Школьный социально – значимый проект
«ЛЕТОПИСЬ ВОИНСКОЙ СЛАВЫ»
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА: В любом обществе воспитание гражданина и патриота, ценящего родную землю, ее традиции и национальную культуру, уважающего историю своей Родины, относится к числу приоритетных,чтобы этот процесс протекал успешно, необходимо придать ему социально ценный и личностно значимый характер. Понимание того, что Родина для человека начинается с семьи, друзей, места, где родился, придет к ребенку только тогда, когда он будет включен в активную индивидуальную и совместную деятельность по изучению и преобразованию окружающей действительности.
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА: учитель истории, учащиеся классного коллектива среднего звена (7-8 классы).
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: развитие у учащихся активной гражданской позиции и патриотизма как важнейших духовно – нравственных и социальных ценностей, отражающих сопричастность к делам и достижениям старших поколений, готовность к активному участию в различных сферах жизни общества.
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:
* усиление акцента на изучение истории и культуры Отечества и родного края;
*развитие общественной активности учащихся, воспитание в них сознательного отношения к народному достоянию, верности боевым и трудовым традициям старшего поколения, преданности Отчизне, готовности к защите ее свободы и независимости;
*воспитание политической культуры, чувства ответственности и гордости за свою страну;
*создание условий для проявления организаторских способностей и удовлетворения потребности школьников в самореализации и саморазвитии.
МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА: проект в условиях мало комплектной школы и малой наполняемости классов рассчитан на учебный год. В течение этого срока организуется индивидуальная и совместная деятельность учащихся.
ФОРМЫ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ В РАМКАХ ДАННОГО ПРОЕКТА:
- Уроки Мужества,
- Торжественные мероприятия, посвященные Дням воинской Славы, Дню Героя России;
- Праздничный концерт для ветеранов Великой Отечественной войны;
- Встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, тружениками тыла ;
- Тематические классные часы и торжественные мероприятия , посвященные важнейшим событиям и датам Великой Отечественной войны;
- Конкурсы рисунков и поздравительных открыток к Дню Защитника Отечества, ко Дню Победы;
- Организация адресной шефской помощи ветеранам, вдовам, «детям войны»;
- « Уроки мира»;
- Акция в память о детях –жертвах терактов « Мир без выстрелов»;
- Экскурсии в районный краеведческий музей, школьный музей;
- Участие в школьных, муниципальных, региональных, всероссийских военно –патриотических мероприятиях, конкурсах.
АЛГОРИТМ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ И УЧАЩИХСЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА ВКЛЮЧАЕТ СЛЕДУЮЩИЕ ДЕЙСТВИЯ:
Для успешного управления воспитательным процессом необходимо выстроить систему « идея – проект - средства реализации».
Главное учителю самому четко осознать , что : идея - это сущностное выражение замысла будущей деятельности, концепция – это развертывание содержания идеи, программа – это конкретизированная концепция, проектирование – это механизмы реализации программы. Проект – это идея + концепция + программа +механизм реализации.
Затем учитель должен определить собственные цели и задачи участия в мероприятии, активизируя позиции школьников как соорганизаторов воспитывающей деятельности.
Учащиеся должны с помощью учителя также четко определить следующие позиции: для чего и почему нужна эта деятельность(для чего, какие решает проблемы), для кого (кто участвует, кому важно и интересно), кто(кто организует деятельность, кто привлечен, как распределены поручения), как (описание конкретных действий и деятельности), когда( время и срок проведения) и что потом( какие результаты будут).
Инициативная группа в ходе обсуждения выбирает руководителя мероприятия (проекта), специалиста по обслуживанию технических средств, помощников в организации мероприятия (проекта), учитель выступает в роли координатора массового мероприятия.
Воспитательная деятельность организуется в соответствии с принципами функционирования нашей группы, а именно:
А) коллегиальность – все вопросы решаем вместе,
Б) системность - единство требований
В) работа строится в системе «анализ - план- анализ»
Г) творчество – вести за собой
Д) открытость и доступность - все участвуют во всем
Е) вместе и рядом – мы коллектив.
Расширение воспитательного пространства в интересах создания социально-позитивной среды жизнедеятельности ребят содействует максимальному индивидуальному развитию личности учащихся и обеспечивает участие детей во внешкольной деятельности.
Наиболее СОЦИАЛЬНО – ЗНАЧИМЫЕ АКЦИИ второго полугодия 2022 -2023 учебного года
КТД « Галерея Памяти», посвященное 80- ой годовщине со дня разгрома немецко –фашистских войск под Сталинградом :
-творческие исследовательские работы, панорама тематических газет «Сталинградская битва. Люди. .События. Факты.».
-конкурс чтецов «Отечества достойный сын».
-викторина «Мы помним. А вы знаете?»
- Общешкольный урок Мужества : «Поклонимся великим тем годам …». (литературно – музыкальная композиция + презентация)
ПРИЛОЖЕНИЕ( первое полугодие ). ОБЩЕШКОЛЬНЫЙ УРОК МУЖЕСТВА
« И ВРАГУ НИКОГДА НЕ ДОБИТЬСЯ, ЧТОБ СКЛОНИЛАСЬ ТВОЯ ГОЛОВА …»
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УРОКА : урок призван наглядно и образно воссоздать панораму событий, происходивших на подступах к Москве;
показать на конкретных фактах , как неразрывно переплетались в этот период трагедия и мужество , боль и героизм наших соотечественников ;
через стихи , песни , театральные миниатюры дать почувствовать величие духа людей военного поколения ,их веру в торжество справедливости и правды , веру в победу ;
продолжить формирование у школьников патриотизма на основе изучения истории России и родного края;
воспитывать у учащихся чувство уважения к памяти защитников Отечества, героической истории государства .
Звучит песня « Не стареют душой ветераны»
Учитель: У времени есть своя память- ИСТОРИЯ.И поэтому мир никогда не забывает о трагедиях, потрясавших планету в разные эпохи, в том числе и о жестоких войнах, уносивших миллионы жизней, отбрасывавших назад цивилизации, разрушавших великие ценности, созданные человеком.
Прошло много лет, как закончилась Великая Отечественная война, но эхо ее до сих пор не затихает в людских душах.
Мы не имеем права забыть ужасы этой войны, чтобы она не повторилась вновь.
Мы не имеем права забывать тех солдат, которые погибли ради того, чтобы мы сейчас жили
Мы обязаны все помнить..
Звучит первый куплет песни. «МОСКВА МАЙСКАЯ»(Сл. В. Лебедева-Кумача, муз. Дан. и Дм. Покрасов)
ПАУЗА.
Далее звучит отрывок из Сообщения о вероломном нападении Германии на СССР Ю.Левитана.
В Ы Х О Д Я Т В Е Д У Щ И Е .
Ведущий 1: Война… Мы знаем о ней понаслышке- по фильмам и книгам, наградам своих прабабушек и прадедушек.
Мы знаем, что она еще где-то есть..
Ведущий 3: Мы знаем по сбивчивым,
Трудным рассказам
О горьком победном пути
Поэтому должен
Хотя бы наш разум
Дорогой страданья пройти.
И мы разобраться обязаны сами
В той боли, что мир перенес.
ВЕДУЩИЙ 2 : 22 июня 1941 год… Страшная дата. День, когда для миллионов жителей нашей страны рухнули все планы на будущее – каникулы, экзамены, свадьбы…Мечты, любовь,
счастье-все опалил огонь жестокой кровопролитной войны. Вся жизнь перевернулась.
ВЕДУЩИЙ 3 : Самая короткая ночь в России – ночь мужества, воли, бесстрашия.
Да, не ожидали.
Да, не были готовы, но уже 22 июня смерть уносила жизни людей, уже 22 июня земля гудела под гусеницами танков, рвалась снарядами, прошивалась автоматными очередями.
ВЕДУЩИЙ 1 : Начался отсчет 1418 –ти долгих дней и ночей Великой Отечественной войны.
Звучит песня « С в я щ е н н а я в о й н а».
ВЕДУЩИЙ 4 : «Дети мои» - это сама Родина – мать обращалась в грозный час к своим сыновьям, посылая их на смертный бой.- будьте беспощадны к врагу .Защитите от него родную землю»
ВЕДУЩИЙ 5 : Я узнал, что для плана войны против Советского Союза фашистские военачальники выбрали прозвище свирепого германского императора Фридриха Первого Барбароссы .Барбаросса командовал рыцарским войском, пролил немало человеческой крови. Название «Барбаросса» определило характер войны как жестокой, истребительной и разрушительной.
ВЕДУЩИЙ 6 : Почти 27 млн. жизней советских людей унесла Великая Отечественная война. Потоками крови и слез была омыта за эти нескончаемые долгие 4 года наша многострадальная
земля.
Если воедино собрать горькие материнские слезы, пролитые по погибшим сыновьям,
то образовалось бы море скорби и потекли бы от него во все уголки планеты реки страдания.
ВЕДУЩИЙ 3 : Говорят, история повторяется…
ВЕДУЩИЙ 2 : В 1812 году Наполеон определил три главных направления: С-Петербург, Москва, Киев. И 1941 году фашист Гитлер в наступлении на Восток направил удары на Ленинград, на Киев, и самая сильная группировка войск противника двинулась на Москву- сердце нашей многонациональной Родины..
ВЕДУЩИЙ 1: И от моря и до моря встали русские полки.
Встали с русскими едины белорусы, латыши,
Люди вольной Украины, и армяне, и грузины, молдаване, чуваши-
Все советские народы против общего врага.( С. Михалков )
ВЕДУЩИЙ 3: Все далее удаляются от нас военные годы, их трагедии и победные всплески. Но не стирается память о тех, кто отдал жизнь, здоровье, все свои силы для Великой Победы.
Несмотря на то. Что нет уже советского народа, как не стало и Советского Союза, их бессмертный подвиг не померкнет в памяти поколений. В памяти нас - россиян.
ВЕДУЩИЙ 2 : Давайте же откроем первую страницу великой Отечественной войны - БИТВА ЗА МОСКВУ - и вспомним как все это было.
ВЕДУЩИЙ 6 :Смоленское сражение- самое большое и упорное сражение первых месяцев войны. Противник имел двойное превосходство в людях ,артиллерии. самолетах, почти четырехкратное- в танках. Город держал оборону и даже наносил ответные удары в направлении Бобруйска. Именно в Смоленске было применено новое оружие- реактивные установки БМ-13,знаменитые «Катюши». Управляла «Катюшами» батарея Флерова. В начале октября 1941 года она попала в засаду. После неравного боя, в котором смертью храбрых пал ее командир, бойцы взорвали артиллерийские установки, чтобы новое оружие не досталось врагу.
ВЕДУЩИЙ 5 : А я знаю, что Смоленск – это богатырская застава России , много раз встававшая грудью на пути врага к Москве. Смоляне доблестно сражались за честь Отечества еще под знаменами Дмитрия Донского, в дружинах Минина и Пожарского. Неувядаемую славу снискали жители Смоленска в боях с наполеоновской армией 1812 года.
ВЕДУЩИЙ 4 : Впервые во Второй мировой войне германская армия была поставлена перед необходимостью обороняться на главном, решающем направлении своего наступления.
ВЕДУЩИЙ 1: С юга обойти Москву враг мог через Тулу. Этот город также стал щитом на пути к Москве. Это знаменитый город оружейников, который превратился в неприступную крепость.
Регулярные части нашей армии и жители города сражались самоотверженно, героически, не щадили ни своих сил, ни самой жизни.
ВЕДУЩИЙ3 : В память о тех грозных событиях в Туле установлена на постаменты боевая техника периода обороны Тулы- зенитное орудие, противотанковая пушка, гаубица, гвардейский миномет «Катюша» и танк.
ВЕДУЩИЙ 2: Эти города по праву носят звание «город – герой».
ВЕДУЩИЙ 1 :По планам немецкого командования уничтожение Москвы должно было начаться с воздуха. Вражеская авиация предприняла первый налет на Москву в ночь на 22 июля. С этого момента по 22 декабря 1941 года было 122 налета. Основную роль в противовоздушной обороне города играли летчики и зенитчики Московского корпусного района противовоздушной обороны. Они перехватывали вражеские самолеты на подступах к городу, уничтожали их или вынуждали вернуться на свои аэродромы. Около 1300 фашистских самолетов нашли свой конец под Москвой .Только немногим удавалось прорваться в город.
ВЕДУЩИЙ 2 : С первых дней войны летчик –истребитель Виктор Талалихин охранял столицу от налетов вражеской авиации. 7 августа 1941года он одним из первых в истории Великой отечественной войны совершил ночной таран, сбив фашистский бомбардировщик, за что был удостоен звания Героя Советского Союза.
Звучит песня М . Леонидова «Туман»
ВЕДУЩИЙ 3 : С воздуха уничтожить город не удалось. В октябре 1941 года началось сухопутное наступление на Москву. Гитлеровский план « Тайфун» включал в себя взятие города в кольцо, после завершения окружения Москвы планировалось полностью истребить население города, стереть город с лица земли, а на его месте устроить огромное озеро.
ВЕДУЩИЙ 6 : Москвичи мобилизовали все силы. Рабочие Москвы трудились по 12-18 часов в сутки, обеспечивая оборонявшие столицу войска оружием, боевой техникой, боеприпасами. Тысячи и тысячи москвичей, главным образом женщины, копали противотанковые рвы, траншеи, сооружали заграждения, чтобы не допустить врага в Москву.
