РИСОВАНИЕ ПЕСКОМ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
ТЕХНИКИ И УПРАЖНЕНИЯ
«Игры с песком (sand-play) – одна из форм естественной активности ребёнка. Именно поэтому песочная терапия, как одно из направлений психологопедагогической арт-технологии, приобретает все большую актуальность при работе с детьми дошкольного возраста.
Взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние ребёнка, улучшает самочувствие. В песочной среде могут проигрываться реальные жизненные ситуации, проблемы, с которыми ребенок сталкивается в жизни. Он может здесь найти решение или изменить свое отношение к конфликтным ситуациям со сверстниками или взрослыми. Игра с песком полезна для развития мелкой моторики рук, восприятия, мышления, памяти, внимания, речи, воображения, навыков самоконтроля и саморегуляции у детей.
Песочную терапию можно использовать, проводя коррекционные, развивающие и обучающие занятия. В условиях детского сада не только педагог-психолог может использовать песочницу, но и воспитатели.
Заниматься рисованием на песке могут дети с трех лет. И научить ребенка рисовать на песке не сложно, ведь это можно сделать через игру, сказку, легенду.
Не все дети могут работать с песком на стекле. Противопоказания для работы с песком: аллергия на пыль, легочные заболевания, мелкие частицы, кожные заболевания, порезы на руках, эпилепсия.
- Упражнение «Чувствительные ладошки»
Цель: снижение психоэмоционального напряжения.
Положите руки на ровную поверхность песка, оставьте отпечатки рук сначала внутренней, потом внешней стороной кисти. Погрузите пальчики в песок. Возьмите в ладошки песок и пересыпайте его из одной руки в другую, понаблюдайте за движением песчинок. Разровняйте песок на листе. Что вы чувствовали при «общении» с песком? Приятно вам было?
- Упражнение «Картина из загадок»
Цель: знакомство с различными приемами рисования на песке. Развитие мыслительных операций, воображения, мелкой моторики.
Злой колдун испортил нашу волшебную страну. Предлагаю вам разгадать загадки, для того чтобы вернут порядок в ней, но не просто разгадать, а нарисовать ответы на песке, так чтобы получилась картина, т. е. надо рисовать так, чтобы ответы располагались на песке примерно там, где они обычно должны находиться.
Жёлтая тарелка на небе висит.
Жёлтая тарелка всем тепло дарит (солнце).
- Рисуем в правом верхнем углу. Прием рисования – двумя руками кончиками пальцев. Прием рисования – из точек, примерно 7, тремя пальцами расчищаем на 2 стороны двумя руками.
Ветерок-пастушок затрубил в свой рожок.
Собрались овечки у небесной речки (облака).
- Рисуем с засыпкой, ребром большого пальца или кулачком, засыпаем песочком.
Как над речкой, над рекой
Появился вдруг цветной
Чудо мостик подвесной (радуга).
- Прием рисования с помощью трафарета.
Течёт, течёт - не вытечет,
Бежит, бежит - не выбежит (речка).
- Прием рисования ребром ладони. Песок рассыпается по песочнице.
Она под осень умирает
И вновь весною оживает.
Иглой зелёной выйдет к свету,
Растёт, цветёт всё лето.
Коровам без неё - беда:
Она их главная еда (трава).
- Рисуем кончиками пальцев двумя руками.
Упражнение «Встреча»
Цель: гармонизация детско-родительских отношений.
Ребенок закапывает пальцы обеих рук в песок. Педагог или мама закапывает руки в песок: «У тебя есть пальчики, у меня есть пальчики, пришла пора им встретиться, готовим чемоданчики». Пальчики ползут под песком и встречаются».