Тема: Путешествие в прошлое счётных устройств (подготовит. группа)
Образовательные области: познание, коммуникация, социализация, чтение художественной литературы, музыка.
Цель: познакомить с историей счётных устройств, с процессом их преобразования человеком; расширять представления о предметах облегчающих труд людей; закреплять представления о компьютере, его составных частях; активизировать познавательную деятельность; воспитывать интерес к счётным устройствам.
Материалы и оборудование: картинки с изображением счётных устройств, счёты, калькулятор, картинки «Части компьютера».
Ход занятия :
- Ребята, вы были когда- нибудь в музее?
- А что вы там видели? (картины, скульптуры, и т.д.)
- А хотите сегодня побывать в музее?
- Тогда сегодня я приглашаю вас не совсем в обычный музей. В нём вместо картин и скульптур собраны счётные устройства: машины, приборы.
-Ребята, вы умеете считать?
-А на пальцах рук мы можем посчитать до 10 ?
-Давайте посчитаем до 20. - Ну что получилось? (Нет)
-Ребята, сейчас у нас много счётных устройств.
-А вы хотите узнать, как люди считали раньше?
-Тогда отправимся в музей счётных устройств, где находятся разные предметы, на которых люди считали в древности. -Вот мы и попали в музей.
-Вспомним правила поведения в музее.
-Давайте подойдём к первому экспонату.
-Что это такое? (рука и нога человека)
-А как вы думаете, почему они стоят на первом месте?
-Да, они были самыми древними устройствами для счёта. Люди сначала использовали подушечки на пальцах, затем считали на пальцах рук. А иногда использ. и пальцы ног.
-Давайте попробуем посчитать используя пальцевый счёт.
-Удобно считать? Почему?
-Да пальцевый счёт оказался неудобным, потому что нельзя было посчитать до 20-30.
-Следующим шагом в развитии счёта стало использование палочек, камешков, бусин. Посмотрите на счёты разных стран и народов: деревянные (делали зарубок на дощечках); узелковые(на верёвках).
-Но вскоре появился специальный прибор-абак. Это деревянная счётная доска посыпанная песком и разделена на полоски, на которые выкладывали бобы, косточки, горох и пересчитывали их.
-Абак был усовершенствован и на свет появились другие счётные устройства:
По десятку на шесточке Сели умные кружочки
И считают громко вслух, Только слышно: стук да стук. (Счёты)
-Рассмотрите их внимательно. -Как устроены счёты?
-Счёты - это обычная рамка с перекладинами, на которые нанизаны костяшки. Каждая костяшка – цифра.
-Но чтобы считать большие цифры на этих счётах, человеку необходимо было много времени. И поэтому изобрели счётную машину. Эту счётную машину вы, наверное, знаете.
Что-то бабушкины счёты Брать с собою неохота
Лучше я возьму ребята, В школу новый…(калькулятор)
-А теперь подойдём к следующему экспонату.
-Отгадав загадку, вы узнаете, какое счётное устройство было следующим:
Он рисует, он считает,
Проектирует заводы,
Даже в космосе летает,
И даёт прогноз погоды.
Миллионы вычислений
Может сделать за минуту.
Догадайся что за гений?
Ну, конечно же…(компьютер).
-Посмотрите, знаете ли вы, кто это? (портрет Блеза Паскаля)
(это французский учёный , который первый изобрёл компьютер в 17 в.)
-Что можно делать с помощью компьютера?
-Чем компьютер отличается от калькулятора?
-Сейчас мы вспомним ,какие части есть у компьютера.
-Каким устройством нужно воспользоваться, чтобы ввести программу в память компьютера? (клавиатура).
-С помощью какого устройства мы можем легко перемещать стрелку на экране? (мышка).
-Какое устройство поможет нам вывести на бумаге информацию? (принтер).
-Это мы назвали запасные части компьютера.
-Системный блок и монитор.
-А какие вы знаете современные компьютеры? (смартфон, нетбук, ноутбук, планшет).
-Давайте нашему другу компьютеру расскажем стихотворение.
Компьютер-друг детей и взрослых,
Он создан был давно.
Пришёл из Франции далёкой
Огромный и простой.
Но шли года, века, эпохи,
Компьютер стал другим.
Он вычитает, прибавляет,
Рисует, с нами говорит!
Передаёт, хранит, стирает,
Играет, учит, развивает.
Всем этим занимается глава-
Микропроцессор-голова!
Отсюда следует ,друзья,
Компьютер нужен для труда,
Обогащения ума, С ним просто весело всегда.
Итог занятия: - Как считали люди раньше?
-Какие были изобретены предметы для счёта?
-О каких предметах мы сегодня беседовали?
-Для чего нужен калькулятор?