Русская словесность

программа разработана для учащихся 9 классов

Содержимое разработки

Планируемые результаты освоения курса русского языка в 9 классе

В соответствии с требованиями ФГОС результаты освоения учащимися программы по русскому языку в 9 классе отражают достижения личностных, метапредметных, предметных результатов.

Личностные результаты:

1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;

2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств языка для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

4) воспитание гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству;

5) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

6) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку;

7) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора;

8) формирование коммуникативной компетентности в общении со сверстниками, взрослыми в процессе деятельности разных видов;

9) формирование целостного мировоззрения;

10) развитие эстетического сознания.

Предметные результаты:

• представление об основных функциях языка, о роли русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о роли родного языка в жизни человека и общества;

• понимание места русского языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;

• усвоение основных единиц языка, их признаков;

• освоение базовых понятий лингвистики: речь устная и письменная, монолог и диалог, сфера и ситуация речевого общения; признаки текста, способы и средства связи предложений и смысловых частей текста; признаки и жанровые особенности изученных стилей речи;

• овладение основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), изученными в 5—9 классах; нормами речевого этикета.

В результате освоения курса русского языка в 9 классе учащиеся должны уметь:

• различать изученные стили речи;

• определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;

• опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;

• адекватно воспринимать информацию устного и письменного сообщения;

• владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);

• извлекать информацию из различных источников; пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;

• воспроизводить текст с заданной степенью свернутости;

• создавать тексты изученных стилей и жанров;

• свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста; адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

• соблюдать в практике речевого общения основные нормы русского литературного языка;

• соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;

• соблюдать нормы русского речевого этикета;

• осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить и исправлять грамматические и речевые ошибки и недочеты; совершенствовать и редактировать собственные тексты.

Метапредметные результаты:

1) владение всеми видами речевой деятельности:

• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;

• владение разными видами чтения;

• способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;

• овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования, в том числе и с помощью технических средств и информационных технологий;

• способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

• умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом;

2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);

3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Личностные:

1) испытывать чувство гордости за русский язык;

2) определять роль языка в развитии способностей и качеств личности;

3) осознавать эстетическую ценность русского языка;

4) уметь реализовывать теоретические познания на практике;

5) признавать право каждого на собственное мнение;

6) уметь свободно выражать мысли в процессе речевого общения;

7) иметь способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

8) уметь слушать и слышать другое мнение.

Регулятивные:

1) организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ;

2) действовать согласно составленному плану, а также по инструкциям учителя;

3) ставить учебно-познавательные задачи перед чтением учебного текста и выполнением разных заданий;

4) принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;

5) осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач.

Познавательные:

1) осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач;

2) наблюдать и сопоставлять, выявлять взаимосвязи и зависимости, отражать полученную при наблюдении информацию в виде схемы, таблицы;

3) сопоставлять информацию из разных источников;

4) давать определение лингвистическим понятиям;

5) определять основную и второстепенную информацию;

6) осуществлять сравнение, самостоятельно выбирая критерии для логической операции;

7) объяснять явления, выявляемые в ходе исследования;

8) анализировать, интерпретировать текст, используя теоретико-литературные понятия;

9) сравнивать способы образования слов, лексические, морфологические, синтаксические и другие языковые явления;

10) определять тип, стиль текста;

11) владеть основными понятиями курса русский язык 8 класс.

Коммуникативные:

1) вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых и больших группах, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению;

2) осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

3) проявлять терпимость по отношению к высказываниям других, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам;

4) задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

5) строить монологическую речь, вести диалог;

6) учитывать разные мнения, стремиться к сотрудничеству.
































Содержание учебного курса

Средства художественной изобразительности

Своеобразие материала словесности. Значение средств художественной выразительности. Эпитет.
Сравнение и способы его словесного выражения..

Параллелизм.

Развернутое сравнение.

Олицетворение.

Аллегория.

Символ.

Гипербола.

Фантастика.

Парадокс.

Алогизм.

Гротеск.

Бурлеск.

«Макаронический» стиль.

Этимологизация. Внутренняя форма слова.

Этимологизация в произведении словесности.

Народная этимология.

Игра слов.

Ассоциативность языковых средств.

Ассоциативность сюжетов, образов, тем.

Квипрокво.

Практическая работа № 1.
«Сочиним рассказ по собственным впечатлениям»

Жизненный факт и поэтическое слово

Прямое и поэтическое значение слова.

Объект и предмет изображения.

Идея произведения.

Претворение жизненных впечатлений в явление искусств слова.

Прототип и литературный герой.

Выражение точки зрения писателя в эпическом произведении.

Выражение точки зрения писателя в лирике.

Правдоподобное и условное изображение.

Практическая работа №2. «Напишем эссе «Проза жизни и поэзия».

Историческая жизнь поэтического слова

Принципы изображения действительности и поэтическое слово.

Старославянский, древнерусский и церковнославянский языки.

Средства художественной изобразительности языка древнерусской словесности.

Этикет и канон.

Повести петровского времени.

Система жанров и особенности языка произведений классицизма.

Теория трех штилей М.В.Ломоносова. Средства художественной изобразительности языка М.В.Ломоносова.

Новаторство Г.Р.Державина.

Изображение жизни и слово в искусстве сентиментализма.

Изображение жизни и слово в искусстве романтизма.

Поэтические открытия В.А.Жуковского.

Романтический стиль А.С.Пушкина.

Слово в реалистическом произведении. Отбор, изображение и оценка явлений жизни в искусстве реализма.

Полифония.

Авторская индивидуальность.

Практическая работа №3.

«Сравним иллюстрацию и эпизод в романе «Евгений Онегин».

Произведение словесности

Произведение словесности как явление искусства. Эстетический идеал.

Произведение искусства слова как единого художественного содержания и его словесного выражения.

Художественный образ.

Художественная действительность.

«Приращение смысла» слова. Отбор и организация словесного материала.

Образность языка в произведении. Эстетическая функция языка.

Хронотоп в сказке.

Хронотоп в эпическом произведении.

Хронотоп в лирическом произведении.

Хронотоп в драматическом произведении.

Идеализация и реальность в изображении человека.

Герой эпического произведения как средство выражения художественного содержания.

Герой лирического произведения как средство выражения художественного содержания.

Герой драматического произведения как средство выражения художественного содержания.

Практическая работа № 4.

«Выполним анализ любимого стихотворения»

Произведение словесности в истории культуры

Значение перевода произведений на другой язык. Индивидуальность переводчика.

Традиции и новаторство. Смена старого новым.

«Вечные» образы.

Значение художественной словесности в развитии языка.

Практическая работа № 5.«Сочиним произведение любого жанра».





Календарно-тематическое планирование

 9 «А» класс

п/п

Наименование раздела и тем

Кол-во часов

Дата

План

факт

1

Вводное занятие.

Материал словесности

1



2

Своеобразие материала словесности.

1



3

Значение средств художественной изобразительности.

1



4

Эпитет в произведении словесности.

1



5

Значение сравнения и параллелизма.

1



6

Роль олицетворения в словесности

1



7

Аллегория и символ в произведении словесности.

1



8

Аллегория и символ в произведении словесности.

1



9

Значение гиперболы и фантастики

1



10

Значение гиперболы и фантастики

1



11

Парадокс и алогизм в произведении словесности

1



12

Гротеск и его значение.

1



13

Бурлеск как жанр и изобразительное средство языка.

1



14

Употребление «макаронического» стиля.

1



15

Этимологизация.

1



16

Роль ассоциативности в словесности.

1



17

Квипрокво как изобразительное средство языка и способ построения сюжета.

1



18

Поэтическое слово

1



19

Объект изображения, тема и идея произведения

1



20

Способы выражения идеи в различных родах словесности

1



21

Художественная правда

1



22

Язык древнерусской литературы

1



23

Язык словесности XVIII века

1



24

Язык произведений сентиментализма и романтизма

1



25

Язык произведений реализма

1



26

Индивидуальный стиль.

1



27

Произведение словесности

1



28

Художественный образ и художественная действительность.

1



29

Словесная форма выражения художественного содержания.

1



30


Художественное время и художественное пространство как способ выражения художественного содержания.

1



31

Герой произведения словесности как способ выражения художественного содержания

1



32

Взаимосвязь национальных литератур. Развитие словесности.

1



33

Новая жизнь художественных образов. Роль словесности в развитии общества и в жизни личности

1



34

Язык как материал словесности.

Произведение словесности.

1





Календарно-тематическое планирование

 9 «Б» класс

п/п

Наименование раздела и тем

Кол-во часов

Дата

План

факт

1

Вводное занятие.

Материал словесности

1



2

Своеобразие материала словесности.

1



3

Значение средств художественной изобразительности.

1



4

Эпитет в произведении словесности.

1



5

Значение сравнения и параллелизма.

1



6

Роль олицетворения в словесности

1



7

Аллегория и символ в произведении словесности.

1



8

Аллегория и символ в произведении словесности.

1



9

Значение гиперболы и фантастики

1



10

Значение гиперболы и фантастики

1



11

Парадокс и алогизм в произведении словесности

1



12

Гротеск и его значение.

1



13

Бурлеск как жанр и изобразительное средство языка.

1



14

Употребление «макаронического» стиля.

1



15

Этимологизация.

1



16

Роль ассоциативности в словесности.

1



17

Квипрокво как изобразительное средство языка и способ построения сюжета.

1



18

Поэтическое слово

1



19

Объект изображения, тема и идея произведения

1



20

Способы выражения идеи в различных родах словесности

1



21

Художественная правда

1



22

Язык древнерусской литературы

1



23

Язык словесности XVIII века

1



24

Язык произведений сентиментализма и романтизма

1



25

Язык произведений реализма

1



26

Индивидуальный стиль.

1



27

Произведение словесности

1



28

Художественный образ и художественная действительность.

1



29

Словесная форма выражения художественного содержания.

1



30


Художественное время и художественное пространство как способ выражения художественного содержания.

1



31

Герой произведения словесности как способ выражения художественного содержания

1



32

Взаимосвязь национальных литератур. Развитие словесности.

1



33

Новая жизнь художественных образов. Роль словесности в развитии общества и в жизни личности

1



34

Язык как материал словесности.

Произведение словесности.

1





Сохранить у себя:
Русская словесность

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки