«Самообразование- одна из форм повышения профессионального мастерства педагогов»

Самообразование – это самостоятельное приобретение знаний из различных источников с учетом интересов и склонностей каждого конкретного человека. Как процесс овладения знаниями, оно тесно связано с самовоспитанием и считается его составной частью. Самообразование помогает адаптироваться в меняющейся социальной и политической среде и вписаться в контекст происходящего.

Содержимое разработки







Выступление на районном МО учителей английского языка по теме:


«Самообразование- одна из форм повышения профессионального мастерства педагогов»












Подготовил: учитель английского языка МКОУ «Усухчайская СОШ»

Гаджиев И.Н.








Добрый день уважаемые коллеги .

Сегодня я хочу ознакомить Вас с докладом « Самообразование- одна из форм повышения профессионального мастерства педагогов»


Самообразование – это самостоятельное приобретение знаний из различных источников с учетом интересов и склонностей каждого конкретного человека. Как процесс овладения знаниями, оно тесно связано с самовоспитанием и считается его составной частью. Самообразование помогает адаптироваться в меняющейся социальной и политической среде и вписаться в контекст происходящего.


Самообразование учителя английского языка – это важная составная часть его профессионального мастерства и профессионального роста. Чтобы учить других, педагог должен не только хорошо знать свой предмет и владеть методикой его преподавания, но также уметь ориентироваться в разных сферах жизни.

Мы знаем, что существуют различные формы организации самообразования педагога английского языка. Одна из них – это курсовая подготовка в институтах повышения квалификации. Достоинство именно этой формы заключается в том, что у учителя есть возможность получить квалифицированную помощь от специалистов, а также обменяться опытом с коллегами.

Некоторые преподаватели предпочитают повышать свою квалификацию при помощи участия в различных конференциях, семинарах, вебинарах, конкурсах и олимпиадах. Многие учителя английского языка занимаются индивидуальной работой по самообразованию. Они ведут научно-исследовательскую работу по какой-нибудь проблеме, посещают библиотеки, изучают научно-методическую и учебную литературу, участвуют в педагогических советах и научно-методических объединениях, посещают уроки своих коллег, обмениваются мнениями, разрабатывают различные формы уроков, учебных материалов и внеклассных мероприятий. На что, к сожалению, у учителя- предметника не хватает времени.

Новой формой самообразования учителя английского языка является сетевое педагогическое сообщество, интернет-ресурс, который создан для общения педагогов из разных регионов России, желающих поделиться опытом, рассказать о себе и узнать нужную информацию. Это стало обычным явлением, когда мы, готовясь к урокам, можем использовать необходимый материал из Интернета.

Мы должны в течении учебного года или другого периода времени углублённо заниматься проблемой, решение которой вызывает определённые затруднения или которая является предметом его особого интереса. Самообразование педагога есть необходимое условие профессиональной деятельности. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к учителю самые высокие требования. Для того, чтобы учить других нужно знать больше, чем все остальные. Педагог должен знать не только свой предмет, и владеть методикой его преподавания, но и иметь знания в близлежащих научных областях, различных сферах общественной жизни. Педагог должен учиться всему постоянно, потому что в лицах его воспитанников перед ним каждый год сменяются временные этапы, углубляются и даже меняются представления об окружающем мире. Способность к самообразованию не формируется у педагога вместе с дипломом педагогического ВУЗа. Эта способность определяется психологическими и интеллектуальными показателями каждого отдельного учителя, но не в меньшей степени эта способность вырабатывается в процессе работы с источниками информации, анализа и самоанализа, мониторинга своей деятельности и деятельности коллег.

Однако, как бы ни были высоки способности педагога к самообразованию, не всегда этот процесс реализуется на практике. Причины, которые чаще всего называют педагоги – это отсутствие времени, нехватка источников информации, отсутствие стимулов и др. Но это всего лишь проявление инертности мышления и ленности ума, так как самосовершенствование должно быть неотъемлемой потребностью каждого педагога. Определим составляющие этой потребности, мотивы, побуждающие педагога к самообразованию:

• Ежедневная работа с информацией. Готовясь к уроку, выступлению, родительскому собранию др. у педагога возникает необходимость поиска и анализа новой информации

• Желание творчества. Педагог – профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же пожелтевшему поурочному плану или сценарию, читать одни и те же доклады. Должно появиться желание большего. Работа должна быть интересной и доставлять удовольствие.

• Стремительный рост современной науки. Особенно психологии и педагогики. В эпоху автомобилей негоже пользоваться телегой.

• Изменения, происходящие в жизни общества. формируют образ педагога как «несовременного человека»

• Общественное мнение. Педагогу не безразлично, считают его «хорошим» или «плохим». Плохим педагогом быть обидно.

• Материальное стимулирование. Категория педагога, мнение аттестационной комиссии, премии, надбавки, а может быть даже звания и правительственные награды – все это зависит от квалификации и мастерства учителя. Без постоянного усвоения новых знаний этого не добиться.

• Интерес. Учиться просто интересно. Говорят врачу: «исцелился сам!» Как человек, который ежедневно учит, не будет постоянно учиться. Вправе ли он тогда вообще быть педагогом?

Источники самообразования.

В чем заключается суть процесса самообразования?

Педагог самостоятельно добывает знания из различных источников, использует эти знания в профессиональной деятельности, развитии личности и собственной жизнедеятельности. Каковы же эти источники знаний, и где их искать?

• Телевидение

• Газеты, журналы

• Литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.)

• Интернет

• Видео, аудио информация на различных носителях

• Платные курсы

• Семинары и конференции

• Мастер-классы

• Мероприятия по обмену опытом

• Курсы повышения квалификации

Все формы самообразования можно условно поделить на две группы:

1. индивидуальная

2. групповая.

В индивидуальной форме инициатором является сам педагог, однако руководители методических структур могут инициировать и стимулировать этот процесс. Групповая форма в виде деятельности методического объединения, семинаров, практикумов, курсов повышения квалификации и др.

Если представить деятельность учителя в области самообразования списком глаголов, то получится : читать, изучать, апробировать, анализировать, наблюдать и писать.

Что для этого необходимо делать?

Изучать и внедрять новые педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения. 
• Посещать мероприятия коллег и участвовать в обмене опытом. 
• Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности.

Каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений. И в личном плане самообразования учителя обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок. Каковы могут быть результаты самообразования учителя на некотором этапе?

• разработанные или изданные методические пособия, статьи, программы, сценарии, исследования• разработка новых форм, методов и приемов обучения 
• доклады, выступления 
• разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей 
• выработка методических рекомендаций по применению новой технологии 
• разработка и проведение открытых мероприятий по собственным темам самообразования 
• проведение тренингов, семинаров, конференций , мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме) 
Продуктивность процесса самообразования : 
Самообразование педагога будет продуктивным, если: 
• В процессе самообразования реализуется потребность педагога к собственному развитию и саморазвитию. 
• Педагог понимает как позитивные, так и негативные моменты своей профессиональной деятельности, а следовательно, является открытым для изменений. 
• Педагог обладает развитой способностью к рефлексии (под рефлексией понимается деятельность человека, направленная на осмысление собственных действий, своих внутренних чувств, состояний, переживаний, анализ этой деятельности и формулирование выводов). 
• Педагог обладает готовностью к педагогическому творчеству. 
• Осуществляется взаимосвязь личностного и профессионального развития и саморазвития. 
Организация процесса самообразования 
Тема, над которой работает учитель. 
В начале каждого учебного года все педагоги выбирают тему самообразования и фиксируют ее в планах методического объединения. Возможных вариантов тем огромное количество, но любая тема должна быть направлена на повышение эффективности воспитательной работы, выработке новых педагогических приемов и методик или созданию научных работ. 

Личный план самообразования учителя. 
На основании выбранной темы учитель разрабатывает личный план работы над поставленной перед собой проблемой. В плане указываются:


• название темы 
• цели 
• задачи 
• предполагаемый результат 
• этапы работы 
• сроки выполнения каждого этапа 
• действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой 
• способ демонстрации результата проделанной работы 
По окончании работы над темой каждый учитель должен написать отчет с анализом, выводами и рекомендациями для других учителей . В отчете отражаются все пункты плана работы по самообразованию.

Таким образом, организация самоконтроля дает возможность:

Результаты самообразования.

Что дает самообразование?

Самостоятельная работа по самообразованию позволяет пополнить и конкретизировать свои знания, осуществлять глубокий и детальный анализ возникающих в работе с детьми ситуаций. Педагог со стажем имеет возможность не только пополнить копилку своих знаний, но и найти эффективные, приоритетные для себя приемы развивающей работы с детьми и родителями, овладеть элементарной диагностической и исследовательской деятельностью. Кроме того, у педагогов развивается потребность в постоянном пополнении педагогических знаний, формируется гибкость мышления, умение моделировать и прогнозировать воспитательно-образовательный процесс, раскрывается творческий потенциал.

Результат

Каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений. Каковыми могут быть результаты самообразования?

Повышение качества проводимой с детьми работы;

Разработка конспектов. Программ, сценариев, пособий

Доклады, выступления.

Разработка дидактических материалов, наглядности

Разработка и проведение открытых занятий по собственным технологиям

Проведение семинаров, консультаций, мастер-классов

Обобщение опыта работы по исследуемой проблеме (теме) и др.

Также результатами самообразования является профессиональная компетентность, высокий общекультурный уровень педагога.

Рекомендации: Примерные темы самообразования учителей английского могут быть следующими:

- Роль компьютера в современной коммуникативной технологии преподавания английского языка.

- Коммуникативный подход к обучению английской грамматике.

- Развитие креативного мышления школьников на уроке английского языка.

- Развитие личности учащегося в процессе обучения межкультурной коммуникации.

- Использование технологии сотрудничества при обучении иноязычному общению.

Спасибо за внимание

Сохранить у себя:
«Самообразование- одна из форм повышения профессионального мастерства педагогов»

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки