Роль учителя АФК в учебном процессе, поиски новых методов и средств в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Роль учителя АФК в учебном процессе, поиски новых методов и средств в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Содержимое разработки

Роль учителя АФК в учебном процессе, поиски новых методов и средств в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

В школе проводится целенаправленная работа по адаптивной физической культуре и спорту.

Основным направлением АФК является формирование двигательной активности как биологического и социального факторов воздействия на организм и личность человека.

Исходя из того, что наши дети имеют комплексный характер нарушений и их неоднородность, в школе создана программа по адаптивной физической культуре.

Целью этой программы являются:

- нормализация физического состояния и коррекция механизмов психической защиты;

- способствовать целенаправленным воздействиям, раскрытия резервных возможностей;

- предупреждение отставания в психомоторном развитии через совершенствования в координации движений, улучшения деятельности внутренних органов и систем.

Для более эффективного образовательного процесса разработана программа и планирование по предмету «Азбука здоровья».

Коррекционная направленность отражает главное назначение того или иного упражнения, что позволяет сделать целенаправленный подбор упражнений для занятий с учётом индивидуальных нарушений в двигательной и психической сфере учащегося. Например, такие естественные упражнения, как ходьба и бег обладают огромными возможностями для коррекции и развития координации движений, ориентировки в пространстве, воспитания чувства ритма, согласованности действий, равновесия, развития возможностей и т.д.

С целью эффективной реализации АФК широко используются различные средства. Средствами адаптивной физкультуры являются физические упражнения, естественно-средовые силы природы и гигиенические факторы. В соответствии с педагогическими задачами их можно объединить в группы:

- упражнения, связанные с перемещением тела в пространстве;

- упражнения на развитие силы, выносливости, быстроты, ловкости;

- упражнения на восстановление подвижности в суставах, опороспособности, профилактика нарушений зрения;

- корригирующие упражнения;

- общеразвивающие упражнения;

- упражнения на формирование правильной осанки;

- различный спортивный инвентарь;

- музыкальное сопровождение:

- упражнения со стихами, загадками, счётом, анализирующие познавательную деятельность;


Принципиальной новизной методического подхода являются коррекционно-развивающие игры. Игры благотворно способствуют восстановлению утраченного здоровья, укреплению всех систем организма: сердечнососудистой, дыхательной, пищеварительной, сенсорной и других. С помощью игры у детей корректируется и развиваются восприятие, логическое мышление, внимание, воображение, память, моторика, речь, умственная активность, а, следовательно, познавательная деятельность в целом.

Особая ценность подвижных игр заключается в возможности одновременного воздействия на моторную и психическую сферы учащихся с нарушениями в развитии. Быстрая смена игровых ситуаций предъявляет повышенные требования к подвижности нервных процессов, быстроте реакции и нестандартности действий, когда привычные заученные движения оказываются неэффективными.

При подборе методов, средств, а также при подборе спортивного оборудования нужно учитывать особенности психомоторного недоразвития детей, трудности восприятия учебного материала. Детям на физкультурных занятиях должно быть, прежде всего, интересно и не последнюю роль в создании захватывающей атмосферы занятия играет оборудование, особенно нестандартное.

Применение нестандартных пособий вносит разнообразие в физические занятия, позволяет шире использовать знакомые упражнения. Такое оборудование объединяет адаптивную физкультуру с игрой, что создаёт условия для наиболее полного самовыражения ребёнка в двигательной деятельности.

Перечень дополнительного нестандартного оборудования, используемого на занятиях АФК, например: - весёлые погремушки.

Погремушки придают упражнениям характер конкретных заданий (поднять, положить, погреметь). Развиваются мышцы плечевого пояса, рук и спины.
- Разноцветные платочки. Используются для ОРУ. Платочки придают упражнениям характер конкретных заданий (махать, отпустить, поднять). - Мягкие обручи. Можно использовать для прыжков, игр и забав.

Упражнения с этим оборудованием развивают координацию движений, прыгучесть, ловкость, укрепляют мышцы ног и так далее.


Успешная реализация целей, задач АФК позволяет сделать выводы:

1. Коррекционное направление АФК с проблемными учащимися обеспечивает физическое, познавательное, коммутативное, психическое развитие учащихся.

2. Обучение учащихся с нарушениями в развитии - это эффективный путь успешной коррекции нарушений и интеграции детей в общество.

Применяемые с лечебной целью физические упражнения просты и доступны

для выполнения, не вызывают побочного действия, а проводимые ещё и в игровой форме становятся более привлекательными, повышают эмоциональное состояние ребёнка, его возможности, способствуют профилактике и устранению имеющихся нарушений опорно-двигательного аппарата.


В школе-интернате используются различные формы занятий по физическому воспитанию учащихся с нарушением интеллекта, о самым важным всё равно является урок. На уроке решаются образовательные, воспитательные

и лечебно-оздоровительные задачи. Учитель специально подбирает специальные упражнения, придав им комплексный характер.

Что касается внеклассной работы по физическому воспитанию, то она в нашей школе представляет собой систему организованных занятий физическими упражнениями, проводимых учителем во внеурочное время.

В школе постоянно работают спортивные секции, в которых охвачены

все возрастные группы.

Учащиеся успешно принимают активное участие во всех соревнованиях среди лиц с ограниченными возможностями и добиваются достойных результатов



Сохранить у себя:
Роль учителя АФК в учебном процессе, поиски новых методов и средств в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки