Режим дня в жизни школьника
Хорошими людьми становится больше от
упражнений, чем от природы.
Демокрит
Задачи собрания:
Показать родителям необходимость соблюдения правил гигиены и выполнения режима дня школьника.
Убедить родителей в необходимости формирования у ребенка привычки выполнения режима дня.
Форма проведения: семинар – практикум.
Подготовительная работа к собранию:
Анкетирование учащихся класса.
- В котором часу ты встаешь утром?
- Тебя будят родители или ты просыпаешься сам?
- Ты встаешь охотно или с трудом?
- Какие процедуры входят в твой утренний туалет?
- Делаешь ли ты зарядку по утрам?
- Ты делаешь её один или вместе с родителями?
- Как долго ты делаешь уроки?
- Ты выполняешь их сам или тебе помогают твои родители?
- Гуляешь ли ты на улице перед тем, как начать выполнять домашние задание?
- В котором часу ты идешь спать?
2. Анкетирование родителей учащихся класса.
Анкета для родителей.
- Считаете ли вы необходимым условием успешности учебной деятельности вашего ребенка выполнения им режима дня?
- Ваш ребенок встает сам или вы его будите?
- Он встает охотно или с трудом?
- Как вы на это реагируете?
- Занимаетесь ли вы закаливание собственного ребенка?
- Делает ли ваш ребенок зарядку?
- Являетесь ли вы для него в этом примером?
- Позволяете ли вы своему ребенку увлекаться телевизором?
- Гуляет ли ваш ребенок достаточное время на свежем воздухе?
- Ваш ребенок делает уроки сам или вы ему помогаете?
- Как долго по времени делает уроки ваш ребенок?
- Какие приемы вы используете для того, чтобы ребенок чувствовал себя здоровым и бодрым?
Примерный вариант режима дня первоклассника | Время |
Подъем | 7.30 |
Зарядка, умывание, уборка постели | 7.30 – 8.00 |
Завтрак | 8.00 – 8.20 |
Дорога в школу | 8.20 – 840 |
Занятия в школе | 9.00 – 13.00 |
Прогулка на свежем воздухе | 13.00 – 14.00 |
Обед, отдых, помощь по дому | 14.30 – 16.00 |
Приготовление уроков | 16.00 – 17.00 |
Свободное время | 17.00 – 19.00 |
Ужин | 19.00 – 19.30 |
Свободное время | 19.30 – 20.30 |
Личная гигиена, подготовка ко сну | 20.30 – 21.00 |
3. Разработка памяток для родителей по созданию условий ребенку для выполнения режима дня.
Памятка для родителей №1. Как сделать зарядку любимой привычкой ребенка.
Папы и Мамы! Помните!
Дефицит двигательной активности ребенка – первоклассника составляет 40% от принятой нормы. Для компенсации потребности в движении ребенок должен ежедневно активно двигаться не менее 2 часов.
Для того, чтобы зарядка стала для вашего ребенка необходимой привычкой, вы должны неукоснительно выполнять следующие условия:
Приучать ребенка своего ребенка к гимнастике с 2 – 3 лет.
Выполнять зарядку ежедневно, несмотря ни на какие обстоятельства. Их можно придумать много и разных.
Превращать утреннюю зарядку в праздник бодрости и поднятия духа.
Включать веселую и ритмичную музыку.
Открывать окна и шторы для потока солнечного света и свежего воздуха.
Выполнять зарядку вместе со своим ребенком.
Выполнять зарядку в течение 10 – 20 минут.
Включать в комплекс зарядки не более 8 – 10 упражнений.
Подмечать и подчеркивать достижения своего ребенка в выполнении упражнений комплекса зарядки.
Менять упражнения, если они наскучили ребенку и придумывать вместе с ним новые упражнения.
Памятка №2. Как проводить оздоровительные минутки при выполнении домашних заданий первоклассников.
Оздоровительная минутка проводится через каждые 10 – 15 минут выполнения заданий.
Общая продолжительность оздоровительных минутки не более 3 минут.
Если ребенок выполнял перед этим письменное задание, необходимо выполнять упражнения для рук: сжимание и разжимание, потряхивание кистями и т.д.
Очень полезны задания с одновременной, эмоциональной нагрузкой – для снятия напряжения. Они могут быть такими:
А. «Моем руки» - энергичное потирание ладошкой о ладошку.
Б. «Моем окна» - попеременное, активное протирание воображаемого окна.
В. «Ловим бабочку» - воображаемая бабочка летает в комнате. Нужно ее поймать и выпустить. При этом необходимо крепко сжимать и разжимать ладошку, совершая хватательные движения.
После длительного сидения ребенку необходимо делать потягивание, приседание, повороты туловища в разные стороны.
Если ваш ребенок двигательно малоактивен, не оставляйте это без внимания. Таким детям необходим ваш личный пример.
Позаботьтесь о том, чтобы в вашем доме был элементарный спортивный инвентарь: мяч, скалка, обруч, гантели и т.д.
Если вы сами в этот момент дома, делайте все упражнения вместе с ребенком. Только тогда он поймет их важность и необходимость!
Упражнения при подготовке домашних заданий
Комплекс упражнений по предупреждению зрительного утомления во время выполнения домашних заданий:
Исходное положение – сидя, откинувшись на спинку стула, сделать глубокий вдох, наклониться вперед к столу и сделать выдох. Повторить 6-5 раз.
Исходное положение – сидя, откинувшись на спинку стула, прикрыть веки, крепко зажмурить глаза, открыть глаза. Повторить 4 раза.
Исходное положение – сидя, руки на пояс, повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой руки; повернуть голову влево, посмотреть на локоть левой руки; вернуться в исходное положение. Повторить 4 – 5 раз.
Исходное положение – сидя, посмотреть прямо перед собой 2 – 3 секунды, поставить палец правой руки по средней линии лица на расстоянии 15 – 20 см от глаз, перевести взгляд на конец пальца и смотреть на него 3 – 5 секунд, затем опустить руку.
Исходное положение – сидя, руки вперед, посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх (вдох), проследить глазами за руками, поднимая головы, руки опустить (выдох). Повторить 5 – 6 раз.
«Рисование картины». Наитии в комнате какой – нибудь предмет и «нарисовать» его глазами: обвести взглядом выбранный предмет по контуру с внутренней и внешней стороны.
Мини – сочинение учащихся класса «Как я делаю уроки»
Вопросы для обсуждения на родительском собрании.
- Здоровье ребенка и школьные нагрузки.
- Особенности рационально организованного режима дня.
- Приемы сохранения психического и физического здоровья ребенка с помощью режима дня.
Ход собрания
На плакате – статистика по теме собрания. Классный руководитель приводит цифры статистики, тем самым подчеркивая актуальность выбранной темы для собрания.
Статистика актуальности темы.
Лишь 20 – 25% первоклассников, переступающих ежегодно школьный порог, остаются здоровыми после первого года обучения в школе.
К концу первой четверти худеют 30% учащихся-первоклассников.
15% первоклассников жалуются на головные боли, усталость, сонливость, отсутствие желание учиться.
Треть учащихся-первоклассников имеют различные нарушения осанки, которые усугубляются в первый год обучения.
10% детей, поступающих в первый класс, имеют нарушения зрения различной тяжести
20% детей входят в группу риска в связи со склонностью к близорукости.
Лишь 24% первоклассников выдерживают ночной норматив сна.
Ежедневно дети недосыпают от 1,5 часов до получаса.
Вступительное слово классного руководителя
Начало обучения ребенка в школе – это, в первую очередь, экзамен на зрелость той семьи, в которой он растет и развивается. Если семья не готова к пониманию важности этого этапа в жизни ребенка, со временем есть вероятность того, сто ребенок войдет в одну из статистических групп, приведенных на доске.
Отсутствия у родителей понимания проблемы, незнание своего ребенка, родительский эгоизм и тщеславие, неумение и нежелание наладить контакт со своим ребенком, поддержать его в этот весьма непростой период жизни может привести к стрессам и трагедиям всего периода обучения в школе.
Одной из причин, которые приводят к ухудшению физического здоровья и эмоционального состояния ребенка может быть несоблюдение режима дня школьника. Некоторые родители кране скептически относятся к самому понятию «режим». А зря. Нельзя понимать соблюдение режима ребенком как некую догму.
Выполнение режима дня позволяет ребенку сохранять физическое равновесие, что дает возможность соблюдения эмоционального равновесия. А ведь мы, взрослые, прекрасно знаем, что именно этот возраст характеризуется эмоциональной неустойчивостью, которая ведет к хронической усталости и утомляемости. Эти постоянные симптомы приводят к снижению работоспособности ребенка. Низкая работоспособность характеризуется:
- снижение количества правильных ответов на уроке и дома после того, как ребенок выучил материал урока;
- повышение количества ошибок наряду с хорошо выученным правилом.
- рассеянностью и невнимательностью ребенка, быстрой утомляемостью;
- изменения почерка ребенка в связи с ухудшением регуляции физиологических функций
Безусловно, нельзя работать без утомления, но ведь задача семьи состоит в том, чтобы предупредить переутомление и способствовать такой организации жизни ребенка, которая позволит избежать влиянию утомления на его здоровье. Как это организуют родители нашего класса?
Анализ анкет детей и родителей по проблеме собрания.
Анализ сочинений учащихся «Как я делаю уроки»
Родительские «НЕЛЬЗЯ» при соблюдении режима дня.
Родители делятся на группы и разрабатывают запретительные законы для родителей класса, которыми они должны руководствоваться при организации выполнения ребенком режима дня. Родители работают в группа в течении 20 минут, затем каждая группа выступает с докладом. На основе групповых запретов составляется общий свод родительских «НЕЛЬЗЯ», который записывается в родительский дневник.
НЕЛЬЗЯ:
Будить ребенка в последний момент перед уходом в школу, объясняя это себе и другим большой любовью к нему.
Кормить ребенка перед школой и после нее сухой пищей, бутербродами, объясняя это себе и другим, что ребенку такая еда нравится.
Требовать от ребенка только отличных и хороших результатов в школе, если он к ним не готов;
Сразу после школьных уроков выполнять домашние задания;
Лишать детей игр на свежем воздухе из-за плохих отметок в школе;
Заставлять ребенка спать днем после уроков и лишать его этого права;
Кричать на ребенка вообще и во время выполнения домашних заданий в частности;
Заставлять многократно переписывать в тетрадь из черновика;
Не делать оздоровительных пауз во время выполнения домашних заданий;
Ждать папу и маму, чтобы начать выполнять уроки;
Сидеть у телевизора и за компьютером более 40 – 45 минут в день.
Смотреть перед сном страшные фильмы и играть в шумные игры;
Ругать ребенка перед сном;
Не проявлять двигательную активность в свободное от уроков время;
Разговаривать с ребенком о его школьных проблемах зло и назидательно;
Не прощать ошибки и неудачи ребенка.
Знакомство родителей с рекомендуемым режимом дня школьника.
Анализ памяток, предложенных родителям, по проблеме выполнения школьником режима дня.
Беседа с родителями отдельных учащихся, приглашение их на индивидуальную консультацию по проблеме.