Семинар-практикум для педагогов ДОУ "Общение педагога с родителями"

Конспект семинара-практикума для воспитателей. Интересные интелектуальные задания.

Содержимое разработки

Семинар-практикум для педагогов

«Общение воспитателя с родителями воспитанников»

Цель: повысить уровень профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников.

Ход выступления: 

Одной из важнейших задач современного образования является установление партнерских отношений с родителями.

Кому принадлежит ведущая роль в организации общения? Конечно воспитателю. Чтобы выстроить его важно обладать коммуникативными умениями, ориентироваться в проблемах воспитания и нуждах семьи, быть в курсе последних достижений науки. Педагог должен дать родителям почувствовать свою компетентность и заинтересованность в успешном развитии ребенка, показать родителям, что он видит в них партнеров, единомышленников

Современные дошкольные учреждения много делают для того, чтобы общение с родителями было насыщенным и интересным. С одной стороны, педагоги сохраняют все лучшее и проверенное временем, а с другой — ищут и стремятся внедрять новые, эффективные формы взаимодействия с семьями воспитанников, основная задача которых — достижение реального сотрудничества между детским садом и семьей.

Наша встреча посвящена тому, чтобы повысить уровень профессионального мастерства в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников. А сейчас я предлагаю вам выполнить следующие задания.

Итак, первое задание: предлагаю вам дать ответы на следующие вопросы:

1. Кому принадлежит ведущая роль в воспитании ребенка-дошкольника? (семье)

2. Назовите законодательные документы, в которых обозначена приоритетная роль семьи в воспитании ребенка (Конституция РФ, Закон «Об образовании», Конвенция о правах ребенка, Семейный кодекс)

3. В чем заключается роль других социальных институтов в воспитании детей? (помочь, поддержать, направить, дополнить воспитательную деятельность семьи)

4. В чем заключается компетентность педагога в общении с родителями? (совершенствует свои знания, стремится к активному взаимодействию, внимателен, выдержан, тактичен в общении, владеет знаниями о семье, учитывает социальные запросы родителей, умеет планировать работу с родителями, обладает коммуникативными навыками)

5. В каких областях знаний должен быть компетентен педагог для полноценного общения с родителями? (медицина, педиатрия, физиология, психология, педагогика, риторика, и т.д.)

6. Назовите методы изучения семьи? (анкетирование, тестирование, беседа, патронаж, наблюдение за игровой деятельностью малыша, «Родительское сочинение», диагностические рисуночные методы, и т.д.)

7. Назовите формы работы с семьей? (родительские собрания, анкетирование, письменные и устные консультации, беседы, дни открытых дверей, родительская почта, оформление стендов, приглашение на занятие, проведение общих досугов с приглашением родителей).

Следующее задание: подготовить короткий комментарий к тезисам. Сейчас вы вытягиваете полоску с тезисом и вам необходимо подготовить к нему короткий комментарий. Высказать своё мнение, согласны вы с этим высказыванием или нет и почему.

Тезисы:  

1. Родители должны услышать то, что сказал им воспитатель.

2.Нельзя сразу приступать к предмету разговора, если он неприятен родителям.

3.Общение с родителями приносит только отрицательные эмоции: они не хотят ничего знать и слышать.

4.Родителям постоянно нужны рекомендации воспитателей, что бы не  допустить ошибок в воспитании детей.

5.Если вы видите лицо собеседника без улыбки, улыбнитесь ему сами.

6.Следует поощрять стремление родителей выполнять рекомендации воспитателей.

7.Глубокие знания, умения и навыки ребёнка – в большей степени заслуга педагога.

8.Родителей отличает бестактность и низкий уровень педагогической культуры.

9.Воспитатель – главная фигура, от него зависит успех и эффективность воспитания ребёнка.

10.Конфликты – не лучшая форма общения с родителями, но если иначе нельзя  убедить их изменить воспитательную позицию, то они необходимы.

11.Деятельность родителей в воспитании детей нуждается  в постоянном контроле.

12.Всегда проще объяснить что-то ребёнку, чем родителю.

Упражнение «Слалом»

Цель упражнения: помощь педагогам в решении жизненно важных вопросов, с использованием различных стилей общения.

Процедура выполнения.

Ситуация:

«Воспитатель должен пойти утром в поликлинику на прием к специалисту. Его замещает новый педагог, который недавно пришел в коллектив, не знает родителей и детей, а также особенностей группы. Педагог зашел утром в группу решить какой-то вопрос и уже уходит, так как приближается время визита к врачу. На пути его останавливают родители, коллеги, дети с различными вопросами и делами, которые надо решить на ходу. »

Возможные примеры препятствий:

-методист: «В 10 часов обязательно нужно сдать «План по самообразованию»;

-мама самого активного воспитанника: «Вы хотели побеседовать со мной о поведении сына. Сейчас у меня есть время. Вообще я считаю, что Вы к нему несправедливы»;

-воспитанник: «Вы обещали сегодня провести на прогулке опыты со снегом» и т. д.

Задача воспитателя — решить все вопросы по существу за определенный, короткий срок 5 мин, используя стили:

- авторитарный;

- демократический.

Все мы с вами знаем, как нелегко беседовать с так называемыми «трудными» родителями.

- Каких родителей можно назвать «трудными»?

«Трудные» родители:

·Агрессивные, конфликтные, демонстрирующие наступающую позицию, они стремятся оправдать собственное невмешательство, родительское бессилие в воспитании своего ребенка: «Мы заняты на работе, у нас нет времени, чтобы заниматься ребенком!»;

«Вы же воспитатели, педагоги, это Ваша обязанность учить и воспитывать детей!».

·Родители в позиции растерянности и беспомощности, которые постоянно жалуются педагогу, просят о помощи: «Ребенок нас не слушает, мы не знаем что делать, помогите нам!». Начинающему, неопытному специалисту трудно сохранить свою самостоятельность и избежать «подыгрывания» такому родителю, который подавляет и манипулирует, играя на сочувствии и неуверенности, и конструктивный разговор становится невозможным. Помните, основная цель общения педагога с родителями – объединение совместных усилий для решения конкретной проблемы ребенка.

Следующее задание: решение педагогических ситуаций. Я предлагаю вам конфликтную ситуацию, а вы должны найти из неё выход.

- мама жалуется воспитателю, что её ребёнок приходит покусанный из детского сада;

 - родители приводят явно недолеченного ребёнка в детский сад без медицинской справки и требуют, чтобы вы приняли ребёнка, т.к. им просто некуда деть ребёнка. Вам необходимо вежливо, тактично объяснить родителям, что вы не можете принять такого ребёнка;

- мама жалуется воспитателю, что её ребёнок приходит с прогулки в грязной одежде;

- мама приходит к воспитателю за советом: у нас в семье появился второй ребёнок. Как помочь старшему ребенку адаптироваться к появлению малыша?

Следующее задание: упражнение на развитие коммуникативности педагога. Кто-то из вас вытягивает полоску, на которой написан образ родителя. Вам необходимо изобразить этот образ, а остальным угадать. 

очень активный, очень пассивный, вечно недовольный, всем довольный, скандальный, говорящий много не по делу, агрессивный, любопытный, угрюмый, неадекватный.

7Следующее задание: «Банк идей». Предлагаю всем участникам пополнить банк идей: как сделать общение с родителями наиболее продуктивным и приятным?

Упражнение «Желаю Вам»

Цель: развитие умения доброжелательного общения с родителями.

Процедура выполнения: сидя в кругу, сделать комплимент сидящему рядом участнику как одному из родителей («особенного») ребёнка своей группы.

Упражнение «Самый трудный родитель, самый приятный родитель»

Цель: осознание эмоционального восприятия  родителей воспитанников.

 Процедура выполнения: Педагогам предлагается  в группах по 3-4 человека создать обобщённый портрет родителя, общение с которым вызывает у них отрицательные чувства. Затем создать портрет того  родителя, общение с которым всегда вызывает положительные эмоции.

Анализ упражнения

1. Какие эмоции вы испытали, создавая портрет родителя, с которым вам неприятно вступать в контакт? какие качества вы отразили в этом портрете? Были ли у вас в практике такие родители?

2. Что вы чувствовали при создании портрета родителя, с которым вам приятно общаться? Есть ли в вашей группе такие родители?

3. Как вы считаете, нужно ли искать пути контактов с теми родителями, которые вам неприятны.

И мне хотелось бы в заключении дать некоторые рекомендации педагогам в общении с родителями воспитанников:

1. Всегда стремиться быть в хорошем настроении и быть приятным в общении.

2. Стараться почувствовать эмоциональное состояние родителей.

3. Находить возможность каждый раз говорить родителям что-нибудь положительное о ребенке — это лучший способ расположить родителей к себе.

4. Давать родителям возможность высказаться, не перебивая их.

5. Быть эмоционально уравновешенным при общении с родителями, подавать пример воспитанности и такта.

6. В сложной ситуации стараться подавать пример уступчивости — этим своего достоинства уронить нельзя, но укрепить его можно. Вспомним японскую мудрость: «Плохой хозяин растит сорняк, хороший выращивает рис. Умный культивирует почву, дальновидный воспитывает работника». Давайте же воспитывать достойное поколение. Удачи вам!

Используемая литература:

1. О.Л.Зверева, Т.В.Кротова «Общение педагога с родителями в ДОУ»

2.»Дошкольное воспитание» №7 – 2009г.

3. «Воспитатель ДОУ» №4 – 2009г.

4. Л.Свирская «Работа с семьёй: необязательные инструкции»





Тезисы:  

1.Родители должны услышать то, что сказал им воспитатель.

 

2.Нельзя сразу приступать к предмету разговора, если он неприятен родителям.


3.Общение с родителями приносит только отрицательные эмоции: они не хотят ничего знать и слышать.


4.Родителям постоянно нужны рекомендации воспитателей, чтобы не  допустить ошибок в воспитании детей.


5.Если вы видите лицо собеседника без улыбки, улыбнитесь ему сами.


6.Следует поощрять стремление родителей выполнять рекомендации воспитателей.


7.Глубокие знания, умения и навыки ребёнка – в большей степени заслуга педагога.


8.Родителей отличает бестактность и низкий уровень педагогической культуры.


9.Воспитатель – главная фигура, от него зависит успех и эффективность воспитания ребёнка.


10.Конфликты – не лучшая форма общения с родителями, но если иначе нельзя  убедить их изменить воспитательную позицию, то они необходимы.

11.Деятельность родителей в воспитании детей нуждается  в постоянном контроле.

12.Всегда проще объяснить что-то ребёнку, чем родителю.



Сохранить у себя:
Семинар-практикум для педагогов ДОУ "Общение педагога с родителями"

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки