Автор: Кабахчян Элла Артуровна
Учитель начальных классов
МБОУ СОШ№33
Название проекта: Тайна имени.
Учебный предмет, в рамках которого проводится работа:русский язык, внеурочная деятельность.
Учебные дисциплины, близкие к теме проекта: окружающий мир, литературное чтение.
Тип проекта: исследовательский (по доминирующей деятельности обучающихся);
групповой (по количеству участников);
краткосрочный (по продолжительности).
Время выполнения проекта: 2 недели
Цель проекта: познакомить с миром имён, их происхождением и значением, показать индивидуальность, неповторимость каждого человека
Задачи проекта: найти материал о происхождении и значении имён,
выяснить у родителей о причинах выбора имени,
собрать сведения об известных людях, носящих такое имя,
найти стихи, песни, загадки, пословицы, поговорки, ребусы, где встречается такое же имя,
подготовить рассказ о своём имени.
Планируемые результаты:
Предметные: обучающиеся будут знать происхождение и значение имён своего класса, соберут материал о своём имени.
Метапредметные:
Познавательные: поиск и выделение необходимой информации из различных источников, осознанное построение речевого высказывания в устной форме;
Регулятивные: понимать учебную задачу занятия и стремиться её выполнить, оценивать свои достижения и достижения партнёров по группе;
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества в группе, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, умение полно и точно выражать свои мысли, слушать другого ученика и учителя.
Личностные: формирование установки на здоровый образ жизни, принятие и освоение социальной роли обучающегося.
Формы работы: внеурочная.
Планируемый продукт проекта: Брошюра «Тайна имени», портфолио «Тайна наших имен».
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учеников
Эмоциональный настрой
- Давайте друг другу улыбнёмся. Пожелаем удачи. И с таким хорошим зарядом начнём наш необычный урок русского языка.
Самоопределение к деятельности
Отгадайте загадку:
Нас не было – оно было.
Нас не будет – оно останется.
Никто ни у кого его не видел,
А у каждого оно есть.
Прочитайте стихотворение: (слайд 1)
Имена, имена, имена –
В нашей жизни звучат не случайно:
Как загадочна эта страна –
Так и имя загадка и тайна.
- Как вы думаете, почему с этих строк мы начинаем наш урок?
Имя.
Выполняли исследовательский проект «Тайна имени»
Постановка учебной задачи
- А верно ли сказано:
«Что имя – звук, оброненный случайно,
В котором нет ни смысла, ни значенья?»
Конечно, нет. И в именах есть тайны,
И таинство есть имянареченья.
- Сегодня вы представляете исследовательский проект «Тайна имени» (слайд 2)
- Какие проблемные вопросы вы перед собой поставили?
- А что такое имя?
- Ребята, а есть ли наука, которая занимается изучением имен?
Ответы детей.
- Как произошли наши имена?
- Что обозначают наши имена?
- Почему нас так назвали?
Из толкового словаря В.И. Даля мы узнали, что имя – это слово, которым зовут, означают особь, личность.
Из толкового словаря Кузнецова узнали, что имя – это личное название человека, даваемое при рождении.
Да, это ономастика. И её отрасль антропонимика, которая изучает имена собственные.
Защита проекта первой группы
Итак, переходим к презентации проекта. Слово первой группе. Они выполняли функцию знатоков ономастики.
- Спасибо, за интересную информацию и исследование имён нашего класса.
Лидер 1 группы:
Наша группа собирала информацию о том, как появились имена и что они обозначают.
Имя человека – это судьба человека, это тот символ, который сопровождает человека всю его жизнь. Именно, поэтому знать происхождение имени, его толкование и значение, понимать все тонкости и тайны, которые скрывает имя человека – это так важно и необходимо каждому из нас.
Имя человека возникло очень давно. Ещё древние люди придумали способ выделять из толпы отдельного человека, обращаться к нему по имени.
В древние времена на Руси у человека было два имени. Одно – ложное, для всех, другое - тайное, только для самого человека и его близких людей. Эта традиция существовала как защита от недобрых и злых людей.