ВЕДУЩИЙ 5 : И везде рядом со взрослыми были дети. Они работали в цехах заводов. Те , кто был мал ростом, стояли у станка на скамейке и наравне со взрослыми выполняли рабочую норму. После занятий школьники работали в госпиталях, дежурили на крышах домов, проверяли светомаскировку, помогали на дому тем, кто был болен и слаб.
ВЕДУЩИЙ 4 : О, сколько было подвигов на свете!
И в каждом этом подвиге незримом
Своя и глубина , и высота ,
И красота своя неповторима.
Но из всего того, что мы вершим пока,
Солдатский подвиг я считаю высшим
И самым бескорыстным на века.
ВЕДУЩИЙ 1 : Гитлер планировал провести 7 ноября 1941 года парад на Красной площади в Москве. И парад 7 ноября состоялся, только не фашистских войск , а наших советских.
Часть войск прямо с парада направлялась на фронт, на передовые позиции.
Весь мир воочию убедился, что Москва не только не пала , о чем немецкое командование неоднократно объявляло, но и проводит традиционный парад своих войск.
ЗВУЧИТ ПЕСНЯ « ЗАЩИТНИКОВ МОСКВЫ» (сл. А. Суркова, муз. Б. Мокроусова)
ВЕДУЩИЙ 2 : Кружилась в поле злая осень,
Летела поздняя листва,
А их в окопе -28,
Но за стеной у них Москва.
НА них чудовища стальные
Ползли, сужая полукруг.
Так защитим Москву, родные,
Сказал гвардейцам политрук.
Не пропустили вражьи танки
Герои Родины своей.
В сырой земле лежат останки
Родных ее богатырей.
И славу им ветра разносят.
И слышит Родина слова:
Их было только – 28,
Но за спиной была Москва.
ЗВУЧИТ ПЕСНЯ « У ДЕРЕВНИ КРЮКОВО»
ВЕДУЩИЙ 3: Мысли и чувства всех защитников Москвы выразил политрук роты 316-й стрелковой дивизии В.Г.Клочков :» Велика Россия, а отступать некуда – позади Москва.» 28 бойцов дивизии генерала-майора Ивана Васильевича Панфилова не дрогнули 16 ноября 1941 года в 4-часовом бою в районе разъезда Дубосеково, в 7 километрах юго-восточнее Волоколамска, подбили 24танка противника из 50-ти. Почти все воины пали в этом сражении. Но с задачей справились -не допустили врага на Волоколамское шоссе, ведущее к столице. Всем им присвоено высокое звание Героя Советского Союза.
ВЕДУЩИЙ 6 : В истории нашей Родины две Великие Отечественные войны: 1812 год –с наполеоновской Францией, 1941 – 1945 года –с фашистской Германией.
С нашей стороны войны носили отечественный, справедливый характер, ведь на нашу страну напали захватчики. Именно это поднимало моральный и боевой дух русских людей, так как они вели войну на родной земле, обороняли русские города, чувствовали себя спасателями Отечества и поэтому дрались насмерть. Независимость Родины казалась большинству русских людей дороже жизни.
ВЕДУЩИЙ 3 : Героизм и мужество проявила 18-летняя москвичка Зоя Космодемьянская.
Ее слова-«Это счастье- умереть за свой народ»-помнят многие. Они прозвучали в подмосковном селе Петрищево и навсегда остались в нашей памяти. Разведчица Зоя Космодемьянская умерла во вражеском плену, на фашистской дыбе, не выдав своих товарищей – партизан и не показав своих страданий.
ВЕДУЩИЙ 2 : 5 декабря 1941года началось первое мощное наступление наших войск под Москвой. Прорвав вражескую оборону на широком фронте от Калинина до Ельца, они отбросили врага от Москвы на запад- на 150-300 км.
ВЕДУЩИЙ 4 : Немецкий « Тайфун» потерпел крах.
У границ нашей столицы был окончательно развеян миф о непобедимости германской армии.
Под Москвой немцы впервые с начала Второй мировой войны потерпели крупное поражение. Вместо «молниеносной войны» против Советского Союза Германия была вынуждена перейти к ведению затяжной войны, к которой она не была готова.
ВЕДУЩИЙ 5 : Победа под Москвой – это победа всего нашего народа. Но в первую очередь, это победа солдата, воина – труженика войны.
ВЕДУЩИЙ 6: « Ода солдату» ,стих-ние А. Плотникова
Солдату я слагаю оду,
Был ратный путь его тяжел,
Он все прошел: огонь и воду,
И трубы медные прошел.
Шагал по вражескому следу
До завершающего дня.
И прочно выковал Победу
Из грома , стали и огня.
И , полная творящей силы,
Вся в блеске солнца, не в дыму ,
Стоит спасенная Россия,
Как вечный памятник ему.
ВЕДУЩИЙ 4 : С печалью благодарностью вспомним …
ВЕДУЩИЙ 5 : На Малоярославском направлении стойко отражали натиск противника курсанты подольских училищ, которые были юными, неопытными . но ценой своей жизни остановили вражеские танки.
ВЕДУЩИЙ 6 : Под Каширой отличились кавалеристы легендарного генерала Белова.
ВЕДУЩИЙ 4 : На легендарном поле русской военной славы Бородино отважно сражались части под командованием В. И. Полосухина.
ВЕДУЩИЙ 5 : 66 дней держали оборону Наро – Фоминска войска 33 армии, командующий генерал – лейтенант Ефремов. Положена жизнь целой армии.
ЗВУЧИТ « П Е С Н Я О С О Л Д А Т Е »
ВЕДУЩИЙ 1 : Это победа талантливых полководцев.
«Маршал Победы» - Георгий Константинович Жуков.
В эти тяжелые для Москвы , для всей России дни, оборону Москвы возглавил именно он.
В армии говорили : «Где Жуков – там наступление,
где Жуков – там Победа.»
ВЕДУЩИЙ 2 : Это победа и тех , кто самоотверженно трудился в тылу: стоял у станка , готовил боеприпасы , кормил , одевал и лечил фронтовиков.
ЗВУЧИТ ПЕСНЯ « Поклонимся великим тем годам…»
ВЕДУЩИЙ 3 : Цена Победы под Москвой была очень высокой. Только в ходе контрнаступления 370 тысяч человек были убиты , ранены , пропали без вести. Многие имена так и не были установлены, что привело к идее создания М о г и л ы Н е и з в е с т н о г о солдата в Александровском саду у стены Московского Кремля. Надпись на надгробии гласит: «Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен». Именно здесь теперь находится П о с т № 1 , главный солдатский пост в Российской армии.
ВЕДУЩИЙ 4 : Все что свершили,- памятно и свято.
Навеки будут рядом без конца-
Могила Неизвестного солдата
И счастье победившего бойца.
ВЕДУЩИЙ 6 : За массовый героизм , мужество и стойкость трудящихся Москвы в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, в ознаменование 20 – летия Победы, Москве 8 мая 1965 года было присвоено звание «город-герой»с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
ВЕДУЩИЙ 5 : В честь 30 летия Победы, на Поклонной горе, где в 1812 году Наполеон так и не дождался ключей от Москвы, был устроен парк , а площадь получила название ПОБЕДЫ , на стенах зала Славы записаны имена всех воинов, получивших звание Героя Советского Союза, высшей воинской награды того времени.
ЗВУЧИТ ПЕСНЯ «М о я М о с к в а»(Сл. М. Лисянского, муз. И. Дунаевского.)
ВЕДУЩИЙ 1 : Москва!
Ты шла пространствами, шагала временами.
И если вражья рать вставала на пути,
Ты сильною рукой вздымала выше знамя,
С которым суждено в бессмертие войти.
Как ни ярился враг, ты с ним отважно билась,
Во век ни перед кем ни простиралась ниц.
Сдаваться никому не думала на милость,
В отличье от иных прославленных столиц.
Ты жгла себя, Москва! Но из огня и пепла,
Как птица древности – из пламени костра,
Ты поднималась вновь, ты возрождалась, крепла…
Я вижу, ты опять прекрасней, чем вчера.
ЗВУЧИТ ПЕСНЯ «МОСКВА» (слова и музыка О. Газманова)
ВЕДУЩИЙ 2 : А дни бегут большой весною дружной,
Украшен мир, насколько видит глаз.
Как дорожить нам нашей жизнью нужно,
Когда она во столько обошлась.
ВЕДУЩИЙ 4 : Слава еще раз тебе, великий город,
Сливший воедино фронт и тыл,
В небывалых трудностях который
Выстоял , сражался , победил.
ВЕДУЩИЙ 3 : И не забыты подвиги солдат.
Их ратный труд и мужество воспеты.
И пусть мы чтим не мало разных дат,
Величественней нет , чем День Победы!
ЗВУЧИТ или «День Победы», или «ВАЛЬС ПОБЕДЫ».
В О З Л О Ж Е Н И Е Ц В Е Т О В К П А М Я Т Н И К У П А В Ш И М в родном селе.