Роль прилагательных-антонимов в речи.

Показать роль прилагательных в русском языке

Содержимое разработки

Тема: Роль прилагательных-антонимов в речи.

1.Организационный момент.

Человеческая улыбка - одно из самых удивительных явлений в мире. С помощью улыбки люди здороваются и прощаются. Подарите свою улыбку окружающим: улыбнитесь друг другу, гостям, мне. Спасибо, я вижу, что у вас хорошее, деловое настроение.

А теперь настроились на работу.

2Проверка д/з

-Ребята, при выполнении д/з возникли какие - либо трудности.

- В упражнении текст описания или повествования?



3. Мотивация к учебной деятельности

-Прочитайте с экрана французскую поговорку:

Знания, которые не пополняются ежедневно, убывают с каждым днем.  Готовы ли вы пополнить свои знания русского языка? СЛАЙД.

-Для того,чтобы пополнить знания нужны 3 составляющих - уверенность, удача и успех.

Языковая разминка

Весеннее солнце осветило стройную березку.

а) подчеркнуть изученные орфограммы в словах.

б) над каждым словом напиши, какой частью речи оно является

-Слов какой части речи больше всего в предложении?

II. Актуализация знаний. Формулирование темы урока.

- Послушайте стихотворение. Какая часть речи о себе так говорит?

Я – часть речи интересная,

Широко в миру известная:

Опишу любой предмет –

В этом равных со мной нет.

Речь со мною выразительна,

И точна и удивительна.

Чтоб красиво говорить,

Мною нужно дорожить.

- Как вы догадались? (Это имя прилагательное.)

- Что вы знаете об имени прилагательном? Имя прилагательное описывает предметы, делает нашу речь более точной и выразительной)

- Послушайте пословицу

Верёвка хороша длинная, а речь короткая. СЛАЙД.

- Как вы её понимаете?

(Надо учиться говорить чётко, правильно, лаконично, ясно излагать свои мысли)

- Какие прилагательные вы услышали в этой пословице?

- Чем интересна эта пара слов?

(Эти прилагательные противоположные по значению)

- А как называются прилагательные противоположные по значению?

(Прилагательные-антонимы)

- О чем пойдет речь на уроке на урок?

- Мы сегодня будем говорить о роли прилагательных-антонимов в речи.

- Используя опорные слова, сформулируйте чтобы вы хотели узнать на уроке? Чему научиться?

Узнать, … роль…

Научиться … в речи

4.Открытие новых знаний.

- Итак, АНТОНИМЫ – это слова с противоположным значением.

На экране даны пары слов. Я считаю, что это антонимы. Вы согласны? Докажите.

день – ночной добрый – зло худеть – толстяк трус - смелый

- Какие части речи встретились в задании?

-Обобщите, какими частями речи могут быть антонимы?

-Запишите эти пары так, чтобы антонимы были выражены прилагательными.

дневной – ночной добрый – злой худой – толстый, трусливый - смелый

- Проверим что у вас получилось.

- Теперь эти пары слов являются одной частью речи?

-Отвечают на один и тот же вопрос?

- Ребята, есть различные словари - толковый, орфографический, а для прилагательных с противоположным значением, есть словарь прилагательных - антонимов М.Р.Львова,

Не забудьте, что антонимы могут иметь разные лексическое значение, переносное значение, поэтому антонимов может быть несколько.

- Давайте вместе дополним определение антонимов: 

АНТОНИМЫ – это слова, разные по звучанию, противоположные по значению, которые отвечают на один и тот же вопрос и являются одной частью речи.

Физкультминутка. Зарядка для глаз

Проведём, друзья, сейчас
Упражнения для глаз
Вправо, влево посмотрели
Глазки все повеселели
Снизу вверх и сверху вниз
Ты, хрусталик, не сердись
Посмотри в окно сейчас

Веселый мой 4 класс.

-Какое прилагательное встретилось вам?

-Придумайте ему антоним: веселый - грустный



5 Развитие умений.

1.Работа по учебнику.

а) c.36 упр. 203 – развивается умение находить антонимы-прилагательные в тексте и выявлять их комический эффект.

– Прочитайте стихотворение С.Я. Маршака «Мельник, мальчик и осел». (Читают вслух)

- Почему вы улыбнулись? (Было смешно)

- С помощью чего достигается автором комический эффект? 

Выписывают имена прилагательные - антонимы. Маленький (молодой) - старый. Старый - молодой.

– Употребление какого существительного в переносном значении помогает понять основную мысль этого стихотворения?



б) Упр. 204 – выявляется приём создания комического в стихотворении.

- Прочитайте задание самостоятельно. Что предлагают вспомнить авторы учебника?

- Ребята, кто вспомнил, как звучали первые строчки? (Погода была прекрасная, принцесса была ужасная).

- Как стали звучать эти строчки во второй части стихотворения? (Погода была ужасная, принцесса была прекрасная).

-Для чего автор использовал прилагательные-антонимы?

(Чтобы изменить смысл, придать выразительность тексту, для создания комического эффекта.

Приём противопоставления образов, называется антитезой Прием антитезы мы встречаем и в произведениях устного народного творчества.

- С помощью антитезы народные сказители показывают контраст.
рубашка беленькая - а душа черненькая 

- Что противопоставляется в этой поговорке? (внешний и внутренний облик человека)
язык медовый - а сердце ледяное

- И в устном народном творчестве, и в художественных произведениях писатели создают контрастные образы и формируют представления читателей о красоте - уродстве, о смешном и грустном, о добре и зле. Это даже порой отражается в названиях художественных произведений. Так К.Симонов написал произведение «Живые и мертвые» А.П.Чехов «Толстый и тонкий», Л.Н.Толстой «Война и мир» и др. (выставка книг).

Физминутка

-Подберите антоним к слову – работать (работать – отдыхать)

Вот сейчас мы и отдохнём. Выполним упражнения, определим слова-антонимы

Руки вверх – пришли учиться,

Руки вниз – а не лениться.

Сели, встали дружно вместе,

Покружились все на месте.

На любой вопрос коварный

Сами мы ответ найдём!

К цели мы своей придем!


-Итак, назовите слова-антонимы, которые встретились в стихотворении.

(вверх – вниз сели - встали вопрос - ответ




- Какие слова мы использовали в физкультминутке? (Антонимы).

Работа в парах.

- В устном народном творчестве люди часто использовали слова-антонимы.

- Даны пословицы. Вставьте недостающие слова.

С… друг, лучше н… двух.

Д… слово лечит, з… – калечит.

М… дело лучше б… безделья.

Слова для справок: старый, добрый, маленький, большой, новый, злой.

- Какие пословицы вы составили?

(Старый друг, лучше новых двух.

Доброе слово лечит, злое – калечит.

Маленькое дело лучше большого безделья.)

- Как вы их понимаете?

- Какую роль играют прилагательные-антонимы в речи?

(Способствуют более выразительной и яркой передачи мысли)

- Назовите слова с безударными гласными в корне слова.

- Со звонкими и глухими согласными.

- С разделительным ь.

- С ь знаком после шипящих на конце существительных.



Дифференцированная работа.

Систематизация знаний по теме. 

Красная карточка- задание на «5»

 Прочитайте текст. Сегодня холодный хмурый день. Стоит ненастная погода. По небу плывут тяжёлые чёрные тучи. Сеет мелкий осенний дождик. Под ногами сырая земля. 

Задание: замени подчёркнутые слова антонимами и запиши их. 

Сегодня ___________ _________ день. Стоит _______________ погода. По небу плывут ______________ ____________ облака. Под ногами __________ земля.

Зелёная карточка- задание на «4» 

- Подбери антонимы к словам 

красиво –_______________, мороз – _________________, рассвет – _______,

родина – _______________, устный –________________,хорошо – __________,

чёрный – ______________ .

 Слова для справокзакат, уродливо, чужбина, письменный, плохо, белый, жара.


Синяя карточка- задание на «3» 

- В каждой пословице подчеркни антонимы:

Мягко стелет, да жёстко спать. Легко сказать, да трудно сделать. Ученье – свет, а не ученье тьма.

Итог урока

- Что мы успели повторить и закрепить на уроке?

- Что же это за слова?

- Для чего мы употребляем прилагательные-антонимы?

- Где мы с ними встречаемся?

Домашнее задание по выбору

-Для того, чтобы закрепить знания, полученные сегодня на уроке, я предлагаю вам выполнить следующее домашнее задание.



1 уровень: - Прочитай пословицы. Найди и выпиши пары слов с противоположным значением (антонимы). Труд человека кормит, а лень портит. Лето припасает, а зима подъедает. Ложь стоит на одной ноге, а правда – на двух. Маленькое дело лучше большого безделья. Глупый киснет, а умный мыслит.

 2 уровень: Подбери слова с противоположным значением (антонимы) и запиши. Здоровый - …, сахар - …, жадность - …, медленный - …, до свидания - …, чёрный - … . 

3 уровень: Подбери антонимы в пословицы и запиши. Болен – лечись, а … - берегись. От малой искры, да … пожар. Знайка дорожкой бежит, а … на печке лежит. Меньше говори, да … делай. Кто больше знает, тот … спит. Доброе слово дом построит, …слово дом разрушит.



Рефлексия

- В заключении нашего урока хочется вам дать напутствие:

Как бы жизнь не летела, дней своих не жалей,
Делай доброе дело ради счастья людей.
Чтобы сердце горело, а не тлело во мгле.
Делай доброе дело на прекрасной Земле!



- Ребята, за окном зима, крепкий мороз. А я предлагаю украсить ваш класс ладошками. Они лежат у вас на столе. Если урок вам понравился, было интересно , всё у вас получилось, поднимите ладошку зелёного цвета и вы поняли новый материал. Если вы не всё поняли и нуждаетесь в помощи, то красную.



Сохранить у себя:
Роль прилагательных-антонимов в речи.

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки