Планируемые результаты освоения курса русского языка в 9 классе
В соответствии с требованиями ФГОС результаты освоения учащимися программы по русскому языку в 9 классе отражают достижения личностных, метапредметных, предметных результатов.
Личностные результаты:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств языка для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
4) воспитание гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству;
5) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
6) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку;
7) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора;
8) формирование коммуникативной компетентности в общении со сверстниками, взрослыми в процессе деятельности разных видов;
9) формирование целостного мировоззрения;
10) развитие эстетического сознания.
Предметные результаты:
• представление об основных функциях языка, о роли русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о роли родного языка в жизни человека и общества;
• понимание места русского языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
• усвоение основных единиц языка, их признаков;
• освоение базовых понятий лингвистики: речь устная и письменная, монолог и диалог, сфера и ситуация речевого общения; признаки текста, способы и средства связи предложений и смысловых частей текста; признаки и жанровые особенности изученных стилей речи;
• овладение основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), изученными в 5—9 классах; нормами речевого этикета.
В результате освоения курса русского языка в 9 классе учащиеся должны уметь:
• различать изученные стили речи;
• определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;
• опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
• адекватно воспринимать информацию устного и письменного сообщения;
• владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);
• извлекать информацию из различных источников; пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;
• воспроизводить текст с заданной степенью свернутости;
• создавать тексты изученных стилей и жанров;
• свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста; адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
• соблюдать в практике речевого общения основные нормы русского литературного языка;
• соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
• соблюдать нормы русского речевого этикета;
• осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить и исправлять грамматические и речевые ошибки и недочеты; совершенствовать и редактировать собственные тексты.
Метапредметные результаты:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
• владение разными видами чтения;
• способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;
• овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования, в том числе и с помощью технических средств и информационных технологий;
• способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
• умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом;
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Личностные:
1) испытывать чувство гордости за русский язык;
2) определять роль языка в развитии способностей и качеств личности;
3) осознавать эстетическую ценность русского языка;
4) уметь реализовывать теоретические познания на практике;
5) признавать право каждого на собственное мнение;
6) уметь свободно выражать мысли в процессе речевого общения;
7) иметь способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
8) уметь слушать и слышать другое мнение.
Регулятивные:
1) организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ;
2) действовать согласно составленному плану, а также по инструкциям учителя;
3) ставить учебно-познавательные задачи перед чтением учебного текста и выполнением разных заданий;
4) принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;
5) осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач.
Познавательные:
1) осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач;
2) наблюдать и сопоставлять, выявлять взаимосвязи и зависимости, отражать полученную при наблюдении информацию в виде схемы, таблицы;
3) сопоставлять информацию из разных источников;
4) давать определение лингвистическим понятиям;
5) определять основную и второстепенную информацию;
6) осуществлять сравнение, самостоятельно выбирая критерии для логической операции;
7) объяснять явления, выявляемые в ходе исследования;
8) анализировать, интерпретировать текст, используя теоретико-литературные понятия;
9) сравнивать способы образования слов, лексические, морфологические, синтаксические и другие языковые явления;
10) определять тип, стиль текста;
11) владеть основными понятиями курса русский язык 8 класс.
Коммуникативные:
1) вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых и больших группах, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению;
2) осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
3) проявлять терпимость по отношению к высказываниям других, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам;
4) задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
5) строить монологическую речь, вести диалог;
6) учитывать разные мнения, стремиться к сотрудничеству.
Содержание учебного курса
Средства художественной изобразительности
Своеобразие материала словесности. Значение средств художественной выразительности. Эпитет.
Сравнение и способы его словесного выражения..
Параллелизм.
Развернутое сравнение.
Олицетворение.
Аллегория.
Символ.
Гипербола.
Фантастика.
Парадокс.
Алогизм.
Гротеск.
Бурлеск.
«Макаронический» стиль.
Этимологизация. Внутренняя форма слова.
Этимологизация в произведении словесности.
Народная этимология.
Игра слов.
Ассоциативность языковых средств.
Ассоциативность сюжетов, образов, тем.
Квипрокво.
Практическая работа № 1.
«Сочиним рассказ по собственным впечатлениям»
Жизненный факт и поэтическое слово
Прямое и поэтическое значение слова.
Объект и предмет изображения.
Идея произведения.
Претворение жизненных впечатлений в явление искусств слова.
Прототип и литературный герой.
Выражение точки зрения писателя в эпическом произведении.
Выражение точки зрения писателя в лирике.
Правдоподобное и условное изображение.
Практическая работа №2. «Напишем эссе «Проза жизни и поэзия».
Историческая жизнь поэтического слова
Принципы изображения действительности и поэтическое слово.
Старославянский, древнерусский и церковнославянский языки.
Средства художественной изобразительности языка древнерусской словесности.
Этикет и канон.
Повести петровского времени.
Система жанров и особенности языка произведений классицизма.
Теория трех штилей М.В.Ломоносова. Средства художественной изобразительности языка М.В.Ломоносова.
Новаторство Г.Р.Державина.
Изображение жизни и слово в искусстве сентиментализма.
Изображение жизни и слово в искусстве романтизма.
Поэтические открытия В.А.Жуковского.
Романтический стиль А.С.Пушкина.
Слово в реалистическом произведении. Отбор, изображение и оценка явлений жизни в искусстве реализма.
Полифония.
Авторская индивидуальность.
Практическая работа №3.
«Сравним иллюстрацию и эпизод в романе «Евгений Онегин».
Произведение словесности
Произведение словесности как явление искусства. Эстетический идеал.
Произведение искусства слова как единого художественного содержания и его словесного выражения.
Художественный образ.
Художественная действительность.
«Приращение смысла» слова. Отбор и организация словесного материала.
Образность языка в произведении. Эстетическая функция языка.
Хронотоп в сказке.
Хронотоп в эпическом произведении.
Хронотоп в лирическом произведении.
Хронотоп в драматическом произведении.
Идеализация и реальность в изображении человека.
Герой эпического произведения как средство выражения художественного содержания.
Герой лирического произведения как средство выражения художественного содержания.
Герой драматического произведения как средство выражения художественного содержания.
Практическая работа № 4.
«Выполним анализ любимого стихотворения»
Произведение словесности в истории культуры
Значение перевода произведений на другой язык. Индивидуальность переводчика.
Традиции и новаторство. Смена старого новым.
«Вечные» образы.
Значение художественной словесности в развитии языка.
Практическая работа № 5.«Сочиним произведение любого жанра».
Календарно-тематическое планирование
9 «А» класс
№ п/п | Наименование раздела и тем | Кол-во часов | Дата | |
План | факт | |||
1 | Вводное занятие. Материал словесности | 1 |
|
|
2 | Своеобразие материала словесности. | 1 |
|
|
3 | Значение средств художественной изобразительности. | 1 |
|
|
4 | Эпитет в произведении словесности. | 1 |
|
|
5 | Значение сравнения и параллелизма. | 1 |
|
|
6 | Роль олицетворения в словесности | 1 |
|
|
7 | Аллегория и символ в произведении словесности. | 1 |
|
|
8 | Аллегория и символ в произведении словесности. | 1 |
|
|
9 | Значение гиперболы и фантастики | 1 |
|
|
10 | Значение гиперболы и фантастики | 1 |
|
|
11 | Парадокс и алогизм в произведении словесности | 1 |
|
|
12 | Гротеск и его значение. | 1 |
|
|
13 | Бурлеск как жанр и изобразительное средство языка. | 1 |
|
|
14 | Употребление «макаронического» стиля. | 1 |
|
|
15 | Этимологизация. | 1 |
|
|
16 | Роль ассоциативности в словесности. | 1 |
|
|
17 | Квипрокво как изобразительное средство языка и способ построения сюжета. | 1 |
|
|
18 | Поэтическое слово | 1 |
|
|
19 | Объект изображения, тема и идея произведения | 1 |
|
|
20 | Способы выражения идеи в различных родах словесности | 1 |
|
|
21 | Художественная правда | 1 |
|
|
22 | Язык древнерусской литературы | 1 |
|
|
23 | Язык словесности XVIII века | 1 |
|
|
24 | Язык произведений сентиментализма и романтизма | 1 |
|
|
25 | Язык произведений реализма | 1 |
|
|
26 | Индивидуальный стиль. | 1 |
|
|
27 | Произведение словесности | 1 |
|
|
28 | Художественный образ и художественная действительность. | 1 |
|
|
29 | Словесная форма выражения художественного содержания. | 1 |
|
|
30
| Художественное время и художественное пространство как способ выражения художественного содержания. | 1 |
|
|
31 | Герой произведения словесности как способ выражения художественного содержания | 1 |
|
|
32 | Взаимосвязь национальных литератур. Развитие словесности. | 1 |
|
|
33 | Новая жизнь художественных образов. Роль словесности в развитии общества и в жизни личности | 1 |
|
|
34 | Язык как материал словесности. Произведение словесности. | 1 |
|
|
Календарно-тематическое планирование
9 «Б» класс
№ п/п | Наименование раздела и тем | Кол-во часов | Дата | |
План | факт | |||
1 | Вводное занятие. Материал словесности | 1 |
|
|
2 | Своеобразие материала словесности. | 1 |
|
|
3 | Значение средств художественной изобразительности. | 1 |
|
|
4 | Эпитет в произведении словесности. | 1 |
|
|
5 | Значение сравнения и параллелизма. | 1 |
|
|
6 | Роль олицетворения в словесности | 1 |
|
|
7 | Аллегория и символ в произведении словесности. | 1 |
|
|
8 | Аллегория и символ в произведении словесности. | 1 |
|
|
9 | Значение гиперболы и фантастики | 1 |
|
|
10 | Значение гиперболы и фантастики | 1 |
|
|
11 | Парадокс и алогизм в произведении словесности | 1 |
|
|
12 | Гротеск и его значение. | 1 |
|
|
13 | Бурлеск как жанр и изобразительное средство языка. | 1 |
|
|
14 | Употребление «макаронического» стиля. | 1 |
|
|
15 | Этимологизация. | 1 |
|
|
16 | Роль ассоциативности в словесности. | 1 |
|
|
17 | Квипрокво как изобразительное средство языка и способ построения сюжета. | 1 |
|
|
18 | Поэтическое слово | 1 |
|
|
19 | Объект изображения, тема и идея произведения | 1 |
|
|
20 | Способы выражения идеи в различных родах словесности | 1 |
|
|
21 | Художественная правда | 1 |
|
|
22 | Язык древнерусской литературы | 1 |
|
|
23 | Язык словесности XVIII века | 1 |
|
|
24 | Язык произведений сентиментализма и романтизма | 1 |
|
|
25 | Язык произведений реализма | 1 |
|
|
26 | Индивидуальный стиль. | 1 |
|
|
27 | Произведение словесности | 1 |
|
|
28 | Художественный образ и художественная действительность. | 1 |
|
|
29 | Словесная форма выражения художественного содержания. | 1 |
|
|
30
| Художественное время и художественное пространство как способ выражения художественного содержания. | 1 |
|
|
31 | Герой произведения словесности как способ выражения художественного содержания | 1 |
|
|
32 | Взаимосвязь национальных литератур. Развитие словесности. | 1 |
|
|
33 | Новая жизнь художественных образов. Роль словесности в развитии общества и в жизни личности | 1 |
|
|
34 | Язык как материал словесности. Произведение словесности. | 1 |
|
|