«РОЛЬ СОТРУДНИЧЕСТВА ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ В ПРОЦЕССЕ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ДОО»
Воспитатель :
Аминева Д.Р.
- Цель исследования – выявить роль сотрудничества детского сада и семьи в процессе адаптации детей раннего возраста ДОО.
- Задачи исследования
Изучить теоретические основы адаптации детей раннего возраста;
Выделить организационные условия сотрудничества детского сада и семьи по адаптации детей раннего возраста;
Разработать алгоритм адаптации детей раннего возраста;
Выявить эффективность выделенных педагогических условий адаптации детей раннего возраста.
Цель и задачи исследования
Актуальность исследования состоит в нахождении безболезненных путей адаптации, а также создание условий для детей с разной степенью адаптации, при этом учитывая индивидуальные и возрастные особенности
Проблема исследования - какова роль сотрудничества детского сада и семьи в процессе адаптации детей раннего возраста к ДОО?
Тема: «Роль сотрудничества детского сада и семьи в процессе адаптации детей раннего возраста ДОО ».
Объект исследования – адаптация детей раннего возраста к условиям ДОО.
Предмет исследования – сотрудничества детского сада и семьи в процессе адаптации детей раннего возраста ДОО.
Актуальность исследования
- Гипотеза исследования – мы предполагаем, что сотрудничество детского сада и семьи будет способствовать успешной адаптации детей раннего возраста к ДОО.
- Методы исследования: анкетирование родителей; наблюдение за ребенком во время пребывания в ДОО; методика определения степени адаптации ребенка в ДОУ А.Остроуховой .
Гипотеза и методы исследования
Сотрудничество - в психологическом смысле: позитивное взаимодействие, в котором цели и интересы участников совпадают либо достижение целей одних участников возможно только через обеспечение интересов и устремлений других его участников.
В настоящее время существуют разные подходы к взаимодействию педагогов ДОО и родителей (традиционные и нетрадиционные). В процессе разных форм используются методы активизации родителей и методы формирования педагогической рефлексии.
Сущность понятия сотрудничества дошкольной образовательной организации и семьи
Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОО - сложный и активный процесс, проходящий у каждого ребёнка по - разному, успех которого вызван рядом объективных и субъективных факторов, таких как возраст ребенка; состояние здоровья; уровень развития; характеристика нервной системы; умение общаться с взрослыми и сверстниками; сформированность предметной и игровой деятельности; приближенность домашнего режима к режиму детского сада.
Психолого - педагогические особенности детей раннего дошкольного возраста в период адаптации
Успешная адаптация ребенка к условиям детского сада во многом зависит от обоюдных установок семьи и детского сада. Наиболее нормально они складываются, ежели обе стороны понимают надобность целенаправленного действия на ребенка и верят друг другу.
Важно, чтобы родители были убеждены в хорошем отношении педагога к ребенку; ощущали компетентность педагога в вопросах воспитания; но основное – оценивали его личностные качества (заботливость, интерес к людям, доброту)
Роль сотрудничества детского сада и семьи в процессе привыкания к дошкольной образовательной организации
Большая часть авторов рассматривают адаптацию как приспособление организма к новой обстановке, которая включает широкий спектр индивидуальных реакций, зависящих от психологических и личностных особенностей ребенка, конкретного характера семейных отношений и воспитания, условий пребывания в саду.
Длительность периода адаптации зависит от многих причин:
- от особенностей высшей нервной деятельности и возраста ребенка;
- от наличия или отсутствия предшествующей тренировки его нервной системы;
- от состояния здоровья;
- от резкого контакта между обстановкой, в которой ребенок привык находиться дома и той, в которой находится в дошкольном учреждении;
- от разницы в методах воспитания.
Заключение
Безусловно, в проведении любого процесса главная роль принадлежит воспитателю. Создавая у ребенка положительное отношение ко всем процессам, развивая различные умения, соответствующие возрастным возможностям, формируя потребность в общении со взрослыми и детьми, он обеспечивает решение воспитательно-образовательных задач уже в период привыкания ребенка к новым условиям и тем самым ускоряет и облегчает протекание адаптационного процесса.
Заключение
- Психолого-педагогическая диагностика в период адаптации ребенка к ДОО проводится в три этапа (методика Остроуховой)
Первичная диагностика.
Цель: определить факторы, которые могут затруднить адаптацию, и сильные стороны развития ребенка, его адаптационные возможности.
Методика определения степени адаптации ребенка в ДОО А.Остроуховой.
«Показатели адаптационных возможностей»
- II этап. Текущая диагностика.
- Цель: охарактеризовать ход адаптации, выявить возможные явления дезадаптации.
- Метод: наблюдение за ребенком во время пребывания в ДОО «Оценка характера адаптации ребенка к новым условиям»
Текущая диагностика
- III этап. Заключительная диагностика.
- Цель: определить уровень адаптированности (дезадаптации) ребенка к ДОО (методика А. Остроуховой «Определение степени адаптации ребенка в ДОО»
Заключительная диагностика
Экспериментальная работа, целью которого было изучить процесс адаптации детей, влияние различных факторов на длительность и характер привыкания ребенка к новым условиям жизни, состояла из анкетирования родителей; наблюдение за ребенком во время пребывания в ДОО; методика определения степени адаптации ребенка в ДОО А.Остроуховой.
Психолого-педагогическая диагностика в период адаптации ребенка к ДОО проводилась в три этапа согласно которой, дезадаптированных детей не выявлено, в среднем адаптация проходит в течение от 15-21 дня.
Благодаря совместным скоординированным усилиям педагогического коллектива детского сада и родителей адаптация детей прошла относительно благополучно.
заключение