и ожиданием,

так как в самом незаметном ученике могут таиться

еще не раскрытые черты одаренности».

Н.С.Лейтес

В современную эпоху, когда значение интеллектуального и творческого потенциала возрастает, работа с одаренными детьми является крайне необходимой.

 О феномене одаренных детей активно заговорили во второй половине XX в. С того времени было написано много работ в этой области (Выготский Л.С., Теплов Б.М., П.Я Гальперин, Талызина Н.Ф. идр.), созданы специальные программы по работе с одаренными детьми.

Каких детей можно отнести к данной категории?

Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Это та категория детей, которых нельзя оставить без внимания, они готовы к новым открытиям и задача учителя помочь такому ребенку двигаться дальше.

Одаренность, по мнению психологов, нужно рассматривать как стечение трех характеристик: интеллектуальных способностей, превышающих средний уровень, креативности и настойчивости.

Существуют различные виды классификации одарённости, например, скрытая и ярко выраженная. Если говорить о широте проявлений в различных видах деятельности, можно выделить: общую и специальную. Психологическим ядром общей одарённости являются интеллектуальные способности, вокруг которых выстраиваются эмоциональные, мотивационные и волевые качества личности.

Специальная одарённость обнаруживает себя в конкретных видах деятельности и может быть определена лишь в отношении отдельных областей деятельности (музыка, живопись, спорт и т. д.).

Различают также типы одарённости по видам деятельности:

1. В практической деятельности можно выделить одаренность в ремеслах, спортивную и организационную.

2. В познавательной деятельности – интеллектуальную одаренность различных видов (одаренность в области естественных и гуманитарных наук, интеллектуальных игр и др.).

3. В художественно-эстетической деятельности – хореографическую, сценическую, литературно-поэтическую, изобразительную и музыкальную одаренность.

4. В коммуникативной деятельности – лидерскую

5. В духовно-ценностной деятельности – одаренность, которая проявляется в создании новых духовных ценностей и служении людям.

Ставя перед собой задачу организации работы с одаренными детьми, нужно понимать, что эта деятельность должна строиться на определенных педагогических принципах:

1. Принцип принятия ребенка: признание индивидуальности и уникальности ребенка; признание личности ребенка с его достоинством и потенциалом в качестве самоцели; истинное уважение к личности и интересам ребенка.

2. Принцип доверия к ребенку: вера в возможности каждого ребенка и поддержка его собственной веры в свои возможности; признание права ребенка на свободу поступка, выбора, самовыражения;

3. Принцип создания ситуации выбора: одобрение самостоятельности, независимости и уверенности ребенка; побуждение к самостоятельному поиску, принятию решений и ответственности за их последствия.

4. Принцип доброжелательности: наличие доброжелательной эмоциональной тональности во взаимодействии с ребенком; отсутствие сравнения с другими.

5. Принцип демократичности общения: признание равноправия ребенка в диалоге и решении собственной проблемы, умение слушать, слышать и услышать

Определение одарённости ребёнка – сложная задача, решаемая совместно учителем, педагогом – психологом и родителями ребенка.

Определение одаренности происходит в несколько этапов с применением различных форм и методов:

  1. Наблюдение и выявление детей имеющих «интерес» в той или иной предметной области.

  2. Беседы с родителями и детьми о детских увлечениях и склонностях.

  3. Методики:

  • Опросник для выявления (экспертной оценки) одарённых детей А.А. Лосевой.

  • Методика «Карта одарённости» разработанная А.И. Савенковым

  • Методика оценки общей одарённости, разработанная А.И. Савенковым

  • Опросник креативности Дж. Рензулли (для детей от 5 лет) в адаптации Е.Е. Туник.




Уже в начальной школе важно выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности. Поддержать и развить индивидуальность ребенка, не растерять, не затормозить рост его способностей - это особо значимая задача обучения одаренных детей.




Цель работы с одаренными детьми

  • Создание условий для выявления поддержки и развития одаренных детей. Их самореализация в соответствии со способностями.

Задачи обучения одаренных детей:

  • Организация работы с одаренными детьми через систему учебной и внеурочной деятельности.

  • Развитие познавательных, творческих способностей учащихся.

  • Повышение педагогической культуры родителей в вопросах воспитания одаренных детей.



Предполагаемый результат:

  • Расширение возможности участия одаренных детей в мероприятиях, олимпиадах, конкурсах, конференциях различного уровня.

  • Повышение уровня индивидуальных достижений учащихся.

  • Установление взаимосвязи с родителями в вопросах поддержки и сопровождении одаренных детей.

Система работы с одаренными детьми

  • Выявление, отбор одаренных детей.

  • Развитие одаренности учащихся через систему учебной и внеурочной деятельности.

  • О

    Направления работы с одаренными детьми

    тслеживание особенностей развития одаренности ребенка на различных возрастных эталонах школьной среды





Учебная деятельность

Работа

с родителями

Внеурочная деятельность





Работа с одаренными детьми на уроках включает:

  • дифференцированный и индивидуальный подход;

  • использование современных образовательных технологий (проблемное обучение, деятельностный метод, проектная и исследовательская деятельность;

  • работа в режиме «консультант» (способные учащиеся в определенной образовательной области курируют остальных, осуществляя взаимообучение и помощь учителю в учебном процессе);

  • групповая и парная работа;

  • возможность выбора заданий повышенного уровня сложности в ходе выполнения контрольных, проверочных и самостоятельных работ по разным предметам;

  • предложение учащимся индивидуальных домашних заданий творческого и поискового характера.

Внеурочную деятельность в работе с одаренными детьми составляют:

  • выставки творческих работ учащихся;

  • участие в школьных и районных предметных олимпиадах и конкурсах;

Районный конкурс «Звонкий голосок» (2 участника, 1 призер.)

  • участие во Всероссийских и международных интеллектуальных конкурсах,



  • В мае месяце в Башкирском государственном университете состоялся конкурс Стобалльников. Вуз посетили победители языковой недели олимпиад. С нашей школы приняли участие учащиеся 2г и 2д классов по русскому языку. Юным всезнайкам удалось набрать максимальный балл в мировом рейтинге! После чего они были приглашены на масштабное мероприятие, где смогли посоревноваться с такими же одаренными детьми. Это Гарданова Лиана (2г кл., рук. Садыкова Э.А.), Карюгина Виктория (2д кл., рук. Гарданова С.З.), Дилоян Азнив (2д кл., рук. Гарданова С.З.) Все учащиеся и их руководители были награждены дипломами.

  • Также мои учащиеся активно принимают участие в олимпиаде школьников «Кубок Гагарина». В 1 классе приняли участие 4 учащихся, а во 2 классе 8 учащихся. Были награждены дипломами с вручением нагрудного знака отличия.






2016-2017 уч.год (1 класс)

2017-2018 уч.год (2 класс)

«Кубок Гагарина»

(русский язык, математика, окружающий мир)

4 участника, из них 3 призера муниципального этапа, 1 –участник республиканского этапа

8 участников, 5-победители школьного этапа, 1- участник республиканского этапа

«Глобус»

(русский язык)

5 участников- 2 победителя, 3 призера.

12 участников, 8 победителей, 4 призера

«Глобус»

(полиолимпиада)

1 призер


«Глобус»

(Конкурс 100бальников по русскому языку, окружающему миру)

1 призер

3 участника, 3 призера.




Активно участвуют учащиеся в международных проектах «Видеоурок», «Учи.ру», «Знание», «Инфоурок»

  • «Глобус»- 12, победителей- 8. «Кубок Гагарина»- 8 участников, победители школьного этапа- 5 человек, победители муниципального этапа – 1 человек. «Звонкий голосок» - 2 , победитель -1. Олимпиада «Плюс»- 3 , победителей -2. «Заврики по русскому языку»-3, победитель -1. «Дино-олимпиада» -8, победителей- 4. «Заврики по математике»- 5, победителей-4. «Русский с Пушкиным»- 6, победителей-2. Олимпиада «BRICSMATH.COM»-3, победителей- 2

  • активное участие в творческих проектах, акциях, конкурсах («Не ходи по тонкому льду-8 уч», «Механизатор – почетная профессия» (5 уч.), «Родное село- 4 уч», «Птицы моего Башкортостана- 1 уч» и др.

  • проектная деятельность учащихся: подготовка и защита индивидуальных и групповых проектов на уровне класса: «Растения доктора», «Собирай-ка», «Профессии», «Красная книга или Возьмем под защиту», «Родное село» и много других.



Работа с родителями в данном направлении включает:

  • проведение тематических родительских собраний («Проблема детской одаренности», «Какого ребенка считать одаренным?», «Развитие творческого потенциала младших школьников» и т.п.);

  • участие родителей и учащихся в конкурсах;

  • консультации для родителей и индивидуальные встречи;

  • открытые уроки и внеклассные мероприятия;

  • творческие отчеты перед родителями на классных родительских собраниях.

В какой области одаренный ребенок проявит себя? Это неиз­вестно! Но не стоит навязывать ему результаты своих наблюдений или испытаний. Лучше предоставьте условия для широкого проявления его возможностей.

Занятия исследовательской деятельностью, выполнение твор­ческих проектов развивают аналитические способности, форми­руют способность принимать решения, повышают конкурентоспособность. Ведь ни для кого не секрет, что в современном мире без подобных умений просто не обойтись!

Помогают в работе с одаренными детьми интересы и склонности учащихся. Реализуются через занятия по собственному выбору ребенка в рамках дополнительного образования: музыкальная школа (20% учащихся класса), занятия танцами (30% учащихся класса), Столярное дело- 50% спортивные секции (20% класса). Дети – участники всех проводимых концертов и выступлений в школе и в районе,

Система дополнительного образования используется для мотивации учащихся к познанию и творчеству, развитию их способностей в различных видах деятельности. Она направлена на создание условий для развития личности каждого ребенка.

Педагог не должен быть одинок в поддержании этого огонька, главными помощниками должны стать родители. Без их помощи и поддержки одному учителю очень сложно охватить всех детей. Задача семьи  состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка, задача школы — поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.

Дети быстро взрослеют. Но жить самостоятельно и успешно они смогут, если сегодня мы поможем развиться их способностям и талантам. А талантлив по-своему каждый ребенок. Выявление и воспитание одаренных, талантливых детей – чрезвычайно важный вопрос. Основная наша задача – так построить учебную и внеурочную деятельность, чтобы любые индивидуальные особенности детей, таящие в себе зерно опережающего развития в той или иной сфере, не прошли мимо нашего внимания, реализовались и выращивались в нашей педагогической деятельности с этими детьми.

Заключение

“Одаренные дети” — это особые дети. Задача педагогов - понять таких детей, направить все усилия на то, чтобы передать им свой опыт и знания. Опыт работы показывает, что чем раньше начата работа с одарённым ребёнком, тем полнее, шире раскрывается его талант. Благодаря системной работе одаренные дети становятся успешными. “Все дети рождаются быть успешными. Единственное, в чем они нуждаются – в развитии своих талантов. Главное верить в это. Вера - двигает горы… Вера в учеников может поднять их на такие высоты, которые нам трудно даже представить. Каждый день можно собирать большой урожай детских успехов. Главное не позволять ни одному ребенку быть неудачником. Учить их так, как будто каждый - независимо от семейных условий – сын или дочь Короля! Учить со страстью, учить с преданностью и стальной уверенностью в успехе, которая не позволит учащимся соскользнуть в неуспех. Никогда не падать духом! И тогда все получится!”

А учитель должен быть увлечен своим делом, профессионально грамотным, способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности, интеллектуальным, нравственным и эрудированным, психологом, воспитателем и умелым организатором учебно-воспитательного процесса, проводником передовых педагогических технологий, знатоком во всех областях человеческой жизни.















6

























9





Сохранить у себя:
Система работы с одаренными детьми в рамках реализации ФГОС НОО

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки