РОЛЬ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
В последние годы в педагогике наблюдается смена образовательной парадигмы иноязычного образования, обусловленная цифровизацией и информатизацией образовательного процесса, однако чтение остается необходимым умением для освоения иностранного языка школьниками. Актуальность данной статьи обусловлена модернизацией образовательных стандартов и необходимостью изучения стратегий формирования компетенции автономного обучения и приобщения школьников к чтению. В данном свете особую важность приобретает необходимость формирования новых технологий обучения чтению и изучение приёмов, позволяющих школьникам эффективно заниматься чтением для достижения учебных целей.
Проблема заключается в том, что чтение текста на английском языке является сложным для учащихся 5-9 классов, так как часто возникают затруднения из-за непонимания лексики и непонимания текста как структурного целого. Отметим, что в современных реалиях необходимо, чтобы полученные знания были использованы не только в учебе, но и в реальной жизни. Таким образом, развитие умения смыслового чтения при работе с англоязычными учебными текстами поможет учащимся овладеть аналитическим, интерпретирующим чтением и критическим мышлением.
По мнению И.В. Текучевой, ситуация, сложившаяся в современном основном общем образовании, может обесценить умение чтения в его классическом понимании. Можно предположить, что данная проблема возникает из-за цифровизации образования и интеграции в него ИКТ и мультимедийных технологий, а также из-за перенасыщенности информационного пространства и большого количества различной информации, потребляемой школьниками в целом. На фоне этого школьникам становится сложнее сфокусироваться на чтении текста и извлечении из него смысловой составляющей. При этом ещё А.А. Леонтьев считал, что средняя школа должна обучать думать и понимать текст. Можно сказать, что понимание чтения в качестве смыслового процесса позволит преодолеть трудности, испытываемые школьниками при изучении учебных текстов на уроках английского языка. В связи с этим важность для нашего исследования приобретает изучение приёмов, способствующих вовлечению школьников в учебный процесс и мотивирующих их на чтение.
Исследуя приёмы смыслового чтения, в первую очередь необходимо определиться с самим понятием смыслового чтения. Согласно Г.Р. Ломакиной, смысловое чтение включает в себя не только понимание смысла и содержания текста, но и процессы осмысления, оценки и формирования личного мнения учащихся относительно прочитанного. По мнению педагога, главным умением в смысловом чтении является выделение ключевых фраз, предложений и абзацев, позволяющих на их основе сформировать основное содержание текста, упрощая понимание и запоминание информации.
Для восприятия текста и его переработки в соответствии с коммуникативно-познавательной задачей в 5-9 классах могут использоваться комбинации приёмов, которые в научной литературе называют стратегиями смыслового чтения. На настоящий момент целью смыслового чтения на уроках английского языка является понимание содержания текста, осмысление извлечённой информации посредством внимательного вчитывания и анализа текста с помощью различных приёмов.
На наш взгляд, при смысловом чтении осуществляется восприятие прочитанного текста посредством переработки информации, полученной при помощи различных приёмов. Умение смыслового чтения заключается в осмыслении цели чтения, умения определять его вид в зависимости от стоящей перед обучающимся задачи, а также умение выделять ключевую и второстепенную информацию. К приёмам, применяемым педагогами для обучения смысловому чтению в 5-9 классах, относятся: фишбоун, сжатие абзаца, пять вопросов, ментальная карта, ромашка Блума, сопоставление картинок с содержанием текста, составление таблиц, поиск информации в словаре, выделение ключевых слов, пересказ текста, текст с пропусками. Проанализируем подробнее вышеназванные методические приёмы обучения смысловому чтению.
Наиболее простым приёмом обучения смысловому чтению является приём пяти вопросов, помогающих ученику выделить основную идею (кто или что, что сделал, где, когда, почему?).
В основе приёма «фишбоун», дословно переводимого как «рыбный скелет», лежит формирование схемы в виде визуализации рыбы, позволяющей проанализировать содержание текста, его проблемы и основной замысел. В процессе работы с учебными текстами на английском языке учащиеся выделяют ключевые слова, а затем фиксируют на схеме основные понятия, причины, факты, формируя между ними логические связи, размещая вопрос, подлежащий анализу в тексте, в «голове» рыбы, а в «хвосте» – делая вывод по проблеме, что позволяет структурировать и переработать полученную в результате чтения текстовую информацию и запомнить её в виде зрительного образа.
Еще одной стратегией использования визуализации текстовой информации является составление ментальной карты, когда ученик в центре доски или листа бумаги записывает понятие, а вокруг него структурирует идеи, затронутые в тексте, а также ассоциации с ними.
Данный приём позволяет творчески разнообразить занятие и привлечь внимание, так как школьники могут использовать в оформлении различные цвета и формы, а также помогает им легче запоминать прочитанный материал: с помощью ментальной карты можно составить план текста, выделить его основные проблемы и упорядочить информацию, выявить понимание учениками прочитанного текста.
Приём под названием «ромашка Блума» также основан на визуализации, при которой учащиеся составляют ромашку, на лепестках которых они записывают различные вопросы по прочитанному тексту. При составлении ромашки школьники могут синтезировать информацию и размещать на лепестках вопросы, работая индивидуально или в группах, в результате чего также формируется умение вести дискуссию. В данном случае смысловое чтение заключается в постановке вопросов к текстовой информации.
Еще одним приёмом смыслового чтения является сжатие абзаца, позволяющее сокращать текст, выделяя из каждого абзаца основную мысль, что позволяет достигнуть основной цели чтения – понимания его содержания. В рамках занятия школьники могут читать по очереди, подводя итоги по основным идеям учебных текстов, что формирует умение работать в команде.
Приём сопоставления картинок с содержанием текста может быть применен при чтении нескольких небольших учебных текстов или при поиске предложений, соответствующих картинкам в одном тексте. Использование графических материалов позволяет вовлекать воображение и активизирует память учащихся, а также закладывает основу для работы с заданием устной части ЕГЭ по английскому языку, в котором выпускники описывают и сравнивают картинки.
Составление таблиц является одним из способов структурирования текста в виде столбцов и строк. Перерабатывая прочитанную информацию, учащиеся могут сравнивать явления, события или объекты, описанные в тексте, фиксировать информацию, которая уже знакома или произвела впечатление, или наоборот – ту информацию, которая осталась непонятной, о которой хотелось бы узнать больше.
Работа со словарем также является разновидностью смыслового чтения, так как поиск информации в словаре способствует пониманию отдельных лексических единиц и благоприятно влияет на выявление главной мысли учебного текста. В свою очередь, при работе с незнакомой для школьников лексикой выделение ключевых слов позволяет учащимся сделать предположение об основном замысле текста, заинтересовать учеников его содержанием.
Пересказ текста тоже разновидность смыслового чтения, так как для того, чтобы его осуществить, учащийся должен уловить все детали прочитанного смыслового целого, осмыслить извлечённую информацию, затем переработав его и выделив главную мысль, изложить своими словами его содержание.
Еще один инструмент, используемым для понимания смысла текста,
– приём пропуска слов в предложениях, позволяющий ученику с помощью подсказки некоторых букв, однозначно определить слово, работать над повышением сознательности чтения.
Как видно из анализа приёмов смыслового чтения, большинство из них основано на визуализации прочитанной информации. Таким образом, можно заключить, что использование данных приёмов на уроках английского языка на уровне основного общего образования помогает активизировать учебный процесс, привить интерес к чтению и реализовать личностный потенциал учащихся, а также овладеть навыками критического мышления.
Смысловое чтение формирует навыки аналитического, интерпретирующего и критического чтения, а также навык работы в команде, которые играют роль не только в повышении эффективности учебного процесса, но и пригодятся обучающемуся в профессиональной деятельности. На наш взгляд, интеграция приёмов смыслового чтения в иноязычную педагогическую практику будет способствовать смысловому восприятию текста как единого целого, а также формировать у школьников умение чтения, отвечающего задачам современности.