И вот что интересно: присваивались ребёнку в качестве имени названия растений, явлений, клички, качества характера. Так распространенными были имена Дурак, Волк, Некрас, Добрыня. Например, в 1492 году в Москву прибыл Волк Курицын.
Позднее старославянские имена вытеснили иноземные.
В нашем классе 20 учеников, а имён всего 18. И вот какие значения они имеют (слайд 3).
Самые популярные имена среди мальчиков – это Михаил и Алексей. А вот у девочек имена не повторяются.
Самыми редкими являются имена Аркадий, Фёдор, Егор– среди мальчиков, а среди девочек - Кира, Маргарита, Варвара.
О своих именах расскажут ______________
____________________________________
____________________________________
Защита проекта второй группы
Слушаем ребят второй группы. Они были историками.
- Спасибо, ребята. Даже раскрыли и тайну наших имён с воспитателем.
Лидер 2 группы:
Нам пришлось «попутешествовать» по древним странам в поисках информации о происхождении наших имен. И ещё мы «знакомились» с великими людьми, носящими такие имена.
В ходе исследования мы выяснили, что имена нашего класса имеют иностранное происхождение (слайд 4):
Древнегреческие имена – 13
Древнееврейские имена – 2
Древнегерманские – 1
Латинские – 2
А вот русских имён нет. Ещё мы поинтересовались происхождением имён нашей учительницы и воспитателя. Имя Наталья латинского происхождения и обозначает «благословенная», Светлана – древнерусское имя.
Давайте послушаем интересные сведения, связанные с нашими именами
_____________________________________ ________________________________________ ________________________________________ ________________________________________
Физминутка
Лидеры групп исполняют частушки.
Повторяют движения.
Защита проекта третьей группы
Даём слово третьей группе. У них было очень интересное задание – они брали интервью у своих родителей.
Видите, как важно серьёзно подходить к выбору имени ребёнку. Оказывается, его будущее тесно с ним связано.
Лидер 3 группы:
Наша группа выясняла, почему нам дали такие имена и влияют ли имена на характер и судьбу человека.
В ходе исследования узнали, что родители выбирали имя по следующим убеждениям:
(слайд 5)
- в честь близких родственников – 3
- в честь знаменитого человека – 4
- нравится имя – 4
- по православным святцам – 4
- имя влияет на судьбу человека – 5
Сообщения детей (почему дали такое имя).
_____________________________________ ________________________________________
Имя, судьба, характер – это три взаимосвязанные слова. Имя отражает характер и склонности своего носителя, определяет его успехи и неудачи, влияет на взаимоотношения с людьми. И вот какие интересные сведения о характере своих имён узнали _______________ ________________________________________ ________________________________________
Защита проекта четвёртой группы
А что же приготовили ребята четвёртой группы?
- Спасибо, ребята, за ваш труд, старание. Даже о моих будущих учениках позаботились.
Лидер 4 группы:
У нас было творческое задание – мы подбирали интересный занимательный материал с нашими именами.
Попробуйте разгадать ребусы (___________).
Послушайте стихотворения:
___________________________________
___________________________________
___________________________________
Мы собрали пословицы, поговорки, скороговорки, загадки с нашими именами. А ещё оформили для будущих первоклассников занимательную азбуку, которая состоит из имён.
Рефлексия
Заполните анкету.
Итог
- Наше занятие подошло к концу.
- Какова же основная идея выполненного вами проекта?
Имя дают ребёнку при рождении его родители. Но в руках каждого человека создать добрую славу своему имени. Не даром русская пословица гласит: Не имя красит человека, а человек – имя.
Все выполненные вами проекты мы объединим в портфолио «Наши имена», а в библиотеку подарим вот такое пособие «тайна имени» с происхождением и значением ваших имён.
Но не все секреты имени вы раскрыли, есть ещё. Хотите узнать? Все имена имеют цвет. Узнайте, какого цвета ваше имя.
Выяснить, что означают наши имена, как они произошли, влияют ли они на судьбу.