Самоактуализация.
С точки зрения А. Маслоу, человек сосредоточен на том, чтобы стать тем, чем позволяет стать его потенциал. Основная линия его размышлений в этом случае состоит в том, что человек поднимается над теми мотивами, которые являются для него общими с животным миром.
Такая концепция личности не может существовать без прочной основы в виде полного гетеростаза.
Эта мысль особенно актуальна для сегодняшней акмеологии, когда всплеск насилия, грубого секса, равнодушие к чужой жизни списывают на якобы неистребимую силу животного начала в человеке.
Для акмеологии, не отрицающей макро- и микрообстоятельств, в которые попадает формирующаяся личность, важно не упустить из виду эту точку зрения о том. что чем взрослее человек и чем выше он поднялся в иерархии духовно-нравственных потребностей, тем он свободнее и, следовательно более -самостоятелен в создании своей судьбы.
Вместе с тем А. Маслоу рассматривал стремление актуализировать потенциал как интеллектуальную составляющую того, чем является человек, а не как то, что он приобретает. Это стремление, помысли А. Маслоу, оказывается вершиной пирамиды иерархии потребностей.
Все это представляет несомненный интерес и для акмеологий, которая более целеустремленно и системно, чем в предыдущие годы, должна раскрывать закономерности и механизмы формирования высших потребностей человека не только как важнейшего условия его развития как социально активной личности, но и настойчивого продвижения к вершинам мастерства в той области труда, которая является для него профессиональной.
Отмечая особенности, благоприятствующие или, наоборот, затрудняющие успешное протекание процесса самоактуализации человека, А. Маслоу выделяет целый комплекс психических свойств, присущих самоактуализирующимся людям, которые помогают им подниматься на самый верхний уровень в этом процессе. Свойства эти таковы:
1.Более эффективное восприятие реальности.
2. Принятие себя, других и природы.
3. Непосредственность, простота, естественность.
4. Центрированность на проблеме.
5. Независимость, потребность в уединении.
6. Автономность и относительная независимость от культуры и окружения.
7. Свежесть восприятия.
8. Вершинные или мистические переживания.
9. Общественный интерес.
10. Глубокие межличностные отношения.
11. Самоактуализирующиеся личности, по утверждению А. Маслоу, самые демократичные люди.
13. Философское чувство юмора.
14. Креативность.
15. Сопротивление окультуриванию.
Отмечая эти качества, - отличающие самоактуализирующихся личностей от обычных людей, А. Маслоу честно писал, что в повседневной жизни у них могут быть и эмоциональные срывы, могут эпизодически проявляться наивность, чувство вины, тревоги, сомнения в себе и т. п.
Но тем не менее самоактуализирующиеся люди, несмотря на все подобные несовершенства, являются образцом психического здоровья, и они — А. Маслоу не устает напоминать об этом — показывают нам воочию, что потенциал психологического роста человечества гораздо выше, чем тот, которого достигает большинство людей.
По мере того как человек поднимается в иерархии потребностей, он становится все более свободным в выборе направления личностного роста.
В изложенных выше положениях, которые сформулировал А. Маслоу, легко просматривается работающее на развитие акмеологии содержание. Смысл его в том, что акмеология, обогатив инструментарий, который использовал А. Маслоу при изучении действительно самоактуализирующихся людей, должна шире развернуть комплексные исследования великих и выдающихся людей, достойно и неординарно проявивших себя на различных поприщах, чтобы конкретизировать знание факторов, необходимое для того, чтобы по-настоящему конструктивно помогать как можно большему числу людей достигать подлинного акме в своем развитии.
Личность человека развивается и формируется в системе общественных отношений в зависимости от условий его жизни и деятельности, но прежде всего в процессе деятельности и общения, и каждая из этих сфер предъявляет особые требования к личным качествам.
Структура личности представляет собой систему взаимосвязанных подструктур: биологически детерминированной и социально детерминированной.
Проблема соотношения биологического и социального, физиологического и психологического неизменно остается одной из центральных и острейших проблем психологии личности.
Крайние точки зрения.
Согласно первой, все основные особенности и способы развития психики предопределены биологическими факторами — врожденными или приобретенными. Другая крайняя точка зрения состоит в том, что особенности психики целиком и полностью определяются качеством воспитания и обучения.
Эти две точки зрения, крайние, и немногие авторы принимают эти позиции. Поэтому самой популярной и распространенной является средняя между двумя позициями. Согласно ей, в психическом развитии равно определяющую роль играют и биологические, и социальные моменты. Последние, как правило, превалируют, не заглушая, однако, большего или меньшего звучания первых.
Сторонники этой точки зрения рассматривают человека как существо биосоциальное, в котором диалектически сочетаются в единстве биологическое и социальное.
Определив функционное назначение каждой из сфер развития конкурентоспособной личности (сферу деятельности, общения, личностных особ-ей), оказалось возможным представить их в виде единой функциональной структуры, дающей целостное представление о закономерностях, существенных связях и зависимостях одних элементов от других. Многоаспектная деятельность, обусловленная развитием личностных качеств, связывается в узлы многообразными отношениями, взаимодействиями с другими людьми.
Эти узлы, их иерархии образуют, интегральные характеристики личности, детерминируют ее профессиональное развитие, сами же по сути являются объектом развития.
Многочисленные исследования дали возможность выделить три интегральные характеристики конкурентоспособной личности: направленность, компетентность и гибкость.