УРОК ЧТЕНИЯ В 5-ом КЛАССЕ.
Тема урока: С.А. Есенин. «Берёза»
Цель урока:
- ознакомление со стихотворением С. Есенина «Берёза»;
Задачи:
-формировать умения анализировать поэтический текст; обогащать активный словарь учащихся,
-развивать образное мышление, речь, память ,внимание;
-прививать навыки выразительного чтения при работе с лирическим стихотворением;
-воспитывать любовь к поэтическому слову, к родной природе.
Тип урока: Урок изучения нового произведения.
Оборудование урока: компьютер, интерактивная доска, учебники, карточки со словами, с заданиями, картинки с цветами, образцы для слов. работы;
Ход урока:
I. Самоопределение к деятельности (организационный момент)
-Красота пробуждает в человеке все самое лучшее- гласит народная мудрость. Она заставляет творить, создавать прекрасное, совершать добрые поступки. Давайте подарим тепло и добро друг другу.
-Когда ладошки наши касаются,
Душа с душою встречаются,
И сердце добром наполняется-
Так красота на земле рождается.
II. Дыхательная гимнастика.
-В гости к нам пришла зима,
Много снега принесла.
Я ладошки к небу подниму
Белые снежинки в класс я принесу.
- Ребята, представьте, что на ваши ладони упали снежинки.Наберите воздух через нос. Сдуйте снежинки с правой руки. Затем с левой и с обеих ладошек.
II. Актуализация знаний.
- На партах у вас лежат карточки со словами. Раскройте их и прочитайте про себя, но никому не говорите. что там написано. А я с помощью вопросов попробую отгадать. Вы должны отвечать «да» или «нет».Готовы? (Игра «Данетка»,автор:А.Гин.)
-Это животное? (Нет)
-Это растение? (Да)
-Это травянистое растение? (Нет)
-Это дерево? (Да)
-Оно растет в нашей местности? (Да)
-У дерева темный ствол? (Нет)
-Это береза? (Да) На доске крепится слово БЕРЕЗА.(СЛАЙД 2)
-Ребята, береза – это символ России, самое любимое дерево русского народа. Много прекрасных слов сказано о березе. Стройный белый ствол, гибкие , склоняющиеся ветви, изящные листочки всегда были символом прекрасного и немного грустного . В поэзии береза сравнивается с образом русской девушки .Ее часто называют нежными женственными словами: матушка, красавица и т. д. На « зеленые святки» девушки украшали косы ее ветвями . Давайте и мы сплетем венок из слов ,которые описывают березу.
Словесно-речевая игра «Плетем венок»:дети по очереди зачитывают слова на карточках и прикрепяют их на доске в виде венка. Несколько слов называют сами ,чтобы наполнить венок цветами. (Например:грустная,кудрявая,нежная,стройная,нарядная,высокая,зеленая,белая,красивая,застенчивая)
III. Постановка цели урока.
- Посмотрите ,какой венок мы сплели. Многие поэты воспевали красоту березы. Но лучше всех написал о ней С.Есенин. Вы уже знакомы с его творчеством. Какое его стихотворение вы читали? Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с его стихотворением «Береза» и научимся его выразительно читать.(На доске крепится слово С.ЕСЕНИН).Это первое опубликованное стихотворение поэта. Написал он его в 19 лет. А стихи начал сочинять в 9 лет. (СЛАЙД 3)
III. Работа по изучению нового материала. Открытие новых знаний.
1.Первичное восприятие .
-Давайте послушаем. (Просмотр видеоролика ) (СЛАЙД 4)
-Понравилось вам стихотворение? Какое оно по настроению?
-О каком времени года говорится в стихотворении?
-Какой увидел берёзу поэт? (Берёза белая, принакрылась снегом )
- Как вы думаете, какие чувства испытывал поэт, рассматривая берёзу? (Чувство любования)
- Кто не знает этих строк? Пожалуй, только тот, кто пока ещё не ходит в школу. А ведь этому стихотворению больше 100 лет. Представляете! Но оно до сих пор любимо всеми. Как же удалось Есенину создать такое совершенство? Постараемся и мы увидеть, услышать, прочувствовать неповторимый мир, созданный поэтом.
2. Физкультминутка.
-Корень березки сидит глубоко,(садятся)
Ветки растут высоко-высоко,(встают на носочки и тянутся руками верх)
Корня березки нам не видать,( садятся)
Веток березки нам не достать. (встают на носочки и тянутся руками верх)
3.1.Анализ стихотворения.
-Найдите стихотворение в учебнике.(138 с.) и прочитайте ее внимательно, не спеша. (Самостоятельное чтение учащимися методом жужжания)
-Сколько строф в стихотворении? Давайте прочитаем первую строфу.(Ученик читает вслух)
-Ребята ,где растет береза? (Под моим окном)
-С чем сравнивается снег? Почему? (Снег сравнивается с серебром, потому что он также сверкает на солнце.)
-Давайте прочитаем вторую строфу. (Ученик читает вслух)
-О чем говорится во второй строфе? (О ветках)
4.Словарная работа.
-Вам понятны значения слов: кайма, кисть, бахрома? Прочитайте их значения и найдите среди образцов.(Ученики выбирают кайму, бахрому, кисть и показывают)(СЛАЙД 5)
Кисть - пучок нитей для украшения чего-либо.
Бахрома - тесьма для обшивки чего-нибудь с рядом свободно свисающих нитей, а также ряд таких свисающих нитей, кистей.
Кайма - полоса по краю какого-либо предмета, ткани и т.п., отличающаяся цветом, узором, материалом.
3.2..Анализ стихотворения.
-Потрогайте какие они пушистые. Такая бахрома бывает у платка. Береза напоминает нам девушку, которая принарядилась, набросив на себя красивую шаль.
-Теперь перейдем к 3 –ей и 4-ой строфе. (Ученик читает вслух)
-Сравните их и скажите почему в 3-ей строфе снежинки «горят в золотом огне» ,а в 4-ой опять снег похож на серебро, как в самом начале стихотворения .Может быть это связано со временем суток? Вообще, что такое «заря»?( Заря- яркое освещение горизонта перед восходом или заходом солнца.)(СЛАЙД 6)
- В какое время дня снег похож на серебро, а когда на золото? (Поэт описывает березу в течение дня.)
-Это говорит о том ,что С.Есенин часто и подолгу смотрел на нее .Почему? Какие чувства он выразил к березе? (Поэт любовался березой, восхищался ее красотой.)
6.Выразительное чтение стихотворения.
.-Какое настроение передает стихотворение?
а) радостное, бодрое;
б) спокойное, задумчивое;
в) веселое, шутливое.
-Выберите темп чтения:
а) быстро:
б) неторопливо;
в) медленно. (Ученики работают в паре с карточками)
-А сейчас, давайте прочитаем стихотворение выразительно, чтобы все увидели нарядную, тихую березку.(Хоровое чтение, индивидуальное чтение)
7.Подготовка к заучиванию стихотворения.(Мнемонический прием)
-Ребята, перед вами 1-ая и 2-ая строфы стихотворения, но в каждой строчке отсутствуют некоторые слова. Попытайтесь вспомнить и воспроизвести их. (Работа на интерактивной доске.) (СЛАЙД 7)
8.Объяснение домашнего задания.
-Выучить стихотворение наизусть;
-Нарисовать березу;
9.Итог урока. Оценивание.
- Сегодня на уроке мы познакомились со стихотворением С.Есенина. Как оно называется? ( «Береза») В этом стихотворении поэт описывает красоту зимней березы. Мог ли человек который не любит природу написать такое стихотворение?(Нет) Да С.А.Есенина до глубины души волновали красота русской природы, любимых березок. С его творчеством вы продолжите знакомство в старших классах. Я очень довольна вашей работой и хотела бы оценить вас. Мне хотелось бы также узнать понравился ли вам урок .
10.Рефлексия.
-Перед вами береза. Если вам урок понравился и вы довольны своей работой прикрепите снежинку на березу. Если вам было неинтересно и трудно тогда прикрепите ее к земле. Посмотрите ,какой нарядной стала береза! (СЛАЙД 8)
.-Какое настроение передает стихотворение?
а) радостное, бодрое;
б) спокойное, задумчивое;
в) веселое, шутливое.
-Выберите темп чтения:
а) быстро:
б) неторопливо;
в) медленно.
.-Какое настроение передает стихотворение?
а) радостное, бодрое;
б) спокойное, задумчивое;
в) веселое, шутливое.
-Выберите темп чтения:
а) быстро:
б) неторопливо;
в) медленно.
.-Какое настроение передает стихотворение?
а) радостное, бодрое;
б) спокойное, задумчивое;
в) веселое, шутливое.
-Выберите темп чтения:
а) быстро:
б) неторопливо;
в) медленно.
.-Какое настроение передает стихотворение?
а) радостное, бодрое;
б) спокойное, задумчивое;
в) веселое, шутливое.
-Выберите темп чтения:
а) быстро:
б) неторопливо;
в) медленно.