«Роль внеурочной деятельности по курсу «Основы православной культуры» в духовно-нравственном воспитании детей»

Формированию духовного облика будущего гражданина способствует курс «Основы православной культуры» А. Кураева, по которому я преподаю уже десятый год. Целью программы является воспитание у ребёнка нравственных христианских ценностей, любви к русской культуре, истории, народным традициям. В нашей школе данная работа осуществляется в рамках урочной и внеурочной деятельности. Уроки и различные внеклассные мероприятия по православной культуре дают школьникам твердые представления о добре и зле, правде и лжи, грехе и добродетели, об ответственности за свои поступки.

Содержимое разработки

«Роль внеурочной деятельности по курсу «Основы православной культуры» в духовно-нравственном воспитании детей (из своего опыта, о проводимых мероприятиях в школе и районе)

Наши дети растут в то время, когда снижается культурный и духовно – нравственный уровень подрастающего поколения, процветает невежество, равнодушие к дальнейшей судьбе Отечества, когда у молодежи складывается ограниченное, схематическое представление о богатейшем наследии собственного народа. Молодые люди не знают истоков своей культуры, языком общения становится язык сленга. Все это ведет к духовному обнищанию, к культурной деградации личности и общества.

Главным средством восстановления духовного, нравственного и интеллектуального потенциала подрастающего поколения является возрождение системы духовно – нравственного воспитания и просвещения.

Л.Н. Толстой: «Из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра».

Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания:

во-первых, общество нуждается в подготовке широко образованных, высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности;

во-вторых, в современном мире ребенок развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера на еще только формирующуюся сферу нравственности;

в-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности;

в-четвертых, нравственные знания информируют ребенка о нормах поведения в современном обществе, дают представления о последствиях нарушения этих норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.

На школу и учителя ложится задача формирования  у учащихся гражданской ответственности, духовности и культуры. Проработав в начальной школе около 30 лет, я могу с уверенностью сказать, что школа даёт общее образование, очень важное и значимое, но развитию личности, раскрытию его способностей, ранней профориентации и духовно-нравственному воспитанию способствует именно дополнительное образование и внеурочная деятельность. Именно духовность и нравственность – те приоритетные ценности, которые должны быть положены в основу воспитания детей и молодежи. Воспитательная работа в школе в данном направлении должна быть целенаправленной и системной.

Формированию духовного облика будущего гражданина способствует курс «Основы православной культуры» А. Кураева, по которому я преподаю уже  четвёртый год. Целью программы является воспитание у ребёнка нравственных христианских ценностей, любви к русской культуре, истории, народным традициям. В нашей школе данная работа осуществляется в рамках урочной и внеурочной деятельности. Уроки и различные внеклассные мероприятия по православной культуре дают школьникам твердые представления о добре и зле, правде и лжи, грехе и добродетели, об ответственности за свои поступки.           

Учащиеся знакомятся с устройством храма, с православными праздниками и их историей, рассматривают иконы, читают библейские сказания, с удовольствием обсуждают прочитанное со своими друзьями. Выполняют разнообразные творческие работы: проекты, рефераты, рисунки и т.п.

Православные конкурсы и мероприятия часто проводятся и на школьном уровне, и на районном, межрайонном (епархиальном). Стараемся участвовать и на республиканских, межрегиональных и региональных конкурсах. Они помогают детям ответить на многие интересующие их вопросы, увлекая их в мир новых знаний, добрых чувств, духовно – нравственного здоровья. Уроки по основам православной культуры и внеклассные занятия явились причиной того, что многие учащиеся нашего района с удовольствием посещают воскресную школу при храмах сёл и г. Канаш.

В нашем образовательном учреждении по данному направлению проводится большой объём работы. На занятиях по основам православной культуры и внеклассных мероприятиях учащимся дается представление о народных верованиях, традициях, обрядах. Учащиеся узнают о Житиях святых, знакомятся с  иконами и картинами на православную тематику. Совместно мы разбираем библейские сюжеты. Организуются просмотры фильмов нравственного содержания и последующее обсуждение просмотренного.

