Семинар Тема: «Роспись шарфов техникой узелкового батика»

Данный семинар направлен на поиск формирования устойчивого интереса учащихся к декоративно-прикладному искусству,новых методик,которые помогут раскрыть творческую индивидуальность и социальную активность молодого поколения.

Содержимое разработки

Семинар

Тема: «Роспись шарфов техникой узелкового батика»

Цель семинара:

Поиск методов формирования устойчивого интереса детей и подростков к декоративно прикладному творчеству и изобразительному искусству, новых методик, которые помогут раскрыть творческую индивидуальность и социальную активность молодого поколения.

Задачи:

Образовательный аспект: расширение кругозора и формирование знаний у учащихся в различных образовательных областях за рамками школьных учебных программ;

Развивающий аспект: развитие умений, навыков и творческого потенциала педагогов в избранных видах деятельности, формирование мотивации к познанию и самообразованию.

Воспитательный аспект: формирование устойчивого интереса к декоративно-прикладному искусству, приобщение к художественно культурным ценностям.

Формы работы участников семинара:

1. Коллективная – доклад педагога дополнительного образования по теме «Эстетическое воспитание учащихся посредствам декоративно-прикладное искусство", обсуждение.

2. Индивидуальная – работа над индивидуальными творческими проектами.

3. Групповая (рефлексия) – обсуждение в группах итога педагогического эксперимента по тематике семинара.

Регламент семинара:

I. Теоретическая часть

09.30 – 10.00. Регистрация участников.

10.00 – 10.10 Открытие семинара.

10.10 – 10.30 Доклад на тему «Эстетическое воспитание учащихся посредствам декоративно-прикладное искусство» ПДО Михайловская И.В.

II. Практическая часть (практический эксперимент)

10.30 – 11.15 Индивидуальная творческая работа.

11.15- 11.45 Выступления групп по защите выполненных проектов Рефлексия. Вручение свидетельств участникам семинара.

Предполагаемый результат:

- формирование начальных знаний по истории возникновения художественной росписи, умений и навыков по изготовлению узелкового батика;

- формирование потребностей к самосовершенствованию и саморазвитию посредством декоративно- прикладного искусства;

- создание положительного эмоционального настроя на дальнейшее сотрудничество.




Ход семинара

I. Теоретическая часть

1. Знакомство с участниками семинара

2. Доклад

Уважаемые коллеги! Разрешите начать сегодняшний семинар с выступления по теме «Эстетическое воспитание учащихся посредствам декоративно-прикладное искусство».

Необходимым условием построения современной системы эстетического воспитания и развития эстетической культуры личности является использование декоративно- прикладного искусства в педагогической работе с детьми. Данное искусство способствует глубокому воздействию на мир ребенка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений и рассматривается как часть материальной культуры.

Декоративно-прикладное искусство в силу своей специфики, заключающейся в образно-эмоциональном отражении мира, оказывает сильное воздействие на ребенка, который, по образному выражению К.Д.Ушинского, мыслит формами, красками, звуками, ощущениями.

Важную роль декоративно-прикладного искусства в эстетическом воспитании отмечали многие отечественные искусствоведы. Они убедительно показывают, что ознакомление с произведениями народного творчества побуждает в детях первые яркие представления о Родине, ее культуре, способствует воспитанию патриотических чувств, приобщает к миру прекрасного, и поэтому их нужно включать в педагогический процесс, так как именно декоративно-прикладное искусство является одним из факторов гармонического развития личности.

Посредством общения ребенка с искусством происходит обогащение его души, прививается любовь к своему краю. Народное искусство хранит и передает новым поколениям национальные традиции и выработанные народом формы эстетического отношения к миру. Знакомство ребенка с декоративно-прикладным искусством опирается на принцип общей дидактики - связи с жизнью, систематичности и последовательности, индивидуального подхода в обучении и художественном развитии детей, наглядности.

Познавая красоту народного творчества, ребенок испытывает положительные эмоции, на основе которых возникают более глубокие чувства: радости, восхищения, восторга. Образуются образные представления, мышления, воображения. Все это вызывает у детей стремление передать воспринятую красоту, запечатлеть те предметы прикладного искусства, которые им понравились, у них пробуждается и развивается созидательная активность, формируются эстетические чувства и художественный вкус. У детей формируются разнообразные способности – как художественные, так и интеллектуальные.

В преддверии 300 лития Кузбасса я приглашаю вас посетить виртуальную выставку народного творчества наших земляков.


Якунин Сергей родился в 1958 году. Член Союза художников России с 1996 года. Участник зональных, областных, городских выставок. В настоящее время живет и работает в Новокузнецке.



Берзин Виталий родился в 1948 году в поселке Петровский Ивановской области. Окончил художественно-колористическое отделение Ивановского техникума художественно-промышленного дизайна, позднее учился в Кемеровском институте искусств. Член Союза художников России с 1993 года, работает в текстиле (батик, гобелен). В настоящее время живет и работает в Новокузнецке.


Щербинин Евгений родился в 1957 году. Окончил Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина в 1985 году. Квалификация: художник-живописец, педагог. Учителя: Евсей Моисеенко, Петр Белоусов, Петр Фомин. 1985-1987 годы: ассистентура-стажировка в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина на кафедре живописи и композиции. Член Союза художников с 1991 года. Заслуженный художник РФ с 2005 года. В 2003 году получил серебряную медаль «Достойному» Российской академии художеств. Академик Петровской академии наук и искусств. Член-корреспондент Российской академии естественных наук в секции «Творчество». Работы автора находятся в собрании Кемеровского областного музея изобразительных искусств, в частных коллекциях Италии, Финляндии, Польши, Германии. В настоящее время живет и работает в Кемерове.




Народное творчество – источник чистый и вечный. Он благотворно влияет на детей, развивает их творчество, вооружает знаниями, «несет детям красоту». Это идет от души, а душа народная добра и красива. Знакомя детей с изделиями народных промыслов, мы приобщаем детей к родной культуре, помогаем им войти в мир прекрасного, увидеть и чувствовать неповторимые сочетания красок природы, пробуждаем потребность любить и радоваться жизни.


II. Практическая часть.(творческий эксперимент)

Требование к творческому эксперименту

Участники: Учителя, преподающие рисование и труд в начальной школе, не имеющие специальной подготовки по данному виду ДПИ.

Принципы:

- доступность

- посильность

- наглядность

- «Личное участие каждого»

- «Ситуация успеха»

- практичность (выход готовой работы)

Задания: выполнение оригинального творческого проекта в определенно отведенные временные рамки.

Где можно использовать:

- классный час;

- курс по выбору в школе (наличие соответствующей программы для цикла занятий);

- мастерская в летнем лагере;

- презентационное занятие в кружке в рамках дня открытых дверей.

План творческого эксперимента:

1. Выбор комфортной зоны

2. Рассказ об истории создания батика.

3. Правила изготовления узелкового батика.

4. Практическая работа.

5. Рефлексия.

Уважаемые коллеги, сегодня вам предстоит поучаствовать в творческом эксперименте. Данный эксперимент заключается в том, что вам наглядно будет показано, что узелковая техника росписи ткани доступна и легка в исполнении и ею можно овладеть, не имея художественных навыков, поэтому она может применяться в рамках кружковой работы с учащимися, так и в качестве вариативной части для проведения уроков труда и рисования.

История создания батика.

Батик - это обобщенное название разнообразных способов ручной росписи ткани.

Сегодня мы с вами познакомимся с узелковой росписью. Узелковый батик - это один из первых способов украшения ткани. Он известен в странах Востока с древних времен. Установить точно, где впервые появилась данная техника, ученым не удается. По дошедшим до нас письменным источникам и археологическим находкам, можно предположить, что многие народы открыли этот способ росписи самостоятельно не зависимо друг от друга. Например, в Индокитае узелковая техника существовала уже в VII веке. Этот способ окрашивания был известен в доколумбовой Америке, на Кавказе, в Тибете, в странах Ближнего Востока и Северной Африки. В Индии она широко распространена и по сей день под названием бандхей, что означает «обвяжи и окрась». В Малайзии, Индонезии узелковая техника называется планги, что значит «пробел, пятно»

В Европе узелковое окрашивание стало известно в начале 20 века, оно использовалось в одежде и интерьере.

В древности ткань окрашивали с помощью природных красителей ( кора дуба – коричневый, сок травы – зеленый, сок свеклы - красный, и т.д)

Сейчас для росписи используются акриловые красители или специальные краски для батика и тканей.

Правила изготовления узелкового батика

Роспись и украшение ткани в узелковые техники заключается в том, что участок ткани, который должен оставаться неокрашенным, завязывается так, чтобы красильный раствор не мог достичь и окрасить его. В узелковом батике это достигается с помощью узлов, зажимов, прищепок, т.е. происходит механическое резервирование тканей. Различают несколько основных способов подготовки ткани к окрашиванию: завязывание, скручивание, складывание, подгибание, зашивание.


В зависимости от вида сборки и способа завязывания нити, определяется конечный узор ткани. Окрашивание ткани может выполняться несколькими красителями поочередно.

Сегодня мы будем использовать в работе узелковую технику. Основной прием в узелковом крашении - завязывание ткани в обычные узлы. Это делают по долевой нити или по косой.


Просто возьмите ткань за середину, поднимите и обвяжите в нужных местах. Ткани лучше всего использовать хлопчатобумажные: бязь, ситец, сатин, шелк. Они должны быть белые или светлых тонов, лучше однотонные или с редким набивным рисунком (горошек, полоска). Пригодны ткани бывшие в употреблении, выгоревшие или потерявшие яркость. По мере усвоения сложной узелковой окраски можно использовать натуральный шелк, чистую шерсть или вискозную ткань.

С помощью узлов можно получить круги или концентрические круги.

Рефлексия

-защита творческих работ

Каждому участнику семинара предлагается придумать название своему творческому проекта и придумать дальнейшее его предназначение.

-обобщение знаний о узелковой росписи

-выявление степени удовлетворенности семинаром (анкетирование, заполнение тетради отзывов).

Вручение свидетельств участникам семинара.











Сохранить у себя:
Семинар Тема: «Роспись шарфов техникой узелкового батика»

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки