"Крылатые выражения" в 4 классе
Цель: Применение полученных знаний и умений в собственной речевой
практике.
Задачи:
обучающие:
- расширить знания учащихся по теме «Использование фразеологизмов».
-познакомить детей с крылатыми выражениями;
-научить употреблять в своей речи слова из разных стилей языка;
-указать на безграничные возможности великого могучего русского языка
развивающие:
- развитие речевой и мыслительной деятельности; готовности к речевому взаиморазвитию и взаимопониманию.
- обогащение активного словаря учащихся.
-развивать речь, логическое мышление, память, внимание, воображение, умение употреблять крылатые выражения в своей речи
воспитательные:
- создание условий для развития речевой культуры учащихся; правил речевого этикета.
- активизация познавательной деятельности учащихся в процессе знакомства с теоретической информацией. воспитывать интерес, любовь к родному языку, гордость, любознательность, самостоятельность.
Оборудование : проектор, презентация, фразеологический словарь.
ХОД ЗАНЯТИЯ
- Актуализация внимания.
Дети, вам тепло? (Да!)
В классе светло? (Да!)
Прозвенел уже звонок? (Да!)
Уже закончился урок? (Нет!)
Только начался урок? (Да!)
Хотите учиться? (Да!)
Значит можно всем садиться!
2. Сообщение темы занятия.
В умелых руках и опытных устах русский язык красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен.
А.Куприн
Хотите, чтобы в кругу друзей вас слушали с интересом, затаив дыхание? Учитесь употреблять в своей речи «Крылатые выражения».
– Что это за выражения? – Почему они называются крылатыми? – Чтобы лучше усвоить, выполним задания.
III. Формирование знаний, умений, навыков.
Задание 1.
1) Прослушайте текст. Подумайте, какими словами из текста его можно озаглавить?
Однажды меня и моего младшего брата Дениску пригласил на рыбалку сосед дядя Юра. Сказал, что знает такое рыбное место, где рыба сама так и ловится на крючок, что ни в сказке сказать, ни пером описать. Обещал угостить ухой – пальчики оближешь. Словом, будет интересно, мы не пожалеем. Он на этом деле собаку съел. Мы с Дениской развесили уши и потеряли голову от счастья. Побежали домой одним духом собирать снасти. В назначенное время мы ждали соседа у подъезда. Ждали час, два, три. Тут я понял, что дядя Юра просто морочил нам голову. Мой брат как заревет в три ручья от обиды. Мне стало не по себе. Я чувствовал себя не в своей тарелке. Вот так мы с братом попались на удочку.
– Что означает это выражение? – Можно ли дать такую иллюстрацию к этому заглавию? (иллюстрация) – Какие еще выражения, употребленные в переносном значении, встретились в тексте? ( Прочитайте текст и подчеркните эти выражения) – Как вы понимаете? – Какие еще выражения вы знаете? – Что они обозначают?
2) В русском языке существует немало таких выражений, которые иногда можно заменить одним словом.
Пример:
во весь дух – быстро морочить голову – обманывать в час по чайной ложке – медленно рукой подать – близко
– Что они обозначают? – Можно ли их понимать в прямом смысле? – Вот какое недоразумение может произойти.
3) Замолчи Петрусь, говорят! Прикуси язык, говорят! Он язык прикусил И сильней заголосил!
– Что случилось с Петрусем? – Почему это произошло? – Как надо понимать прикуси язык?
Задание 2.
4) А теперь задание Я читаю стихотворение. Найдите устойчивые обороты. Что они обозначают?
За окном едва Пожелтела трава, Два брата рубили дрова. Один это делал спустя рукава. Другой, засучив рукава.
– Какой здесь устойчивый оборот? – Когда его употребляют?
Оказался молодцом, Смог, осилить ношу Не ударил в грязь лицом И не сел в галошу.
– Какой здесь оборот? – Когда употребляют?
Вешать можно на гвоздь Полотенце и трость. Лампу, плащ или шляпу, И веревку, и тряпку. Но никогда и нигде Не вешайте носа в беде.
– Какой здесь оборот? – Когда употребляется?
5) Из истории оборотов (доклады).
Историю многих оборотов нам объяснить уже трудно, появились они очень давно. Выражения спустя рукава и засучив рукава, появились в те далекие времена, когда русские носили одежду с очень длинными рукавами. У мужчин 95 см, а у женщин на 40 см больше. Попробуйте поработать в одежде с такими рукавами. Неудобно, получится плохо. Чтобы дело спорилось, рукава надо было засучить. Народ приметил это и стал говорить о людях, которые делали что-то плохо, лениво – работают спустя рукава, а о людях, которые умело работали – работают – засучив рукава. Хотя рукава могут быть короткие. Выражение попал впросак, возникло тогда, когда мастеровой люд вил веревки на специальном станке, называемом просак. Зазеваешься – попадет в станок пола или длинный рукав, не сразу выберешься. Хорошо, что сам жив останешься, лишь одежду испортишь. Вот и теперь говорят: попал впросак – попал в неудобное положение. Хорошо нам известный оборот шиворот-навыворот родился в далекие времена и был связан с унизительным наказанием. Провинившегося барина сажали спиной вперед на старую лошаденку. Богатую одежду с расшитым воротником надевали наизнанку – шиворот-навыворот. В таком виде виноватого возили по улицам. И теперь мы говорим шиворот-навыворот, если оденемся не так. Но так можно сказать и не только об одежде. Все вы конечно слышали выражение кричать во всю Ивановскую. А связано это выражение с Московским Кремлем. Площадь в Кремле, на которой стоит колокольня Ивана Великого называли Ивановской. На этой площади специальные люди - дьяки, оглашали указы, распоряжения и прочие документы, касавшиеся жителей Москвы и всего народа России. Чтобы всем хорошо было слышно, дьяк читал очень громко, кричал во всю Ивановскую.
6) Некоторые устойчивые обороты были взяты из русских сказок. Многие вам знакомы.
Из каких сказок появились такие выражения?
- Встань передо мной, как лист перед травой. (Сивка-Бурка)
- Рожки да ножки.
- Кому корешки, а кому вершки.
- Битый небитого везет.
- По щучьему велению.
– Как вы понимаете эти обороты?
7) Некоторые обороты включают слова, называющие домашних и диких животных. Догадайтесь (работа у доски)
голоден как (волк) хитер как (лиса) труслив как (заяц) неповоротлив как (медведь) надут как (индюк) нем как (рыба)
– Почему появились эти выражения?
8) Сценка “Ни пуха, ни пера”.
Рано утром Мама-Квочка В класс отправила сыночка Говорила: “Не дерись, не петушись”. Поспеши уже пора. Ну, ни пуха, ни пера. Через час едва живой Петушок идет домой Ковыляет еле-еле Он со школьного двора, А на нем и в самом деле Нет ни пуха, ни пера.
– Что пожелала Мама-Квочка? – Почему стихотворение заканчивается словами “Нет ни пуха, ни пера”? – Где они употреблены в переносном значении?
9) Сценка “Три загадки”.
Поссорились на перемене ребята. Один кричит: – Я тебе покажу, где раки зимуют! А второй ему: – Ишь, разошелся, прямо из кожи вон лезет! Тут подбежал к ребятам дежурный и давай их расталкивать. А они на него напустились: – Все сидишь! Наверное, и спишь с открытыми глазами? Тут дежурный как крикнет: – Стойте, ребята! Разгадайте-ка свои загадки.
– Какие выражения встретились?
Кто сможет объяснить? Не ссорьтесь! Помните о том, Что может быть беда Вдым разругаетесь. Потом – сгорите от стыда.
11) Из истории (доклады).
Я покажу, где раки зимуют связано с историей нашего народа. Многие помещики любили полакомиться раками, а зимой их ловить было трудно: раки прячутся под коряги и там зимуют. На ловлю раков зимой посылали провинившихся крестьян, которые должны были доставать раков их ледяной воды. Промерзнет в ветхой одежонке, застудит руки, и после этого человек часто болел. Отсюда и пошло: если хотят серьёзно кого-то наказать говорят: “Я покажу тебе, где раки зимуют”.
Лезть из кожи и спать с открытыми глазами связаны с живым миром. Линяют, т.е. вылезают из своей кожи раки и змеи. Спят с открытыми глазами рыбы.
12) Игра “Пантомима”.
Объясните с помощью жестов крылатые выражения, а мы угадаем.
- Реветь в три ручья.
- Уши развесить.
- Пальчики оближешь.
- Спать с открытыми глазами.
13) Сочинение рассказов.
– Сочините небольшой рассказ, используя крылатые выражения.
- Сказочный.
- История из жизни.
- Мечта.
14) Кроссворд.
По горизонтали:
Назови, одним словом:
1. Морочить голову. (обманывать) 3. В час по чайной ложке. (медленно)
Закончи фразу:
2. Нем как.(рыба) 4. Голоден как. (волк)
По вертикали:
Назови одним словом:
1. Рукой подать. (близко) 2. Во весь дух. (быстро)
Закончи фразу:
3. Хитер как. (лиса) 4. Труслив как. (заяц)
IV. Итог.
– С какими выражениями мы познакомились?
– Можно ли их понимать в прямом смысле?
Ведущий: «Крылатые выражения» или фразеологизмы в начальной школе изучаются совсем мало, а в жизни мы встречаемся с ними повсеместно, так для чего они нам нужны?
Выводы
- отражают национальную самобытность языка.
- запечатлен богатый исторический опыт народа.
- повышает культуру речи и общую культуру человека.
-Правильное и уместное использование фразеологизмов придает речи особую выразительность, меткость, образность
Из такого словаря можно узнать об истории происхождения крылатых выражений?
Словарь: Я, как вы могли заметить по моей улыбке, словарь фразеологический. Своей жизнью я обязан толковому словарю В.И.Даля. Я включаю в себя около четырёх тысяч фразеологизмов, или устойчивых сочетаний слов, русского языка, даю толкования их значений, привожу различные формы их употребления, их синонимы, антонимы. Умелое использование фразеологизмов сделает вашу речь меткой, яркой и выразительной.
4. Оценки.
– Ребята, вы все сегодня хорошо, активно, засучив рукава, работали. Никто не ударил в грязь лицом и не сел в галошу. Я решила наградить всех участников очень дорогими ценными подарками. Вот неполный перечень: телевизор, компьютер, магнитофоны, видеокамеры, автомобиль BMW и другие, любезно представлены фирмой “Рожки да ножки”. Вручение будет сразу, как только рак на горе свистнет.
– Попались на удочку? – Что, уши развесили?
А если серьёзно, то вас ожидает приз “Пальчики оближешь”. Смотрите, не проглотите язык.
Угощение сладостями