СИСТЕМА ФИЗКУЛЬТУРНО – ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ДОУ
Жизнь – это движение
И.П.Павлов
Движение как таковое может по-своему
действию заменить любое средство,
но все лечебные средства мира не могут
заменить действия движения.
Ж.Тиссо
Следующий – второй, важнейший блок модели здоровьесберегающей педагогической системы – организации физкультурно-оздоровительной работы.
Основные компоненты модели физкультурно – оздоровительной работы
Блок включает:
Полноценную и эффективную работу с дошкольниками всех групп здоровья (на физкультурных занятиях);
Оптимизацию двигательного режима;
Организацию занятий по ФК;
Организацию часа активных движений (динамической паузы);
Организацию динамических и физкультурных пауз на занятиях, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности дошкольников;
Регулярное проведение спортивно-оздоровительных мероприятий (дней здоровья, соревнований, спартакиад, и т.д.);
Создание условий для физического развития воспитанников и снижение заболеваемости;
Комплексное решение физкультурно-оздоровительных задач в контакте с медицинскими работниками;
Воспитание у детей личной физической культуры; формирование необходимости и желания в физическом совершенствовании, осознанного отношения к своему здоровью;
Оценка здоровья ребенка при постоянном и ежедневном контроле состояния их здоровья.
Цель социокультурно – оздоровительной работы в ДОУ - создание устойчивой мотивации и потребности в сохранении своего собственного здоровья и здоровья окружающих.
Оздоровительные занятия, проводимые по единому сюжету, способствует решению следующих задач:
1)сохранению и укреплению здоровья детей;
2)развитию сенсорных и моторных функций;
3)формированию потребности в двигательной активности;
4)профилактике нарушений опорно – двигательного аппарата, зрения, простудных заболеваний;
5)приобретению навыка правильного дыхания;
6)привитию навыков элементарного самомассажа;
7) развитию интеллектуальных функций (мышления, памяти, воображения, внимания, восприятия, ориентировки в пространстве);
8) развитию эмоционально –волевой сферы и игровой деятельности;
9)формированию гармоничной личности (умения дружить, чувства уважения, доброты, самокритичности и др.).
Правильно организованная физкультурно – оздоровительная деятельность может стать основой рациональной организации двигательного режима дошкольников, способствовать нормальному физическому развитию и двигательной подготовленности детей всех возрастов, позволит повысить адаптивные возможности организма, а значит, станет средством сохранения и укрепления физического и психического здоровья дошкольников.
В системе физкультурно - оздоровительной работы выделяют следующие основные направления деятельности:
Образовательная здоровьесберегающая деятельность: занятия с использованием здоровьесберегающих технологий; занятия по ОБЖ; индивидуальная работа (беседы, формирование культурно-гигиенических навыков, заучивание стихов, пословиц и поговорок о здоровье; игровая деятельность: сюжетно-ролевые, дидактические, настольные и др. игры).
Пропаганда ЗОЖ: занятия (ОБЖ); информационный блок; курс бесед, консультации и др.
Спортивно-досуговая деятельность: праздники и развлечения спортивного характера; дни здоровья, недели здоровья.
Физкультурно – оздоровительная деятельность: занятия физкультурой; гимнастикой; массаж; закаливание; дыхательная гимнастика на занятиях и после сна; гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика, динамические паузы в комплексе на занятиях; формирование правильной осанки.
2.Система физкультурно-оздоровительной работы
Система физкультурно-оздоровительной работы включает, помимо соблюдения санитарно-гигиенических норм, организации правильного, здорового, взаимодействия с социумом (медицинскими и спортивными учреждениями), еще два важных блока: 1 – занятия и 2 – совместную деятельность.
Первый блок состоит из 3 основных модулей:
Физкультурные занятия по привитию здорового образа жизни (традиционные и нетрадиционные занятия по методике Н.А. Фоминой и др.).
Интелектуально-художественно-эстетические занятия (пальчиковые и другие виды гимнастики, физкультурные паузы (физкультминутки)) и др.
Второй блок – Совместная деятельность – включает:
Занимательную гимнастику Н.А. Утробиной;
Утреннюю гимнастику;
Гимнастику для глаз;
Подвижные и спортивные игры;
Спортивные праздники;
Прогулки;
Динамические паузы;
Тренинговые упражнения – для укрепления психического здоровья и многое другое.
Программа деятельности ДОУ по расширению двигательного статуса детей предусматривает организацию, взаимодействие с социумом.
Здоровьесберегающие методики и технологии
В основу здоровьесберегающего педагогического процесса в детском саду легли следующие здоровьесберегающие методики и технологии:
Обширные умывания, ходьба босиком, ходьба по дорожкам Здоровья;
«Пальчиковая гимнастика для дошкольников» Л.П. Савиной и др.;
«Психогимнастика» М.И. Чистяковой;
«Массажные коврики, дорожки»
Высокая двигательная активность органов зрения обеспечивается на занятиях с использованием упражнений на специальных тренажерах, гимнастики для глаз, методики «Цветовые пятна» и др.
Основные отличительные особенности используемых здоровьесберегающих педагогических технологий:
На одном занятии активизируются разные виды восприятия ребенка – зрительное, слуховое, тактильное, двигательное, пространственное, а также обоняние и вкус. Обогащается сенсомоторный опыт детей, совершенствуется сенсомоторные координации.
При проведении занятий используются предметы, изготовленные из материалов разной фактуры, формы, цвета, размера. Это также способствует обогащению сенсомоторной сферы детей.
Дети постоянно пребывают в движении, исключается статичная форма проведения занятий. Проводятся физкультурные паузы и динамические развивающие игры, которые связаны с сюжетом, тематикой и содержанием занятия.
В течение всего занятия дети активно перемещаются в трехмерном пространстве по разным ориентирам – слуховым (на источник звука), зрительным – предметным и знаково-символическим (в старшем дошкольном возрасте).
4.Система физкультурно-оздоровительных мероприятий
Система физкультурно-оздоровительных мероприятий включает также:
Обеспечение здорового ритма жизни: щадящий режим (адаптационный период); гибкий режим; организация микроклимата и стиля жизни группы;
Физические упражнения: утренняя гимнастика; физкультурно-оздоровительные занятия; подвижные и динамичные игры; индивидуальная работа с детьми; профилактическая гимнастика (дыхательная звуковая, для улучшения осанки, профилактика плоскостопия, зрения); спортивные игры; спортивные соревнования.
Гигиенические и водные процедуры: умывание; мытье рук; игры с водой; обеспечение чистоты среды.
Световоздушные ванны: проветривание помещений; прогулки на свежем воздухе; сон при открытых фрамугах; обеспечение температурного режима и чистоты воздуха.
Активный отдых: развлечения, праздники; игры-забавы; дни здоровья и др.
Диетотерапия: рациональное питание.
Свето- и цветотерапия: обеспечение светового режима; цветовое и световое сопровождение среды и образовательного процесса.
Музотерапия: музсопровождение режимных моментов; музоформление фона занятий.
Аудиотренинг и психогимнастика: игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы; игры-тренинги на подавление отрицательных эмоций и снятие невротических: состояний; коррекция поведения.
Закаливание: обширное умывание; дыхательная гимнастика; массажные коврики.
Структура физкультурно-оздоровительного режима
В структуру оздоровительного режима в ДОУ вплетен спектр медико-восстановительных методов и приемов:
Динамические паузы;
Физминутки;
Пальчиковая гимнастика;
Дыхательная гимнастика;
Звуковая гимнастика;
Гимнастика для глаз;
Самомассаж;
Релаксационные упражнения;
Контроль осанки и др.
Все составные здоровьесберегающего аспекта органично включены в режимы дня во всех возрастных группах.
Особенности развития основных видов движения у дошкольников
Для всестороннего развития дошкольников чрезвычайно важно своевременно овладеть разнообразными движениями в первую очередь, основными их видами – бегом, ходьбой, прыжками, метанием, лазаньем, без которых нельзя активно участвовать в подвижных играх, а в дальнейшем успешно заниматься спортом.
Усвоение детьми навыков этих движений, овладение правильными способами их выполнения обогащают двигательный опыт, необходимый в игровой деятельности, разнообразных жизненных ситуациях, труде и быту. Упражнения в основных видах движений расширяют диапазон двигательных способностей детей.
Интенсивная работа большого количества мышц при выполнении движений предъявляет высокие требования к основным функциональным системам организма и в то же время оказывает на них тренирующее влияние. Под воздействием движений улучшается работа сердечно-сосудистой и дыхательной систем, укрепляется опорно-двигательный аппарат, регулируется деятельность нервной системы и ряда других физиологических процессов. При активных движениях, в особенности циклических, дыхание углубляется, улучшается легочная вентиляция. Использование основных движений в дозировке, доступной детям и соответствующей их возрастным возможностям, помогает повысить умственную и физическую работоспособность дошкольников.
Разнообразие основных движений и их вариантов дает возможность развивать и совершенствовать быстроту, ловкость, силу, выносливость, гибкость. Одновременное развитие дыхательных качеств при ходьбе, беге, прыжках, метании, лазании значительно повышает ценность этих движений. Наряду с физическим развитием детей решаются задачи нравственного, умственного и эстетического воспитания. У детей развиваются умственные способности, восприятие, мышление, внимание, пространственные и временные представления. Ребенок должен усвоить показанное ему движение и суметь действовать в соответствии с образцом так же ловко, быстро, технически правильно. Во время выполнения движений детьми активно формируется нравственно-волевые качества: целеустремленность, настойчивость, выдержка, смелость и др. Особенно важно поддерживать в детях желание и умение преодолевать препятствия (обежать, перепрыгнуть, перелезть и т.п.) самостоятельно подбирая способ действия в зависимости от тех конкретных условий, которые сложились в данный момент.
При выполнении движений обогащается эмоциональное состояние детей. Они испытывают чувство радости, подъема от проявленных двигательных действий. Дети воспринимают красоту совместных дружных движений – прошли ровной колонной, одновременно и четко выполнили подскоки. Педагоги стремятся воспитать у ребят интерес к движениям, устойчивость эмоциональных проявлений.
Развитие движений во многом определяется благоприятными окружающими условиями, стимулирующими подвижность детей. Рациональное использование площадки, природного окружения предоставляет воспитателю большие возможности для расширения осваиваемых детьми движений, их разнообразия и постоянного обновления.
Обучая детей основным движениям, педагоги стремятся к тому, чтобы дети учились проявлять выдержку, настойчивость, смелость, могли оказать помощь товарищу, научить правильным движениям. В то же время необходимо хорошо знать состояние здоровья и уровень физической подготовки детей группы чтобы предлагаемые упражнения соответствовали возможностям каждого ребенка.
Влияние двигательного режима на повышение двигательного статуса в системе физкультурно-оздоровительной работы
На повышение двигательного статуса детей оказывает влияние двигательный режим. Вся физкультурно-оздоровительная работа в детском саду строится с учетом структуры усовершенствованного двигательного режима для детей младшего и среднего, старшего дошкольного возраста.
Уменьшение удельного веса движений в режиме дня отрицательно сказывается на формировании систем и, несомненно, понижает защитные силы детского организма. Оптимизации двигательного режима отводится, таким образом, ведущая роль в воспитании здорового ребенка.
Организованной формой в этом двигательном режиме являются физкультурные занятия. При проведении занятий использую как традиционные, так и нетрадиционные формы занятий: сюжетные, тренировочные, контрольные, комплексные, игры-эстафеты, и др. кроме этого применяю на практике авторские разработки занятий, построенные на основе положений и принципов программ М.Ю. Картушиной «Зеленый огонёк здоровья» и Н.Н. Ефименко «Театр физического воспитания и оздоровления детей дошкольного и младшего возраста». Процесс обучения на занятиях носит дифференцированный, вариативный характер. Используется принцип чередования активной деятельности с упражнениями на дыхание, релаксацию.
Включаю в свою деятельность цикл занятий Г.Г. Давыдовой «Познай себя».
Параллельно с физическим развитием идет обучение детей основам культуры здоровья. Валеологический материал органично включается в структуру занятий, способствуя расширению знаний детей о строении человека, влиянии физических упражнений на организм, о безопасности жизнедеятельности. С детьми разучиваются комплексы упражнений, направленных на профилактику плоскостопия, дыхательной системы, формируются навыки самомассажа.
Педагогический коллектив отчетливо понимают, что здоровье детей в немалой степени зависит от наличия фактора безопасности существования. Поэтому огромное внимание уделяем внедрению технологии «Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста». Наиболее проработанным направлением данной программы являются вопросы обеспечения безопасности детей в ситуациях дорожного движения. В ДОУ уже стало доброй традицией проведение совместного физкультурного досуга детей и родителей «В гостях у светофора».
Поднимающее настроение и мышечный тонус утренняя гимнастика , аэробика, физкультминутки, бодрящая гимнастика после дневного сна в сочетании с закаливающими процедурами стали естественными и традиционными. В детском саду старшей медсестрой совместно врачом разработан годовой план профилактической работы, план мероприятий по снижению острой заболеваемости в детском саду.
В ДОУ разработана система оздоровительной работы по следующим направлениям:
Использование вариативных режимов дня и пребывания ребенка в ДОУ;
Психологическое сопровождение развития;
Разнообразные виды организации режима двигательной активности ребенка;
Организация питания;
Оздоровительное и лечебно-профилактическое сопровождение;
Система работы с детьми по формированию основ гигиенических знаний и здорового образа жизни