Семинар
Тема: «Роспись шарфов техникой узелкового батика»
Цель семинара:
Поиск методов формирования устойчивого интереса детей и подростков к декоративно прикладному творчеству и изобразительному искусству, новых методик, которые помогут раскрыть творческую индивидуальность и социальную активность молодого поколения.
Задачи:
Образовательный аспект: расширение кругозора и формирование знаний у учащихся в различных образовательных областях за рамками школьных учебных программ;
Развивающий аспект: развитие умений, навыков и творческого потенциала педагогов в избранных видах деятельности, формирование мотивации к познанию и самообразованию.
Воспитательный аспект: формирование устойчивого интереса к декоративно-прикладному искусству, приобщение к художественно культурным ценностям.
Формы работы участников семинара:
1. Коллективная – доклад педагога дополнительного образования по теме «Эстетическое воспитание учащихся посредствам декоративно-прикладное искусство", обсуждение.
2. Индивидуальная – работа над индивидуальными творческими проектами.
3. Групповая (рефлексия) – обсуждение в группах итога педагогического эксперимента по тематике семинара.
Регламент семинара:
I. Теоретическая часть
09.30 – 10.00. Регистрация участников.
10.00 – 10.10 Открытие семинара.
10.10 – 10.30 Доклад на тему «Эстетическое воспитание учащихся посредствам декоративно-прикладное искусство» ПДО Михайловская И.В.
II. Практическая часть (практический эксперимент)
10.30 – 11.15 Индивидуальная творческая работа.
11.15- 11.45 Выступления групп по защите выполненных проектов Рефлексия. Вручение свидетельств участникам семинара.
Предполагаемый результат:
- формирование начальных знаний по истории возникновения художественной росписи, умений и навыков по изготовлению узелкового батика;
- формирование потребностей к самосовершенствованию и саморазвитию посредством декоративно- прикладного искусства;
- создание положительного эмоционального настроя на дальнейшее сотрудничество.
Ход семинара
I. Теоретическая часть
1. Знакомство с участниками семинара
2. Доклад
Уважаемые коллеги! Разрешите начать сегодняшний семинар с выступления по теме «Эстетическое воспитание учащихся посредствам декоративно-прикладное искусство».
Необходимым условием построения современной системы эстетического воспитания и развития эстетической культуры личности является использование декоративно- прикладного искусства в педагогической работе с детьми. Данное искусство способствует глубокому воздействию на мир ребенка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений и рассматривается как часть материальной культуры.
Декоративно-прикладное искусство в силу своей специфики, заключающейся в образно-эмоциональном отражении мира, оказывает сильное воздействие на ребенка, который, по образному выражению К.Д.Ушинского, мыслит формами, красками, звуками, ощущениями.
Важную роль декоративно-прикладного искусства в эстетическом воспитании отмечали многие отечественные искусствоведы. Они убедительно показывают, что ознакомление с произведениями народного творчества побуждает в детях первые яркие представления о Родине, ее культуре, способствует воспитанию патриотических чувств, приобщает к миру прекрасного, и поэтому их нужно включать в педагогический процесс, так как именно декоративно-прикладное искусство является одним из факторов гармонического развития личности.
Посредством общения ребенка с искусством происходит обогащение его души, прививается любовь к своему краю. Народное искусство хранит и передает новым поколениям национальные традиции и выработанные народом формы эстетического отношения к миру. Знакомство ребенка с декоративно-прикладным искусством опирается на принцип общей дидактики - связи с жизнью, систематичности и последовательности, индивидуального подхода в обучении и художественном развитии детей, наглядности.
Познавая красоту народного творчества, ребенок испытывает положительные эмоции, на основе которых возникают более глубокие чувства: радости, восхищения, восторга. Образуются образные представления, мышления, воображения. Все это вызывает у детей стремление передать воспринятую красоту, запечатлеть те предметы прикладного искусства, которые им понравились, у них пробуждается и развивается созидательная активность, формируются эстетические чувства и художественный вкус. У детей формируются разнообразные способности – как художественные, так и интеллектуальные.
В преддверии 300 лития Кузбасса я приглашаю вас посетить виртуальную выставку народного творчества наших земляков.
Якунин Сергей родился в 1958 году. Член Союза художников России с 1996 года. Участник зональных, областных, городских выставок. В настоящее время живет и работает в Новокузнецке.
Берзин Виталий родился в 1948 году в поселке Петровский Ивановской области. Окончил художественно-колористическое отделение Ивановского техникума художественно-промышленного дизайна, позднее учился в Кемеровском институте искусств. Член Союза художников России с 1993 года, работает в текстиле (батик, гобелен). В настоящее время живет и работает в Новокузнецке.
Щербинин Евгений родился в 1957 году. Окончил Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина в 1985 году. Квалификация: художник-живописец, педагог. Учителя: Евсей Моисеенко, Петр Белоусов, Петр Фомин. 1985-1987 годы: ассистентура-стажировка в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина на кафедре живописи и композиции. Член Союза художников с 1991 года. Заслуженный художник РФ с 2005 года. В 2003 году получил серебряную медаль «Достойному» Российской академии художеств. Академик Петровской академии наук и искусств. Член-корреспондент Российской академии естественных наук в секции «Творчество». Работы автора находятся в собрании Кемеровского областного музея изобразительных искусств, в частных коллекциях Италии, Финляндии, Польши, Германии. В настоящее время живет и работает в Кемерове.
Народное творчество – источник чистый и вечный. Он благотворно влияет на детей, развивает их творчество, вооружает знаниями, «несет детям красоту». Это идет от души, а душа народная добра и красива. Знакомя детей с изделиями народных промыслов, мы приобщаем детей к родной культуре, помогаем им войти в мир прекрасного, увидеть и чувствовать неповторимые сочетания красок природы, пробуждаем потребность любить и радоваться жизни.
II. Практическая часть.(творческий эксперимент)
Требование к творческому эксперименту
Участники: Учителя, преподающие рисование и труд в начальной школе, не имеющие специальной подготовки по данному виду ДПИ.
Принципы:
- доступность
- посильность
- наглядность
- «Личное участие каждого»
- «Ситуация успеха»
- практичность (выход готовой работы)
Задания: выполнение оригинального творческого проекта в определенно отведенные временные рамки.
Где можно использовать:
- классный час;
- курс по выбору в школе (наличие соответствующей программы для цикла занятий);
- мастерская в летнем лагере;
- презентационное занятие в кружке в рамках дня открытых дверей.
План творческого эксперимента:
1. Выбор комфортной зоны
2. Рассказ об истории создания батика.
3. Правила изготовления узелкового батика.
4. Практическая работа.
5. Рефлексия.
Уважаемые коллеги, сегодня вам предстоит поучаствовать в творческом эксперименте. Данный эксперимент заключается в том, что вам наглядно будет показано, что узелковая техника росписи ткани доступна и легка в исполнении и ею можно овладеть, не имея художественных навыков, поэтому она может применяться в рамках кружковой работы с учащимися, так и в качестве вариативной части для проведения уроков труда и рисования.
История создания батика.
Батик - это обобщенное название разнообразных способов ручной росписи ткани.
Сегодня мы с вами познакомимся с узелковой росписью. Узелковый батик - это один из первых способов украшения ткани. Он известен в странах Востока с древних времен. Установить точно, где впервые появилась данная техника, ученым не удается. По дошедшим до нас письменным источникам и археологическим находкам, можно предположить, что многие народы открыли этот способ росписи самостоятельно не зависимо друг от друга. Например, в Индокитае узелковая техника существовала уже в VII веке. Этот способ окрашивания был известен в доколумбовой Америке, на Кавказе, в Тибете, в странах Ближнего Востока и Северной Африки. В Индии она широко распространена и по сей день под названием бандхей, что означает «обвяжи и окрась». В Малайзии, Индонезии узелковая техника называется планги, что значит «пробел, пятно»
В Европе узелковое окрашивание стало известно в начале 20 века, оно использовалось в одежде и интерьере.
В древности ткань окрашивали с помощью природных красителей ( кора дуба – коричневый, сок травы – зеленый, сок свеклы - красный, и т.д)
Сейчас для росписи используются акриловые красители или специальные краски для батика и тканей.
Правила изготовления узелкового батика
Роспись и украшение ткани в узелковые техники заключается в том, что участок ткани, который должен оставаться неокрашенным, завязывается так, чтобы красильный раствор не мог достичь и окрасить его. В узелковом батике это достигается с помощью узлов, зажимов, прищепок, т.е. происходит механическое резервирование тканей. Различают несколько основных способов подготовки ткани к окрашиванию: завязывание, скручивание, складывание, подгибание, зашивание.
В зависимости от вида сборки и способа завязывания нити, определяется конечный узор ткани. Окрашивание ткани может выполняться несколькими красителями поочередно.
Сегодня мы будем использовать в работе узелковую технику. Основной прием в узелковом крашении - завязывание ткани в обычные узлы. Это делают по долевой нити или по косой.
Просто возьмите ткань за середину, поднимите и обвяжите в нужных местах. Ткани лучше всего использовать хлопчатобумажные: бязь, ситец, сатин, шелк. Они должны быть белые или светлых тонов, лучше однотонные или с редким набивным рисунком (горошек, полоска). Пригодны ткани бывшие в употреблении, выгоревшие или потерявшие яркость. По мере усвоения сложной узелковой окраски можно использовать натуральный шелк, чистую шерсть или вискозную ткань.
С помощью узлов можно получить круги или концентрические круги.
Рефлексия
-защита творческих работ
Каждому участнику семинара предлагается придумать название своему творческому проекта и придумать дальнейшее его предназначение.
-обобщение знаний о узелковой росписи
-выявление степени удовлетворенности семинаром (анкетирование, заполнение тетради отзывов).
Вручение свидетельств участникам семинара.