8-Б 05.12.2019
Синтаксический разбор двусоставного предложения.
Цель:
1. Обобщить знания учащихся о второстепенных членах предложения
2. Совершенствовать навык синтаксического разбора двусоставного предложения с указанием видов второстепенных членов;
3. Закрепить орфографические и пунктуационные навыки
Задачи:
1)обучающие:
- повторить и обобщить сведения о главных и второстепенных членах предложения;
- закрепить навыки синтаксического разбора двусоставного предложения;
2)развивающие:
- совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки;
- развивать логическое мышление, память, эмоциональную сферу;
3)воспитательные:
-формировать умение сотрудничать при выполнении упражнений;
- воспитывать внимание и уважение к слову.
Вид урока: урок-практикум.
Оборудование: учебник русского языка, тетради, раздаточный материал, таблица «Синтаксический разбор простого предложения».
Ход урока
Оргмомент.
Встали тихо. Замолчали.
Всё, что нужно вы достали- приготовились к уроку.
В нём иначе нету проку.
Мы урок начнём сейчас, интересный он для вас.
Слушая внимательно, поймёте обязательно.
- Прочитайте слова: слова и словосочетания, знаки препинания и члены предложения, характеристика и схемы предложений.
О каком разделе русского языка пойдёт речь на уроке? (синтаксис)
С каким разделом связан синтаксис? (пунктуация)
- Мы закончили изучение темы «Двусоставное предложение», где изучали главы «Главные члены предложение» и «Второстепенные члены предложения».
Пришло время собирать камни. И начнём мы с…
Актуализация знаний
Терминологический диктант: записи в тетрадях
1 Раздел русского языка, изучающий словосочетания и предложения…(синтаксис)
2 Раздел русского языка, изучающий расстановку знаков препинания…(пунктуация)
3 Что выражает основное значение предложения…(грамматическая основа)
4 Как называется предложение, в котором основа выражена подлежащим и сказуемым (двусоставное)
5 Если в предложении содержится приказ, побуждение к действию, какое оно по цели высказывания? ( побудительное)
6 Если предложение произнесено с восторгом, радостью, какое оно по эмоциональной окраске? (восклицательное)
Взаимопроверка: на доске ответы.
«Определите тип сказуемого» (устно)
Из предлагаемых предложений, определите тип сказуемого.
Никто не хотел уходить (СГС).
Будет построен ледовый дворец (СИС).
Будет стучать дождь (ПГС).
Синтаксическая дуэль.
(Правильно сказав концовку предложения, вы сможете остаться невредимым в синт. дуэли)
Как называется член предложения, отвечающий на вопросы КТО? ЧТО? (подлежащее)
Главный член предложения, обозначает действие, отвечает на вопрос ЧТО ДЕЛАЕТ? (сказуемое)
Член предложения отвечает на вопросы ЧЕЙ? КАКОЙ? КОТОРЫЙ? (определение)
Определение, связанное с главным словом по способу управления или примыкания? (несогласованное определение)
Член предложения отвечает на вопросы падежей? (дополнение)
Особый вид определения, выраженный существительным? (приложение)
Предложение, в котором нет второстепенных членов? (нераспространённое)
Член предложения отвечает на вопросы ЗАЧЕМ? С КАКОЙ ЦЕЛЬЮ? (обстоятельство)
Ответил 4 правильно – цел (5)
Ответил 1 неправильно – ранен (4)
Ответил 3 раза неправильно – тяжело ранен (3)
Ответил 4 раза неправильно – убит (2)
Дуэлянты по очереди называют друг другу номер вопроса.
Ребята, а как называется вид работы, когда нужно подчеркнуть члены предложения в предложении? (синтаксический разбор)
Что включает в себя такой разбор? (члены предложения, части речи, характеристика, схема)
Тема урока: Синтаксический разбор двусоставного предложения.
Цель: Обобщить знания учащихся о второстепенных членах предложения4
Утверждений «Верно-неверно»
Найдите неверные утверждения, запишите в строчку без пробелов номера, под которыми они записаны.
0. Дополнение может быть выражено деепричастием.
1. Несогласованные определения могут быть выражены существительным или неделимым словосочетанием.
2. Несогласованные определения примыкают к определяемому слову.
3. Дополнения бывают прямые и косвенные.
4. Обстоятельства образа действия, времени, причины могут быть выражены деепричастным оборотом.
5. Подлежащее – самый главный член предложения.
6. Подлежащее может быть выражено любой частью речи.
7. Сказуемое обозначает то, что говорится о предмете речи.
8. Простое глагольное сказуемое может быть выражено глаголом в форме одного из наклонений.
9. В качестве простых глагольных сказуемых могут быть неделимые сочетания типа повесить нос, задирать нос и пр.
10. Составное именное сказуемое состоит из глагола-связки и именной части.
11. Составное глагольное сказуемое состоит из вспомогательного слова и неопределенной формы глагола.
12.В составном именном сказуемом именная часть выражает грамматическое значение сказуемого.
КЛЮЧ: 0512 – дата, когда проводился урок.
III. Работа по теме урока: “Синтаксический разбор двусоставного предложения”.
Составление кластеров в группах, используя материал учебника: стр. 79-80 и дополнительный материал.
Физкультпауза
- Если в предложении есть второстепенный член дополнение, руки поднимите вверх, если определение – разведите в стороны, если есть обстоятельство – опустите руки вниз.
Юноша писал письмо. (вверх)
Всходило яркое солнце. (в стороны.)
Школьники посадили деревья. (вверх)
Вчера моросил дождь. (вниз)
Подул холодный ветер. (в стороны)
Мы вышли погулять. (ничего)
Прозвенел веселый звонок. (в стороны)
Я люблю зиму. (вверх)
Работа по теме урока. Продолжение
Чтобы достичь поставленных целей, обобщим имеющиеся у нас знания и составим план синтаксического разбора. С чего мы начинаем синтаксический разбор?
(Нужно разобрать предложение по членам предложения и указать, чем они выражены: главные члены предложения: определить тип сказуемого - простое глагольное, составное глагольное, составное именное второстепенные члены предложения: а) дополнение: прямое, косвенное б) определение: согласованное, несогласованное, приложение в) обстоятельство: места, времени, образа действия, цели и т.д.)
Далее нам необходимо определить вид предложения…
- по наличию грамматических основ – простое или сложное
- по цели высказывания – повествовательные, вопросительные и побудительные;
- по эмоциональной окраске – восклицательные, невосклицательные;
- по наличию главных членов предложения – односоставные, двусоставные;
- по наличию второстепенных членов предложения – распространенные, нераспространенные.
- осложненное или неосложнённое предложение – однородными членами, причастным и деепричастным оборотами, обращением.
Синтаксический разбор предложения
Записывают в тетрадях предложение. Выделяют в нём предикативную основу и второстепенные члены.
пр. прил. сущ. гл. прил. сущ.
С малой удачи начинается большой успех.
( Повест., невоскл., простое, двусост., распр., неосложн.).
В нем воплощены труд, разум и воля.
( повест, невоскл., простое, двусост., распр., осложненное однородными подлежащими)
, и
Выполняют разбор в соответствии со схемой у доски.
Самостоятельная работа.
Спишите. Сделайте синтаксический разбор.
1.От невыносимой жары никла каждая травинка.
2.Звери рвали когтями сухую, неподатливую землю, заваливались наок, тяжело дышали.
«О чем рассказывают эти рисунки» (индивид. работа по карточка: Волковский, Зрожевский, Карасев)
IV. Рефлексия.
Учитель. Итак, ребята, давайте с вами сделаем вывод.
Ученики делают вывод: Сегодня на уроке мы повторили раздел “Простое предложение”, вспомнили, какими бывают предложения по цели высказывания, по эмоциональной окраске, по отношению к высказыванию, по наличию главных членов, второстепенных членов, по полноте состава; повторили все конструкции, которыми может быть осложнено простое предложение. Кроме того, мы закрепили схему синтаксического разбора простого предложения, учились выполнять синтаксический разбор.
Синквейн
Урок
Оценки сегодня получают...
Спасибо всем за работу на уроке. До свидания.
V. Домашнее задание.
Выучить порядок синтаксического разора.
Упр. 160