В 2006 году в нашей школе был разработан и рассмотрен проект «Военно-профессиональная направленность в современном учебно-воспитательном процессе» и определены поэтапные пути реализации. Работая над проектом, в школе целенаправленно проводятся мероприятия по военно-патриотическому направлению, и с тех пор школа является центром военно-патриотического воспитания в Канашском районе. Для осуществления этого направления в школе был открыт кадетский класс, создан музей Боевой и Трудовой славы, установлен вертолет МИ-8Т, построен строевой плац, в феврале 2011 г., в день 130-летнего юбилея школы в торжественной обстановке был открыт мемориал, посвященный участникам боевых действий Афганистана и Чечни.

Военно-патриотическое и духовно-нравственное воспитание неразрывно связаны между собой. Хочется отметить, что в нашей школе созданы все благоприятные условия для осуществления духовно-нравственного воспитания учащихся.

Бесспорно, музей Боевой и Трудовой славы в системе воспитания играет важную роль. Здесь ведется целенаправленная работа по воспитанию молодежи и по сохранению лучших традиций школьной жизни, развивается творческая активность учащихся.

Работа музея ведется через актив по разным направлениям. Основная работа – экскурсионная и поисковая. Здесь проводятся групповые, индивидуальные обзорные экскурсии для посетителей, классные и информационные часы на православную и военно-патриотическую тематику, уроки мужества («Они защищали Родину», «Героями не рождаются» и т.д.); творческие конкурсы («Мир вокруг нас», «Село мое родное») и т. д.

В школе сформирована система классных часов. Тематика и цикл бесед для проведения классных часов классными руководителями разрабатывается уже к началу учебного года. Педагоги в основном проводят классные часы, посвящённые состраданию и милосердию, дружбе, толерантности, честности и справедливости, патриотизму, т.е. тому, что присуще православному христианину. 

Например, недавно в нескольких классах во время классного часа провели просмотр творческого концерта по видеофильму бывшего офицера, лётчика-истребителя, жителя Украины Валерия Малышева. Узнали о том, как он стал истинным христианином, слушали его духовные песни, посвящённые святым, интересные и проникновенные истории из его жизни.

С целью изучения культурного, исторического наследия нашей страны проводятся встречи со священниками, экскурсии, поездки по храмам близлежащих сёл и города Канаш. (Хормалинская церковь, церковь Покрова Пресвятой богородицы села Климово Ибресинского района, Никольский храм г. Канаш). Все это помогает формировать гражданина и патриота. Ведь любовь к малой родине есть залог любви к Отечеству.

В Канашском районе работает районное методическое объединение учителей основ религиозных культур и светской этики. Во всех школах района преподаются курсы мировой художественной культуры, основ православной культуры. На семинарских занятиях РМО проводятся открытые уроки и внеклассные занятия.

В течение года в районе проводятся два отчётных мероприятия, посвященные празднику Рождества Христова и Пасхи. В проведении больших праздников объединяются усилия всех кружков: театрального, танцевального, хорового, ИЗО, «Умелые руки».

Проводятся исследовательские, проектные конкурсы на православную тематику и историко-церковные конференции, которые играют большую роль в духовном развитии учащихся.

Одна моя ученица провела исследовательскую работу и сделала творческий проект на тему «Храм моего села». Она узнала, что нашему селу Янгличи более трёх веков. В 1900 году в центре села на средства купца С.И. Колбасова была построена приходская церковь Преподобного Сергия Радонежского, большая, деревянная. Высоко возвышалась над церковью колокольня. Колокола вещали на всю округу, то благовест, то трезвон, то перезвон. Случалось и в набат бить. Со светлой духовной радостью посещали наши предки святой храм. Простояла церковь  38 лет. В стране происходили разные события, менялся образ жизни, менялось сознание людей. В 1938 году разрушили  нашу церковь. Книги и иконы сожгли. Колокола сорвали.

Сейчас в селе снова, благодаря усилиям и стараниям односельчан и жителей близлежащих сел и деревень, построили храм, снова возвысились золотые купола над церковью, вновь в субботу и воскресенье каждой недели издается колокольный звон, созывая прихожан на службу, давая надежду на мирную, спокойную жизнь.


Сохранить у себя:
«Роль внеурочной деятельности по курсу «Основы православной культуры» в духовно-нравственном воспитании детей»

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки