Семейное творчество как явление повседневной культуры

Данная разработка пригодится при проведении родительского собрания.

Содержимое разработки

Мацнева И.Н.

ОК «Озерки» им. М.И. Бесхмельницына

с. Озерки, Белгородской области


Семейное творчество как явление повседневной культуры


Формирование творческой личности – одна из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе. Человек будущего должен быть созидателем, с развитым чувством красоты и активным творческим началом.

Когда-то очень мудрый восточный мудрец сказал: «Ребёнок - это не сосуд, который надо наполнить, а огонь, который надо зажечь».

С раннего детства у ребенка воспитывается способность воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни и искусстве, стремление самому участвовать в создании прекрасного. У него вырабатываются определенные отношения к природе, труду, общественной жизни, быту, ребенок учиться видеть в них прекрасное и самостоятельно создавать его. А кто в это время является безусловным авторитетом в жизни? Конечно же, родители, конечно семья.

Семья первая открывает для ребенка бесконечный мир прекрасного, радость познания и возможность новых открытий. Многое может сделать семья для развития творческих способностей её маленького члена. Кто, как не родители, бабушка, дедушка, наблюдающие ежедневно за ребёнком в разных ситуациях, могут заметить своеобразные индикаторы способностей, к чему у ребёнка особый интерес, к какому виду деятельности малыш проявляет склонность?

На наш взгляд, семья и совместное творчество в семье играет огромную роль в воспитании нравственной и творческой личности, оказывает значительную помощь школе в воспитании у ребёнка увлечения творчеством и подготавливает благодатную почву для формирования нравственной, увлеченной и творческой натуры.

Творчество – это форма свободного самовыражения и самопознания личности, это дополнительный язык, на котором можно говорить о себе, о своих детях и мечтах.«Творчество, - пишет психолог В. В. Давыдов, - является уделом всех, … оно обязательно должно являться нормальным и постоянным спутником детского развития». [3, с. 142 ]

Художественно-творческая деятельность является мощным фактором гармонизации личности, как для взрослого, так и для ребёнка. Здесь всегда виден результат своего труда. Именно художественно-творческая деятельность готова послужить мостиком, объединяющим детей и родителей . А семейное творчество является неотъемлемой частью семейного досуга и способствует развитию добрых и взаимопорядочных отношений в семье. Совместное творчество в семье содействует её укреплению, вовлечению детей и взрослых в творческий процесс, который возможен только при плодотворном общении и сотрудничестве его участников. Совместное семейное творчество призывает помочь детям открыть для себя мир взрослых людей, а взрослым – лучше понять мир своего ребёнка. Работая вместе, занимаясь творчеством, общаясь друг с другом, взрослые и дети вступают в настоящее творческое взаимодействие.

Основная цель семейного творчества – укрепление семьи, вовлечение детей и взрослых в творческий процесс, который возможен только при плодотворном общении и сотрудничестве его участников.

В процессе семейного творчества между детьми и родителями происходит одновременно и взаимодействие и творческое соревнование. Атмосфера игры и фантазии позволяет сбросить механизм самоконтроля и показать себя с неожиданной стороны. Творческая импровизация в несколько непривычных условиях делает работу увлекательной и интересной для детей и взрослых. Любой может проявить себя, почувствовать интерес к себе со стороны других людей.

Совместная деятельность приводит к единению авторов и желанию ещё раз попробовать свои силы и это закономерно, так как реализуется главное человеческое стремление – быть услышанным и понятым…

.Уже точно известно, что собственным примером родители могут повлиять на развитие у ребенка чувства прекрасного. Если ребенок будет видеть красивые картины, игрушки, вещи, будет слушать прекрасную музыку, то со временем у него разовьется хороший вкус. А если родители будут мастерить поделки с ребенком вместе, а не только подсовывать все готовенькое: "На тебе, любимый ребенок, можешь ломать" Так, ребенок, приложив часть своего труда к поделке, станет чувствовать свою сопричастность к великому творческому процессу [2. с. 35-36].

Семейные проекты, с одной стороны, направлены на раскрытие индивидуальности каждого, с другой - дают возможность понять и почувствовать, что ты – часть социума, что рядом с тобой живут люди, у которых есть свое понимание действительности, свои взгляды, свои традиции. Трудно переоценить значение семейного творчества. В виде импровизаций и создания рисунков, вышивок, лепных поделок, художественных композиций, аппликаций, литературных произведений, фотографий наши дети развивают эстетический вкус, создают новое, оригинальное, проявляя воображение, реализуя свой замысел.

Семейное творчество служит важным фактором развития ребенка, в частности его художественных способностей.

С самого раннего детства родители повседневно применяют творчество для развития детей:

1. Когда дети используют фломастеры, кисти и цветные карандаши, творчество улучшает моторику пальцев и тренирует мышцы, а также улучшает координацию глаз и рук. Это помогает быстрее освоить навыки письма.

2. Когда дети вместе с родителями вместе рисуют или строят замки, они учатся взаимодействию с другими людьми, что полезно для социальной адаптации.

3. Дети узнают названия цветов и форм, занимаясь рисованием, составлением фигурок. Юные художники смотрят на кору, листья деревьев, чтобы потом нарисовать пейзаж — все это помогает развивать наблюдение для научной деятельности.

4. С помощью творчества дети представляют то, чего не видели и не могут объяснить. Например, изменяют пропорции и контуры привычных вещей, и это позволяет смотреть на мир под другим углом.

5. Родители, положительно оценивая творчество детей, повышают их самооценку.

6. Во время творческого процесса активно работает воображение. Например, маленький художник обвязывает резинкой три кисти вместе, чтобы удобнее менять их. Творчество способствует экспериментам, изобретательству и помогает овладеть новыми навыками.

7. Творческий танец (свободный танец под любую музыку дома) дает возможность ребенку двигаться самостоятельно и уверенно, повышать выносливость, чувствовать собственное тело и ритм, развивать гибкость, равновесие.

Семья, родители ежедневно создают условия для проявления таланта и творческих навыков:

1. одобряют любые творческие порывы ребенка, создают доброжелательную атмосферу в доме для созидания.

2. дарят ребенку новые впечатлений и обогащают его мир предметами, способствующими развитию пытливости.

3. общаются на разные темы, позволяя ребенку задавать вопросы и высказывать идеи.

4. дают возможность попробовать новые творческие занятия на практике

5. показывают творческие решения проблем на собственном примере.

Уважаемые родители, я обращаюсь к вам! Занимайтесь со своими детьми: вяжите, плетите, вышивайте, стряпайте, вырезайте, чеканьте. Учите их тому, что вы умеете или закрепляйте те умения, которые они получили в школе. Уделяйте внимание творчеству своих детей, находите на это возможности, искренне восхищайтесь их работами, подбадривайте и наделяйте значимостью! Поощряйте творчество своих детей и цените их старания! Не жалейте на это время. Долг родителей — создать в каждой семье условия для всестороннего развития способностей. Владение умениями и навыками в творчестве будет благотворно влиять на дальнейшее развитие способностей вашего сына, дочери; на их социализацию, на их место в жизни.





Библиографический список


  1. Подласый И. П. Педагогика: 100 вопросов – 100 ответов : учеб. пособие для вузов. – М. : ВЛАДОС-пресс, 2018. – 284- 286 с.

  2. Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. М.., 2017.с.35- 36.

  3. Педагогика/ под ред. ПидкасистогоП.И.. М., 2019. С.142-144

  4. Дубинин С.Н. Семейное воспитание как основной фактор развития личности ребенка. / С.Н. Дубинин //СПО.-2019-№5- с.29-31.

  5. Азаров Ю.П. Семейная педагогика. М.,2017. С. 78-79

  6. Кулик Л.А. Берестов Н.И. Семейное воспитание. М., 2018.с.58-60




Сохранить у себя:
Семейное творчество как явление повседневной культуры

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки