Система деятельности учителя по формированию основ здорового образа жизни младших школьников

Работа в современной школе требует от учителя всегда быть в поиске,использовать новые технологии, заботясь о здоровье подрастающего поколения. Бесспорно, что успешность обучения во многом определяется уровнем состояния здоровья обучающегося.

Содержимое разработки

Система деятельности учителя по формированию основ здорового образа жизни младших школьников

( из опыта работы)

Яковлева О. А., учитель начальных классов высшей квалификационной категории МБОУ СОШ № 75 Октябрьского района города Новосибирска.

Основная цель моей педагогической деятельности - сохранение и укрепление здоровья учащихся. Отсюда возникают основные задачи, которые я ставлю в своей работе на первое место:

обеспечение школьнику возможности сохранения здоровья на период обучения в школе;

снижение уровня заболеваемости учащихся;

сохранение работоспособности на уроках;

формирование у учащихся знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни;

формирование системы спортивно-оздоровительной работы.

Исходя из поставленных задач, здоровьесберегающими компонентами урока определила:

утреннюю гимнастику;

динамические паузы;

чередование поз во время урока;

организационное начало (выстраиваются договорные отношения, принимаются правила урока);

ранжирование учебного материала урока по степени сложности, новизны, актуальности;

использование активных методов обучения: поисковый, диалогический, игровой, проектный, исследовательский и др.;

отражение в содержании вопросов, связанных со здоровьем, здоровым образом жизни (по возможности);

гармоничное сочетание обучения – воспитания – развития в учебной деятельности; плотность урока: количество времени, затраченного на учебную деятельность не менее 60%, но не более 80%; темп завершения урока спокойный, учащийся должен иметь возможность задать учителю вопросы; учитель комментирует домашнее задание (объем, «риски», «опасные места»), наличие выбора; система оценивания.

Система деятельности построена на соблюдении следующих условий:

1. Санитарно-гигиенические: проветренный класс; соответствующее освещение; водный режим; подходящие по росту парты; расположение слабовидящих учащихся в соответствии с рекомендациями медико-санитарной службы; комфортный для человека уровень шума – 10 дБ (так журчит ручей и шумит листва); обычный разговор «в спокойных тонах» - это 40 дБ; использование видеоэкранных средств обучения с учетом гигиенических правил. Проветренное помещение, свежий воздух – это среда, в которой хорошо работает мозг, легкие; чистая доска – это направленность на деятельность; правильное освещение – это работа глаз.


2. Психологические: создание эмоционально положительного фона в обучении, общении. Учитель слышит ученика, а ученик учителя. Учет психического и физического здоровья ребенка; психологических особенностей класса. Стимулирование мотивации на успешность в обучении, оказание поддержки и помощи ребенку в учебе. Использование чередования интенсивности в обучении и релаксации.

Для повышения работоспособности и организации учащихся разработаны несколько комплексов утренней гимнастики с музыкальной поддержкой. Начиная с первого класса, провожу такую гимнастику до уроков. Например: Посадите цветочек – сядьте на корточки, цветок вырос и тянется к солнышку.

На уроке, когда чувствую, что дети устали, у них пропадает интерес, внимание становится рассеянным, провожу эмоциональные паузы, «минутки покоя». Включаю тихо спокойную музыку и прошу детей закрыть глаза, опустить голову на скрещенные руки, лежащие на парте. Говорю тихо и спокойно: "Ваша парта была когда-то деревом. Его согревало тёплое солнышко. И сейчас это тепло согревает вас. Вам тепло и хорошо. А теперь поднимите голову, хлопните в ладоши и скажите: "Хорошо!""

Разработала систему проведения физкультурных пауз на уроках.

Длительность этих пауз обычно составляет 1-2 минуты и включает комплекс из 4-5 упражнений. Возможны варианты сочетания различных упражнений. При выполнении разминки для кистей рук можно одновременно с ними выполнять гимнастику для глаз, фиксируя взгляд на кисти. Например, уроки русского языка и математики всегда начинаю с разминки для пальчиков - "Театр рук": Раз, два, три четыре. Жили мышки на квартире. Чай пили, чашки били, по-турецки говорили: Чаби, чиляби, чаби, чиляби!!!

Пальчиковая гимнастика, в которой «красной нитью» проходит тема правильного питания:

1. На маленькой кочке выросли грибочки…


2. На базар ходили мы, много фруктов принесли,

Есть лимоны, апельсины, сливы, дыни, мандарины,

Но купили мы арбуз - самый сладкий груз!


3. Вырос у нас чесночок, перец, томат, кабачок,

Тыква, капуста, картошка, лук и немножко горошка.

Овощи мы собирали, ими друзей угощали,

Квасили, ели, солили и на базар уносили.

Прощай же на год, наш друг - огород!

С целью профилактики появления и прогрессирования уже имеющейся близорукости у школьников провожу специальную физкультурную паузу продолжительностью 1-3 минуты ежедневно в конце 2-го и 4-го уроков. Использую различные игры для глаз: " Помоги Слёзке найти выход из лабиринта", "Начерти глазами вертикальные и горизонтальные линии", " У зайца косые глаза", " Летит самолёт" и другие. ИКТ предлагают учителям и ученикам разнообразные физминутки. Дети с удовольствием их выполняют.

При проведении физических минуток учитываю:

1) выполнение упражнений с достаточной амплитудой движения;

2) подбор упражнений с учётом вида деятельности на данном уроке;

3) увеличение или уменьшение продолжительности упражнений, учитывая степень утомляемости детей.

Мои ученики любят костюмированные физические паузы, в подготовке которых обязательно участвуют родители (разрабатывают и шьют костюмы).

Для поддержания работоспособности, снятия статического напряжения в нашей школе проводятся динамические перемены, разнообразные по содержанию: подвижные игры, игры-эстафеты, спортивные упражнения. элементы спортивных игр (бадминтон. теннис), самостоятельные игры детей.

На уроке до проведения самостоятельной работы договариваюсь с детьми: "После выполнения работы встаньте, выйдете из-за парты. Этим вы покажете, что задание выполнено". По желанию дети могут подойти к стене, прижаться к ней спиной. Чередование поз во время урока является одним из компонентов здоровьесбережения.

Обучаю психологическим приемам борьбы с унынием, плохим настроением. Например: Сильно потрите кисти рук, проимитируйте движением рук, что вы выбрасываете всё плохое в мусорное ведро.

Комплекс гигиенической гимнастики (с включением специальных упражнений для глаз) поможет детям в течение мину­ты восстановить работоспособность и создает хорошее настроение. Каждое упражнение длится в среднем не более 8 секунд.

1. Вращение глазами, стараясь как можно больше увидеть по сторонам. Шесть раз влево, шесть — вправо. И глаза быстро «сбро­сят» усталость.

2. Сесть прямо, положив руки на затылок. Сделав вдох, как можно крепче прижать голову к ладоням. Это способствует укреп­лению мышц шеи.

3. Продолжая сидеть прямо, взяться руками за сиденье сту­ла и поднять плечи как можно выше. Со временем это улучшит осанку ребенка.

4. Поставить локти на стол, положить подбородок на ладони, вдохнуть и, сохраняя шею прямой, крепко прижать подбородок к ладоням.

5. Встать около стола, повернутся к нему спиной, и в та­ком положении постараться поднять стол. Если систематически выпол­нять это упражнение, то плечи приобретают бо­лее приятный вид.

6. Встать в дверном проеме. Сделать имитацию движения, что раздвигаешь его.

7. Сидя за столом, сжать сильно какой-нибудь стоящий на нем предмет. Оба последних упражнения хорошо укрепляют мыш­цы плечевого пояса и грудной клетки.

8. Сидя на стуле, поднять согнутые ноги, и потом опустить их пря­мыми. Это укрепляют мышцы живота, и содействует предотвраще­нию жировых отложений.

В нашей школе во внеурочной деятельности организована работа кружка « Лечебная физкультура». Казанцева Валентина Николаевна два раза в неделю много лет с моими учениками ведет оздоровительную работу.

В рамках группы продлённого дня, раз в неделю, провожу занятия с использованием рабочей тетради М.М.Безруких, Т.А.Филиппова "Разговор о правильном питании".

Цель этих занятий: сформировать у школьников представление о необходимости заботы о своём здоровье, и, в первую очередь, о важности правильного питания как составной части сохранения и укрепления здоровья.

Так же в школе есть стоматологический и массажный кабинеты, которые регулярно посещают ученики.

В результате применения и сочетания компонентов здоровьесберегающих технологий в моем классе уменьшилось количество пропусков по болезни, снизилась усталость и утомляемость во время уроков, повысилась мотивация к учебной деятельности, привить продолжается процесс, прививающий потребность в здоровом образе жизни, что в итоге сказывается на приросте учебных достижений.



Сохранить у себя:
Система деятельности учителя по формированию основ здорового образа жизни младших школьников

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки