Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2»
«Родная природа в стихотворениях русских поэтов ХХ века»
Разработка урока литературы с применением ИКТ
6 класс
Учитель русского языка и литературы
Магомедова Марзи Расуловна
Избербаш-2019г.
"Родная природа в стихотворениях русских поэтов ХХ века"
Разработка урока литературы с применением ИКТ
Цели:
Обучающая: создать целостный образ природы в стихотворениях Н.Рубцова; с применением ИКТ ввести разностороннюю информацию: теоретическую и демонстрационную, практические задания;
Развивающая: формировать умения самостоятельно определять задачи своей деятельности ;искать и отбирать материал;
Воспитывающая: пробудить интерес к поэзии русских поэтов XX века
Ход урока
С каждой избою и тучею,
С громом, готовым упасть,
Чувствую самую жгучую,
Самую смертную связь.
Н.Рубцов
I. Объявление темы, цели урока
Новый материал
1) Слово учителя
Мы возвращаемся к теме изображения родной природы в русской литературе. Попробуем увидеть, как это делает поэзия XX века. Обратимся к творчеству поэта Николая Рубцова.
Поэт, о котором пойдет речь, родился не в конце прошлого литературного и даже не в начале нынешнего, блоковского, века, а в самом разгаре Советской эпохи. Популярность поэзии Николая Рубцова возникла почти сразу же после гибели поэта. Труден на Руси путь к признанию. Прощаясь на кладбище с покойным поэтом Николаем Рубцовым, писатель Виктор Астафьев сказал: " Человеческая жизнь у всех начинается одинаково, а кончается по по-разному. И есть странная, горькая традиция в кончине многих больших русских поэтов, все великие певцы уходили из жизни рано и, как правило, не по своей воле…"
Николай Рубцов - поэт всечеловеческой широкой лирической темы, и его поэзия, его высокое ощущение мира – это не только все краски русской природы, русской деревни, это мир неохватных радостей и печалей, огромных переживаний, и в нём кипит жажда настоящей смелости, дерзаний, русской вольности.
Поэт знал природу не по её внешним поэтическим атрибутам, а по законам жизни. В его стихи естественно входили практические, мы бы сказали, специфические знания. Он был предельно наделён тончайшим ощущением природы, Родины, которую беспредельно любил, обладал каким-то чувственно-телесным зрением. Природа – это вечный образ вечности: не случайно она одного корня со словами род, родить, Родина. Это не «часть земли» и не предмет простого любования: это мир, Вселенная, в которой живёт человек и частью которой он является. Поэт сопричастен «душе» своего народа, его прошлому, настоящему, будущему и через это – главным человеческого бытия, вопросам, волнующим человечество.
О чём пишутся его стихи? Рубцов писал о самом главном: о том, что его жгло, мучило, восхищало и ужасало. Сразу, с маху охватывать самую суть, существо, самый нерв – нужна честность. Поэзия – это служба непосредственности, это всегда выход на правду. Это можно сделать, только обладая огромной непосредственностью.
Лирика Рубцова очень мелодична, напевна. На его стихи написано много известных, любимых всеми песен. Обратимся к некоторым стихотворениям поэта.
II. Чтение и анализ стихотворений. «Звезда полей»
Звезда – один из главных символов поэзии Н.Рубцова, тайна Человечества, символ Вселенной, вечности, судьбы, бессмертия… Она манит, зовёт, притягивает, ждёт, приглашает, горит, надеется, даёт надежду. Со звездой поэт связывает судьбу человека:
Нет, меня не порадует – что ты!-
Одинокая странствий звезда…
Душа связана со звездой, она следит за каждым твоим действием:
Звезда полей во мгле заледенелой,
Остановившись, смотрит в полынью.
Уж на часах двенадцать прозвенело,
И сон окутал родину мою…
Звезда – вся Земля, всё человечество:
Звезда полей горит, не угасая,
Для всех тревожных жителей земли,
Своим лучом приветливым касаясь
Всех городов, поднявшихся вдали.
Торжество восхищения пред умением так рассказать о движении своей души заставляет все чувства как бы замереть перед этим чудом и на мгновенье, равное вечности, увидеть полёт звезды , прикоснуться к её движению.
Все эти значения образуют в его поэзии гармоническое единство и вызывают неповторимое чувство.
Каким чувством проникнуто стихотворение?
В стихотворении звучат и восхищённая нежность, и взволнованная радость, и тихая грусть. Вспомним, что стихотворение, проникнутое грустью, называется элегией.
Какие художественные приёмы помогают автору предать взволнованность и любовь к родине и природе?
1. Антитезы: «мгле заледенелой», «полынье» противостоит тепло осеннего золота, неугасимый свет звезды.
2. Повторы: словосочетание «звезда полей» повторяется пять раз, включая заглавие; этот образ открывает стихотворение и завершает его; столько же раз повторяется глагол «горит», создавая ощущение вечного источника тепла и света.
3. Эпитеты: «во мгле заледенелой-», «для всех тревожных жителей земли», «лучом приветливым».
4. Метафоры: «сон окутал родину мою», «горит под золотом осенним», «горит над зимним серебром».
5. Олицетворения: «звезда... остановившись, смотрит в полынью», «лучом приветливым». Восклицательная интонация восхищения, душевного волнения. Многоточия, создающие интонацию недосказанности, тишины, образ вечности.)
Какое значение имеет название стихотворения?
Образ звезды восходит к самым древним, мифологическим образам. Литература бесконечно черпает из мифологического источника, а он всё не скудеет, питает искусство многих и многих веков. Вспомним библейский образ Вифлеемской звезды, указавшей путь к Богу. По этому пути старается идти и поэт Николай Рубцов. Он преображает традиционный образ звезды - и этот образ окрашивается теплым чувством любви к родине. «Звезда полей», отражаясь в полынье, соединяет небо и землю, бережет сон родины. Она далека, но в то же время приветлива, она «горит, не угасая, / Для всех тревожных жителей земли».
Образ звезды повторяется и в стихотворении «В горнице». Это стихотворение положено на музыку и стало песней.
Если есть возможность, послушать в записи песню. Можно выразительно прочитать это стихотворение.
Стихотворение «Тихая моя Родина»
Какие образы природы создаёт поэт?
Река, ива, соловьи
Какое стихотворение Есенина напоминает нам «Тихая моя Родина»?
Какие чувства выражает лирический герой?
Чувство гордости за свою родину, восхищение родной природой, её тайнами
Какова интонация стихотворения?
Торжественная, величественная.
Какие приёмы использует поэт для создания прекрасных картин природы?
Эпитеты, метафоры, олицетворения…
III. Особенности поэзии Н.Рубцова
1. Звуковые образы
В поэзии Рубцова почти всякий «объект» как бы превращается в субъект, то есть в то, что способно вести диалог с лирическим героем. Слово его высказывается его состоянием. Поэт имеет дело с природой, когда для него в ней есть «душа» и «язык».В основе звуковых образов его поэзии – одушевление, единство звуков природы и звуков человеческой речи. Например, ветер может «свистеть, всхлипывать и стонать», буря - «реветь и выть», метель – «кричать и голосить», берёза – «тяжело вздыхать», звезда – «плакать», а ливень «жаловаться крышам».
2. Формы наделения природы человеческими способностями
Природа у Рубцова наделена человеческими способностями: она страдает, радуется, печалится, негодует, мстит. Отметим звуковую палитру: шум, стоны, молитвы, шёпот.
3. Символические образы
Несут значения печали, горя, тоски
4. Формы наделения природы человеческими способностями
Дерево у него – человек, а листья – платье, опадание – разлука. С пониманием этого символического смысла приходит и подлинное эстетическое наслаждение шедевром рубцовской лирики…
Но его грусть светлеет, когда «на окне стоят цветы герани», когда «цветут цветы», он отдыхает душой.
Эти образы имеют определённый смысл: в них связывается радость, веселье с образами цветенья, расцвета, а увядание – с горем и смертью.
5.Сравнительная характеристика образов в творчестве Сергея Есенина и Николая Рубцова
Анализируя стихотворения С.Есенина и Н.Рубцова о природе, мы пришли к выводу, что они различаются образами , например, у Есенина берёза – девушка, а у Рубцова это растение наделено новым смыслом: берёза - старая матушка Русь.
6. Цветовая палитра
Цветовая палитра в его стихах соответствует значениям, распространённым в лирической народной песне. Например, белый цвет символизирует чистоту, чёрный – печаль, красный – любовь, зелёный – молодость, синий – святость.
7. Символы стихий
В лирике Н. Рубцова мы отмечаем символы стихий: ветра, снега, тумана, дождя, дня и ночи. Он знает ночные ветры, «сводящие с ума», жалобные, призывные стоны вьюги над крышей, «избы в снегах», ужасы ночи, подступающие к «живым глазам» человека. Его лирический герой, зная свою судьбу, идет «в обнимку с ветром», пророчит:
Меня ведь свалят с ног
Снега,
Сведут с ума ночные ветры!
8. Сравнение стихии ветра в творчестве Александра Блока и Николая Рубцова
В стихотворениях поэтов ветер – это одухотворенная творческая сила, которая выступает в противоположность обывательскому застою.
9. Символы пространств
Символику пространств земли и воды народно – поэтического творчества Рубцов также не изменил, а взял ее целиком в свою символическую образную систему. Так, дорога – это и судьба, и жизнь, не только личная, но и всеобщая; герой его понимает, что
Все мы почти под кюветом
Несемся все дальше стрелой,
И есть соответствие в этом
С характером жизни самой!
10. Природа, Вселенная, небесные святила…
Природа, Вселенная, небесные светила…. Поэт сравнивает людей и их душевные переживания с солнцем, месяцем, звездою. Небесные светила у него связаны со счастьем, с чистотой:
Вечерняя заря да потухать стала,
А полуночная звезда да высоко взошла.
Светлая, утренняя заря да, братцы,
Занимается,
Из-под зорюшки-то красное солнышко да Выкатается…
Солнце у поэта – это чистота, красота и счастье: «Пусть солнце на пашнях венчает обильные всходы». А закат – горе, смерть:
Как будто солнце,
Красное над снегом,
Огромное,
Погасло навсегда…
Обратимся к стихотворению «Осенняя луна». Луна, возможно, символизирует надежду. Может быть,это мечта о прекрасном будущем:
Так зачем, проявляя участье,
Между тем проносилась луна
И светилась во мраке ненастья,
Словно отблеск весеннего счастья,
В красоте неизменной она?
Многие стихи поэта положены на музыку и стали песнями.
IY. Прослушивание записей песен на стихи Н.Рубцова
«В горнице моей светло», «Под звуки музыки…» в исполнении трио «Меридиан».
«Букет» в исполнении А.Барыкина.
«Звезда полей» в исполнении А.Градского.
Итог урока
Вывод: мы, современные люди, не интересуемся природой, не пытаемся понять человека, нам не до этого: в вечной спешке не слышим шума дождя, пения жаворонка, не видим, как почки на деревьях распускаются. И Николай Рубцов открывает для нас эти тайны жизни, зовёт к раздумьям и действию, настраивает душу человека на волны добра и участия к людям. Без поучений и назиданий зовёт нас его поэзия к сострадательности и совестливости, а в хаосе противоречивых случайностей помогает открыть гармоничность целого мира:
До конца,
До тихого креста
Пусть душа
Останется чиста!
Осмысление эпиграфа
Здесь в центре внимания сама природа. Благодаря олицетворениям и сравнениям, природа видится нам живой, одухотворённой, ведь “В НЕЙ ЕСТЬ ДУША, В НЕЙ ЕСТЬ СВОБОДА, В НЕЙ ЕСТЬ ЛЮБОВЬ, В НЕЙ ЕСТЬ ЯЗЫК”.
Домашнее задание:
Выберите наиболее понравившееся стихотворение о природе, обоснуйте свой выбор.
Подготовьте выразительное чтение стихотворения, проанализируйте его.