ШКОЛЬНЫЙ МУЗЕЙ И ЕГО РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ И ПАТРИОТИЗМА КАК СОЦИАЛЬНОЙ ЦЕННОСТИ ЧЕЛОВЕКА
О.В.МАРУЩЕНКО
Учитель истории и обществознания, руководитель музея МБОУ СОШ № 2, г. Миллерово, Ростовская область
В данной статье рассматривается роль школьного музея и музейной педагогики в современном российском образовании, воспитании учащихся в духе патриотизма. Уделено внимание государственной политике в области духовно-нравственного развития и воспитания личности, формирования гражданской идентичности. Используется конкретный опыт работы над проектом по созданию школьного музея.
Ключевые слова: школьный музей, музейная педагогика, патриотическое воспитание, гражданская идентичность, социальный проект.
В условиях развития демократического общества и правового государства в нашей стране задача воспитания высоконравственной личности с активной гражданской позицией, разделяющей российские традиционные духовные ценности и открытой к инновациям, является первоочередной. Современному российскому обществу нужны образованные граждане, способные реализовать свой потенциал, нести ответственность за судьбу страны, сделать ее сильной процветающей державой. Воспитание подрастающего поколения рассматривается государством как стратегический общенациональный приоритет. Стратегия развития и воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года предусматривает формирование у детей высокого уровня духовно-нравственного развития, чувства причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России; формирование внутренней позиции личности по отношению к окружающей социальной действительности [3]. Задачи формирования гражданской идентичности, патриотизма имеют четкое выражение в государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы». Среди них - «совершенствование и развитие успешно зарекомендовавших себя форм и методов работы по патриотическому воспитанию с учетом динамично меняющейся ситуации» [4].
Приоритет прав и свобод личности, свободного ее развития, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, обеспечение духовно-нравственного и патриотического воспитания, формирование духовности, гражданственности, ответственности, правовой культуры. Защита и развитие этнокультурных особенностей региона и традиций народов, проживающих на территории Ростовской области. Такие задачи вытекают из Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» [1], областного закона «Об образовании в Ростовской области»[2]. Ценностно-нормативную основу взаимодействия общеобразовательных учреждений с другими субъектами социализации — семьёй, общественными организациями, религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, средствами массовой информации представляет собой Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Концепция формулирует социальный заказ современной общеобразовательной школе. «Общеобразовательные учреждения должны воспитывать гражданина и патриота, раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире», - отмечается в Концепции [5, с.6]. Воспитание должно быть ориентировано на достижение определённого идеала, т.е. образа человека, имеющего приоритетное значение для общества в конкретно-исторических социокультурных условиях [5, с. 10]. Высшая ступень духовно-нравственного развития личности россиянина, его гражданского, патриотического воспитания является ступень российской гражданской идентичности. Россиянином становится человек, осваивающий культурные богатства страны и ее многонационального народа, осознающий их значимость, особенности, единство и солидарность в судьбе России [5, с. 17].
Локомотивами в реализации задач, поставленных государством, являются образовательные учреждения. Школьное сообщество – это благоприятная среда для становления личности, развития у учащихся широкого круга компетентностей – социально адаптивной (гражданственной), когнитивной, информационно-технической, коммуникативной. Важнейшей целью современной школы является образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны, человечества; воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами.
Одним из приоритетных направлений в организации воспитательной деятельности школы является сохранение лучших школьных традиций для обеспечения преемственности поколений, формирования позитивного отношения к истории малой родины и страны в целом. Необходимость развития интересов учащихся в области краеведения связана с социальным заказом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут их знания о родном крае, городе, школе, их лучших людях, тем более действенными окажутся они в деле воспитания любви к родной земле, уважения к традициям своего народа, формировании патриотических качеств и гражданской идентичности.
Приобщение детей к культурному наследию предполагает воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации; создание условий для доступности музейной культуры для детей и развитие музейной педагогики [3]. Особое место в этом направлении традиционно занимают школьные музеи краеведения, истории, боевой и трудовой славы. В Ростовской области с 2016 года осуществляется региональный проект «Воспитан на Дону», предусматривающий развитие в образовательных организациях музейной педагогики. На протяжении последних трех лет в регионе динамично расширяется сеть школьных музеев: в 2015 году на базе школ работало 377 сертифицированных музеев, в 2016 году – 423, в 2017 году – 487. Министерство общего и профессионального образования Ростовской области продолжает работу по расширению сети школьных музеев и взаимодействию образовательных организаций с государственными (муниципальными) музеями.
Школьные музеи являются негосударственными музеями, работающими на общественных началах, но выполняют те же функции, что и государственные. Это- хранилище подлинных памятников истории и культуры, природы и техники. Музей является исследовательским и просветительным учреждением, осуществляющим комплектование, учет, хранение, изучение и популяризацию памятников истории и культуры. Деятельность школьных музеев включает фондовую, экспозиционно-выставочную, экскурсионную, проектно-исследовательскую, просветительскую работу. К традиционным функциям музея относятся: комплектование, изучение, учет, хранение коллекций, а также использование их в целях образования и воспитания. Специфика школьных музеев, в отличие от государственных, заключается в том, что в его деятельности преобладают образовательно-воспитательные функции. Школьный музей – прежде всего действенное средство повышения эффективности обучения и воспитания школьников, формирования гражданской идентичности и патриотизма. Работа по созданию и организации деятельности школьного музея предоставляет колоссальные возможности для раскрытия интеллектуального, творческого, коммуникативного потенциала школьника. Такая работа выливается в долгосрочный проект, участниками которого в течение нескольких лет становятся и учащиеся, и их наставники. Реализация проекта «Школьный музей» позволяет создавать условия для деятельности подростка, максимально приближенные к реальным, а в большинстве случаев – реальные. Работа над проектом включает этапы, позволяющие максимально вовлечь воспитанников в поисково-исследовательскую, краеведческую, туристско-экспедиционную работу. Актуальность проекта «Школьный музей» в современной образовательной среде очевидна. Работа предполагает не только создание музейных экспозиций или выставок в стенах школы, но и кропотливую работу с использованием многообразных форм деятельности школьников, включающую в себя научно-исследовательскую, проектную работу, разработку туристических маршрутов и проведение экскурсий, организацию праздников, конкурсов, музейных уроков, краеведческих конференций, выставок. Новыми формами работы стали виртуальные музеи и экскурсии, создаваемые с помощью ИКТ. Для учителя, воспитателя школьный музей – это своего рода инновационная площадка для реализации задач обучения, формирования приоритетных для общества ценностных ориентаций и качеств личности. Музей – это пространство, где развлечение совмещается с познанием, где можно «окунуться в прошлое», прикоснуться к истории, почувствовать свою сопричастность к событиям и выразить эмоции, отношение, позицию. Практически после каждой экскурсии юные посетители вспоминают, что «у бабушки есть такая же вещь», а «дедушка рассказывал» или «прадедушка тоже воевал». Это и есть проявление солидарности, единства с судьбой своей малой родины, страны в целом.
Посредниками между школой и музеем являются активисты музейного дела- учителя, воспитатели, освоившие музейную педагогику. Музейная педагогика является одной из форм современных образовательных технологий и имеет свою историю и свою научную методологию. Отличительные черты музейной педагогики - неформальность и добровольность. Особенностью обучения является возможность максимально реализовать способности обучаемых и удовлетворить их интересы, что стимулируется разнообразием и подлинностью музейных предметов и архивных материалов. Музейная педагогика дает возможность:
осуществлять нетрадиционный подход к образованию, основанный на интересе детей к исследовательской деятельности и компьютерному обучению;
сочетать эмоциональное и интеллектуальное воздействие на учеников;
раскрыть значимость и практический смысл изучаемого материала;
попробовать собственные силы и самореализоваться каждому ребенку;
объяснить сложный материал на простых и наглядных примерах;
организовать интересные уроки и дополнительные, факультативные и внеклассные занятия, проектно-исследовательскую работу.
В процессе самообразования, участия в семинарах-практикумах руководителей школьных музеев, анализа собственного опыта работы в качестве руководителя школьного музея и учителя истории, я овладела приемами и методами музейной педагогики, разработала свои методики, формы работы. Практическое их применение способствует решению задач качественного образования и воспитания обучаемых, формирования духовно-нравственной личности, гражданина и патриота своей страны. Десятки моих выпускников, прошедших музейную школу, стали прекрасными специалистами – учителями, журналистами, военными, юристами, инженерами, работниками культуры, а главное - достойными гражданами страны с активной жизненной позицией.
Школьный музей, таким образом, является не только центром по сохранению, возрождению и развитию культурно-исторических традиций, но и действенной площадкой воспитания патриота и гражданина нашей страны. Такие выводы мне позволяет сделать опыт реализации проекта «Школьный музей» в МБОУ СОШ № 2 г. Миллерово Ростовской области. Идея создания музея родилась у меня на рубеже веков. Работа по сбору экспонатов и оформлению музейной экспозиции заняла несколько лет. Кропотливая работа учащихся и учителей, родителей, жителей микрорайона, ветеранов войны и труда завершилась торжественным открытием музея 16 мая (в канун Международного дня музеев) 2002 года. Это был первый школьный музей, появившийся за предыдущие 20 лет в нашем городе. В музейной экспозиции представлен большой материал по темам «Знай свой край», «Дон революционный», «Мы новый мир построим», «История города», «Летопись школы», «Великая Отечественная», «Чечня – боль России».
За большую военно-патриотическую работу, которую возглавил школьный музей в рамках осуществления проекта «Чечня – боль России», в 2003 году школе было присвоено имя героя-офицера Российской армии, погибшего при исполнении воинского долга в Чеченской республике, А.М.Цыганкова. В музее собран большой материал о погибших в горячих точках земляках. Традиционными стали Дни памяти А.Цыганкова - 10 сентября, встречи с родителями погибших ребят, акции «Посылка солдату», «Вахта памяти», экскурсии в воинские части.
Проект, запущенный в школе № 2, получил поддержку Администрации, общественности города, учащихся школ. В результате были установлены мемориальные таблички на школах, где учились наши земляки, погибшие в чеченских войнах, домах, где жили. В 2004 году мы инициировали сбор средств на открытие Аллеи славы героев, погибших в локальных войнах. Так в городском парке появилась Аллея славы и мемориал памяти земляков, погибших в Афганистане и Чечне.
Заслугой активистов музейного дела стала разработка туристического маршрута «Памятники героям Великой Отечественной войны и жертвам фашизма в городе Миллерово». Ребята создали путеводитель с описанием памятников и мемориалов, проводят выездные экскурсии для учащихся школ не только своего, но и соседних районов. Исследовательские проекты школьного музея «Дорогами Подвига» позволили не только уточнить факты биографий земляков – Героев Советского Союза, найти их родственников, но и вести большую волонтерскую работу по уходу за братской могилой на городском кладбище, солдатскими могилами. В 2016 году в канун праздника Победы актив школьного музея организовал торжественное открытие памятной таблички на доме М.Г.Слюсарева, Героя Советского Союза, нашего земляка, погибшего в 1942 году. Это стало возможным благодаря поисково-исследовательской работе юных краеведов школы.
На базе музея работают детские объединения «Донцы» и клуб «Поиск», которые неоднократно становились участниками областных слетов победителей донского молодежного движения «Юные патриоты России», победителями конкурсов, проектов различных уровней. Школу военно-патриотической, туристско-краеведческой, исследовательской работы прошли сотни учащихся школы № 2. На базе школы были созданы офицерские классы, выпускники которых поступили в военные учебные заведения.
Инициатива МБОУ СОШ № 2 по осуществлению проекта «Школьный музей» положительно отразилась на музейной работе в других школах. В 2005-2007 появились музеи в лицее №7 им. А.Н.Ефимова, Фоминской, Волошинской, Титовской сельских школах. Взаимный обмен опытом, экскурсии, встречи, конференции, семинары стали частью методической и практической работы активистов музейного дела в Миллеровском районе. Музей осуществляет связи с общественными организациями – Советом ветеранов Великой Отечественной войны, клубом «Миллеровский краевед», общественной организацией ветеранов Афганистана, молодежным военно-патриотическим казачьим центром. Миллеровское телевидение и редакция местной газеты «Наш край», региональной «Наше время» стали добрыми помощниками и партнерами в деле патриотического воспитания молодежи, популяризации музейной работы.
В 2017 году школьный историко-краеведческий музей отметил 15-летний юбилей. За это время он стал действительно центром гражданско-патриотического воспитания нескольких поколений выпускников школы, координатором туристско-краеведческой, поисково-исследовательской работы в городе и районе, добился серьезного признания и солидных успехов. Деятельность музея МБОУ СОШ № 2 вышла за пределы школы, опыт работы распространяется на муниципальном, региональном и федеральном уровнях. Музей на сегодняшний день востребован, популярен среди учеников школы, родителей, общественности. Многочисленные отзывы посетителей школьного музея доказывают это.
Однако проблема организации школьных музеев, музейных комнат в Миллеровском районе остается на сегодняшний день актуальной. Из 32 общеобразовательных учебных заведений, школьные музеи созданы лишь в 6, из них паспортизированы 3 музея.
Гражданская идентичность, патриотизм являются основой стабильности и силы государства. Россия создала неповторимую культуру, мощный цивилизационный потенциал, действующий на прочной основе выверенных за века ценностей и идеалов. Как показывают социологические опросы, героические события отечественной истории, выдающиеся достижения страны в области экономики, науки, культуры сохранили качества нравственных идеалов, что создает условия для активизации работы по патриотическому воспитанию молодежи с учетом сложившихся к настоящему времени тенденций развития общества. Эти тенденции, на мой взгляд, связаны с его консолидацией, подъемом патриотизма в стране на фоне внешнеполитической нестабильности, разрушения глобальных интеграционных процессов. «Человек воспитывается в определенной, сложившейся на протяжении многих веков культурной среде, незаметно вбирая в себя не только современность, но и прошлое своих предков. И тогда прошлое, и будущее становится нераздельным для него, ибо каждое поколение – это как бы связующее звено во времени» [6, с.7], - так образно и лаконично отразил суть национального воспитания Д.С. Лихачев. В силу этого, построение любой модели воспитания должно быть ориентировано на развитие продуктивного, ориентированного на будущее национального самосознания, под которым понимается идентификация личности со своей страной, свои народом, с его прошлым, настоящим и будущим. Традиционно большая ответственность за выполнение задач патриотического воспитания возлагается на общеобразовательные учреждения. Несомненную помощь в реализации программ духовно-нравственного, гражданско-патриотического воспитания оказывают школьные музеи. Школьный музей обладает такими качественными и количественными параметрами открытости, которые, в конечном итоге, определяют его уникальность по сравнению с другими культурно - воспитательными учреждениями. На сегодняшний день сам процесс реализации проектов по созданию и открытию школьных музеев является важным шагом на пути организации массовой патриотической работы в школе. Перспективы развития школьного музея в настоящее время обусловлены активным развитием краеведения и туристско-экскурсионной деятельности в стране. Усиление краеведческой составляющей образования, особенно, если оно осуществляется на базе школьного музея, - позитивная тенденция нашего времени и лучшая основа для патриотического воспитания подрастающего поколения. Разнообразная работа на базе музеев помогает школьникам овладеть навыками познания истории малой родины и пропаганды ее ценностей, развивает в них потребность в исследовательской деятельности, дает возможность самореализации, позволяет подрастающему поколению прийти к пониманию таких важных жизненных ценностей, как память и долг, духовность и нравственность, стремление быть полезным, а следовательно, - быть достойным гражданином своей Родины. Патриотизм призван дать новый импульс духовного оздоровления народа. Патриотическое сознание граждан является важнейшей ценностью, условием стабильного развития общества, его духовно-нравственного единства.
Список источников и литературы
1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 07.03.2018) «Об образовании в Российской Федерации», гл. 1, ст. 3
2. Областной закон от 14 ноября 2013 № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области» (действующая редакция с изменениями от 29 декабря 2016). Гл. 1, ст. 3, 5
3. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р г. Москва "Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года", гл. 1
4. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы». Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 г. № 1493
5. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М. «Просвещение», 2009.- С. 6 - 17
6. Лихачев Дмитрий. Земля родная. М., «Просвещение», 1983 г., с. 7
SCHOOL MUSEUM AND ITS ROLE IN THE FORMATION OF CIVIC IDENTITY AND PATRIOTISM AS A SOCIAL VALUE OF A PERSON
O.V. Marushchenko
Teacher of history and social studies, Head of the Museum school № 2, Millerovo,
Rostov region
This article discusses the role of the school Museum and Museum pedagogics in modern Russian education, educating students in the spirit of patriotism. Attention is paid to the state policy in the field of spiritual and moral development and education of the individual, the formation of civil identity. The concrete experience of the work on the project on creation of the school Museum is used.
Key words: school Museum, Museum pedagogics, Patriotic education, civic identity, social project.
6