Роль классного руководителя в становлении классного коллектива и его влияние на формирование личности

Классный руководитель, это не просто педагог, это лидер и пример для подражания для своих воспитанников. Он формирует атмосферу в классе, влияет на личностное развитие каждого ребенка и способствует формированию сплоченого коллектива. Сильный классный руковолитель является надежным партнером для родителей и эффектным связующим звеном между семьей, школой и обществом.

Содержимое разработки

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Луганской Народной Республики

«Свердловский лицей №1 имени сестер-подпольщиц Лидии и Светланы Бабарицких»






Доклад

на тему:

"Роль классного руководителя в становлении классного коллектива и его влияние на формирование личности"


Кл. руководитель 6-Б класса

Лобода Е.С.





















г.Свердловск, 2025

Роль классного руководителя в становлении классного коллектива и его влияние на формирование личности

Воспитание детей - рискованное дело.
                                              Ибо в случае удачи последняя
                                                              приобретена ценою большого труда и
                                                     заботы, в случае же неудачи горе
                                               несравнимо ни с каким другим.

                                                                                               Демокрит


Роль классного руководителя в становлении классного коллектива и формировании личности учеников огромна и многогранна. Он выступает не просто организатором учебного процесса, но и воспитателем, наставником, психологом и даже в какой-то мере – социальным работником. Его влияние на формирование личности детей сложно переоценить, так как оно охватывает все сферы их жизни в школьные годы.

В становлении классного коллектива классный руководитель играет ключевые роли:

 1.Организатор и координатор: Классный руководитель создаёт условия для общения и взаимодействия между учениками, планирует и организует коллективные мероприятия (экскурсии, праздники, классные часы, проекты), способствует развитию внутриколлективных отношений. Он помогает детям научиться работать в команде, распределять роли и обязанности, решать конфликты конструктивно. Могу привести пример, после полученного в моем классе задания сделать постановку новогодней сказки, ребята спорили, кто будет играть роли в постановке, ролей на всех желающих не хватало. После того как предложила им переписать сценарий и добавить роли для желающих, все остались довольны, нашелся новый талант в классе, который заинтересовался написанием сценариев, все участвующие доработали сказку до конца, дети горели делом, все остались довольны результатом.
  2.Модератор: Классный руководитель направляет коммуникацию в классе, помогает разрешать конфликты, учит детей слушать друг друга, уважать чужое мнение и находить компромиссы. Он выступает посредником между учениками и администрацией школы. Классный руководитель создаёт пространство для высказывания каждого ученика, обеспечивая равные возможности для участия в дискуссиях и принятии решений, касающихся класса. Это противопоставляется ситуации, когда все решения принимает исключительно учитель. Руководитель коллектива делегирует ответственность ученикам, вовлекая их в организацию классных мероприятий, проектов и других дел. Это способствует развитию самостоятельности, ответственности и инициативы.
  3.Лидер и пример для подражания: Классный руководитель является для учеников образцом поведения, его авторитет и личный пример сильно влияют на формирование ценностных ориентаций и жизненных позиций учащихся. Его энтузиазм и заинтересованность в жизни класса заражают детей. Руководитель способен формировать атмосферу в классе, влиять на личностное развитие каждого ребёнка и способствовать созданию сплоченного коллектива. Сильный педагог является надежным партнером для родителей и эффективным связующим звеном между семьей, школой и обществом.
  4.Диагност: организатор воспитательного процесса коллектива наблюдает за развитием каждого ученика, выявляет проблемы в учёбе, поведении, в отношениях с одноклассниками и семьёй. Он проводит необходимые беседы, подбирает индивидуальные подходы к детям, при необходимости направляет к специалистам (психологу, логопеду и т.д.). Те методы подхода, которые приемлемы к одному ребенку, не будут работать для другого. Ребят в своем коллективе необходимо изучить, чем и занимается прикрепленный к классу педагог.
 5.Создатель атмосферы: Классный руководитель формирует в классе благоприятный психологический климат, где дети чувствуют себя безопасно, уверенно и комфортно. Он способствует развитию чувства принадлежности к коллективу, чувства взаимопомощи и поддержки.


Влияние классного руководителя на формирование личности учеников:

 Руководитель коллектива часто влияет на развитие навыков ребенка. Участие в коллективных мероприятиях, решение совместных задач, общение с разными детьми способствуют развитию коммуникативных навыков, умения работать в команде, решать конфликты, уважать мнение других.
  Формирование ценностных ориентаций тоже происходит под руководством педагога. Пример классного руководителя, его отношение к учёбе, труду, другим людям, его жизненные позиции сильно влияют на формирование ценностей у учеников. Поэтому организатор воспитательного процесса должен много работать над собой.
 Развитие самооценки и уверенности в себе. Поддержка и понимание классного руководителя, его вера в способности учеников способствуют развитию их самооценки и уверенности в себе.
  Классный руководитель помогает ученикам определиться с будущей профессией, дает консультации, организует встречи с представителями разных профессий, в чем помогает внеурочная деятельность «Моя Россия – мри горизонты»
  Помощь в преодолении трудностей также предоставляет педагог, он поддерживает детей в трудных ситуациях, помогает им преодолевать психологические и жизненные трудности.

Мой класс – это не просто группа учеников, объединённых одной школой. Это маленькая семья, где каждый ребёнок уникален и неповторим. У каждого свои интересы, свои сложности, свои мечты и страхи. Моя задача – помочь им раскрыться, поверить в себя, научиться преодолевать трудности и достигать поставленных целей.


Список использованной литературы



1.Каманин, О.Н., Создание детского общественного объединения / О. Н. Камакин // Справочник классного руководителя. - 2009. - №12. - с.33-40.

2.Нечаев, М.П., Имидж классного руководителя / М.П. Нечаев // Справочник классного руководителя. - 2008. - №9. - с.33-35.

3.Макаренко, А.С, Педагогические сочинения, т.1./ А.С. Макаренко - М.: Педагогика, 1983.-386с.

4.Сухомлинский В.А., Как воспитать настоящего человека / В.А. Сухомлинский -М.: Педагогика, 1990. - 286с.

5.Худенко, Е.Д., Гаврилычева, Г.Ф., Селиванова, Е.Ю., Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе-интернате, детском доме / Е.Д. Худенко, Г.Ф Гаврилычева, Е.Ю. Селиванова - М.: АРКТИ, 2008. -310с.

News. 1 September, ru

Сохранить у себя:
Роль классного руководителя в становлении классного коллектива и его влияние на формирование личности

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки