Роль учителя АФК в учебном процессе, поиски новых методов и средств в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
В школе проводится целенаправленная работа по адаптивной физической культуре и спорту.
Основным направлением АФК является формирование двигательной активности как биологического и социального факторов воздействия на организм и личность человека.
Исходя из того, что наши дети имеют комплексный характер нарушений и их неоднородность, в школе создана программа по адаптивной физической культуре.
Целью этой программы являются:
- нормализация физического состояния и коррекция механизмов психической защиты;
- способствовать целенаправленным воздействиям, раскрытия резервных возможностей;
- предупреждение отставания в психомоторном развитии через совершенствования в координации движений, улучшения деятельности внутренних органов и систем.
Для более эффективного образовательного процесса разработана программа и планирование по предмету «Азбука здоровья».
Коррекционная направленность отражает главное назначение того или иного упражнения, что позволяет сделать целенаправленный подбор упражнений для занятий с учётом индивидуальных нарушений в двигательной и психической сфере учащегося. Например, такие естественные упражнения, как ходьба и бег обладают огромными возможностями для коррекции и развития координации движений, ориентировки в пространстве, воспитания чувства ритма, согласованности действий, равновесия, развития возможностей и т.д.
С целью эффективной реализации АФК широко используются различные средства. Средствами адаптивной физкультуры являются физические упражнения, естественно-средовые силы природы и гигиенические факторы. В соответствии с педагогическими задачами их можно объединить в группы:
- упражнения, связанные с перемещением тела в пространстве;
- упражнения на развитие силы, выносливости, быстроты, ловкости;
- упражнения на восстановление подвижности в суставах, опороспособности, профилактика нарушений зрения;
- корригирующие упражнения;
- общеразвивающие упражнения;
- упражнения на формирование правильной осанки;
- различный спортивный инвентарь;
- музыкальное сопровождение:
- упражнения со стихами, загадками, счётом, анализирующие познавательную деятельность;
Принципиальной новизной методического подхода являются коррекционно-развивающие игры. Игры благотворно способствуют восстановлению утраченного здоровья, укреплению всех систем организма: сердечнососудистой, дыхательной, пищеварительной, сенсорной и других. С помощью игры у детей корректируется и развиваются восприятие, логическое мышление, внимание, воображение, память, моторика, речь, умственная активность, а, следовательно, познавательная деятельность в целом.
Особая ценность подвижных игр заключается в возможности одновременного воздействия на моторную и психическую сферы учащихся с нарушениями в развитии. Быстрая смена игровых ситуаций предъявляет повышенные требования к подвижности нервных процессов, быстроте реакции и нестандартности действий, когда привычные заученные движения оказываются неэффективными.
При подборе методов, средств, а также при подборе спортивного оборудования нужно учитывать особенности психомоторного недоразвития детей, трудности восприятия учебного материала. Детям на физкультурных занятиях должно быть, прежде всего, интересно и не последнюю роль в создании захватывающей атмосферы занятия играет оборудование, особенно нестандартное.
Применение нестандартных пособий вносит разнообразие в физические занятия, позволяет шире использовать знакомые упражнения. Такое оборудование объединяет адаптивную физкультуру с игрой, что создаёт условия для наиболее полного самовыражения ребёнка в двигательной деятельности.
Перечень дополнительного нестандартного оборудования, используемого на занятиях АФК, например: - весёлые погремушки.
Погремушки придают упражнениям характер конкретных заданий (поднять, положить, погреметь). Развиваются мышцы плечевого пояса, рук и спины.
- Разноцветные платочки. Используются для ОРУ. Платочки придают упражнениям характер конкретных заданий (махать, отпустить, поднять). - Мягкие обручи. Можно использовать для прыжков, игр и забав.
Упражнения с этим оборудованием развивают координацию движений, прыгучесть, ловкость, укрепляют мышцы ног и так далее.
Успешная реализация целей, задач АФК позволяет сделать выводы:
1. Коррекционное направление АФК с проблемными учащимися обеспечивает физическое, познавательное, коммутативное, психическое развитие учащихся.
2. Обучение учащихся с нарушениями в развитии - это эффективный путь успешной коррекции нарушений и интеграции детей в общество.
Применяемые с лечебной целью физические упражнения просты и доступны
для выполнения, не вызывают побочного действия, а проводимые ещё и в игровой форме становятся более привлекательными, повышают эмоциональное состояние ребёнка, его возможности, способствуют профилактике и устранению имеющихся нарушений опорно-двигательного аппарата.
В школе-интернате используются различные формы занятий по физическому воспитанию учащихся с нарушением интеллекта, о самым важным всё равно является урок. На уроке решаются образовательные, воспитательные
и лечебно-оздоровительные задачи. Учитель специально подбирает специальные упражнения, придав им комплексный характер.
Что касается внеклассной работы по физическому воспитанию, то она в нашей школе представляет собой систему организованных занятий физическими упражнениями, проводимых учителем во внеурочное время.
В школе постоянно работают спортивные секции, в которых охвачены
все возрастные группы.
Учащиеся успешно принимают активное участие во всех соревнованиях среди лиц с ограниченными возможностями и добиваются достойных результатов