Методическая разработка урока по предмету «Основы религиозных культур и светской этики»
Семья и семейные ценности
Разработка урока по ОРКСЭ по теме «Семья и семейные ценности»
Цели: показать значение семьи в жизни каждого гражданина, выяснить, как традиционные религии относятся к семье.
Задачи:
- формировать уважительное отношение к родителям, окружающим;
-способствовать формированию понимания значимости семейного воспитания для становления личности;
-способствовать развитию позитивного отношения к жизни, к окружающей действительности, к своей семье;
-создать оптимальные условия для самовыражения и самореализации уащихся.
Оборудование: мультимедиапроектор, компьютер, ватман для изображения эмблемы семьи, фломастеры.
Оформление: Проекты и рисунки детей по теме «Семья»,
сочинения «Моя семья»,
пословицы и поговорки о семье,
высказывания великих людей о семье,
проекты на тему «Моя семья»,
стенд: “Заповеди семейной жизни”
Ход урока:
Организационный этап урока
Вступительное слово учителя:
Народная мудрость гласит: «Каковы корешки – таковы и ветки. Каковы родители – таковы и детки».
Целью нашего урока является изучение духовно-нравственного воспитания в семье. Ведь, именно семье принадлежит ведущая роль в формировании духовно-нравственных ценностей детей, их воспитания и развития.
Подготовка к изучению нового материала
1.Беседа с учащимися по вопросам
- У каждого человека есть свои ценности.
- А что вы понимаете под этим словом?
(запись ответов детей)
- Какая их этих ценностей на ваш взгляд самая важная? (семья)
-Почему именно семья является самой важной ценностью для человека?
2.Чтение стихотворения
Как появилось слово “семья”?
Когда-то о нем не слыхала Земля…
Но Еве сказал перед свадьбой Адам:
Сейчас я тебе семь вопросов задам;
“Кто деток родит мне, богиня моя”?
И Ева тихонько ответила “я”,
“Кто их воспитает, царица моя”?
И Ева коротко ответила “я”
“Кто пищу сготовит, о, радость моя”?
И Ева все так же ответила “я”
“Кто платье сошьет?
Постирает белье?
Меня приласкает?
Украсит жилье?
Ответь на вопросы, подруга моя!”
“я”, “я” …тихо молвила Ева – “я”, “я”…
Сказала она знаменитых семь “я”
Вот так на земле появилась семья
Надо ли говорить для чего человеку семья? Думаю, каждый ответит по-своему (ответы детей), но наверняка прозвучит одна простая и верная мысль – для счастья. - В семье мы приобретаем представление о жизни, о нравственности, о морали (Что хорошо? Что плохо? Что можно? Что нельзя?); приобретаем хозяйственные навыки; совершаем первые самостоятельные поступки и получаем их оценку; учимся сами оценивать поступки других и свои собственные ……Давайте попытаемся продолжить этот список. (получаем жизнь, это место, где нас любят, прощают, заботятся…)
Ответом на этот вопрос служат также замечательные строки:
Что такое семья?
Вы спросите меня.
Я отвечу вам с удовольствием,
Что семья – это дом,
Садик мой за окном,
И семья – это малая Родина!
Под пургой и дождем
Нас согреют теплом
И помогут в любой ситуации
Мамы милой глаза,
И улыбка отца,
И ватрушки, и булочки бабушки!
В мир идем из семьи,
Там и корни твои,
Твоя долгая жизнь начинается.
И основа основ –
Наш родительский дом.
И семьей в мире жизнь продолжается!
Да, человеческое счастье вряд ли возможно без семьи. Ни самая увлекательная работа, ни друзья не могут дать то, что может дать семья.
Где, как не в семье, получает человек то, к чему стремится в любом возрасте: ощущение своей нужности близким, осознание, что любим или любишь сам, веру, что есть на земле место, где тебя ждут и любят.
Где, как не в семье, человек получает заряд любви и бодрости, сил творческих и духовных, без которых он не может нормально жить и работать.
Где, как не в семье, получают люди прекрасный дар – счастья материнства и отцовства.
3. Работа с притчами
А теперь я предлагаю вам работу с притчами. Я прочитаю вам притчи, а вы ответите на мои вопросы.
В давние времена жила одна семья, и в ней царили и согласие. Молва об этом долетела до правителя тех мест, и он спросил у любовь главы семьи: «Как вам удаётся жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?» Старец взял бумагу и написал на ней что – то. Правитель посмотрел и удивился, на листе было написано сто раз одно и тоже слово… Какое это слово? (понимание)
Как появилась дружная семья.
Давным –давно жила семья, в которой было 100 человек, но не было между ними согласия. Устали они от ссор и раздоров. И вот решили члены семьи обратиться к мудрецу, чтобы он научил их жить дружно. Мудрец внимательно выслушал просителей и сказал: « Никто не научит вас жить счастливо, вы должны сами понять, что вам нужно для счастья, напишите, какой вы хотите видеть свою семью». Собралась эта огромная семья на семейный совет и решили они, чтобы семья была дружной, надо относиться друг к другу, придерживаясь этих качеств: (каких?)
(Ответы учащихся)
4. Защита проектов учащихся о семье (выступления учащихся).
Семья и семейные ценности.
-У каждой семьи есть свои традиции и праздники. В нашей семье праздники - это подарки, веселье, хорошее настроение. В заботах и хлопотах по подготовке к праздникам участвует вся семья. У каждого из нас свои обязанности. Часто к нам на праздники приходят гости. И потом ещё долго мы вспоминаем смешные и весёлые моменты.
-В нашей семье есть свои традиции. Одна из них, например, воскресное чаепитие. Когда вечером мы всей семьёй садимся пить чай с маминой ароматной выпечкой, обсуждаем события прошедшей недели и строим планы на будущее. Ещё одна традиция - 1 мая, в Праздник весны и труда, мы всей семьёй выезжаем на природу, жарим шашлыки, играем в подвижные игры. Вечером уставшие и довольные возвращаемся домой. Благодаря семейным традициям люди учатся ценить минуты, проведённые вместе, наслаждаться общением друг с другом.
-У нас есть семейные реликвии - это ордена и медали моего прадедушки, письма папы из армии.
-Я счастлива в кругу своих родных. Как это здорово, что у тебя есть дом, где тебя с нетерпением ждут, любят, поддерживают, и я чувствую себя спокойно и уверенно.
-Я тоже хочу иметь дружную и счастливую семью , потому что главное для человека - семья. Я буду стараться беречь семейные отношения, чтобы мои дети тоже были счастливы дома. Человек должен жить не для себя, а для других и стараться сделать близких счастливыми. Вот тогда человек не зря проживет свой век. Семья, родной дом - это место, куда хочется возвращаться снова и снова, зная, что тебя там любят и ждут! Я очень люблю свою семью!
5. Презентация «Памятники семье»
Памятник семье – это символ незыблемых ценностей, которые являются и будут являться фундаментом общества.
Венценосная семья
Памятник Семье Николая II, расположенный рядом с Храмом-на-Крови в Екатеринбурге.
Рядом со Свято-Феодоровским Кафедральным собором, стоит памятник семье работы скульптора Николая Филатова.
Двое взрослых - мама и папа, а рядом дети - старшая дочь, сынишка и младшенькая, плюс еще один малыш, которому еще только предстоит родиться.
При взгляде на этот памятник почему-то вспоминается фраза из "Анны Карениной": "Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему."
Памятник семье Володичкиных
Построен в посёлке Алексеевка города Кинель Самарской области 7 мая 1995 года к 50-летию Победы. Это памятник матери, у которой война забрала всех девятерых сыновей: шестеро погибли на фронте, трое позже скончались от ран.
Памятник Петру и Февронии
- Кто такие Пётр и Феврония?
Святой благоверный князь Петр, в иночестве Давид, и святая благоверная княгиня Феврония, в иночество Евфросиния, Муромские чудотворцы. Благоверный князь Петр был вторым сыном Муромского князя Юрия Владимировича. Он вступил на Муромский престол в 1203 году. За несколько лет до этого святой Петр заболел проказой, от которой никто не мог его излечить. В сонном видении князю было открыто, что его может исцелить дочь пчеловода благочестивая дева Феврония, крестьянка деревни Ласковой в Рязанской земле. Святой Петр послал в ту деревню своих людей.
Когда князь увидел святую Февронию, то так полюбил ее за благочестие, мудрость и доброту, что дал обет жениться на ней после исцеления. Святая Феврония исцелила князя и вышла за него замуж. Святые супруги пронесли любовь друг ко другу через все испытания. Гордые бояре не захотели иметь княгиню из простого звания и потребовали, чтобы князь отпустил ее. Святой Петр отказался, и супругов изгнали. Они на лодке отплыли по Оке из родного города. Святая Феврония поддерживала и утешала святого Петра. Но вскоре город Муром постиг гнев Божий, и народ потребовал, чтобы князь вернулся вместе со святой Февронией.
Святые супруги прославились благочестием и милосердием. Скончались они в один день и час 25 июня 1228 года, приняв перед этим монашеский постриг с именами Давид и Евфросиния. Тела святых были положены в одном гробе.
Святые Петр и Феврония являются покровителями семья и брака.
Они являются образцом христианского супружества. Своими молитвами они низводят Небесное благословение на вступающих в брак.
Их память православная церковь празднует 8 июля.
Икона Петра и Февронии Муромских.
Изучение нового материала.
1.Запись в тетрадь темы урока.
Обсуждение темы урока
- как вы понимаете тему урока?
- какую роль играет семья в вашей жизни?
Семья играет особую роль в нашей жизни. Именно в семье многие люди узнают о традициях своего народа, своей страны, об основах веры. Семья в православии часто именуется Церковью, только не большой, в которой есть епископы и священники, а маленькой, малой, но тоже - Церковью.
В семье неизбежно реализуется закон, который по самому строю семейной жизни является законом и для Церкви. То есть в основе семейных отношений – жертва одного ради другого. Такая любовь, когда не я в центре мира, а тот, кого я люблю. И это добровольное удаление себя из центра Вселенной есть непременное условие для полноценной жизни семьи.
Семья, в которой любовь как взаимное желание спасения друг друга и помощи в этом и в которой один ради другого себя во всем стесняет, ограничивает, отказывается от чего-то, для себя желаемого, – это и есть малая Церковь.
Постановка цели:
- как традиционные религии относятся к семье.
2. Работа по учебнику - чтение текста.
- Как вы думаете, почему во всех религиях семья считается одной из важнейших ценностей?
3. Высказывания учащихся.
4.Обобщение высказываний
Христианство
Для православных христиан брак – это одно из таинств, в которых Сам Бог благославляет любящих друг друга. Огромное значение в христианстве придаётся почитанию родителей и уважительному к ним отношению.
Ислам
Ислам рассматривает брак как обязательство перед Богом, а многочисленное потомство – это благословение всевышнего. Семейная жизнь у мусульман ограждена от посторонних взоров. С особым уважением мусульмане относятся к женщине. Пророк Мухаммад сказал, что «рай находится под ногами наших матерей».
- как вы понимаете это выражение?
Иудаизм
В иудаизме семья – это величайшая ценность, а брак и рождение детей считаются одной из главнейших заповедей, данной ещё Адамом и Евой.
Буддизм
В буддизме все верующие делятся на монахов и мирян. Для мирян семейная жизнь является важнейшей частью их жизни. Назначение семьи - это ответственность и забота о детях, о родителях, о монахах.
Физкультминутка
Закрепление
Тренажёр - Выберите верный вариант
1.В христианстве семью часто называют … «малой Церковью»
2.Согласно исламу, женатый человек имеет предпочтение перед …. неженатым
3.Одна из 10 библейских заповедей гласит …. «Почитай отца и мать»
4.Идеалом человеческих взаимоотношений в буддизме является … материнская любовь
Контроль
Укажите правильный ответ:
1.В православной традиции венчание – …одно из важнейших таинств.
2.Как в иудаизме воспринимается создание семьи и продолжение рода … как заповедь, данная ещё Адамом и Евой.
3.Брак в исламе считается … обязательством перед Богом.
4.Люди, принадлежащие к буддийским традициям, могут … состоять в браке или принадлежать к монашеской общине.
Работа в группах
- Представьте, что вы участники конкурса на лучшую эмблему семьи.
Изобразите её. Обоснуйте. (Показ подготовленного эскиза эмблемы)
Хорошая семья-это прочный союз любящих, духовно близких и равноправных людей, у которых нормой отношения являются уважение, доверие, взаимопомощь, общие взгляды.
Итог урока.
Работа с раздаточным материалом
Релаксация.
- Что самое интересное было на уроке?
- О чём вам захотелось рассказать друзьям?
-О чем в узнали на уроке и о чем вы уже знали?
Дом. Задание.