Ресурсы современного урока иностранного языка и эффективное использование для повышения качества обучения.
Валигун О.Ю.
МБОУ «ОШ № 17 города Макеевки»
«Если мы будем учить сегодня так,
как мы учили вчера,
мы украдем у наших детей завтра»
Джон Дьюи
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться». Как для учеников, так и для учителя, урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова. Современный, – это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный. Помимо этого, если урок – современный, то он обязательно закладывает основу для будущего. И сегодня школа становится не столько источником информации, сколько учит учиться; учитель уже не проводник знаний, а личность, обучающая способам творческой деятельности, направленной на самостоятельное приобретение и усвоение новых знаний. Меняется характер деятельности учителя и ученика. Ученик перестает быть пассивным участником образовательного процесса, а наравне с учителем участвует в постановке целей и задач каждого урока, определяет план своей работы, выбирает средства и способы достижения поставленных целей, активно участвует в оценивании своей деятельности и деятельности одноклассников.
Если сравнивать цели и задачи с прежними стандартами, их формулировка изменилась мало. Произошло лишь смещение акцентов на результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования. Вся учебная деятельность должна строиться на основе системно-деятельностного подхода, цель которого заключается в развитии личности обучающегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Обучающийся должен стать живым участником образовательного процесса.
Одной из ведущих черт современного урока иностранного языка является атмосфера общения. Создание такой атмосферы – это требование, вытекающее из программных целей и закономерностей обучения. Обучение общению может успешно осуществляться только в условиях, когда учитель и ученики являются речевыми партнерами
На уроке проводится работа над разными аспектами языка (фонетикой, грамматикой, лексикой) и над развитием умений в различных видах речевой деятельности (аудированием, чтением, говорением, письменной речью). Однако при планировании урока выделяется одна основная цель. Формулировка цели должна быть четкой и конкретной.Именно цель урока определяет выбор упражнений. Цель определяет средства, поэтому упражнения (как средство обучения) должны быть адекватны цели.
Адекватность упражнений означает их соответствие тому виду речевой деятельности, который развивается на данном уроке.
Очень важно расположить упражнения таким образом, чтобы каждое предыдущее упражнение являлось опорой для следующего, планировать урок от простого к более сложному.
Урок иностранного языка носит комплексный характер. Это означает, что каждая доза речевого материала «пропускается» через четыре основных вида речевой деятельности, т.е. один и тот же материал учащиеся воспринимают на слух, используют в говорении, читают и записывают.
Главной составная часть учебного процесса был и остается урок. Учебная деятельность учителя и учащегося в значительной мере сосредотачивается на уроке. Вот почему качество подготовки учащихся во многом определяется уровнем проведения урока, его содержательной и методической наполненностью, его атмосферой. Как же построить такой урок? Как сделать так, чтобы урок не только вооружал учащихся знаниями и умениями, значимость которых невозможно оспорить, но чтобы все, что происходит на уроке, вызывало у детей искренний интерес, подлинную увлеченность, формировало их творческое сознание?
Современный урок должен отражать владение классической структурой урока на фоне активного применения собственных творческих наработок, как в смысле его построения, так и в подборе содержания учебного материала, технологии его подачи.
Язык должен осваиваться осознанно. Важно создавать условия, когда дети учатся слушать друг друга, умеют адекватно оценивать свой ответ, хотят узнавать новое.
Еще Сократ говорил о том, что научиться играть на флейте можно только, играя самому. Точно также деятельностные способности учащихся формируются лишь тогда, когда они не пассивно усваивают новые задания, а включены в самостоятельную учебно- познавательную деятельность. Умение согласования целей субъектов деятельности (учителя и ученика) является одним из критериев педагогического мастерства. Чтобы ученик сформулировал и присвоил себе цель, его необходимо столкнуть с ситуацией, в которой он обнаружит дефицит своих знаний и способностей. Цель - это то, к чему стремятся, что надо осуществить.
Как уже было выше сказано, современные педагогические технологии помогают реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учетом способностей детей, их уровня обученности.
Достижению основной цели изучения английского языка способствует использование Интернет ресурсов. Это позволяет решать целый ряд дидактических задач: формировать навыки и умения чтения, используя материалы глобальной сети; совершенствовать умения письменной речи; пополнять словарный запас учащихся; формировать у школьников мотивацию к изучению английского языка.
Одной из технологий, обеспечивающей личностно-ориентированное обучение, является метод проектов, как способ развития творчества, познавательной деятельности, самостоятельности.
Как известно современный урок английского языка характеризуется большой интенсивностью и требует от учеников концентрации внимания, напряжения сил, а внимание учащихся, особенно в начальных классах, неустойчиво.
В обучении иностранному языку младших школьников за последние годы произошли большие изменения. Процесс «учить» будет не эффективным, если в нём отсутствует элемент «учиться». Знание психологических особенностей младших школьников является залогом успешного обучения их иностранному языку. Опыт работы с младшими школьниками позволяет утверждать: главное – не то, чтобы дети как можно раньше начали говорить на иностранном языке, а чтобы они захотели это делать.
Таким образом, мы видим, что современный урок будет результативным, если:
-На этапе целеполагания активную позицию занимает ученик.
-Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся и их мотивацию к учебной деятельности.
-Учитель эффективно сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.
-Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися.
-Учитель применяет дифференцированный подход в обучении.
-Учитель обучает детей осуществлять рефлексию своей деятельности.
-Учитель стремится оценивать результаты каждого ученика, поощряет и поддерживает даже маленькие успехи.
-На уроке преобладает атмосфера сотрудничества между учителем и учениками.
Каким должен быть современный урок? Размышляя над этим вопросом, становится ясно, что однозначно ответить на него невозможно. Во все времена важным для детей остается поддержка учителя, его помощь и одобрение. Живое и доброе общение с учителем – вот что остается в сердцах детей.
Я считаю, что современный урок должен быть интересным, познавательным, добрым, таким, чтобы ребенок шел на него с удовольствием, а не считал каждую минуту до его конца.