"Роль музейной педагогики в преподавании предметов естественнонаучного цикла"

В целях повышения к предметам естественнонаучного цикла, можноиспользовать множиство технологий и педагогических приемов.Предлагаем использоватьтехнологию музейной педагогоки.

Содержимое разработки

МБОУ СШ№16 города Новый Уренгой.

«Использование технологии музейной педагогики в преподавании предметов естественнонаучного цикла».

Литература:

1.Казанцева В. В. Музейная педагогика как технология в школьном историческом образовании [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы VII Международной научной конференции. (г. Санкт-Петербург, июль 2015 г.). — СПб: Свое издательство, 2015. — С. 193-196.

2.Юхневич М.Ю. Я поведу тебя в музей. Учебное пособие по музейной педагогике/М-во культуры РФ Российскийин-т культурологии. – М. 2001.

В целях повышения заинтересованности в изучении предметов естественно – научного цикла, можно использовать множество технологий, методов и педагогических приёмов. Одной из самых актуальных и эффективных в настоящее время является технология музейной педагогики. Основные цели и задачи данной технологии заключаются в следующем:

-использовать возможности образования через системы музеев;

-расширять практико-ориентированный кругозор учащихся и формировать биологическое и химическое мышление;

-активизировать познавательную деятельность учащихся;

-прививать навыки работы по самообразованию;

-развивать творческие возможности учащихся;

-воспитывать любознательность и интерес к окружающему миру, любовь к своему Отечеству, чувство ответственности за жизнь на планете.

Термин «музейная педагогика» пришел к нам из Германии, где он появился на рубеже 19-20 веков.В России основы технологии музейной педагогики заложили такие видные педагоги, как Н.А. Корф, Д.Д. Семёнов, П.Ф. Лесгафт, И. М. Сеченов, Н. М. Пржевальский и др. Они проводили в музее публичные лекции для школьников и будущих учителей. Где, как не в музее или на экологической станции учащиеся близко познакомятся с объектами живой и неживой природы разных природных поясов, стран и континентов? Где ещё они воочиюсмогут увидеть, редкие растения и животных? Немаловажным аспектом деятельности музея изобразительных искусств, зоомузея или городской экологической станции является научно – просветительская деятельность, которая призвана воспитывать у учащихся бережное отношение к природе. Здесь они получают колоссальный эмоциональный всплеск в общении с живыми обитателямистанции, комплексные знания по биологии, географии,химии, экологии при изучении неживых объектов и коллекций животных, растительных организмов и картин с изображением природы.

Знакомство учащихся с объектами флоры и фауны, использование экспозиций музейных фондов и экспозиций экологической станции способствует следующим результатам:

- расширению кругозора о биосфере Земли;

-формированию экологического мировоззрения учащихся;

-развитию их эстетического вкуса;

-формированию позитивной мотивации к познанию окружающего мира.

Демонстрация природных объектов в сочетании с местом их обитания в виде макетов, красиво оформленные и содержательные витрины с коллекциями бабочек способствует самостоятельной эвристической деятельности обучающихся, созданию проектов. Проектная деятельность открывает для ребят умение работать с гербариями и коллекциями животных, природных материалов, находить причинно – следственные связи различных природных явлений, моделировать ситуации, способствует выработке экологического самосознания. На уроке биологии учащиеся9 класса получили задание составить проект на тему «Описание вида согласно критериям», используя гербарии растений, представленные в Детской Экологической станции. Рассматривая работу в музее как педагогический процесс, учителя естественных наук большое значение придают экскурсиям в музей. В Новоуренгойском музее изобразительных искусств открылась выставка художницы из Санкт-Петербурга Натальи Тур. Одна из экспозиций называется «Парад цветов». Как считает Наталья Тур, в данном случае речь идет не только о растениях, но и о понятии «цвет». Автор в своих работах использует светлые, очень «радостные» цвета, прекрасно передающие прелесть цветов и солнечного света. В зале - полотна, написанные в разных уголках планеты. Нидерланды, Чехия, Германия, Казахстан, Крым, побережье Белого моря…И на всех – красота природы. Такие выставки призваны воспитывать эстетический вкус учащихся разных возрастных групп, эмоциональное восприятие красоты окружающего мира. Ранеев Новоуренгойском городском музее изобразительных искусств учащиеся нашей школы посетили выставку картин Николая Константиновича Рериха «Симфония гор». Выставка являлась совместным проектом Администрации муниципального образования г. Новый Уренгой, Управления культуры муниципального образования г. Новый Уренгой, Новоуренгойского городского музея изобразительных искусств и Международного Центра-Музея имени Н.К.Рериха.

Н.К.Рериха справедливо считают непревзойденным Мастером гор. Художник отразил в своих картинах великолепие, созданное природой и показал величие духа человека, устремлённого к этим вершинам.Не у всех учащихся, посетивших выставку нашли отклик в душе необычные пейзажи Н.К. Рериха, но у многих из них осталось впечатление грандиозности изображённых гор – чуда творения природы. На уроках естественнонаучного цикла мы часто используем художественные произведения знаменитых художников с изображением природных объектов, природных явлений. Например, для внеклассного мероприятия по экологии учащимся была представлена презентация «Картины – загадки». Ребята, увидев на слайде репродукцию картины, должны были определить её автора. Использовались репродукции картин И.И. Шишкина «Рожь», «Корабельная роща», «Утро в сосновом лесу», А.К. Саврасова «Грачи прилетели», И.И. Левитана «Март», А.А. Пластова «Первый снег». Учащиеся познакомились с этими картинами в классах начальной школы, при изучении литературы и с удовольствием угадывали авторов картин. Классическая живопись, изображающая густой,мрачный еловый лес и трёх очаровательных медвежат, ландшафт бескрайнего золотогополя ржи и свежесть первого снега,вызвала у детей эмоции и неподдельный интерес, стремление к познанию природы и живописи.

Посещая музеи, обучающиеся получают не только теоретические, но и практические навыки. У них формируются наиболее полные представления как о природных, так и о лабораторных и производственных процессах, понятия о которых трудно сформировать в рамках школьного кабинета. Экскурсии в музеях проводятся с учетом последних достижений в области биологии, химии и смежных с ней дисциплин, что создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения учащихся.

Работа по технологии «Музейная педагогика» предполагает не только посещение музеев, но и подготовку материалов по конкретной теме с использованием цифровых носителей информации и дальнейшей их трансляции на уроках и во внеурочное время в школе. Такие занятия способствуют формированию чувства ответственности, активизирует познавательную деятельность, прививает навыки работы по самообразованию, повышают познавательную мотивацию у учащихся, развивают исследовательскую деятельность.Таким образом, технология музейной педагогики играет позитивную роль в обучении и воспитании подростков.







Сохранить у себя:
"Роль музейной педагогики в преподавании предметов естественнонаучного цикла"

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки